1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»

Это один из самых древних городов Слободской Украины и известен по актам еще с 1658 г. Одна из описей «гор. Колонтаеву», его черкасам, служивым и мещанам, относятся к 1660 году. И в первое его время он был весьма значителен, так что известен колонтаевский полковник того времени. Крепость его в 1785 г. имела следующий вид: «земляной насыпной вал выштиною в 1 сажень, шириною в заложении 3 саж., вокруг сухой ровь глубиною в 1 ½  саж., шириною в 3 сажени. В крепости соборный храм Успения Богоматери». Остатки укреплепия и поныне еще довольно значительны. Площадь укрепления — квадратная, в длину и ширину 70 саженей. Открытый вход с юга. С севера и востока оно защищено еще р. Мерлом, а с юга и запада в соответствие сему природному укреплению проведен другой ряд вала со рвом, в 10 саженях от первого. По валам стояли кошели, набитые землею, в виде амбразур.

Соборный Успенский храм по актам известен с 1700 г. Но в 1713 г. Построен был уже новый Успенский храм. Нынешний деревянный храм построен в 1761 г.

            Книги храма: еваннгелие К. п. 1701 г. с надписью «сию книгу продал я поп Андрей пану Тимофею Боярскому за коп. 8, 1709 року, а им Тимофеем отдана местечка Колонтаева в церковь Успения Пресв. Богородицы». Общая минея К. п. 1681 г., триодь цветная К. п. 1702 г., служебник К. п. 1744 г., минеи служебные в 12 кн. К. п. 1754 г.

Другой храм в Колонтаевке — храм свят. Николая известен по актам еще с 1687 г.* и вероятно основался в одно время с населением Колонтаева. Ахтырский акт № 965 «1687 г. март. 23 я Евдокия Максимова жена колонтаевская мещанка продала лесок священноиерею Иакову Самойловичу, пресвитеру Никольскому Колонтаевскому». Ниже написано: «1737 г. я Краснокутского Петропавловского монастыря иеромонах Тимофей (вероятно сын о. Иакова) сей лес с пасекою продал за 24 р. Настасье Григоровне Зашаловской».

            Книги храма: октоих М. п. 1699 г., Апостол М. п. 1745 г., правильник К. п. 1746 г., общая минея К. п. 1747 г.

В одном акте 1699 г. читаем: «я Андрей Иванович поп Михайловский Колонтаевский со всем церковным братством ведомо чиним сею нашею купчею, продали мы отказанный на церковь Божию Архангела Михаила от Давида Пасечка луг с пасекою на р. Мерле пану Феодору Боярскому, оже бы купил он на церковь св. Михаила евангелие ценою в 5 коп. Под актом 1702 г. подписались в виде свидетелей колонтаевские священники «Архангельский поп Андрей Иванович, Николаевской поп Яков Самойловичь, Покровский поп Михаил Фоминичь». Итак в Колонтаеве кроме Успенского и Николаевского храмов был еще храм Архангела Михаила, и при нем было еще братство. Ныне в Колонтаеве нет Архангельского храма. Нет и храма Покровского, который по делу 1717 г. совершенно разорен шведами в 1709 г., так что священнику его Михаилу, посвященному м. Аврамием, велено было служить в Успенской церкви.

В том же деле 1717 г. Колонтаевской Преображенской церкви священник Феодор Жуковский пишеть, что церковь его «с 1709 от разорения шведского пуста и весьма согнилая зостает, того ради, что ныне прихожан нет».* Нынешний храм построен в 1761 г. при священнике Иоанне Жуковском. В нем книги: служебник К. п. 1662 г., триодь цветная и октоих М. п. 1742 г., евангелие М. п. 1748 г., часослов К. п. 1751 г. В консисторском архиве сохранились метрики за 1726 г. Колонтаевского Преображенского прихода за подписом священника Феодора и Успенского прихода за подписом священника Михаила.

На место Феодора посвящен был в 1743 г. сын его Игнатий Жуковский по просьбе прихожан, под которою подписались колонтаевский сотник Василий Боярский и атаман Семен Кубаш. При производствте его во священника ахтырский игумен, по распоряжению архипастыря, осматривал самый храм и донес, что храм в 727 г. перестроен был из старого храма и на другом месте, старанием полкового обозного ахтырского полка Григория Боярского; иконостас «прежнего храма ветхий, риза шелковая одна, эпитрахиль выбойчатая, подризник полотняный; потир и звезда серебрянные, но лжица оловянная; евангелий двое, одно Л. п. бархатом без серебра обложено, среднестарое, другое писанное среднестарое; апостол К. п. новой, служебник М. п. годится, октоих четвертковый ветхий — за нужду годится; община служб за нужду годится; триодь постная и цветная писанныя, ветхия, часослов могилевской печати; требник ветхий». Ставленник показал о себе: «Русского письма чтению и пению обучен он бывым при Успенской Колонтаевской церкви дьячком Григорием; кроме того иных наук и мастерства незнает; книжицу катихизис, букварь и прочия правила ко священству приличныя уметь и иметь долженствует».

 Колонтаев занимал важное место в тревожных событиях 1658-1661 г. во время волнений Виговского. В январе 1658 г. Виговский послал Гадячского наместника Тимошу убеждать Пушкаря оставить вражду против него, Виговского. Пушкарь отвечал: «не так ли Виговский хочет помирить меня с собою, как помирил в  Гадяче братьев наших, лишив их головы?» и заковав в цепи Тимошу, отослал его к колантаевскому воеводе, которому напоминал и то о Тимоше, что тот разбил на голову Донца Подолок. Виговский отправил свой сербский полк против союзника Пушкарева Барабаша; но ловкий Барабаш 27 января напал под Диканькою на беспечный сербский полк и до того разгромил его, что только немногие спаслись бегством, прочие же легли на месте, оставив для памяти потомству огромную сербскую могилу.

По летописи Велички «казацкий полковник Иван Донец», а по чугуевским бумагам колонтаевский полковник, в начале сентября 1658 г. послан Ромадановским с пехотным Московским полком к Чернухам, городу Любенского полка, чтобы наказать здесь друзей Виговского — разными поборами и Донец счастливо возвратился в Пирятин к грозному князю.

Зиевской воевода писал Чугуевскому: «в нынешнем 169 (1б60) г. посланы были в Ахтырской Змиевские черкасы Ивашко Серой с товарищи для государева дела и в распросе, сказали: как де они приехали в Колонтаев, колонтаевские черкасы сидят все в городе и дожидаются к себе, войною из Опошни, да нояб. 27 пригонялись к Колонтаеву Татары от Полтавы и присылали в Колонтаев из Опошни, чтобы клякались королю, а слушались бы Чигиринского Гетмана, а В. Государю кланялись бы на хлебе, и на соли». Это было после несчастноой Чудновской битвы, когда Юлий с казаками правой стороны Днепра предался на сторону короля.

Отписка в Чугуев из Калантаева: «милостивому государю Абакуму Феодоровичу Григорий Тарбеев д колонтевский полковник Иван Донец. Ведомо чиним, что изменники, который указывал гетману в Зинькове, от войск государевых побить и посрамлен»; (это полковник Березецкий пойманный и повешенный Ромодановским); «а который изменник Феодор Жученко (Полтавский полковник) стоит на Котельве, говорят, хочет бежать к Днепру. А мне по государеву указу велено с войском Его Царского Пресветлого Величества идти на изменника и промышлять над ним. Пожалуй, Абакум Федоровичь, помоги ради праведного Государя, чтоб изменник не тешился; хоть людей пришли, или будет изволить, сам приди. Казаки говорят, хочет биться под Колонтаевым, а приход его чается под Колонтаев. Пожалуй, Абакум Федоровичь, змилуйся, змилуйся для милости Божией. Отписка Тарбеева: «по отписке окольничого кн. Григория Григор. Ромодановского велено полковнику Ивану Донцу с вольными людьми идти в Ахтырской; а мне велено оставить для осадного времени чугуваских печенегских черкас 100 человек в Колонтаеве. И чугуевских печенегских черкас осталось 150 человек, а иные бежали; а которые остались, меж себя товарищов в Чугуеве послали бить челом, чтоб переменить в Колонтаеве запасными людьми».

Тарнеев Чугуевскому воеводе в январе 1661 г. «Ты, господине, прислал в Колонтаев черкас на службу государеву, и они меня не слушают. А Печенежский Ивашко, что было учинился полковником, бежал к окольничему и в Колонтаевке не бывал; а они смотря на то хотят все бежать. Да писал ко мне с Ахтырки Андрей Арсеньев, что окольничий однолично будет в Ахтырке скоро с государевыми ратными людьми».  

Это было тогда, как Юрий в январе 1661 г. отправил несколько полков на левый берег Днепра, а в сентябре явился здесь и сам с поляками и татарами «на крайнее разорение, хотячи сего-боские полки ку себе наклонити».

Во время волнений, поднятых Брюховецким, Колонтаев опять отличался прекрасной известностью. Вот что писал тогда Чугуевский воевода Герасим Рогозин: «мая 5 (1668) изменник Ивашко Брюховецкий посылал из Гадячи с изменники черкасы под Колонтаев город войною и промыслом боярина и воеводы кн. Григория Григ. под Колонтиаевым тех посыльных изменников черкасы побили и Бунчукового товарища поймали. Да он же Иван Брюховецкий во многих причинных местах вниз по р. Донцу поставил караулы — изменников черкас стеречь». В начале августа Чугуевский воевода Иовлев лично доносил царю, что верность колонтаевских черкасов царю вполне дознана им на месте.

В июле 1679 г. многочисленная орда Нагайская прошла с грабежом весь Чугуевский и Харьковский уезды, и одни пошли мурафским шляхом и были под Мурафою и под Красным Кутом и под Колонтаевым. Едва ли спасся Колонтаев от татар и в январе 1680 г., когда они опустошали край по р. Мерло и увели тысячи в плен.

Из истори храмов мы уже видели, что в 1709 г. во время шведской войны Колонтаев пострадал так сильно, что иные приходы его совсем опустели, и два храма навсегда закрыты. «Прихожан ныне нет» сказало прямо о Преображенском храме. А по описи 1704 г. в сотне сотника «города Колонтаева Григория Марковского» показано 292 казака, кроме подпомощных, мещан и подданых.

  Число прихожан нового времени:

 

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Успенской

370

360

444

443

512

505

527

541

559

813

945

1004

820

915

Николаевской

520

502

568

522

631

580

675

615

712

686

755

879

877

907

Преображенской

230

207

267

218

303

258

441

425

292

308

613

650

552

602

 

1120

1069

1279

1183

1446

1343

1643

1581

1563

1807

2313

2533

2239

2424