1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

С именем села встречается еще в актах 1685 и 1696 г. и следовательно тогда была уже с храмом. В 1712 г. Бакировский храм Св. Параскевы был возобновляем. С 1801 г. существует нынешний. В округе прихода ныне состоит замечательная деревня Литовка, расположенная при р. Ворсклице в полуверсте от устья р. Боровой. Вблизи Литовки находится деревня кн. Голицыной Боголюбовка. Между Литовкой и Боголюбовкой находятся два городища. Одно в 200 саж. от Боголюбовки, на косогоре, обнесено двойным рядом валов и рвом между валами в 3 саж. глубины. Ров и валы идут на восточной, южной и западной сторонах, на северной же открытый вход в городище. Площадь внутри валов квадратная, в 96 саж. в окружности. На западной стороне площади, в углу, высокий холм, в 10 саж. вышины. С этого холма взор окидывает далекое пространство. На юго-восточной стороне за валом, в 50 саж. от него, глубокий ров или, как говорят старожилы, засад, в 3 саж. глубины. Жители Литовки и Боголюбовой называют это городище Кукуевым. Известно и другое Кукуево городище, на берегу Псла. Что же это за Кукуй, оставивший имя на этих местах? Это имя вызывает на память известных по летописям Коуев или Ковуев. Берендеи, Торки, Коуи и Печенеги, называясь общим именем черных клобуков, иначе черкасов, в 1162 г. ходили через Белгород к Чернигову; а в следующем году половцы «взяли вежи многи по Руту», т.е. кочевые станы черных клобуков по р. Роску, которая впадает в Днепр невдали от Переяславля. Черные клобуки тогда же догнали половцев на р. Роси и отняли у них все награбленное. По этому известию одни из Коуев жили с прочими черкасами на правом берегу Днепра, там, где ныне г. Черкассы и ниже, где г. Торческ. Но известны еще коуи черниговские или коуи, жившие в пределах черниговского княжества. В 1185 г. с северским князем Игорем ходили против половцев коуи черниговские, дело было проиграно; «наших Руси с 15 муж утекло, а Ковуев менее». Княжество Черниговское заключало в своем округе и нынешние уезды: Сумский, Лебединский и часть Ахтырского. Принимая еще во внимание, что Торчиново городище Богодуховского уезда — памятник живших здесь торков, единоплеменных ковуям, приходим к полной уверенности в том, что Кокуева городища на р. Псле и Ворскле — памятники городов Ковуйских, что касается до другого литовского городища, то ему надобно приписать другое происхождение. Это городище находится в полуверсте от первого, ближе к Литовке, но на той же горе, на которой расположено первое. Оно окружено тройным рядом валов и двумя рвами, валы в 1 саж. глубины; в окружности городища до 200 саж. На площади его ныне засевается хлеб. По местному преданию здесь был город. И здесь еще и ныне находят обломки глиняной посуды, гвозди, крючки и т.п. Ниже этого городища по прямой линии к Литовке находится яр в 10 саж. глубины, этот яр называют Харцизным, то есть Запорожским, но невыгодного значения. Без всякого сомнения здесь находился известный по древним документам городок Лосицы, или Лосицкий острог, который в 1645 г. взят был кн. Вишневецким, но ненадолго оставался во власти Литовской. В росписи 1571 г. «польским местам», которые надлежало переезжать путивльским сторожевым отрядам, читаем: «Псел перелезши у Липенского городища, да в проходы, да наверх Боровни, да Боровнею на низ., да к реке Ворскле, а Ворсклу перелезти у Буен Борку в Лосицах, а от Лосиц к Казацкой могиле да к Мерле». По этому описанию Лосицы, на устье Борового потока, впадающего в Ворсклу, там, где ныне Литовка. Хотмыжский воевода от 5 окт. 1645 г. писал в Белгород: «прибежали из Лосицкого острога от сотника Захара Коханова кромские казаки и сказали: посылал их сотник из Лосицкого острога в Литовскую сторону на Ольшанской (в Алешню) для вестей. И 2 окт. сказывал ольшанского урядника Яна Козловского слуга,— поедет Федька в Лосицкой вскоре; а князь Вишневецкий с большими воинскими людьми и с пушками пошел под Путивль сент. 30 и с ним пошли литовских воинских людей до 15000 и из Путивля ему идти вниз по Боровой к Лосицкому острогу и Государевых служивых людей кн. Вишневецкий, переграбя до единого, хочет выслать»** (** Чугуевская переписка. 1645 г.). Здесь еще яснее видно, что Лосицкий острог находился не вдали от устья речки Боровой. По этому известию Лосицкий острог принадлежал тогда Москве; но кн. Вишневецкий хотел отнять его и имея большое число войска, конечно, отнял его. Нынешнее название места Литовки также подтверждает ту мысль, что здесь был Лосицкий острог, принадлежавший князю Литовской Руси. По ведомости 1785 г. здесь видим еще Литовскую мельницу, которою владеют «дворцовые крестьяне» Литовки. Между старыми антиминсами хранится антиминс, на котором едва можно разобрать следующее: Петра Могилы митрополита Киевского и Галицкого, при державе короля Владислава четвертого 1646 года положен в храм Архистратига Михаила в крепость… в имении кн. Вишневецкого». Полагаем, что антиминс сей принадлежал Лосицкому храму: с одной стороны усилие кн. Вишневецкого взять Лосицкий острог указывает на то, что в Лосицах были имения князя Иеримеи Михаила Вишневецкого, также как до 1654 г. были имениями его Глинск, Ромны, Лохвица, Пирятин, Прилуки; с другой — известно, что отец и дед сего Вишневецкого были православные. К тому же по одному акту 1734 г. Литвиновка и Бакировка называются селами. Сумской полковник Василий Данилович Осипов уступает Ахтырскому есаулу Михаилу Негребецкому «дедовский Синошщов Кут между селами Литвиновским и Бакировкою», в замене лугов, уступленных Негребецким дяде Осипова, ахт. хорунжему Семену Афанасьевичу Перекрестову.

Число прихожан Бакировского храма в 1730 г. 315 муж. 280 жен., в 1750 г. 480 муж. 463 жен., в 1770 г. 519 муж. 506 жен., в 1790 г. 669 муж. 650 жен., в 1810 г. 605 муж. 641 жен., в 1830 г. 882 муж. 875 жен., в 1850 г. 680 муж. 704 жен.пола.

От холеры умерло в 1831 г. 13 человек, в 1848 г. до 80 человек.