1857 год. Город Валки "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
Филарет Гумилевский "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
Название Валок взято с вида местности с валкОв или волнистого расположения возвышенных мест, занятых Валками и окружающих Валки.
В экстракте о слободских полках сказано о Валках: «сей же есть древнейший из городов Слободских, понеже все иные упредил, окроме Царских — Чугуевских, Цареборисовских и иных». По чугуевским бумагам Валки, Можевский острог, Можевской город, видим еще в 1645 г. При том видим и то, что первоначально он снован был московской военной стражей и состоял в зависимости от чугуевского воеводы, который присылал сюда и стражу. В 1645 г. белгородский воевода извещал чугуевского: «Ноября 5-го в 5 часов писал ко мне с Валок Лев Ляпунов; Ноября 3 посылал он с Валок в станицу на Орель и в Самаре станичного голову Кирилу Кузьмина с товарищи. И того же числа прибежал в полночь на Валки станичный голова и сказал: как де они были от Валок в 30-ти верстах у р. Берестовца, и в том де месте наехали они на татарскую сакму и пошли де татары к Можевскому острогу вверх по речке подле леса укрываючись»1. В других бумагах видим в Валках станичных казаков, стрельцов, пушкарей2. Итак, очевидно, что Валковская крепость в первый раз основана 1642 г. или 43 г. Эта крепость находилась по течению Мжи на пять верст выше построенной впоследствии.
Черкасы заняли Валки около 1650 г. Царь в грамоте от 26 февраля 1649 г. писал: «По нашему указу велено чугуевских станичников из Можеского острогу отпустить на Чугуево, потому что чугуевские станичники живут в Можеском для нашей службы со 155 (1647) г. И мы чугуевских станичников пожаловали для их бедности, с Чугуева в Можеский Острог посылать не велели». Этой милости Царь не мог бы оказать Чугуевцам в то страшное время, если бы в Можеский городок не явились новые оберегатели границы — черкасы. В чугуевских бумагах 1661 г. уже прямо называются валковские черкасы, а в 1673 г. встречаем Можеского сотника.
В 1785 г. так описывали Валковскую крепость: «в сем городе крепость земляная иррегулярная, сделанная в давних годех, вышиной от горизонта в 3, толщиной в 5 аршин, обрыта сухим рвом, шириной в три сажени и глубиной в 3 аршшина. Положение имеет на ровном месте по течению р. Мжи, на левой стороне». По плану того же времени видим, что крепость имела вид узкого, но длинного четырехугольника, или точнее вида параллелограмма, с башнями по углам, с двумя воротами на северовосток и запад.
Ныне в Валках пять приходских церквей: соборная Рождества Богородицы, Благовещенская, Георгиевская, Успенская, и еще кладбищная Воскресенская.
Соборный храм в Валках построен был без сомнения не после построения крепости. Он был посвящен Святителю Николаю; утварь и Св. иконы для него ревнители православия принесли с собой из-за Днепра. Главными храмосоздателями соборного храма народная память называет осадчих Степана Бородая и Семена Тупицу. В 1733 г. выдан был аптиминс, освященный архиепископом Досиоеем «в храм Святителя Николая в город Валки». С 1770 г. начали строить ныне существующий каменный храм с двумя престолами; придел во имя Св. Николая Чудотворца освящен в 1775 г., а главная церковь во имя Преображения Господня освящена 1778 г. Харьковским протоиреем Михаилом Шванским. Кирпич и известь для сего храма были доставляемы прихожанами, при усердном содействии старосты капитана Якова Бородаевского и ктиторов Григория Луценко и Гавриила Фесенко, а железо доставлено из Москвы начальником московского митрополичьего дома Стефаном Секирским, коего отец Петр Секирский священствовал при сем храме. Им же Секирским присланы были и каменщики, а ко времни окончания здания и церковные утвари как то: одно большое весом в 1 пуд 37 ½ фунт. евангелие с отличной чеканкой и финифтями; большой напрестольный с подножием, представляющим Голгофу, крест с финифтовым изображением распятого Господа и с чеканным изображением страстей Христовых на другой стороне; два потира с приборами, из коих большой прочно вызлащенный с чернью отличной работы. В последующее время значительные пожертвования были деланы прихожанами: Василием Карпенком четыре больших и два меньших серебрянных лампады, весом в 15 фунтов. Старостой купцом Исидором Кузнецовым устроен в церкви чугунный пол, полковником Макаром и супругой его Варварой Костыревыми пожертвовано на церковь до 1430 руб. серебром. В 1826 г. разрешено было возобновить иконостас без всякой перемены старой живописи и устроить над престолом балдахин и тогда же разрешено было продать 24 старые ненужные для храма иконы и деньги употребить на возобновление иконостаса. Это и было исполнено. Драгоценная святыня, принесенная первыми поселенцами Валок из-за Днепра, доселе остается в Валковском соборном храме. Это бывшие в прежнем храме местными иконами иконы Спасителя и Божией Матери и образ Св. Николая храмовой прежнего соборного храма, все они древнего письма и хорошо сохранились.
Книги храма: евангелие М. п. 1685 г. с чеканным изображением Св. Николая на доске; Евангелие М. п. 1717 г., с чеканными изображениями распятого Спасителя и Евангелистов старинной чеканки; евангелие М. п. 1748 г., с надписью жертвователя Стефана Петровича Секирского; Библия, С.-петербургской п. 1751 г., с надписью его же; четыре Минеи М. п. 1759 г., — дар его же; Минеи служебные в 12-ти книг. издан. М. п. 1741 г., с надписью того же дателя; Триодь цветная М. п. 1752 г., Триодь цветная М. п. 1754 г., Требник М. п. 1754 г., все три дар Секирского; Правило готовящимся к служению литургии, К. п. 1741 г., Требник в 4 д. Черниговской п. 1754 г.
На колоколе в 30 пудов надпись: «в город Валки ко храму Свят. Христова Николая за пресвитерство честного отца создася звон сей Петра Федоровича, а старанием и коштом Марии Григорьевны Неминущей, за отпущение грехов своих, года 1730 Марта 1».
По переписи 1732 г. при Преображенском храме школа и шпиталь (богадельня).
Каменный храм Рождества Богородицы с пределом во имя Архангела Михаила заменил собою деревянный храм Архангела Михаила с 1777 года.[241] По документам не видно, с какого времени существовал Михайловский деревянный храм в Валках. Метрики его в архиве Консистории начинаются с 1722 года и в 1725 году видим при сем храме уже двух священников, из которых Леонтий Васильев посвящен в 1711 г. По местному преданию приход Архангельской церкви населен черкашенином Рогозой, и им же построен первый храм Архистратигу.
Построение каменного храма, украшение его разным греческого письма иконостасом и снабжение всем необходимым для богослужения было делом благотворения прихожанина подпрапорного Даниила Алексеевича Сухомлинова, который был бездетен, на сооружение и украшение храма сего употребил большую часть достояния своего.
Книги: Служебник К. п. 1737 г., Акафисты К. п. 1737 г., Триодь цветная М. п. 1752 г., Триодь постная 1757 г.
По преданию основание Ильинскому Валковскому приходу положили запорожские казаки, из коих главным был Корж, почему и поныне приход называется Коржевским. Первая Ильинская деревянная церковь стояла гораздо ближе к соборной церкви и находилась внутри крепости.
Архипастырской грамотой от 14 мая 1745 г. преподано было благословение прихожанам Валковской Ильинской церкви вместо обветшавшего Ильинского храма построить новый, «на ином месте поближе к людем». Для построения нового храма «парафияне» и священник Леонтий Степанов продали «церковную братерскую пасеку с лесом и садом». Новый храм приготовлен к освящению «за скудостью прихожан» только к 1753 году. Об освящении сего храма просили прихожане его валковский сотник Яков Бугаевский, наказный валковский сотник Даниил Алексеевич Сухомлинов и ктитор Григорий Мельниченко бывшие строителями его. С 1817 г. приступлено было к построению каменного храма.[242] Главный престол его в честь Благовещения освящен 18 октября 1821 г преосвященным Павлом, а придельный посвящен древнему покровителю прихода Св. Пророку Илии. При построении сего храма сотник Гавриил Сухомлинов пожертвовал до 888 руб. серебром. Андрей Голубкин, Фома Горнескулов, подпоручик Василий Крпенков дали каждый по 143 руб. серебром Казенные крестьяне церковный староста Наум Минко и Андрей Ольховский пожертвовали каждый по 286 руб. серебром. Федор Руденко 143 руб. серебром. Прихожанином Андреем Голубкиным куплены: потир со всем к нему прибором в 1200 руб. ассигнациями; гробница серебрянная вызлощенная в 650 руб. ассигнациями; и на устройство нового иконостаса дано 2000 руб. ассигнациями.
Достойны внимания: а.) книги: евангелие М. п. 1694 г., другое напечатанное в Москве 1711 г., Служебник в 8 д. М. п. 1739 г., Триодь постная М. п. 1751 г.; б.) напрестольный крест кедровый с разными изображениями, обделанный в серебро; крест сей известен уже по делу 1753 г.; в.) метрики Ильинской нынешней Благовещенской, церкви начинаются с 1725 г и первые из них поданы двумя священниками сотоварищами Стефаном и Иваном. В 1756 г. посвящен во священника сей церкви Степан Базилевич, сын Георгиевского священника Василия Базилевича (+1746 г.), достигший, по словам его, «чрез 14 лет школы философии».
О начале Валковского Георгиевского храма положительных сведений не имеется. Предание говорит, что первое основание храму и приходу положили казаки, пришедшие из Мошурова рога, что при Днепре, принесши с собою утварь церковную и ризницу, но к сожалению ни одна из тех вещей не сохранилась. Достоверность же предания подтверждается тем, что приход Георгиевской церкви и в настоящее время называют Мушуровым. Старожилы помнят только, что Георгиевская деревянная церковь находилась там, где ныне расположены лавки. Нынешний храм освящен в 1797 году.[243]
Книги храма: Служебник, перен. в требник П. Могилы, во Львове 1691 г., Апостол К. п. 1738 г., Триодь постная М. п. 1742 г., Триодь цветная К. п. 1747 г., Минеи служ. 12 кн. К. п. 1750 г., евангелие М. п. 1751 г., с надписью: «1796 года Июля 2 Каменского Стретенского девичьего монастыря».
Метрики Георгиевской церкви в архиве Духовного Правления начинаются с 1725 г.; и в этом году поданы священником Илиею.
По преданию, древний Успенский храм валковский стоял над рекою Мжей, и построен был позже других валковских церквей. По словам предания валковские черкасы заселив значительное пространство на левом берегу р. Мжи, по любви казацкой к просторному житью посунулись — перешли на правый берег р. Мжи, потому эта новая часть города называется посуньками и храм называется посуньковским. Однакож образование посунок было еще прежде 1700 г. По переписи 1724 г., Успенская церковь города Валок показывается уже с 92 дворами прихожан, впрочем со включением сельца Замостского кута, и прихожание в 1721 г. писали, что священник их служит храму Успения «многие годы», так что за старостию не может исправлять треб.
Каменный храм Успения Богоматери основан в 1810 г., а освящен по благословлению преосвященного Аполлоса в 1816 г. Ноября 12 дня.[244]
Главными попечителями при построении сего храма были приходские священники: Гавриил Снесаревский, Феодор Мельницкий и церковный староста казенный крестьянин Даниил Корсун. В 1834 году устроен новый иконостас ценою в 2500 руб. ассиг. старанием священника Феодора Мельницкого. В 1844 г. устроен в алтаре и во всем храме чугунный пол купцом Игнатом Дзюбаном, ценою в 458 руб. серебром.
Метрики Успенксого храма в архиве Харьковского Духовного Правления начинаются с 1725 г., и в этом году представлены они священником Евстафием.
Обыватели Валок в старые времна много страдали от татар.
По чугуевской переписке в первый рах встречаем нападение татара на Валки в 1661 г. Харьковский воевода писал тогда чугуевскому: «пришли де под Валки многие воинские люди татарове с черкасы и начали приступать под Валки, под наряд». А другой воевода писал: «под Валками были бои и под Валки изменников и татар не пустили и на тех боях изменников черкасов и Татар побили и языки поймали». Это дела Виговского.
Через 7 лет, во время бунта Брюховецкого, татары с казаками вновь осаждали Валки, и в чугуевских бумагах упоминается, что валковские черкасы тогда изменили присяге, но как это было, ни слова не сказано. Видно только, что «Можевский город был тогла сожжен»3.
В 1673 г. валковские черкасы храбро сражались с татарами и потерпели большой урон. Можевский сотник писал тогда чугуевскому воеводе: «у нас были татаре Апр. 26 ч. (1673 г.), человека одного в полон взяли и стадо лошадей у нас под городом согнали и тот человек от тех татар утек и прибежал 28 ч. Казаки пошли за ними в поход того ж числа. Пошли татаров бити и доселе их нема».
В 1677 г. валковские черкасы испытали новую тревогу от татар4.
В 1681 г. под распоряжением наказного полковника Кондрата Мироненко Валковцы стояли на Перекопской черте и потом чинили вал ее, испорченный беспокойной речкой — Лихим Иваном, между Перекопом и Коломаком, а в Октябре по предписанию белгородского воеводы починяли крепость свою, — «чистили осыпавшийся ров, и делали тайник». Так писал в отписке своей приказный Артюхов к генералу Косогову5.
Полковник Григорий Донец извещал чугуевского воеводу:
«196 (1688) г. Июня 8 дня писал ко мне в Харьков из табору от Фомина (Тумаева) рога (он в 7 верстах от Валок) наказной полку моего полковник, Валковский сотник, Федор Мураховец, что Июня 6 татаре многолюдством на них со всех сторон били и табору доставали, израну аж до полудня, и много казаков и коней ранили и двох человек на староже живьем узяли: единакож за Божою помочью дали им и наши слушный отпор, много неприятелей и коней их убили до смерти и ранили и оттоль неприятели повернулись под Малороссийские городы к Полтаве, а било тех Татар с 5000 и больше».
Неизвестно, спаслись ли валковцы от татар в следующем 1689 г., но известно, что они были тогда в сильной тревоге, и татары были тогда под Водолагами6.
В 1704 г. Валковцы потерпели крайнее разорение от огня. Полковник Федор Донец просил и получил разрешение вновь построить город, а «для предосторожности от набегов неприятельских», по его же просьбе, присланы были из Белгорода две медные пушки и порох. По универсалу полковника половина полка компанейщиков собрана была для построения крепости7.
До нас дошло дело о грабежах, которые делали запорожцы в связи с крымцами с 1714 до 1721 г. в уездах Валковском, Харьковском и Змиевском. И по делу видно, что больше всех тогда приходилось терпеть Валковцам. В 1714 г. цена похищеного простиралась до 61 руб. 26 денег. Почти на столько же похищено в 1715 г. Но потом чем дальше, тем нападения хищников делались отважнее, и грабежи принимали более обширный размер. В 1716 г. появилась шайка Рудяги. В 1717 г. после того, как несколько Валковцев ограблено было в разное время, хищники напали на Валки с тем, чтобы истреблять все, что попадется в руки. «Пришед ночною порою под городок новые Валки пешие Харцизи 30 человек и подкопавши городскую стену до тамошнего сотника, в дом его добивались Кием и убили свиней его 30 и гумно со всяким разным хлебом без остатку, а именно 300 копен, спалили. Да они Харцизи в росоховатом байраке 6 ульев с пчелами побили. А ватаг у оних Харцизов был за байраком». Предводителем шайки был Марочко, рассылавший по нескольку человек в разные места. В апреле 1718 г. «перешедши через вал изменник Топило отбил коней трое» и проч. Тогда же ограбили Валковцев, ехавших из Змиева с ярманки, на 30 руб. и ехавшего из Харькова с ярманки на 67 руб. В мае у 10 Валковцев обобрали лошадей, платье, ружья. «Грабил запорожский житель Топило… 5 Июля как подбегали конные Харцизи для отгону табунов, поймав Аврама коваля, взяли у него кобилу, ценою 8 руб. и его ограбили. Того ж числа на Острой-Могиле на карауле8 ограбил изменник Топило у Панаса Михайлова коня, цена 12 руб., у Лукьяна Мироненка коней двое взяли и саомго ранили, жупани, ярмолуки поснимали, седла и ружья отобрали, и их голых отпустили».
Самый большой грабеж, сопровождавшийся открытым сражением и убийствами, произведен был 16 мая 1719 г. Передаем известие о сем подлинными словами следственного розыска, производившегося мая 20 1719 г. «Сказал бывший сотник Ново-Валковский Яков Щербина: напали те изменники на караул Ново-Валковский. Пришли они от Вукових байраков просто на Тарановку и в конце Валок просто переправились. Напали они Запорожцы ночною порою на табун сего мая. Было их Харцизов более 100 человек… Сказали обыватели нововалковские: было старшин четыре человека: сотник нововалковский Петр Стамбул, бывший сотник, нововалковский Яков Щербина, Константин Куликовский, атаман Компанейский Роман Шаруненко. Константин Куликовский забит до смерти. Сотника нововалковского ранило списом ниже пояса между клубами». Затем следует опись вещей пограбленных у старшин9. На вопрос: сколько наших было кроме старшин? «сказал бывший сотник нововалковский: было 54 человека. Побито до смерти 5 человек: гуляйпольских два, островерховских три человека. На том же бою драгун шесть убито. Ранено нововалковских четыре человека з тих два не будуть живи; островерховских четыре человека, з тих два не будуть живи; всех осемь раненных. Коней отбито все до единого, а были все те кони ценою в 10 руб. Оружье также все отбито до единого по числу самих людей. Платье з них зо всих поотбирано до едного и всякого нагого пустили, як родився от матери, а платья на них было ценою в рубль, в два и в полтину»10.
На вопрос: «сколько числом всех коней было в табуне и чи всех забрали изменники и каждый конь яко ценою»? ответ: число било в табуне по сказке тех ставников двести тридцать, кроме Куликовского 45 коней, а всех коней с Куликовского коньми 275».
Следует подробная ведомость из какой службы и у кого сколько лошадей и какой цены уведено?
По подробной ведомости, составленной из донесений с разных мест в полковой канцелярии, оказалоось дело в следующем виде:
а.) Грабежи запорожцев, действовавших в виде подручников хана и султана, с 1718 до 1721 г. обнимали слободы не только Харьковского, но и Изюмского полка. Сохранившееся до нас дело, упоминая о грабежах по Изюмскому полку, исчисляет собственно убытки Харьковского, как составленная старшиною последнего.
б.) В Харьковском полку произведено грабежей в 1718 г. на 1177 руб. 12 денег, в 1719 г. — на 3084 руб. 25 денег, в 1720 г. на 268 руб., а всего в три года на 4535 руб. По нынешней цене вещам это составит, по крайней мере, до 45000 руб. серебром.
в.) Вследствие сношений царя с Крымом хан прислал в вознаграждение 311 лошадей и 288 волов и коров, всего по оценке на 876 руб. 29 денег. «Из вышеописанного, говорит ведомость, наличного числа коней и прочего по равномерному разделу с Изюмским полком досталось в полк харьковский, кроме награды денежной Куликовского, лошадей 139, рогатого скота 134» и еще кое-какие вещи из платья. Таким образом, казаки против того, что пограблено у них с 1718–1721 г., не получили и четвертой доли вознаграждения. О предшествовавших годах хан, кажется, не захотел и говорить.
В 1741 г. священник «города Валок Семен Михайлов» в просьбе к преосвященному писал: «В прошлом 737 г. в осеннее время в Ноябре м. был я в Изюмском полку в слоб. Геевке для свидания с родными. И в той слободе взят я нагайскими татарами в полон, заведен в крымский г. Карасев (Карасу-базар), а из Карасева переведен в г. Кафу и в Кафе продан турчину, а от него продан на каторргу, прозываемую Дервышеву и был на каторге 739 г. по Март; из каторги в Цареграде выкуплен жительствующим там казаком неженского полка Димитрием за 270 руб.; а ныне по учиненному между российскою империею с портою миру с прочими российскими пленниками привезен в Россию и отпущен на поруках для собрания денег помянутому казаку в уплату». Священник просил и получил грамоту для испрошения подаяний на выкуп его.