Биографии

Таранушенко Стефан Андреевич

© Андрей Парамонов (Харьков)

В декабре 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения Стефана Андреевича Таранушенко, необыкновенного человека, влюбленного в деревянное народное зодчество, будь то хата, или ветряк, резной иконостас или храм. Влюбленного во все украинское, то, что видел с детства в хатах своих бабушек и дедушек, своих родителей. Влюбленного так, что для него существовала только мир украинской старины, которую он почитал и сохранял в своих фотографиях, публикациях и книгах. Только благодаря ему мир украинской народной архитектуры, народного быта, ремесел представляется нам современным украинцам во всей красоте! Это человек законсервировавший время, чтобы мы гордились своим прошлым, своими предками, величием и красотой украинской храмовой архитектуры.     

Стефан Андреевич Таранушенко родился 9 декабря 1889 года по старому стилю в уездном городе Лебедин Харьковской губернии в семье цехового Андрея Петровича Таранушенко. Отец занимался торговлей, выделкой кож в собственном кожевенном заведении, владел грамотой и имел родных братьев которые построили на свои средства паровую мукомольную мельницу в Лебедине, а также родственников в Полтаве. Все трое сыновей Андрея Петровича Таранушенко получили хорошее образование, но старший – Стефан пошел дальше всех, проходя после Ахтырской классической гимназии обучение в Императорском харьковском университете на историко-филологическом факультете.

Семья была вполне обеспеченной и проживала в деревянном доме на каменном фундаменте обложенном кирпичом. В доме было 7 комнат, а был еще один дом поменьше, сарай и комора, да два земельных надела в урочищах примыкающих к границе города Лебедина. Сфера торговых интересов семьи Таранушенко пока неизвестна, но Андрей Петрович часто бывал в Харькове у сына, для которого снял половину дома на Большой Москалевской 48.

Ещё в 1910 году отце подарил Стефану Андреевичу фотоаппарат и с того времени у будущего ученого началось увлечение фотографией. Таранушенко снимает не столько семью, сколько окрестные достопримечательности, прежде всего старый деревянный Николаевский храм, куда ходили предки по отцу с давних времен. Эти фотографии сохранили для потомков необыкновенный колорит деревянной архитектуры Слободской Украины. Вот уже на фотографиях мы видим и другие храмы Лебединского уезда, старый Харьков, село Козиевку, через которое проезжает в 1913 году на каникулы с друзьями студентами.

К 1916 году, когда Таранушенко готовит дипломный проект по теме «Иконография Украинского иконостаса» оказалось, что фотографии и искусство фотографии пригодилось автору как нельзя кстати. Научный руководитель профессор Фёдор Шмит с удовлетворением отмечал, что ученик превзошел своего учителя, получив за своё изыскание золотую медаль. И до сих пор работа Стефана Андреевича Таранушенко востребована специалистами!

А в 1918 году Таранушенко получил должность старшего ассистента Церковно-исторического музея города Харькова ставшего вскоре Харьковским музеем украинского искусства, который собственно и возглавит Стефан Андреевич. Так началась его музейная деятельность, поглотившая все его целиком и полностью. А вскоре к ней добавилась и деятельность по охране памятников и на этом поприще равных ему нет и сегодня. Фиксация деревянной архитектуры, обмерные изыскания памятников, собрание предметов быта и церковной утвари, выставки, издание книг и статей, экспедиции по всей Украине, воспитание учеников.

Так продолжалось до тех пор пока профессор искусствоведения Стефан Андреевич Таранушенко не был арестован по сфабрикованному делу и не был выслан за пределы Украины. Он работал в Перми, Курске, Астрахани, а в 1953 году переехал в Киев, где работал в Академии архитектуры и Музее архитектуры. Публикации и монографии С. А. Таранушенко до сих остаются важнейшим источником в изучении деревянной монументальной архитектуры Украины, именно этой теме он отдал почти 65 лет своей жизни.

И конечно он достоин памяти потомков. Самое время подумать о том, что на доме по улице Миронисцкая 76 где он жил со своей семьей с 1921 по 1933 год нужно установить мемориальную доску, это самое меньшее, чем мы могли бы отблагодарить Стефана Андреевича за его труды и жизнь ради искусства наших предков.