1862 год. Сказание о явленнной чудотворной иконе села Горбаневки Полтавскаго уезда

Священник Петр Мазанов (Полтава).

Бесчисленные следы вседействующей силы Божией, можем видеть в жизни русского народа. Почти все великие и славные события в истории нашего Отечества запечатлены особенным участием Промысла Божия. Но чаще всего и явственнее всего видела над собою Россия небесное покровительство и заступление Божией Матери. Не оставила Пречистая Дева и нашей страны Своим заступлением и покровительством. Полтавская губерния во многих местах имеет Чудодейственные иконы. Царицы Небесной, которые разливают Ея благодатную силу всем, с теплыми молитвами и верою, к Ней прибегающим. По воле неисповедимого в путях Своих Бога, и по безмерному милосердию Самой Царицы Небесной явился Пречистый и Чудодейственный Образ Ея и вблизи самой Полтавы в 5 верстах от города, в селе Горбаневке.

Хотя при Рождество-Богородичной церкви села Горбаневки пет никаких письменных свидетельств о времени явления иконы Пресвятой Богородицы, но живое предание, сохранившееся до настоящего времени, передает нам следующее:

Явление её относят к первой половине прошедшего столетия. Место, где явился чудотворный образ Божией Матери, совершенно не было заселено, и окружено было одними лесами. Жил здесь тогда только один козак Горбань, от которого в последствии времени и село получило свое название. Имея там оседлость и занимаясь хозяйством, он между другими предметами своего труда имел в лесу и пасеку. Однажды отправился он косить в ней траву, вдруг коса его переломилась. Желая узнать тому причину, он наклонился и, увидел в траве образ Богоматери, и приэтом заметил, что конец косы его, коснувшись иконы, ранил лик Божией Матери под правым глазом, причем с глаза покатилась слеза. Конечно такое дивное событие не могло не тронуть его до глубины души и не исторгнуть из глаз его самых горячих слез, самых пламенных молитв. При этом и простой ум его не мог не заметить дивных путей Промысла. Надобно вспомнить, что время явления Чудотворной иконы было очень недалеко от славной Полтавской битвы. Все разорения, все несчастия, происходившие от войны со шведами, живо сохранялись в памяти народа. «Известно было также, что неприятели, между другими злодействами, оказывали страшное неуважение к храмам и святыне их. Они разоряли церкви, уносили священные вещи, святые иконы, снимали с них ризы, глумились над святыми изображениями, употребляя их, по своим безумным прихотям, на различные предметы, унижающие достоинство икон и оскорбляющие Святых Угодников , на них изображаемых. Так в селе Жуках на иконе Божией Матери, с лицевой стороны сделана была шведами шашешница. Можно было думать, и даже с большою вероятностью, что и Чудотворный образ Богоматери был поруган и злодейственной рукою какого ни будь шведа брошен в лесу, потому что, как видно, нечестивый швед наложил руку и на самую икону, желая сделать из неё какое-либо употребление. К этому заключению приводит нас то, что края иконы обрезаны. Но не достигнув своего желания, бросил ее, как вещь, для него ненужную. Дивный в путях своих Бог недопустил, чтобы святыня была поругана. Он нашел средство к её прославлению и к унижению и посрамлению оскорбителей св. икон. Орудием божественной премудрости послужил в этом случае упомянутый козак Горбань. Подняв пречистый образ Богоматери, он отнес его в свой дом, а затем счел необходимым объявить о том тогдашнему местному духовному начальству. В скором времени на месте явления иконы Божия Матери выстроен был деревянный храм, в котором поставлен был и найденный образ Богоматери. Построению храма много содействовал бывший в то время козацкий полковник Волковников, живший не в далеком расстоянии от этого места, что (хотя несколько) подтверждается тем, что прах его и жены его положены в ограде, на восточной стороне храма.

Все эти сведения переданы покойным священником Горбаневской церкви Евтихием Павловским, прослужившим при ней 51 год, а он получил эти сведения от тогдашних старожилов, почти современных самому явлению Чудотворной иконы. Кстати скажем здесь несколько слов об этом достопамятном служителе алтаря Господня. Отличительною чертою его характера были кротость и теплота души, глубокое благоговение и внимание к святыне и самое строгое выполнение своих обязанностей. Он отказывался от всех предлагаемых ему повышений, а единственною, задушевною его просьбою пред начальством было дозволение быть погребенным близь церкви, что и сделано по архипастырскому благословению в Бозе почившего архиепископа Гедеона, в воздаяние долголетних трудов, как выражено па гробнице досточтимого Священнослужителя. Что касается деятельности его, то о ней всего лучше говорит ныне существующий каменный храм, тщанием его в 1812 г. заложенный и в 1818 году оконченный. В новоустроенный храм перенесен был и Чудотворный образ Божией Матери, и помещен близь местного образа с правой стороны в киоте, украшенный серебряною, позолоченною ризою, пожертвованною помещицею Стороженковою, которой в прежнее время принадлежала большая часть местности в селе Горбаневке. Риза эта убрана несколькими драгоценными камнями и обвешана множеством привесок, пожертвованных в различное время, различными лицами. По изображению, она Корсунская и написана на железном листе.

О чудесах Горбаневской Чудотворной иконы Божией Матери, сохранилось только два письменных свидетельства, записанные в особой для того книге, хранящейся при церкви; о большей же части живет память лишь в предании народа. Первое письменное свидетельство передает нам следующее сказание: в 1826 году жена моя, говорит поручик Подольский, помещица Екатеринославской губернии Павлоградскаго уезда, Екатерина Романова дочь Подольская, была одержима необъяснимою болезнью. Каждый день в начале одиннадцатого часа страдала она неимоверно. Чувствовала она охлаждение в желудке с треском костей и судорогами. Сколько ни было употреблено врачебных пособий, но ничто не могло излечить её болезни. Мучительная эта болезнь продолжалась до 1831 года. Надобность наша, продолжает он, указала нам ехать в Харьковскую губернию, и, по обстоятельствам, случилось так, что жене моей необходимо было уехать раньше меня в имение своё, находящееся в Павлоградском уезде. На дороге в селе Вузовке помещика Сушкова, остановилась она для ночлега и ночью видела сон. Голос какого-то старца говорил ей, что есть около Полтавы село Горбаневка, где находится Чудотворная икона Божией Матери. Поезжай туда, помолись с верою, и будешь исцелена от болезни твоей. Затем ей снилась самая местность от Полтавы до Горбаневки. Проснувшись, она ясно представляла себе сон, и занялась мыслью, как бы скорее узнать о селе Горбаневке, чтобы отправиться туда и теплыми молитвами к Царице Небесной испросить у Нее помилование и исцеление. Наконец возвращаюсь и я. Жена моя тотчас передала мне виденный ею сон и спросила, не знаю ли я села Горбаневки? Я отвечал ей, что не только не знаю где оно, но не знаю даже, есть ли близь Полтавы село Горбаневка. Так как спросить было некого, то мы порешили отправиться в Полтаву и там уже узнать, где село Горбаневка. Спустя несколько часов, после нашего разговора, входят в дом мой две монахини. На вопрос мой: откуда они? отвечали: из Будищскаго монастыря близь Диканьки. Тогда я спросил их: есть ли там село Горбаневка? они отвечали, что есть в 5 верстах от Полтавы, и мы ежегодно ходим туда на поклонение Божией Матери. Мы благодарили Бога, что Он даровал нам возможность в скором времени узнать это место, и немедля отправились в Полтаву. Когда из Полтавы ехали в Горбаневку, то жена показывала мне все те места, которые видела во сне и даже дом священника. Молились мы пред образом Божией Матери со слезами, с сокрушенным сердцем и умиленною душою просили у Царицы Небесной помилования и исцеления, отправили молебен с акафистом и возвратились в Полтаву. С этого дня жена почувствовала себя здоровою, болезнь навсегда оставила ее, болезнь, которая продолжалась от 1826 до 1831 года. В истинности мною переданного уверяю, собственноручным записом этого исцеления в церковную книгу.

Другое письменное свидетельство сообщает другой случай чудесного исцеления от болезни. В 1848 году, в августе месяце, говорит житель Старых Санжар помещик Щербаков, жена моя Анна Тимофеева дочь, при употреблении пищи неизвестно чем подавилась так, что двое суток не могла проглотить ни одной капли воды. Истощены были все врачебные пособия, но не могли помочь. Тогда начала она просить меня повезти ее в село Горбаневку, к тамошней Чудотворной иконе Божией Матери с твердою верою, что там она получит решительное исцеление. Так и сбылось: по отпеннии молебна и по освящении воды, она без всякого затруднения напилась святой воды и сделалась совершенно здоровою; в чем уверяю собственноручным подписом.

Считаю не лишним привести еще одно письменное свидетельство о Чудотворном исцелении одного умиравшего новокрещенного еврея, напечатанное в журнале «Странник» за июль месяц 1862 года. Вот что рассказывает священник, описывающий это чудотворное исцеление. Видя, говорит он, что мне более делать нечего, как только прочитать над умирающим канон на исход души, я все таки не отчаивался в милосердии и всемогуществе Божием и, оживившись тою мыслью, что у нас есть заступница усердная — Мати Господа Всевышнего, могущая молитвами все сделать, как для прославления Сына Своего и Бога нашего, так и для подкрепления веры в и нас немощных, ознаменовал умирающего крестом и поспешил в Кафедральный собор для совершения молебствия пред Чудотворною иконою Горбаневской Богоматери, о чем еще утром просил меня новопросвещенный Афиноген. Нельзя не заметить и здесь, как печется Провидение о благе верующих: подходя к собору уже в 9 часов вечера, в такое время, когда церковь обыкновенно бывает заперта, я сверх всякого ожидания нашел церковные двери ещё отворенными, потому случаю, что ключарь выдавал разные вещи для церковных надобностей. Тут находились два причетника, которых я пригласил отслужить со мною молебен Божией Матери о болящем Афиногене. По окончании молебна отправился я домой, ожидая с нетерпением утра, в какой-то неизъяснимой уверенности, что буду еще беседовать с больным. На другой день, окончив обедню, я тотчас поспешил к своему умирающему. И что же? Надежда моя не обманула меня. Только что вошел я в комнату больного, как вдруг, к величайшему моему изумлению, Афиноген протянул ко мне свою руку и, хотя слабым, но веселым голосом воскликнул: батюшка! как я рад, что вы сегодня пришли ко мне! благословите меня! Благословив, я спросил его: разве ты не помнишь, что я вчера вечером стоял возле тебя? Из ответа на это оказывалось, что о вчерашнем вечере он ничего не помнит, и только жаловался, что чувствует сильную боль от горчичников на ногах и животе. Спросив у хозяина, когда и каким образом с больным сделался перелом болезни на лучшее, я узнал, что это началось тихим сном и случилось чрез полчаса по моем уходе от больного, следовательно в то время, когда я служил молебен пред Чудотворною иконою Божией Матери. Такое стечение обстоятельств подало повод убедиться самому и убедить больного в том, что он почти воскрес из мертвых единственно заступлением Богоматери, а потому должен с верою предаться Её покровительству, и тогда только совершенно выздоровеет. После того я еще неоднократно посещал новопросвещеннейшего своего собрата, и каждый раз находил его все бодрее и бодрее. Наконец он до того поправился в своем здоровье, что 31 июля, ровно чрез две недели после описанного кризиса, пришел ко мне и стал благодарить меня за участие в критические минуты его жизни. Отправился потом со мной в собор, чтобы самому помолиться Царице Небесной, исцелившей его болезни. Вскоре, простившись со мною с хозяином и со всеми его домашними отправился он в Москву, и оттуда прислал мне деньги для устроения лампады, пред иконою Горбаневской Божией Матери.

К числу письменных свидетельств, относительно чудотворений Горбаневской иконы Божией Матери, можно отнести те записи, которые находятся в церковной книге и сделаны различными лицами при пожертвовании привесок, с надписью за исцеление такого-то.

Все эти записи, хотя не содержат в себе подробного описания чудесных исцелений, но как нельзя больше свидетельствуют о чудесах, совершающихся при иконе Горбаневской Богоматери.

Считаю не бесполезным перечислить их:

- 1835 г. месяца апреля г. Полтавы, канцелярист Иван Долгой внес серебряную привеску за исцеление от болезни сына своего Даниила.

- 1835 г. мая 20 дня, Константиноградского уезда жена ротмистра Александра Сурдина пожертвовала привеску за исцеление руки, пораженной ревматизмом.

- 1835 г. августа 3 дня, Полтавский купец Петр Гаврилович Ворожейкин пожертвовал серебряную привеску за исцеление рабы Божией Ефросинии.

- 1835 г. августа 10 дня, Новосанжаровский козак Григорий Киблик внес серебряную привеску за исцеление сына его Якова.

- 1836 г. апреля 19 дня, жена надворного советника Александра Сидоренкова внесла серебряную привеску за исцеление её от болезни.

- 1836 т. 15. июля, местечка Царичанки купец Парфентий Симоновский внес привеску за исцеление его от глазной боли.

- 1836 г. августа 23-го, помещица Миргородского уезда Марья Мамчнчева, пожертвовала образ Варвары Великой за исцеление дочери её Варвары.

- 1837 г. июля 18, козачка Евдокия Твердохлебова, внесла серебряную привеску за исцеление рабы Божией Марии.

- 1837 г. июля 25, жена прапорщика Анна Говорухи внесла серебряную привеску за исцеление Ульяны.

- 1839 г. апреля 28, козак Григорий Гринченко внес серебряную привеску за исцеление его от болезни.

- 1840 г. июля 20, Полтавский купец Иван Квасников внес серебряную привеску за исцеление от глазной боли.

- 1841 г. июня 25, местечка Белики Успенской церкви диакон Даниил Коркушка, внес серебряную привеску за исцеление Фотины.

- 1841 г. июня 25, титулярный советник Панченко, внес серебряную привеску за исцеление Марии.

- 1842 г. июня 23, поручик Назариев внес серебряную привеску за исцеление младенца Иоанна.

- 1843 г. марта 14, дворянин Одинец внес серебряную привеску за исцеление Марфы.

- 1844 г. мая 24, помещица Лесевицкая внесла серебряную привеску за исцеление её от болезни.

- 1845 г. июня 13, мещанка Кобелякского уезда Иванченва за исцеление её от головной боли внесла серебряную привеску.

- 1846 г. июня 14, дворянин Писников внес серебряную привеску за исцеление его от болезни.

- 1846 г. июля 20, Полтавский купец Иван Михеев пожертвовал серебряную привеску за исцеление Марфы.

- 1849 г. июля 29, помещица Родзянко внесла серебряную привеску за исцеление Анны.

- 1849 г. жена купца Николая Панасенка, Евдокия внесла серебряную привеску за исцеление больной её ноги.

- 1861 г. апреля 25, титулярный советник Осип Возничий внес серебряную привеску за исцеление дочери его Марии.

- 1861 г. июня 12, Полтавский козак Яков Бородай внес серебряную привеску за исцеление больной его руки.

Страна наша и поныне ощущает на себе благодатную силу, изливающуюся от дивной иконы Царицы Небесной. В дни посвященные Её празднованию, нельзя без отрадных, умиляющих душу ощущений видеть, с каким непреодолимым стремлением, с какою верою и уповашем целые тысячи текут излить свои моления и прошения Госпоже Царице и Владычице, с каким благоговением, трепетом и надеждою приступают и целуют Её изображение. Уважение и благоговение, вера и надежда на Всесильную помощь Царицы Небесной простерлись до того, что город наш просил духовное начальство ходатайствовать об учреждении крестного хода из селения Горбаневки в г. Полтаву, что по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению и разрешено, и совершается ежегодно в июне месяце 30 числа.

Тысячи народа сопровождают икону из самого села Горбаневки, множество людей собирается в различных местах, около которых проносится Чудотворный образ. Все это преклоняет колена и испрашивает у Пречистой Девы заступления и помилования. Нельзя без особенного чувства умиления смотреть на это высоко-христианское торжество. Город принимает в это время какой-то особенный, праздничный вид, на лицах христиан отражается благоговение и молитвенное состояние духа. Народ постоянно, в продолжение целых 40 дней стремится в соборную церковь для поклонения Чудотворной иконе. Богоматерь освящает своим присутствием наш город от 30 июня до 10 августа, и потом прежним порядком со всем почетом относится духовенством в село Горбаневку. В продолжение этого времени пречистый образ Богоматери носят и в другие городские церкви, а также и в дома частных лиц, желающих, чтобы Матерь Божия своим посещением освятила их жилища.

Дай Господи! чтобы уважение и благоговение нашего народа к Божией Матери навсегда сохранилось в их душах, а чрез то и сама Заступница не оставляла нас так, как не оставляла она предков наших в годину тяжелых испытаний. Не будем же никогда, христиане, ослабевать в молитвах к пре- благословенной деве. Аще бо не Она предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил нас до ныне свободны?...