Лохвиця, церква Різдва Богородиці (С. Таранушенко)

Цю церкву дослідити ми не могли – вона не збереглася. Як зазначає контракт на побудову, церква була крижова в плані, п’ятиверха; будували її на зразок Троїцької в Лубнах.

В Київському центральному державному історичному архіві зберігається архів останнього кошового Запорізької Січі П. Калнишевського, на кошти якого була збудована ця церква[1]. В справах чимало важливих документів, що освітлюють історію будівництва церкви в Лохвиці, і матеріалів, важливих для дослідника історії українського дерев’яного будівництва. Вони не публікувалися. Частину їх – в витягах – ми наводимо нижче. Спочатку подаємо текст цікавого контракту на побудову церкви, заложеної на місці попередньої, що згоріла 1748 року.

«1763 году марта 5 дня я, под сим в подписе имени значащійся, Илия Бродацкий, житель Сорочинский полку Лубенского города Лохвиці з абшитованим хорунжим полковим лубенським господиням Борисяком, сотником Василием Корнеевичем господином Нельговским, честним иереєм Алексеем Марковичем, войсковим товаришем господином Максимом Ивановичем Яновским, значковим товаришем Иваном Стефановичем и всеми другими погорелой соборной лохвицкой церкви Рождества пресвятие Богородици прихожанами заключили сей контракт в нижеслеующем: Договорился я Илия Богородици церков своим рукоделием неотменно в два года на том месте, где згорелая церков та стояла, выстроить на фундуше таком точно, вшир и длину, як на том же погорелой церкви фундуш значит, в пропорцію оному фундушу должен я, сколько занадобно признаватимуть више прописание персони, огромности (буди им за потребно укажется) убавить. В вышину же и манѣр противу мѣри в городе Лубнах недавно вистроеной церкви святой Троецкой; или и ниже мерою, сколько мне покажут. На той же стройце имеющейся церкви пять верхов манером таковим, как на помянутой Свято-Троицкой Лубенской банѣ и полубанки должен виводить. И изделать на их побой жестю з лютованєм и цеп’ю моею; окна аркушевие, мерою и числом мне показать имеющиеся, своею замазкою и трудами отделать в той же церкви имѣю.

Буди же зсила (?) что испорчу, на то мѣсто з свого кошту поставлю. Внутри церкви мости и криласи, паламарню и ризницу, вокруг церкви при троих дверях бабинць три з верхами завиваними подѣлать и побить гонтою. Всю роботу отшалиовать долженствую. Все то строеніе церкві долже я справить верно и тщательно, смотрячи за своими помощниками, чтоб нѣ единое нѣгде дерево недѣльно и напрасно впотераних неточію ни одного признать било. А в случаи, если ж з недосмотру моего могло что с церковного дерева потеряно бить, и найпаче в стене какой церкви, то на тое мѣсто повинен я з свого кошту другое дерево постановлять и работников з свого кошту довольствовать. По своему рукоделию робить в сторону не имѣю. Парубков своих  напрасно не бить и ни в чем не обижать, даби не расходилися и церковной би работе тем следовать замешательство не могло. И на другую работу по дворам их парубков не отпускать обв’язуюсь. Також жена моя их парубков бить или бранить не имѣет под немалим и паче ей за то наказаним. Челяди же сам досматривать буду, даби им хлеб печен и исти варено справно било; и харчей церковних напрасно не терять. Нетрудящихся на церковной работе не кормить. То же харч никому на сторону не давать. И не давать парубкам порожних страв без сала, в постные дни без олеи.

Всѣ трѣски и утинки церковной работи бить должны при парохиянах; только мне в потребности на отопливо и на варение страви взимать невозбранно било. За неисправность какую вышеписаную в истязание себе господам парахоиянам подвергаю. Воров и других подозрительных людей и непотребних держать при той работе у себе не должен. Но если ко мне подозрительный человек явится, о том парохіянам или, гдѣ надлежит, обьявлятиму.

По совершении же всей работи на всѣ банѣ крести позносить имѣю. И по сему заключительному контракту моему, когда вступлю в действительную работу, тогда имеит мне харч видаваний бить… работникам и мне от него с парахиян оной церкви за розпискою моею. По окончании совсем оной церкви строения и что оставатимется с харчей и денег сполна видать мне будет должно. А нине уже я в нижепоказанную договоренную суму принял денег для найму работников и на протчие мои потреби от господ парохиян двадцять рублей. Денег же и харчей итого за строение церкви виговорено именно: денег десть сімдесят рублей, житной муки сто двадцать пять четвериков, сала пуд тридцать, соли пуд двадцать пять, горелки ведерок шеснадцать, риби тарань две тисячи, чабака платаного одна тисяча, олеи ведерок пятнадцать, яловиц две, кабанов восем, баранов сорок, гороху четвериков четире, ягнят четвериков (?) десять, овса четвериков десять, сена четвериков (?) два, масла коровіого ведерок четири, сира ведерок пятнадцать, горшков разных четиреста, цибуль венков пятьдесят, часнику венков тридцать, на кухарку денег рублей восем… з варива боярков кухов четири, капусти кухов две. На кунтуш сукна или денег рублей десять, на кафтан китайки… штук четири или четири рубли, пояс полушалевий или рублей четири, на чоботи сап’ян или денег рубль. На лютованя жести, на цеп рублей сем. На лютезь красной меди фунтов три. Кватера до окончания работи.

Во утверждение сего контракта от мене господам прихожанам соборной лохвицкой церкви даного обязательством особливим, что от начатия работи помянутой церкви, на какую другую работу аж до окончания оной нигде контрактоваться и отлучаться от работи церковной и от города Лохвиц без ведома прихожан и позволения их не имею. Буди ж какие через мене и работников моих остановка учинится могла или убиль церковному интересу, то на оную убиль дозволяю с вышеписаной уконтрактованой мне суми двойной учинить вичет. В чем во всем на сем даном моем контракте и подписуюсь на подленом тако: Бивший житель сорочинскій, ныні лохвицкий Илия Бродацкий».

Далі наводим уривки з листів, в яких відбилися дані про будівельний матеріал, про хід будівництва з 5-го аркуша:

«Понеже гпдн кошевой Запорожской Сѣчи Калнышевскій по своей к церкви божией ревности восприял собственным своим коштом в здѣшнем городь Лохвицѣ новую соборную церковь на мѣсто изгорѣлой состроить, на которую состройку и пятисотная сума денег в присилки имѣется и хотя за оние деньги куплено уже до четырех сот дубов…» (аркуш 5).

За підрахунком 1763 р., на церкву купили 504 дуби.

З аркуша 221 дізнаємося, що І. Бродацький лише почав будову, а після його смерті закінчив майстер Василь Волошиненко.

На 24-му аркуші міститься лист Борисяка до Калнишевського. Від повідомляв: «В оной церкви верхи сводяться в склепах, а двѣ банѣ мало только из осени недокончатся.

Майстер снѣсар, которій дѣлал в лубенском митру іконостас всилу сыскан недавно и за показанием ему абриса, по которому велено от В. Високородія рядить на работу оного майстра, сказал он, что по тому абрису, яко он старинного манеру і весьма простой работи дѣлать он не хочет, почитая ту работу своего искусства за уразу».

На арк. 30 Борисяк повідомляв Калнишевського: «Церков в издѣлки верхами докончена, точію на побойку маковиц жесть нет». На 35-му аркуші – лист марта 11 1767 року – Борисяк повідомляв Калнишевського: «церков построена и крести уже на оную снесены. Однак еще нѣ жестю, а ни гонтою верхи не побити и не ошальовани… Жести на побой маковиц и нижние полубанки гонтою… не побивалися. Єдна баня олтарная жестю побитая».

На арк. 36 вміщено виписку з книги видатків: «На покупку дерева дубов 405,60 карб. Бывшому мастеру И. Бродацкому 35 карб. На рѣзуков сойшло 111,28 карб. Нынѣшнему майстру Вас. Волошенку 294,19 карб. Гонтарям 10,42 карб. На издѣлание пяти крестов, помалиование и позолоту 100 карб». На арк. 38 згадується ймення іконописця Шумянського.

Вже після закінчення будови повстало питання про опасання. На арк. 98 знаходимо лист парафіян до Калнишевського. Вони писали: «…Церков наша поставлена на прежнем фундуше, которій давними годами с обикновения подоланими для погребения мертвых кладовыми склепами и глубокими ямами внутрѣ бывшего здания и извнѣ близ самих стѣн порушено немало. В разсуждении тех обстоятельств, хоча при основании кладено довольное число на фундамент немелкого дуба, однак изведавшими о таких случаях самою практикою доказуется, что ежели вокруг оноя церкви опасання здѣлано не будет, то вскорѣ по времени тусних дождей и поливу, земля под оною церквою насыпаная, размягши, вниз с высшого мѣста спливет, а старие ямы тем открытия до конца глубины своей не удержатся, от чего немалая церкви, от чего бог да сохранит, что иногда на которую сторону не могла двигнуться, предусматривается опасность, как то уже на одной лубенской церкви образец сей показался. Если же опасанѣ будет, то без всякого сумнѣния удостоверается, яко всегда над основанием в сухости земля под кришою недвижимо оставатимется и фундамент к гнилости скорой не придет, но крѣпчаѣ еще оной тем приделом утвердится. На сооружение опасани суми надобно по крайности три ста рублей… просим…».

На аркуші 107 вміщено контракт маляра Петраша: « 1768 року 11-1 я нижеподписавшійся малоросійского полтавського полку сотнѣ второй полковой села Рибцов житель козак Павел Васильев сын Петрашев дал сей контракт… Калнишевскому в Лохвице в церков Рождества Богородицы иконостас малярскою і золотарскою роботами іздѣлать… надо увесь совсем иконостас золотом червоним, а поле между тем имѣющоеся серебром, а по серебру баканом веницейским покривать. На гладком золоченню мѣстами, где широко, церковкою золотою ж здѣлать на наметних и на всех иконах венецькими красками добрыми и раствореным золотом, гдѣ только надобно будет. Также во внутрѣ церкви всѣ стени и верхи выбелить, а в банях склепення помальовать…».

16 серпня 1768 р. Борисяк писав Калнишевському: «что касается до обшаліования церкви и постройки рештовання существом дѣла крайне несходное посему: обшалювати церков по разсмотрению мастера спешить не надобно затем, что еще и тепер церков злѣгается, почему, якое вверху и прежде сего отделано шаліованіе, то и оное коробиться начало, визскакуют гвоздя, так что около окон и в других мѣстах мусѣ он майстер то шаліованіе подрѣзать опяять, а окошка самые верхние немалим числом от налогу тяжести треснули…».

Навіть в 1771 р. церква не була ще закінчена. Борисяк писав Калнишевському: «…иконостас предивный и преславний в собори лохвицком поставлен освящен. Точію оная церков вокруг  еще не ошаліована и бабинцов не здѣлано… неотбелен». (Аркуш 190.)

Наведені уривки виразно змальовують окремі штрихи процесу будування церкви, процесу, що тривав з 1763-го по 1771 р. Про дальшу долю будови ми нічого не знаємо.



[1] ЦДІАК. – Ф. 229. Оп. 1. Один. збереження 142. – Арк. 6.