Храмы города Обояни
Соборный храм г. Обояни
Более трех с половиной веков насчитывает история г. Обояни. Неотъемлемой частью жизни города являются православные храмы. Самые ранние известные сейчас сведения о них относятся к 1692 г., когда стольник Авраам Богданович Мантуров и подьячий Григорий Жеребцов составили писцовое описание Обояни и Обоянского уезда, сохранившееся до наших дней. К этому времени в Обояни, строительство которой началось в августе 1639 г., имелись уже две церкви: соборная, название которой составители, к сожалению, не указали, находившаяся «внутри города», то есть за крепостными стенами, и кладбищенская во имя великомученика Георгия, расположенная на посаде. Сведения о церквах крайне скупы, писцовая книга содержит лишь описание церковных земель, из нее также известно, что священствовал в соборной церкви в 1692 г. протопоп Иван.
«Топографическое описание Курской губернии» (1784 г.) дает уже некоторое представление об облике храмов, здесь указано, что в г. Обояни имеется 1 каменная церковь и 3 деревянные. Несколько позже в документах упоминаются уже две каменные городские церкви: соборная во имя Рождества Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца и приходская Смоленская, а деревянная – одна, Георгиевская кладбищенская. На землю соборной Рождество-Богородичной церкви имеется план, составленный в 1782 г. Судя по ведшимся в церкви метрическим книгам, именно такое название носила соборная церковь до 1832 г., а в 1833 г. в метрической книге, которую Курская духовная консистория выдала для ведения соответствующих записей, соборная церковь названа Свято-Троицкой. Состав причта этой церкви остался тот же, что в Рождество-Богородичной. Нет сомнения, что это не была новая церковь. Вероятнее всего, в это время был организован новый придел, освященный во имя Святой Троицы, название которого и было присвоено всему храму.
Самые первые здания соборного храма не сохранились. Построенное в 1743 г., которое указано в «Справочной книге о церквах…» 1909 года, было, конечно, не первым, и просуществовало оно полтора века, а сохранившееся до наших дней возведено в последнем десятилетии XIX в. Храм начали строить на средства прихожан в 1890 г., а завершили строительство в 1898 г. Южный престол освящен 3 декабря 1898 г. во имя Рождества Богородицы, северный – 4 декабря во имя Св. Николая Чудотворца, а главный – 14 декабря во имя Св. Троицы.
К приходу Свято-Троицкой церкви относилась часть г. Обояни. В 1915 г. в него входило 342 дома, в них 1029 муж., 1036 жен., в том числе: духовенства 9 домов, 23 муж., 23 жен.; дворян 10 домов, 18 муж., 15 жен.; мещан 281 дом, 903 муж„ 892 жен.; крестьян 42 дома, 85 муж., 106 жен. Ближайшей к Свято-Троицкому храму была Смоленская церковь г. Обояни.
Соборному храму принадлежали 171 десятин полевой земли, 115 десятин сенокосной, 45 десятин лесной. При этом часть земли была подарена прихожанами. Прихожане заботились о храме. В 1915 г. был произведен ремонт здания.
При храме действовала церковно-приходская школа. Много внимания ее работе уделял настоятель Свято—Троицкого собора протоиерей Василий Иванович Ковалевский, назначенный на эту должность в январе 1890 г. Окончив Белгородскую духовную семинарию в 1855 г., он священствовал в разных храмах епархии, отдавая много сил организации начального образования, в 1890-х гг. открыл 12 церковно-приходских школ, был членом училищного Совета Обоянской прогимназии. Одновременно с этим ему приходилось уделять много внимания строительству двух Обоянских храмов – Свято-Троицкого соборного и Александро-Невского.
После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. Свято-Троицкий храм продолжал функционировать на основании устава и договора с Обоянским уездным исполкомом. Документы, составленные при заключении договора в 1920, 1923 гг., характеризуют внешний облик и убранство храма: здание его каменное, одноэтажное, теплое, имеется подвал для отопления; 13 глав храма покрыты железом, на них железные кресты; окон 38, из них 17 с решетками; паперть закрытая. Площадь Троицкого храма составляет 768 кв. м, он считается самым большим в области. Ограда была оставлена старая — каменная с железной решеткой. Колокольня также осталась прежняя, считавшаяся построенной в 1743 г. на средства прихожан, колоколов на ней семь: 325 пудов 10 фунтов, 55 пудов, 12 пудов, 2 пуда, 1 пуд 10 фунтов, 35 фунтов, 30 фунтов. Рядом с храмом находилась каменная, крытая железом сторожка.
Богатым было внутреннее убранство храма. Однако в документах, описывающих его, имеются некоторые противоречия. В одном сказано, что иконостасы трехъярусный и два двухъярусных, в другом – четырехъярусный и два трехъярусных. Все они были золоченые, главный состоял из 16 больших и 14 малых живописных икон, с серебряными ризами, два других по 10 больших и 17–19 малых икон. В 1915 г. иконостасы были поновлены.
Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г. из храма было изъято 99 предметов общим весом 6 п. 25 3/4 ф.: священные сосуды, кресты, обложки с евангелий, лампады, кадило, ризы с 61 иконы. Прихожанам удалось отстоять в неприкосновенности ризы только с трех икон — образов Спасителя и Божией Матери, находившихся в соборе со времени его основания, и образа Св. Николая Чудотворца. Благодаря собранным прихожанами добровольным пожертвованиям взамен этих риз был сдан серебряный лом весом 22,5 фунта.
К началу Великой Отечественной войны, когда в Курской области действовали всего три храма, Троицкий собор в Обояни не функционировал. 19 декабря 1941 г. богослужения в нем возобновились. Священником здесь стал Антонов Михаил Иванович. Сын священника, с духовным образованием, он до 1930 г. священствовал в с. Красниково, в 1931-1934 и 1936-1939 гг. был осужден по статье 58-10, отбывал ссылку, а во время оккупации Обояни немецко-фашистскими войсками был приглашен общиной верующих Троицкого собора на должность священника. В трудные годы военного лихолетья он духовно поддерживал прихожан.
В августе 1944 г. был возобновлен договор о бесплатном и бессрочном использовании храма общиной верующих Свято-Троицкого прихода. М.И. Антонов еще долго оставался здесь священником, в том числе после 1955 г., когда настоятелем церкви стал Ханов Сергей Григорьевич, в свое время также окончивший Курскую духовную семинарию, подвергавшийся репрессиям в 1930-х гг. Службы в церкви стали проводиться ежедневно, в будничные дни их посещало до 100 чел., в воскресные – до 200 чел. Это были жители г. Обояни и пригородных сл. Казацкой и сл. Стрелецкой, а также ближайших к городу селений. Максимальное количество верующих, посещавших молитвенные собрания в дни больших религиозных праздников, достигало 3-3,5 тысячи человек. В 1950 г. возникла угроза закрытия храма: Обоянский райисполком обратился к епископу Нестору с предложением дать согласие на передачу соборной церкви для засыпки зерна. В городе даже собирали подписи о закрытии Троицкого храма. Сохранить соборную церковь удалось лишь ценой согласия на передачу под зерносклады церквей в с. Нижнее Солотино и с. Трубеж. В 1960-х–1980-х гг. здание храма поддерживалось в хорошем состоянии, ежегодно проводились ремонтные работы.
Документы храма находятся на хранении в Государственном архиве Курской области: клировая ведомость за 1915 г. (неполная), метрические книги Рождество-Богородичной соборной церкви за 1800–1827, 1829-1932 метрические книги Троицкой соборной церкви| за 1833–1840, 1877, 1879, 1882, 1894, 1896, 1900, 1903–1905,1907–1910,1913,1914,1916–1918 гг.
Троицкая церковь памятник культовой архитектуры.
Александро-Невский храм
«1891 г. месяца мая 19 дня была закладка нового каменного храма во имя Александра Невского на Сенной площади. Закладал преосвященный владыко Иустин» – такая запись сделана в семейной хронике, составленной жителем г. Обояни Скуратовым Иваном Михайловичем. Эти данные подтверждаются и в документе Обоянской городской управы, составленном в 1902 г. В нем сообщается, что, теперь уже на Александро-Невской площади, находится не оконченный постройкой собор, заложенный на пожертвования жителей г. Обояни в память чудесного избавления царской семьи от грозившей опасности при крушении поезда.
Строительство храма шло долго. В 1902 г. были возведены лишь стены храма, колокольня не достроена, наружная сторона отделана вчерне, внутренняя не отделана. Очевидно, возведение здания было завершено в 1906 г., о чем свидетельствует клировая ведомость церкви, составленная в 1923 г., но иконостаса не было еще в 1914 г., когда объявили сбор пожертвований на его сооружение. Пожертвования на его обустройство поступали и раньше. В 1903 г. вдова надворного советника Яковлева Анна Павловна завещала Александро-Невской церкви образ Николая Угодника в ризе и 500 руб. на вечный вклад для ежегодного пользования процентами с него причтом и церковью в равных долях и на поминовение Николая и Анны. Александро-Невская церковь была приписной к Троицкой соборной церкви г. Обояни. 26 июня 1917 г. жители г. Обояни подали прошение епископу Курскому и Обоянскому Феофану об открытии самостоятельного прихода при Александро-Невском храме. Горожане дали обещание в эту же осень устроить в храме печи и ежемесячно в течение 4 месяцев со дня открытия прихода давать 76 руб. на содержание причта. 3 октября 1917 г. последовал приказ Курской духовной консистории об открытии самостоятельного прихода. Священником был избран Иоанн Попов, служивший до этого в церкви с. Спасского Обоянского уезда.
В договоре между гражданами г. Обояни и Обоянским волисполкомом от 20 ноября 1924 г. о передаче здания в пользование верующих, заключенном согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г., имеется описание: храм каменный без колокольни 55 × 30 аршин, имеет три голландских печи. Престол во имя Благоверного князя Александра Невского. Иконостас на горнем месте деревянный с резьбой, в нем иконы без риз: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя. Иконостас Главного алтаря деревянный четырехъярусный с резьбой, позолоченный, увенчанный пятью деревянными крестами. Царские врата деревянные, позолоченные, с резьбой. В южном алтаре престол во имя Дмитрия Солунского, в нем иконостас деревянный с резьбой, трехъярусный. В северном алтаре престол во имя священномученика Василия Агкирского, иконостас в нем деревянный с резьбой, трехъярусный.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. из храма забрали серебряные священные сосуды, кресты, крышки с евангелия, ризы с чтимой иконы Знамение Божией Матери. В заявлении прихожан по этому поводу говорилось, что изъятие именно этих вещей «нарушило и без того скудное, старанием ремесленников устроенное благолепие нашего храма и лишило его весьма необходимых вещей». Всего из храма было изъято 20 предметов общим весом 27 фунтов.
В 1930-х гг. храм был закрыт и долгое время использовался под склад Заготзерно. В 1956 г. при обследовании здания храма Александра Невского в числе недействующих церквей отмечалось, что главный купол его наполовину разобран, кресты сохранились только на 2 малых главах, колокольня разобрана до верхнего уровня здания, железная кровля ветхая, водостоки отсутствуют, боковые входы заложены кирпичом, окна вверху без стекол, большинство нижних окон заложены кирпичом, вход по фасаду разрушен. В 1962 г. было сделано предложение использовать здание после реконструкции под Дворец культуры. Это было осуществлено, но очень нескоро, лишь в канун 1985 г., когда в отремонтированном здании собора открылся молодежный спортивный клуб «Факел».
В начале сентября 1991 г. в Курск из Елоховского Патриаршего собора Москвы была доставлена гробница с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского (1748–1754). Из Курска мощи Святителя перенесены в Белгород, где они должны обрести вечный покой. 16 сентября крестный ход с гробницей прошел через город Обоянь. Процессия останавливалась в соборе Александра Невского.
Документы храма в Государственном архиве Курской области: клировая ведомость за 1923 г.; метрические книги не сохранились.
В 1998 году храм поставлен на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.
Смоленский храм
Датой первого упоминания Смоленской церкви г. Обояни можно считать 1774 г., которым датируются сведения о первых известных сейчас священниках, служивших здесь. Ими были Григорий Каракулин и Прохор Ершов. Год постройки первого церковного здания не установлен, каменное же здание, стоящее и поныне, построено в 1790 г. тщанием прихожан. Есть сведения, что оно возведено на месте деревянного Георгиевского кладбищенского храма, известного еще по писцовой книге Обоянского уезда, составленной в 1692 г. Он был разобран из-за ветхости, и одноименную церковь возобновили на кладбище за городом.
В 1845 г. к Смоленской церкви были пристроены два придела, в 1849 г. сооружена колокольня, в 1914 г. произведен ремонт храма. До постройки нового здания соборного Свято-Троицкого храма Смоленская церковь была самой вместительной в Обояни. Именно ее выбрали для помещения на ночь праха Александра I в 1825 г.
Священнослужителями в церкви были с 1795 г. – протопоп Даниил Свешников, с 1802 г. – священник Василий Иванов, в 1803 г. – священник, потом протоиерей Гавриил Танков, в 1861 г. – Иоанн Лащенков и Андрей Булгаков, в 1879 г. – Николай Беликов, с 1889 г. – священник Александр Сахаров и протоиерей Федор Косминский.
В приход церкви входили часть г. Обояни и пригородная слобода Стрелецкая. По данным на 1915 г., в составе прихожан были: в Обояни –духовенства 9 домов (20 муж., 22 жен.), дворянства 24 дома (41 муж., 38 жен.), мещанства 212 домов (599 муж., 662 жен.); в сл. Стрелецкой — 267 крестьянских дворов (916 муж., 969 жен.).
В 1892 г. за храмом числилось 91 десятин 149 сажени отведенной или подаренной земли, в т. ч. 45 десятин пахотной земли при сл. Пушкарной. Престолов в храме три: главный – во имя Смоленской Божией Матери, правый – во имя Иоанна Блаженного Устюжского Чудотворца, левый – во имя великомученицы Параскевы.
Ближайшим к Смоленской церкви храмом был Свято-Троицкий собор г. Обояни.
Об облике и состоянии храма свидетельствует составленная в 1920 г. опись: храм теплый, одноэтажный, с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность оштукатурена, размеры в плане 47 аршин 12 вер. × 30 аршин 12 вер. На колокольне 10 колоколов: 498 пудов 20 фунтов, 156 пудов 20 фунтов, 35 пудов 20 фунтов, остальные семь малые (вес не указан). При храме имелась часовня размером 9 × 6 аршин, каменная, холодная, покрытая железом и окрашенная. Храм обнесен каменной оградой с двумя железными воротами. Внутри церковной ограды находились здание церковно-приходской школы и жилой флигель, сдававшийся в наем, оплата за него использовалась на содержание школы. За храмом находился сад, который также сдавался в аренду на нужды церкви.
Роспись стен храма, возобновленная в 1911 г., была в хорошем состоянии. Храм освещался люстрами, против алтаря в куполе и в трапезе они были трехъярусными, а в главном алтаре и в приделах одноярусные. Иконостасы в церкви поражали богатством и красотой. Главный –шестиярусный, два других четырехъярусные, деревянные, вызолоченные. На царских вратах было 6 икон небольшого размера в серебряных позолоченных ризах. Иконы главного иконостаса: образ Спасителя, Сошествие святого Духа, Тихвинской Божией Матери, Смоленской Богоматери, Св. Николая Чудотворца, Матери Божией – Утоли Моя Печали, великомученицы Параскевы, Тайная вечеря – почти все в золоченых ризах. В южном приделе в киотах стояли иконы Св. Иоасафа Белгородского и образ Серафима Саровского в серебряной золоченой ризе. В часовне были 2 иконы большого размера – Смоленской Богоматери и Песчанской, 12 икон разных Угодников Божиих.
Некоторые иконы церковь получала в дар от прихожан. Так, по завещанию дворянки Анны Павловны Яковлевой сюда поступила икона Знамения в ризе и было передано 250 руб. для использования церковью и причтом и на вечное поминовение Николая и Анны.
Составитель исторического очерка о Смоленской церкви отмечал особое внимание многих прихожан и церковного причта к устроению храма. Так, на средства, выделенные протоиереем Гаврилой Танковым и церковным старостой А. П. Мартаковым, была приобретена большая икона Спасителя, которую доставила из Иерусалима прихожанка из Стрелецкой слободы Мария Павловна Орехова. Икона была освящена на Гробе Господнем. Стараниями церковного старосты М.И. Разинькина и прихожан И. Чикина, С. Н. Канатова были устроены серебряно-позолоченные ризы на многих иконах.
При храме действовала церковно-приходская школа, двухкомплектная, в 1915 г. в ней обучался 141 мальчик, а учителем был протоиерей Сахаров Александр Алексеевич. Он окончил Курскую духовную семинарию в 1873 г., служил законоучителем в разных школах, как церковно-приходских, так и земских Суджанского и Обоянского уездов, с 1890 г. – в школе Смоленской церкви г. Обояни, был председателем Обоянского отделения Курского епархиального училищного Совета; в 1913 г. Святейший Синод наградил его библией «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству школ Обоянского уезда». Ревностно относились к учительским трудам и другие священники Смоленского храма – Конорев Василий Андреевич, награжденный орденом Св. Анны 3-й степени, Косминский Федор Алексеевич, по чьей инициативе в храме проводились религиозно-нравственные чтения, касавшиеся семейных и общественных отношений. Михаил Иванович Разинькин в бытность свою церковным старостой являлся попечителем школы. Он очень внимательно относился ко всем ее нуждам, охотно поддерживал детские елки, старался помочь бедным ученикам, снабжая их теплой одеждой и обувью под видом предпраздничных подарков.
Согласно декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. из храма было изъято большое количество ценностей – 90 предметов общим весом 6 пудов. 35,5 фунтов (священные сосуды, ризы с 51 иконы, обложки евангелий и др.). Лишь на одной иконе была оставлена риза, вместо нее был сдан серебряный лом соответствующего веса.
В ноябре 1929 г. Смоленская церковь была закрыта.10 В 1930-е гг. храм продолжал действовать, но с перерывами. В 1933 г. его заняли под склад Заготзерно. В октябре 1935 г. культовая комиссия президиума облисполкома приняла решение о возвращении здания верующим, однако практически это не было исполнено. 03 июня 1940 г. облисполком принял решение о закрытии Смоленской церкви как не действующей с 1933 г. и о передаче ее для использования в культурных целях. Но использовалась она как складское помещение горторга, под зерносклад. В 1953, 1956 гг. здание было обследовано. Отмечалось, что фундаменты, стены и своды находятся в состоянии, вполне пригодном для эксплуатации и реконструкции. Купол и колокола, кресты на них сохранились, однако кровля ветхая, наружная штукатурка местами обвалилась, окна без стекол, нижние заложены кирпичом, трубы калориферного отопления разрушены. Никаких мер по ремонту здания предпринято не было, оно продолжало использоваться горторгом под склад товаров, здесь же находился склад керосина.
Документы церкви в Государственном архиве Курской области: клировая ведомость за 1915 г., метрические книги за 1802, 1871–1879, 1882, 1894–1897, 1902, 1903, 1905, 1907, 1909–1911, 1914–1916, 1918 гг.
Постановлением губернатора Курской области № 566 от 30 октября 1998 г. Смоленская церковь поставлена на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения. Входящие в ансамбль церкви здания церковно-приходской школы и сторожки, а также ограда включены в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».