Древности (В. Колода)
Колода В. В.
Археологический очерк с. Староверовка
(Нововодолажский р-н, Харьковская обл.)
Нововодолажский район – один из интереснейших с точки зрения археологии регионов Харьковщины, который расположен на водоразделе речных систем Днепра и Дона на северо-западных границах гигантского массива Евразийских степей в юго-восточном лесостепном приграничье. Он не раз привлекал внимание учёных. Неоднократными археологическими разведками здесь открыто немало интересных археологических объектов различных эпох: от бронзового века до раннего средневековья (II тысячелетие н.э. – I тысячелетие н.э.). Его яркие археологические памятники стали, по сути, полигоном для обучения молодых археологов методике проведении археологических разведок, за счёт которых пополнялись археологические коллекций многих научных организаций г. Харькова и частных лиц. Среди профессиональных исследователей, принявших наиболее значительное участие в обследовании района, следует отметить Б.А. Шрамко (1960-е – начало 1970-хх гг.), А.Г. Дьяченко (1970-е гг.), Колода В.В. (1980-е – начало 2000-е гг.). Однако, до 2010 г. стационарных археологических раскопок здесь не проводилось.
Село Староверовка расположено в верховьях р. Берестовая, которая является правым притоком р. Орель (один из наибольших левых притоков Днепра в степной зоне его протекания). Находясь на водоразделе, непосредственная округа села изобилует курганами. На середину 70-х годов прошлого века их насчитывалось 27.[1] Несмотря на неоднократные попытки обнаружить какие-либо древние поселения на территории села или вблизи его. Все они оканчивались неудачей. Близ некоторых из сёл также известны курганы. Немалое число курганных насыпей известно и вблизи сёл, с которыми соседствует Староверовка. Близ с. Караван, что к северу, их насчитывается восемь; один курган известен рядом с селом Мелиховка (восточнее Староверовки); ряд курганных насыпей выявлено в южном направлении: пять – в окрестностях с. Муравлинка и ещё четырнадцать – у с. Дьячковка.[2] Кому принадлежат староверовские и иные курганы покажут будущие раскопки, а пока, опираясь на данные сопредельных со Староверовкой территорий, где были обнаружены поселения, попытаемся воссоздать картину заселения её ближайшей округи в те далёкие от нас времена.
С уверенностью можно говорить, что большинство курганов оставлено здесь кочевниками-скотоводами медно-бронзового века (III – начало I тыс. до. н.э.). Они вели подвижный образ жизни, занимаясь сезонными перекочёвками в меридиональном направлении: поднимаясь к севере на водораздел летом, и отходя на юг (в балки и долины малых рек на зиму). Разводили они преимущественно мелкий рогатый скот, наиболее приспособленный для кормёжки на водоразделах и не требующий значительных кормов в зимний период. Их немногочисленные орудия труда были из камня, значительно реже – из меди и бронзы. Они пользовались самодельными лепными горшками для кострового приготовления пищи. По орнаментации и форме керамики, и, главным образом, по конструкции погребальной камеры под курганом, их разделяют на несколько хронологических периодов. Каждому периоду соответствует своя археологическая культура: ямная (27-19 вв. до н.э.), катакомбная (перша половина II тыс. до н.э.) или срубная (16-12 вв. до н.э.) – с помещением тела умерших, соответственно, в обычных ямах, катакомбах или в невысоких срубах. Косвенным доказательством этому могут служить раскопки аналогичных курганов в соседних степных районах Харьковщины, а также обломки лепных горшком бронзового века, найденные близ Дьячковки и хранящиеся в фондах Красноградского краеведческого музея.[3]
В раннем железном веке, во времена господства ираноязычных воинственных кочевников-скифов (VI – IV вв. до н.э.) здесь проживала небольшая группа населения, которая оставила после себя открытое селище на дюнах р. Берестовая в 100 м к востоку от бывшего колхозного двора с. Мелиховка.[4] Судя по незначительным собранным материалам, можно сделать вывод, что это были обедневшая, а потому и перешедшая к оседлому способу существования небольшая группа бывших кочевников-скотоводов. Вынужденное "оседание" они намеревались использовать для увеличения своих стад и возвращению к кочевому способу ведения скотоводческого хозяйства. Эти племена уже использовали в хозяйстве и военном деле железо, что позволяло им добиваться бóльших успехов во всех сферах человеческой деятельности. Расширился ассортимент орудий труда и вооружения, и улучшилось их качество.
К раннему периоду формирования племён восточных славян относится селище черняховской культуры (IV – начало V вв. н.э.), обнаруженное близ с. Караван,[5] а также найденный в 1965 г. В окрестностях того же села динарий римского императора Траяна (98–117 г. н.э.).[6] Данная археологическая культура представляет собою материальные остатки так называемой "Державы Германариха", образовавшейся в результате "первых" готских войн на обширных территориях юга Восточной Европы. В этом многоэтничном государстве, в состав которого входили и ранние славяне, доминирующую военно-политическую роль играли восточногерманские племена. Благодаря им на нашей территории появились римские монеты, гончарные сосуды, созданная в традициях восточных римских провинций, посуда из стекла (Рис. 4), оружие и предметы личного обихода из Центральной Европы (Рис. 5).
Кроме того, у с. Караван найдено и селище салтовской археологической культуры конца VIII – середины VIII – Х вв. н.э.[7] Эти древности являются отражением высокой материальной и развитой духовной культуры Хазарского каганата, северо-западные границы которой проходили по Северскому Донцу (Рис. 6, 7). Салтовское поселение вблизи Староверовки свидетельствует о том, что жители лесостепных северных территорий каганата (аланы, болгары, угры, славяне) начинают осваивать и пространства к западу от надёжно охраняемой территории государства. Основу хозяйства этих племён составляло развитое пашенное земледелие и многоотраслевое животноводство,[8] дополненное высокоразвитым профессиональным ремеслом.[9] Всё это позволяло Хазарскому каганату доминировать (собирать дань) со многих народов Восточной Европы (в том числе и славян), на равных соперничая с Византийской империей и Арабским халифатом. Кроме того, следует отметить позитивное влияние салтовских технологических традиций на многие сферы материального производства и строительства у восточных славян.
Древности села Староверовка и его округи ещё ждут своего исследователя, но уже сейчас можно и нужно, проводить поиски новых археологических памятников на местности, накапливать сведения о них и древние артефакты в школьном музее и подавать эту информацию археологам-профессионалам. Это позволит староверовцам обогатить историческую память о прошлом своей «малой Родины», а учёным – вписать новые строки в историю нашего края.
[1] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнов Л.П. Справочник по археологии Украины. Харьковская область. – Киев, 1977. – С. 118.
[2] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнов Л.П. Справочник по археологии Украины. – С. 116–117.
[3] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнов Л.П. Справочник по археологии Украины. – С. 116.
[4] Дьяченко А.Г. Отчёт об археологических разведках и раскопках за 1970 г. – Научный архив Института Археологии НАН Украины.
[5] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнов Л.П. Справочник по археологии Украины. – С. 116.
[6] Бейдин Г.В., Григорьянц М.Н. Клады и монеты Харьковщины. История в памятниках нумизматики. – Харьков, 2007. – С. 19.
[7] Шрамко Б.А., Михеев В.К., Грубник-Буйнов Л.П. Справочник по археологии Украины. – С. 116.
[8] Колода В.В., Горбаненко С.А. Сельское хозяйство носителей салтовской культуры в лесостепной зоне. – Киев, 2010.
[9] Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата. – Харьков, 1985. – С. 80–96.