1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

На левом берегу Десны, в 30 вер. от Чернигова и в 38 от Нежина, при нескольких озёрах, из которых одно называется Девицею, некогда сотенное местечко[1].

Несомненно, что название Салтыкова получило это местечко от богатого владельца своего пана Bacилия Сал­тыка, черниговского чашника 1625 г.[2]. Салтыку одол­жено было местечко тем, что поселенное на нынешнем месте, обнесено было земляным валом и глубоким рвом, для безопасности самого Салтыка[3]. Но в вестах трех от нынешнего поселения, на западе, по ныне видна большая земляная крепость, древняя, расположенная над рекою Убедью, некогда судоходною. Это – памятник дотатарскаго городка, откуда Салтык перевел жителей на нынешнее место.

В 1767 г. здесь церкви: Успенская с школою; Николаевская с приделами покрова Богоматери и в. м. Георгия. В Успенском храме был прежде придел в похвалу Богоматери, где служил до 1680 г. «Лаврентiй Касперович презвитер сзятопохвальскiй девицкiй и капелян войсковiй». Лаврентий Касперович при Брюховецкому был писарем Сосницкого полка и в 1668 г., как человек ловкий, отправлен Брюховецким в Кон­стантинополь искать покровительства у Султана. – После такого участия в делах Брюховецкого, самая лучшая доля была для бывшего писаря поступить в белое духовенство и ему предоставили место капеллана всего войска казацкого. О. Касперович пожертвовал максаковскому монастырю озеро Лозницкое с островом и сенными покосами. Вероятно им же пожертвованы успенскому храму Девицы пахать на 8 дней, сенокос на 40 возов и три озера, известные по переписи 767 г.

Храм арх. Михаила построен был по благословенно м. Варлаама сотником Василием Селецким; при храме была школа, пахать на 3 дня, сенокос на 8 возов и роща.

За Нежинскими воротами крепости, по улице Форостянке., находился ветхий храм рождества Христова и при нем церковь ан. Петра и Павла. Так видим по переписи 1767 года. Замечательна грамота 1723 года рождественскому священнику:

«Варлаам Ванатович милостью Божьею православный архиепископ киевский и галицкий и малыя Poccии.

По благодати дара и власти всесвятого и животворящего Духа, данной нам от великого Apxиepeя, прошедшего небеса, Господа нашего Иисуса Христа чрез святых его апостолов и их преемников, благословихом вдового сего иepeя Иакова Фоминского вечерни, утрени, часы и молебны пети и божественный совершати литургисания и вся церковные последования иных таин св. действовати. – Он достойно произведеся на степень иерейства преосвященным архиереем Иосифом Кроковским до храму рождества Христова 1715 г. и в року 1716 он, иерей Иаков Фоминский, волею Божьею овдове и ставленную грамоту нам архиерею во свидетельство предложи. Наша же мерность благослови и новел ему иерею дати cию нашу благословенную грамоту с нынешнего 1723 г. июля 6 ч. по 1724 г. ноля 8 ч. до престола виш помененнаго. По нашему благословенью он иерей вся иерейская служения да действует во святом храм, по правилам невозбранно, в домех же мирских людей ве­черни, утрени и часов отнюдь пети да не дерзает. Так же и во своем дому ему никакоже смети зазорных лиц держати, якоже св. правила повелевают, кроме матери, сестры и тетки и то единокровных; во пиршествах не упиватися и в корчму не ходити, кощунств и смехотворений не деяти и иных непристойных слов не вещати, ниже песней срамословных слушати или смотрети. Егда же прейдет время уреченное, елико повелывается ему церковная служити, потом времени, без нашего благословенья, отнюдь ничтоже действовати, ниже во фелонь облачатися, ниже епитрахиль на ся возлагати... 1723 р. июля 6 д.»

Ныне в местечке два храма: Николаевский и Петро- Павловский.

Жители местечка внесли в историю славную память о ceбе. Хорошо зная, как успокоительна власть ляхов и иезуитов, они в 1664 г. ни за что не хотели поко­риться польской власти. Кор. Казимир стоял со всем войском пред Девицею. «Несколько дней длилась осада и – множество жолнеров пало. Наконец осажденные, видя, что нельзя им удержаться, – местечко уже было взято, оставался замок, – просили помилования. Им обещано прощение: но когда неприятель ворвался в замок, то одних изрубили, других отдали татарам»[4]. Главным защитником был девицкий сотник Трокач; он был ранен в горло и пал в окопах. Говорят, что в это время истреблено в Девице до 10,000 чело- век. Король надеялся найти здесь складку богатых товаров: но если они и были здесь, без сомнений преда­ны были истреблению, а не ляхам[5].

В 1736 г. показывали в м. Девице казаков 83; в 1748 г. 93 семьи, в 1764 г. 69 выборных казаков, 287 подпомощников и 931 владельческих поселенцев.

По церковным записям число прихожан:

Николаевской церкви в 1790 г. 290 и. 270 ж.; в 1810 г. 276 м. 280 ж.; в 1830 г. 304 м. 311 ж.; в 1850 г. 446 м. 470 ж.; в 1860 г. 466 м. 490 ж. Михайловской – в 1790 г. 228 м. 215 ж.; в 1810 г. 220 м. 245 ж.; в 1830 г. 232 м. 258 ж. Петропавловской – в 1790 г. 276 м. 180 ж.; в 1810 г. 185 м. 220 ж.; в 1830 г. 213 м. 219 ж.; в 1850 г. 228 м.240 ж.; в 1860 г. 241 м. 277 ж.; итого в 1790 г.794 м.; в 1810 г. 681 м.; в 1830 г. 749 м.; в 1850г. 674 м.; в 1860 г. 707 м.

Торг здесь в понедельник, ярмарка – июня 24, довольно значительна».


[1] Ригельман 11, 67. Маркевич 2, 160. Черниг. епарх. изв. 1861 г. стр. 318. 319. В 1661 г. сотник Демид Рогоза. Соловьева ист. XI, 131.

[2] См. о Горбове и Стольном, Шафонского наместнич. 353.

[3] Салтыки, одного рода и герба с Солтыковыми, удалились в Польшу 1614 г. не изменяя православию. Соловьева ист. X, 119. Лакьера геральдика 463, 478, 479. В сеймовых конституциях с 1648 г. говорится, что паны, владевшие поместьями в северной земле, «по причине возстания казаков, за опустошением замков, не могут шить в тамошних своих имениях». (Prawa, konsityt. у przqwil t. 4. an. 1650. 1654 Warzawa 1784). След. паны прежде того, чтобы владеть имениями в северской земле, необходимым считали строить замки или укрепления и только в них держались.

[4] Летоп. самовидца стр. 42. 43. Ригельман 2. 72. Грабянка 184. 185.

[5] Маркевич 2, 90. 91. У Шафонского в сотне Салтыковой Девицы до 4000 казаков, кроме посполитых, жен и детей.