1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

В 33 вер. от Чернигова, между Жукотками и Вертечью (Борисоглебовкою).

В грамоте 1625 г. видим Плехово селище и близ него «насыпанной вал»; селище – памятник села, вал – остаток укрепления. Итак до татар в Плехове было село, но село укрепленное валом. С летописью в руке угадываем здесь одно из тех княжеских сел, где была в 1148 г. «жизнь» – княжеская, хозяйственный зиведения, приносившие богатый доход. Ныне часть земель плеховских принадлежит Дурновым, потомкам бояр княжения черниговского[1].

Нынешний храм покрова Богородицы в Плехове построен в 1707 г. На одной иконе Божьей Матери надпись говорит, что икона пожертвована в плеховскую церковь в 1701 год. На евангелии написано: «сия книга евангелие Павла Юрьевича, писаря майстрацкаго черниговского, наданая до церкви покрова пр. Богородицы в село Плехов 1702 г.»

По граж. ведом. 1736 г, в Плехове 60 казачьих семей и 5 подсуседков.

Число прихожан: в 1770 г. 582 м. 548 ж., в 1790 г. 606 м. 584 ж., в 1810 г. 630 м. 620 ж., в 1830 г. 660 м. 658 ж., в 1850 г. 713 м. 718 ж., в 1860 г. 737 м. 743 ж.

Земли в Плехове 2568 десятин.

Заметим здесь обычаи простоты и cyеверия, заметные во многих селах благочиний – первого и второго.

а) Раз, окрестив дитя, пишет священник, отправился я в след за ним в приход; издали приметил я, как кума выбросила из повозки, на перекрествой дороге, завязанный узелок; любопытство заставило остановиться; приказываю развязать и в нем оказались угли, печина и соль. По словам другого священника, кума еще на дороге к священнику бросает на левую сторону узелок с углем и печиною. Пословица говорит: «соль тобе да печина, з твоима лихима очима». Пословица показывает, что действие кумы есть род заклинания. Народ, не понимая, повторяет сохранившееся у него языческое действие, – заклинание злого начала силою божества – огня.

б) Пред отправлением невесты в церковь, а в ином месте после брака, на дворе около сеней ставят скамью и на ней дежу, из которой брали тесто для брачного коровая. Одна из женщин одевается в кожух, вывернутый шерстью в верх, бегает вокруг скамьи; один, не жалея кнута, подгоняет ее сзади; за ними три и четыре раза ходит вся дружина, – Дружно подносит жениху чарку горелки; тот не пьет, а выливает ее два раза чрез правое, два раза чрез левое плечо и раз чрез голову. Тут чистое языческое заклинание, соединение с угощением злого начала. – Вечером дня свадьбы, когда везут молодую с ея приданным: то везут молодых сквозь сильный огонь, так что иногда обжигается бедное животное. – Эго – не более, и не менее, как молениe божеству – огня, – хотя и не сознательное, ожидание от бога огня чистоты и счастья! На следующий день если молодая не опорочила своего девства: то дружка перевязывают утиральником и угощают родичей молодой. В противном случае дружку надевают хомут, бьют горшки, скатерть молодой бросают в помои, и кричат на молодую: «погана погана». – оттого приговора нельзя не одобрить, но нельзя одобрить неистовств, какие совершаются после того в пьяном виде. Умнее было бы прекратить всякое веселье.


[1] Долгорукова родосл. кн. 2, 315. См. о Радьковке прим.