1857 год. Слобода Люботин. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

На р. Люботинке, в 20 верстах от Харькова и в 23 от Валок.

Кум мой Логвин сотник Люботинский, да Григорий Капустянский, жи­тель тож Люботинский и Степан Ушкало писарь Люботинский заводцами были с товариством многим казацким села Люботинскаго”. Так писал в своем листе от 17 авгус. 1678 г. Харьковский полковник Григорий Ерофеевич Донец. По этим словам можно положить за верное, что “многое товариство казац­кое” населило берега р. Люботинки не позже 1650 г.1.

Поелику же Люботинское или Люботино с первого раза населилось целою массою народа: то это уже дает видеть, что первый храм построен был здесь в одно время с первым заселением Люботина, т. е. ок. 1650 г. По Куряжским записям видим в Люботине уже в 1696 и 1746 г. двух товарищей священников Михаила Яковлевича Луткевича и Феодора, из которых первый пожертвовал монастырю свой сенокосный луг и продал мельницу за 650 золотых2. Метрики Пятницкой Люботинской церкви начинаются с 1725 г.; а по переписи 1724 г. показано при ней прихожан 233 двора.

В 1744 г. по прошению харьковского полкового судьи Александра Черноглазова, разрешено было построить храм св. Параскевы в с. Люботине. Но храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 г. Между древними антиминсами хранится антиминс 1750 г., за подписом Иоасафа епископа Белогородского, с надписью: “в храм св. м. Параскевы в село Люботино”.

Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г., при устроении нового иконостаса, он, по желанию прихожан, освящен во имя Вознесения Господня. На устроение нового иконостаса крестьянин Иван Вовченко пожертвовал 2000 р. асс. Пожертвования других замечательны и по обстоятельствам. Так супруга помещика Василия Абазы Татиана пожертвовала 4000 р. асс. по случаю болезни ея, и ея бо­лезнь вскоре после того кончилась. Казенный крестьянин Григорий Даниленко пожертвовал на иконостас 500 р. асс. Случай, возбудивший его к этому,— внезапная смерть двух сыновей, постиг­шая их в один день. Казенный крестья­нин Тарасий Кононенко пожертвовал в 1838 г. на серебренную вызлощенную ризу, сделанную по заказу в Москве на икону св. м. Параскевы, 270 р. и на хо­ругви 600 р. ассигн. Эта благотворительность пробуждена была тем, что семейство Кононенка, заключавшееся в жене, 2 сыновьях и 3 дочерях, вы­мерло от чахотки в один год.

В Люботинском храме есть древняя курская икона Знамения Божией Матери, к коей жители Люботина издавна при­текали и притекают с особенным благоговением и верою. Особенно 1847 и 1848 г.— гибельное время холеры, до­казало, до какой степени Люботинцы благоговеют к Божией Матери; целые два месяца не умолкало молебствие по домам и распутиям, св. икону носили везде, гдте только можно было ходить, последняя хижина сего прихода не лишалась присутствия св. иконы, и, благодарение Господу Богу и Его Пречистой Ма­тери,— приход, по числу душ его, мало потерпел утраты. Все прихожане едино­душно согласились в память избавленья от страха смерти совершать на всегда в воскресные дни пред божественною литургиею молебствие пред св. ликом Божией Матери. Это и выполняется. Устное предание полагает существованию сей иконы около ста лет; в храм внесена она бывшим в 1820 г. при Люботинской церкви священвиком Феодором Литинским, а к нему поступила от родственницы его помещицы Фесенковой.

Книги: Евангелие, м. п. 1716 г. 1735 г., Служебник в л. м. п. 1744 г.

Метрики храма начинаются с 1725 г.

Число прихожан: в 1730 г. 842 м. 760 ж.3 (казаков 245, подпомощников 404, работников и подданных 193), в 1750 г. 1086 м, 1022 ж., в 1770 г. 1323 м. 1226 ж., в 1790 г.— 1508 м.
1496 ж., в 1800 г, 1600 м. 1610 ж., в 1810 г. 1877 м. 1904 ж,, в 1830 г. 2068 м. 2173 ж., в 1850 г. 1788 м. 1875 ж. Приход по штату принадлежит к 3 классу.

Любопытно дело, происходившее в 1750 г., об одном из Люботивцев, который выдавал себя за знахаря,— способного узнавать дела сокровенные. Это памятник народных суеверий.

В харьковском духовном Правлении мнимый знахарь показал: “имя ему Нестор, отец его Леонтий бондарь, мать Евросиния, живут в харьковском полку в с. Люботине, и при них он воспитан; лет ему от роду 15; в церковь Божию ходил с правоверными; он упырь родимый; как скоро родился, то, по сказке его восприемной бабки Евдокеи Петренковой, у отца и матери просил пить, действует он ночью, в полночь встает, и идет к воде, и смотрит, и там видит одну звезду, на которой звезде, ежели у какого человека учинится воровство, покажется. Ивану Степанченку про пропалыя его волы объявил, что Коротицкаго жителя прозвищем Игушка взяты в пашне, и атаман оные волы отослал в с. Березово в майдан и там велел искать, а что волы в монастыре, о том не сказывал”. “Иван Степанченко показал, что волы пропали не у него Ивана, а у шу­рина его Пересечанского жителя Кирила Оробца, который ходил в Люботин и спрашивал у оного упыря о пропалых волах, и возвратясь сказывал он Кирил ему, Степанченку, якобы монастырские люди волы его Кирила взяли и в конюшне монастырской содержат.

Кирил Оробец сказал, что о про­палых у него волах упырь сказывал, оные волы люди монастырские переняли, и велел искать в конюшне монастырской. Но там не сыскались волы. А потом к нему упырю трижды приходил и за каждый раз велел он упырь ему Оробцу. ночевать и рано сказывал по разным местам искать, на которые он Оробец и ходил, токмо не сыс­кал. А после повел он сам Упырь его Кирила в московской лесок и на дороге схоронился.

Отец и мать порознь допрашиваны и показали, что как он родился, то мать его от бабки, которая при рождении его была, не слыхала, чтобы он просил пить воды, а родился он обык­новенно, как и прочие ее дети, восприемная бабка не та была, которую он показал, но Зиновья Стрельцова, которая в 745 г. умре. А в прошлом 748 г. за неимением у отца его и матери, чем детей прокормить, жил он Нестор у Люботинского жителя Петра Сасенка, и там, неведомо каким случаем, объявил про себя, что он родимый упырь, за что взят был к Люботинскому сотнику в дом; и по той огласки, якобы он упырь, многие бывало приходят к нему люди, чтоб он им объявил, что у кого пропало,— и по требованиям людским ходит, бывало, по разным местам, за что они отец и мать многажди его бивали, токмо он за своими корыстьми и прихотьми уняться не мог”.

Наконец Нестор объявил, что прежние показания его ложны, что “он не упырь, а обыкновенный человек, волшебническогоо знания и бесовского откровения о тайных вещах никакого не имеет, но манит народ ради единого прибытка с прошлого 748 г., в голодный год для прокормления”.

Консистория, не найдя в донесениии Правления, от своего ли умысла Нестор выдавал себя за упыря или научен кем либо мнимому волшебству, вытребо­вала его к себе.

1751 г. марта 11 д. мнимый упырь переспрошен в Консистории и показал: “В прошлом 748 г. жил он Нес­тор в с. Люботине в доме отца сво­его и матери, и в Петров пост жи­вущая в том же селе вдова Евдокия Алексеева, жена Пятернева, прислала за ним Нестором в дом сына своего малолетнего Василия, и как он пришел к ней, тогда она спросила его: хочешь ли выучиться смотреть на звезды и от того угадывать о пропажи какой нибудь, у кого сыскать? На чтó он к тому свое желание объявил. И того ж вре­мени в пятницу в самый полдень стала его научать. Во первых вывела его на двор и посадила на избный угол; а сама стала на земли под углом и свиснула трижды и созывала всякий гад с таким приговором: аз есть гад. И тогда собралось гаду до 20 и более.— И был тот гад часа с два. А потом оная бабка и в другой раз свиснула. И тот гад разполозся в рознь. И сняла его Нестора с угла, повела в избу. И в той избе взяв склянку с горелкою налила в чарку и шептала над чар­кою и дала ему напиться, которую он и выпил. Того ж числа в полночь выводила его Нестора к мельничному ста­ву на двор и пускала его на латаках плыть против воды и плыл; а потом взяв его из воды стала над ставом и воткнув веретено тонким концем в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду и спустилась назад с тою звездою, которая подобием такова, как бывает полунощная ясная, и дала ему в руки подержать, а потом взяв от него пошла с ним в дом, и ту звезду положила в сенях под кадушку. Переночевав ту первую ночь, по утру налила горелки в чарку и наговаривала и дала ему пить, которую и пил. На другую ночь вывела его на двор в полночь и приказала смотреть на звезды, на которыя и смотрел. И показывались ему на звезде человеческия имена, у кого про­пало и кем украдено. Бабка его Нестора и звезду снятую держала в доме своем целую неделю, и отпустила его в дом, а звезду пустила в небо”.

Консистория посылала нарочного за по­казанною бабкою Евдокеею Патерневою. Но в ответ сказано, что такой нет в Люботине. Нестор указал по именам соседей дома, где она живет. Но и в другой раз отвечали, что такой волшебницы не было и нет на месте.

Консистория определила: “как Нестор еще не совершеннолетний, то отослать его в Святогорский монастырь к архи­мандриту Фаддею Какуйловичу, и содер­жать его в монастырской работе не­исходно, и смотреть, чтоб он никому никаких суеверных бредней не объявлял и действия никакого не чинил а ходил бы в церковь Божию для слушания чтения и пения и повсягодно исповедывался и сообщался Божественных таин; а какого он будет состояния, в Консисторию репортовать”.

Припомним при этом отзьв Англи­чанина Коллипса, жившего 9 лет в России при Царе Алексее Михайловиче. “Черкасы, говорит он, очень преданы колдовству и считают его важною нау­кою. Им занимаются женщины высшаго сословия”4.

Казнями Божиими за грехи были для Люботинцев:

а.) Саранча 1823 и 1824 г. опустошив­шая на полях Люботина до 200 десят.

б.) Болезни: холера и цинга, страшный неурожай и падеж скота. От холеры 1848 г. в течение июля и августа в приходе сем из 3500 душ об. пола умерло до 450 чел. а от цинги 1849 г. до 50 челов. некоторые семейства разо­рились чрез повальную болезнь, а другие от неурожая хлеба.

Предание сохранило несколько лиц от­личавшихся в приходе благочестием. Таковы: сотник Гавриил Альбовский, живший более ста лет; коллежский Регистратор Иван Рахманов; казенные крестьяне: Григорий Почепецкий, Нестор Санжаровский, Самуил Гахов и Семен Бутенко. По отзыву народному эти люди были набожны; ближним нуждающимся, чем только могли, помогали; оказывали пожертвования для церкви; не опустительно ходили на все молитвословия храма.

Петр I-й был в Люботине, когда из Азова через Харьков спешил под Полтаву 5. Благословенный Александ на пути чрез Харьков в Полтаву в Люботинском храме 4 авг. изволил слушать божественную литургию, а по окончании ее изволил шествовать на водоосвящение к колодцу. По окончании молебствия, приложась к кресту Господню и приняв окропление св. водою, обра­тился в квартиру, которая была приго­товлена вблизи церкви в доме коллеж­ской регистраторши Софии Михайловской, где изволил обедать и в 2 часа попо­лудни благополучно отправился в Пол­таву и Николаев.