1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Двуречная получила свое название от того, что расположена между двумя реками – между Осколом и речкой Двуречной. С именем слободы она упоминается в Чугуевской переписке 1668 года и с именем города – в царских бумагах 1685 и 1709 годов. Последнее дает видеть, что здесь была значительная казацкая крепость.

В переписи, составленной Двуречному по царскому указу Чугуевским комендантом 13 сентября 1712 года, видим следующее: в сельце Двуречном церковь деревянная во имя Рождества Богородицы; в той церкви церковная утварь, и книги, и ризы, и колокола, по сказке того сельца жителей, все панское… В той церкви служащий поп Наум Демьянов сын; на его дворе светлица, да две избы черных». Эта перепись составлялась по случаю отобрания имений у бригадира Федора Шидловского, и следовательно здесь дело идет только о храме владельческом двуречанцев. По делам Консистории 1728 года видно, что в Двуречной был храм в честь Успения Богоматери и что при сем храме были два священника, быть может, второй священник был священником придельного Рождественского храма, по крайней мере так бывало тогда очень нередко.

В 1825 году на место деревянного храма, построенного в 1777 году, освящен самим  преосвященным Павлом каменный храм в честь Успения Богоматери. Благотворители, преимущественно участвовавшие в построении последнего храма, были: протоиерей Стефан Писаревский, церковный староста дворянин Федор Иванович Зайцов и купец, житель Двуречной, Иван Иванович Гонтарев.

Книги храма: евангелие, без заглавного листа, с надписью: «сия книга куплена в слободе Печенеге и отдана в Двуречную церковь, лежащую на Осколе реке, до храму Успения Богородицы: Емельян Андреев сын – за отпущение грехов… написана при отцу Захарии той же церкви року 1721 г.». По делу 1745 года известно, что О. Захария Оранский, он же и Загребельный, был священником Двуречанского храма с 1711 до 1745 года, то есть 34 года.[1] Евангелие, М. п. 1735 года; апостол, без первого листа, с надписью: «подарено на память раба Божьего Авраама Осипова на Успенскую церковь в слободу Двуречную… куплена в городке Двуречной при людях, при Леонтии Сидоровиче». Праздничная минея, без первого листа, с надписью: «куплена сия община в Харькове за властные церковные деньги местечка Двуречной – 1746 года».

При Двуречанском храме 66 десятин земли.

По упомянутой переписи 1712 года в Двуречной оказалось 80 дворов, 120 хозяев и 140 свойственников мужского пола. По переписи 1732 года в Двуречном 587 душ мужских, в том числе 33 подданых; в слободе Гусинце 376 подданых черкасов и священник, в деревне Молчановке 100 подданых. По исповедной росписи в 1750 году 430 муж., 404 жен. у одного священника, а у двух: 620 муж., 604 жен.; в 1770 году 750 муж., 738 жен. В 1784 году было 1440 душ муж., 1430 жен. войсковых обывателей, и 45 душ муж., 43 жен. подданых черкасов Капустянского, при 10345 десятинах пашни, 18357 десятин сенокоса и 1398 десятин дубового леса. Затем было в 1790 году 1460 муж., 1445 жен.; в 1810 году 1509 муж., 1611 жен.; в 1830 году 1628 муж., 1777 жен.; в 1850 году 1856 муж., 1826 жен.

Ярмарки Двуречной, выгодные для жителей ее, значительны в крае, их пять: января 1-го, августа 15, октября 1, в понедельник Пасхи и в день Сошествия святого Духа.

От холеры в 1831 и 1848 годах умерло до 70 человек, цинга 1849 года продолжалась здесь более 5 месяцев и от нее умерло 56 человек, более женщин, средних лет.

В старое время казаки двуречанские, как и других мест, тревожимы были татарами. В 1668 году Чугуевский воевода, 20 сентября, получил известие, что «пришли под Двуречную слободу два мурзы Крымской станицы с изменниками Черкасами». И казаки двуречанские отличились в этом году примерною верностью православному царю, о чем доносил в июле 1668 года Чугуевский воевода Белгородскому воеводе князю Григорию Ромодановскому. По Чугуевской переписке 1678 года опять видим татарскую тревогу в Двуречной. «Июня 19 прибежал в Двуречную слободу с реки Оскола, с сенного перевоза, Печенежский сторож и сказал, что видел он воинских людей Татар, приезжали к реке Осколу к Пещаному перелазу многие люди. Да того ж числа видели Двуречанские жители Татар в двух местах, на реке Ольшанке, да на реке Колодезной многих же людей, от Валуек в ближних местах». Известно также, что в августе 1698 года Двуречная была сожжена татарами, и стада ее были угнаны крымскими грабителями.[2]


[1] Дело 1745 года о посвящении Ивана Захарьева Оранского на место отца; любопытно показание сего ставленника о самом себе: «в Харьковских школах он, Иван, обучался лет 9-ть и трактовал школы синтаксиса, а тому лет 15 из тех школ отбыл собою (то есть убежал) Гетманского регимента в г. Ишню и жил в оном городе при Преображенской церкви в школе дьячком с год, пошел из Ишни в Киев и жил в Печерском монастыре у иеромонаха Арсения года с два во всяком послушании за хлопца, - пошел за реку Стугну в с. Кереловку Киевской Епархии Смелянского уезда, и в том селе при Богословской церкви жил в школе для научения церковного кругу 5 лет, и 1741 году женился на дочери посполитого Черкашенина Матвея Шевца, быв венчан в Богословской церкви по венечной памяти; в 1743 году возвратился с женою к отцу своему в Двуречное».

[2] Смотри о Каменной и о Печененгах.