1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии
Филарет Гумилевский "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
І). Описание города и его значение
Губернский город Харьков расположен при речках Харькове и Лопани под 49° 59’ 20’’ широты и под 53 55’ долготы, от Москвы в 706 верстах, от Петербурга в 1380 верстах.
Основание Харькова обыкновенно относят к 1650 году (1). Как военный город, Харьков имел крепость. По описи 1662 г. видим харьковское укрепление в таком виде: дубовый острог с обломами и с полостями и с запасными таранами; ров в ширине и глубине 2 саженей; по стенам 10 башен; 10 пушек железных и 1 медная, 402 ярда, 8 свиней свинцу, 8 бочек пороху. При Сухотине пристроен к прежнему городу (укреплению) пригородок из стоячего дуба, на 240 саженях, с 4 колодцами. По плану 1787 г. крепость с запада ограничивалась крутым скатом горы, параллельной реке Лопани. Против нынешнего дома духовного училища стояла башня, от нее на северо-восток шла линия глубокого рва и высокого вала, упиравшегося в башню, стоявшей почти против Николаевского храма. За сем шла прямая восточная линия рва и вала до третьей башни, стоявшей вблизи южного ската горы, а от села по краю южного ската линия продолжалась до западного ската горы. На юге были широкие городские ворота, почти в месте нынешней большой улицы. На восточной стороне, против самого собора, были малые ворота. Таким образом плолщадь крепости заключала в себе пространство, где ныне находятся здания университета, за исключением южной части их, присутственные места, собор, здания архиерейского монастыря, дом дворянского собрания с домами Карпова и гостинные ряды. По тому же 1787 г. видим еще старый земляной вал, шедший о угла наклонения реки Лопани к Югу и доходивший до возвышенности Холодной горы; эта линия заграждала собою доступ к Харькову, без того совершенно открытый с одной стороны уклонением Лопани на юг, а с другой понижением Холодной горы.
Как полковой город, Харьков аключал в себе центральное полковое управление, заведовавшее военными и гражданскими делами полка; главные поселения на которые простиралась власть полковой харьковской канцелярии, были кроме Харькова гор. Олшаный, Мерефа, Золочев, Липцы, Валки и Волчанск. Теже поселения с их окрестными входили в круг духовного управления, находившегося в Харькове.
ІІ). Храмы
Ныне в трех частях города 1 приходских церквей; в средней: Соборная Успенская, Троицкая, Николаевская, Крестная, Рождества Богородицы; за Лопанью: Благовещенская, Рождества Христова, Дмитриевская; за р. Харьковом: Воскресенская, Архангельская, Вознесенская и Иерусалимская (вновь строющаяся). Кроме того в Харькове 10 домовых церквей и 2 кладбищных; домовые церкви: в Университете, в семинарии, в дух. Училище, в институте благородных девиц, в 1-й гимназии, во 2-й гимназии, у единоверцев, в тюреном замке, в обществе благотворительном, в Приказе презрения (2).
а). КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
1. ПОСТРОЕНИЕ ЕГО И КОЛОКОЛЬНИ
В 1685–87 г. внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного, уже обветшалого тогда, Успенского собора, который видим по надписям еще в 1659 г., построен каменный, крестообразный собор с 5 главами, наказным полковников Авдее Григорьевичем с соборянами и освещен в 1688 году митрополитом Аврамеем. Так показывает опись Харьковского Успенского собора 1724 г. оказались в нем опасные трещины, почему он разобран, и на место его, по благословению преосвященного Самуила Миславского, в 14 день Мая 1771 г., заложен нынешний храм, по плану и фасаду московоского храма св. Климента, квадратный, о пяти главах и стольких же престолах; попечительностью протоиерея Михаила Шванского и церковного старосты поручика Федора Анастасьевича Грекова вся постройка его окончена в 1778 г. В 1780 г. 27 Сентября освящен главный престол Успения Пресв. Боговодицы преосвященным Аггеем. При сем освящении присутствовал генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, прибывший в Харьков для открытия харьковского наместничества и присутственных мест. Открытие присутственных мест последовало Сентября 29 дня.
В 1818 г. в память знаменитых побед всероссийского воинства, под личным предводительством Государя Императора Александра Благословенного, и двукратного взятия Парижа, соборяне и граждане города Харькова, приемущественного соборного прихода, по предложениею протоиерея Стефана Антоновского, в собрании своем 12 Ноября положили воздвигнуть колокольню с наименованием ее Александровскою, и, учинив первоначальную подписку, простиравшуюся до 12 т. серебром, предложили профессору архитектуры Евгению Васильеву, составить проект фасада и план колокольни в величественных размерах, с теплой внутри одной церковью. По составлении плана и одобрении его строительным комитетом, колокольня, по разобрании старой, заложена преосвященным Павлом Августа 2 дня 1821 года; для осушки стен и строения громадного, постройка продолжалась с промежутками времени и неспешно.
В 1833 г. 5 Ноября освящен устроенный вней главный престол во имя Богоявления Господня, а 12 Ноября придел во имя св. Великомученицы Параскевы преосвященным Иннокентием Алекандровым.
В 1841 г. 1 Октября, по совершении крестного хода из Покровского в Успенский собор преосвященным архиепископом Смарагдом и по совершении моебствия и окроплении св. водой, крест обитый вызолоченными через огонь медными листами взнесен и утвержден на колокольне московским мастером Лукиным, при чрезвычайном стечении народа.
Фундамент колкольни углублен в землю на 14 саж., высота ееот цоколя с крестом 42 саж.: кирпича употреблено 5, 500.500, а свяного железа до 400 пудов. Вся постройка ее с теплою внутри одной церковью обошлась собору в 110 т. серебром.
2.ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ ЕЛЕЦКОЙ
В Успенском соборе имеется драгоценная святыня, подлинная, явленная и чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Елецкой, к которой жители города Харькова и окрестных мест имеют особенное благоговение.
Икона изображает в ветвях ели Пресвятую Деву Марию, окруженную лучами; на лоне Приснодевы Предвечный Младенец, в белом хитоне, держащий в левой руке свиток, а правой благовсловляющий.
По описанию ее, составленным архимандритом Елецкого монастыря Иоанникием Голятовским, в книге Скарбницы (Сокровищница) и напечатаной в 1676 году в Новгородке Северском, сия икона во времени княжения в Чернигове князя Святослава Ярославича (внука св. Владимира) явилась на дереве ели, на горах Болдиных, близ Чернигова в 1060 г. 6 Февраля. Преподобный Антоний Печерский подвергшись в то время невинно гневу вел. князя Изяслава, тайно удалился в Чернигов к князю Святославу и во время пребывания своего в горах Болдиных, содействием князя Святослава устроил каменную церковь на том месте, где явилась святая икона Елецкая. Так говорит и синодик о сей иконе, написанный Зосимою Прокоповичем, епископом Черниговским. По известию того же синодика и скарбницы, церковь и обитель, основанная преподобным Антонием Печерским, в целости и благолепии существовала до нашествия Татарского; здесь же находилась и св. икона. Во время Батыева нашествия церковь сия с обителью быда разорена и оставалась в развалинах до 1470г., когда князь киевский Симеон Олелькович обновил ее. Св. икона Елецкая во время татарского разорения была сохранена во внутренности стены церковной; по обновлении же храма находилась в храме. Когда Чернигов перешел в руки Польского короля; то в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославлвича, в виде наследственного достояния. Скарбница говорит, что подлинная Елецкая икона с покорением Чернигова под владычество польское и литовское, была взята в Москву Барятинским, неизвестно, где обретается, и что списки с св. иконы между св. образами продавались в то время в Москве и в других местах. Один из таких списков или копий, по повествованию Скарбницы, привезен бал в Чернигов на ярмарку в 1675 г. в день Богоявления Господня, и будучи приобретен Константином Константиновичем Мазонетою, отдан в церковь черниговского Елецкого монястыря. Сия икона, будучи поставлена благовейно в церкви монастырской, по благости Божей и по благовению Божьей Матери, вскоре явилась чудотворной. Скарбница описывает и самые чудеса, которые совершались от сей новой чудотворной иконы.
В 1687 г. окольничий князь Даниил Барятинский, командир новогородских полков под начальством князя Василия Голицына, был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в харьковский Успенский собор. Такое предание о появлении чудотворной иконы в харьковском соборе дошло до нового времени от протоиереев Григория Александрова и Стефана Флоринского, из коих первый, был при соборе с 1719 по 1767 год, слышал это от дяди своего Иакова Петрова, бывшего священника, а потом протоиереем собора и передал зятю своему протоиерею Флоринскому, скончавшемуся 1805г. Многочисленные чудеса, совершающиеся над прибегающими с верою к сей иконе, древность изображения Богоматери, совершенно сообразного с описанием Скарбницы и надпись весьма древнего письма, написанная киноварью: «Образ, Пресвятая Богородица Елцкая Черниговская», сами по себе удовлетворяют в подлинности сей св. иконы. Кроме того в самой древней описи Успенского собора, составленной по повелению преосвященного епископа Епифания в 1724 г. Кафедральным наместником Иосифом Сенютовичем под № 12 значится: «Образ Чудотворной Пресвятой Богородицы Елецкой; риза серебрянная позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвечник позолоченный полковником Григорием Кветкою» .
3. УТВАРЬ И ИКОНОСТАС
Из древних утварей сохранились поныне: а). Потир серебр. Вызлощенный украшенный по серебр. Сетке эмалью, доселе прочной,— дар Ивана Захаржевского; б). 5 серебр. Кадил; в). несколько серебр. Паникадил, весом 16 ф. 12 золот. Известные по описи 1769г.
Нынешний иконостас, весь вызлощенный, устроен в 1775 г. Некоторые иконы его — писаны искуссной кистью. Все же иконы иконостаса покрыты серебрянными ризами. Ризы на местных иконах Спасителя и Божьей Матери в 2150 р. с Риза на иконе Успения Богоматери в 1100 р. с., на иконе св. Иоанна Предтечи в 1150 р. с. На иконе Спасителя и Апостолов, находящейся в 3 ярусе риза в 2000 р. сер. Это дары набожных купцов.
4. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ.
а). Евангелие без выход. Листа с молитвой за короля Владислава и за М. Петра от Леоптополитан; при праздничных и недельных зачалах — картинки. Это — львов. Издание 1636 г. По листам две надписи, к сожалению не вполне сохранившиеся: первая надпись… «молитвами преблагослов. Владычицы и Богор. И Приснод. Марии и всех Святых, сию книгу, рекомую Евангелие напрестольное… Борзенский, обыватель Плисской ко храму св. Архистратига Михаила церкви Плисской, в маетности его милости, … старосты Рожанского Хорунжего коронного надворного Короля его милости, отменил за отпущение грехов своих и жены своей на имя Екатерины и дочки его Пелагии и всех родичей его… року 1648 м. Февр. 23 д.» (3). Другая надпись: «сию книгу, рекомую Евангелие престольное… и на потоптание ногам неверным в пленению людей от изменника Ивашки Ваговского, когда палили огнем храм Божий Архистратига Михаила в селе Плиссках, Божиим изволением, вырвал… раб Божий Михайло и дал то Евангелие… аби то Евангелие отдал до церкви Успения Пресв. Богородицы Харьков. Соборн.… року 1659 Августа в 6 д. Дал на вечные часи…»
б). Евангелие моск. П. Одно 1657 г. по описи 1724 г. «старое церковное», другое 1697 г. по надписи «заплачено 40 руб.» третие 1689 г. по описи 1724 г. «под серебром позолоченным, уклад бывшего полковника Федора Григорьевича Донца». Ныне оклад серебр. Вызолоченный чеканной работы; на задней доске по сторонам вычеканены изображения 12 Пророков, Господа Саваофа в облаках с Архангелами; в секредине изображения Успения Богом. Черневой работы; под этим изображением резная надпись: «Харьковского успенского собора, коштом прихожан, за бытность Харьков. Коллегии префекта и богословия учителя Михаила Шванского, старанием тоя церкви строителея прихожанина порутчика Федора Анастасьева Грекова 1785 г.». Четвертое Евангелие м. п. 1703 г.
в). Требник Петра Могилы в л. в трех частях, без заглавного листа. Это киевск. Издание, 1646 г. Другой требник в 4 д. Печат. В К. при архим. Иннокентие Гизеле. Это издание 1681 г. Третий в 4 д. Киевск. П. 1736 г. с картинкой изображающей 7 таинств. Требник 1646 г. известен по своим отличиям (4). Два другие требника также имеют свои отличия. Требник 1681 г. есть сокращение требника 1646 г. Здесь перед чином крещения наставление — «о тайнах» и приемущественно о крещении; дале каноны св. отцов о крещении; перед тайной евхаристи наставление священнику о совершении евхаристии; перед чином бракосочетания наставление о тайне брака. Чинисповеди особый. Все эти статьи взяты из Могилина требника, но с сокращением. Требник 1736 г. следует в порядке частей и в молитвах московским изданиям, с удержанием не многих южных отличий.
г). Минеи служебные м. п. 1689 – 1691 г., по надписи, одни куплены для собора стольником Феодором Шиловым, другие — прот. Петром Андреевым в 1693 г.
д). Служебник в 4ю долю печ. В Москве 1705 г. с надписью: «Отца Якова Петрова, старосты поповского харьковского».
е). Триоды: цветная м. п. 1707 г. постная м. п. 1710 г.
ж). Октоих в л. киев. П. 1739 г.
з). Евангелие учительное Кирилла Транквилиона печ. 1696 г. в Уневской обители.
и). Пролог на Сентябрь, Октябрь и Ноябрь м. 1702 г., на Декабрь, Генварь и Февраль того же издания; на Июнь, Июль и Август — того же издания.
і). Пращица и Жезл правления без году.
к). Ирмологий нотный, писаный в 1725 г. собор. дьячком Кондратом Федоровым.
л). Ркп. Описание собора, составленное в 1724 г. наместником Сенютовичем и протоиереем Григорием Александровым.
5. ЗЕМЛИ И ДЕНЬГИ, ПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПОЛЬЗУ ХРАМА И ЕГО ПРИЧТА.
По описям церковных имуществ 1724 и 1769 г., видно, что соборному Харьковскому храму жертвуемы были гражданами и чиновниками Харькова земли, дворы и лавки, что протоиерей Александров приобрел для церкви покупкою с законными актами немало дворов и мест, что собор имел в то время во владении своем мельницу на р. Лопани ниже Деркачей с 19 человеками рабочих Черкасов. Из всего недвижимого имущества остались поныне во владении собора: в гостинном дворе две лавки на гостинном дворе, две лавки на югозападной стороне и две лавки с погребом на юговосточной стороне. — В 1832 г. по общему плану, данному правительством на гостинный двор, собор перестроил эти лавки в два этажа на церковную сумму. — Равно остается во владении собора более 150 л. церковный двор на углу Московской улицы, где по Высочайше утвержденному плану 1845 г. построен каменный в 4 этажа дом для жительства членов причта. — В 1730 г. по разменному акту утвержденному правительством и хранящемуся в соборе, поступил во владение князя Кропоткина соборный сенокос, а им отданы во владение собора луки на устье р. Лозовой при владении ее в Лопаннь. В 1812 г. старанием священника (потом протоиерея) Антоновского и старосты Мухина выпрошен у Харьк. гражд. губернатора Бахтина план на построение в церковной ограде вокруг собора каменных лавок. — Существование этих лавок утверждено Высочайше одобренным 23 апр. 1822 г. планом Харькова. В описании сего плана значится: «градский Успенский собор с каменными вокруг оного лавками». Церковное место, занимаемое оградою с каменными лавками, по плану Высочайше утвержденному, заключает в себя в длину от запада к востоку 32 сажени и от севера к югу 20 сажень. Существование этих лавок обозначено и на проекте плана Высочайе утвержденном 25 генв. 1845 г. на цековный дом.
В пользу членов причта внесены на вечные времена В Харьковский Приказ Общественного Призрения суммы: а) купчихою Параскевою Тамбовцевою 854 р. 14 к сер. (3000 р. асс.) в Авруст 1825 и 1826 г.; б) от имени казанского дворянина Константина Курбатова, проездом бывшего и скончавшегося в Харькове, 642 р. 85 1/2 к. сер. (2250 р. асс.), внесенных по духовому его завещанию в Февр. 1842 г.; в) по духовному завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской внесены в пользу собора и его причта 5 д. Окт. 1848 г. в государственный заемный Банк 3000 р. сер. На вечные времена, с тем, чтобы из получаемых процентов половину отделять в пользу храма, а другую — в пользу причта, для всегдашнего поминовения графини Анны. Билеты хранятся в соборе.
6. НАСТОЯТЕЛИ УСПЕНСКОГО СОБОРА
Настоятель Харьковского собора до учреждения Харьковского духовного Правления (в 1744 г.) был главным местным представителем духовной власти в харьковском полку; он назывался духовным управителем, а правление его называлось то протопопиею, то духовным двором; через него переходили все распоряжения архипастыря по церквам Харьковского полка и к нему обращались местные военно-гражданские власти по делам церковным. Со временем учреждения Харьковского правления, в сем правлении присутствовали, кроме соборного протоиерея, два другие члена; но главным лицом оставался протоиерей. Так было до открытия архипастырской кафедры в Харькове. В Харьковской протопопии, заключавшей в круг своего ведения кроме Харьковского почти весь Валковский уезд (5) и часть Волчанского (6), в 1725 г. было 86 приходских церквей, в 1758 — 94 соборных и приходских церквей и при нах: протопопов 3, священников 114, дьяконов 5, дьячков 62, пономарей 23 (7). Весь округ Харьковского духовного управления разделялся на пять управлений: кроме Харьковского ведомства, непосредственно заведываемого самим протоиереем, были Наместничества — Валковское, Нововодолажское, Ольшанское и Золочевское, над которыми ближайшими надзирателями были наместники из старших всященников (8).
По делу о принадлежащем собору сенокосе, именовавшимся кривою лукою и находившемся между селениями Безлюдовкой, Хорошевом и Бабаями, и по выписке учиненной в Воронежской губернской канцелярии: а). в 7199 (1691) году был соборным прототипом Петр Андреев; б). Прежде его были соборные протопопы Захария и Панкратий Филимоновы, которые «тем сенокосом лет с пятьдесят, прежде 1712 года владели» (след. С 1662 г.); в). 1716 г. был протопопом Яков Ревковски, да поп Яков Петров, который потом был и протопопом».
Таким образом настоятели собора, известные с 1662 г. были следующие:
1). Захария Филимонович, который отличается патриотическим подвигом в 1669 г., как увидим ниже, и участвовал в основании Куряжского монастыря в 1673 г. — 2). Протопоп Панкратий Филимонович. 3). Протоиерей Петр Андреевич. О нем говорится и в царской грамоте 7200 — 1692 г. Здесь читаем: «По нашему великого Государя указу и по грамоте из приказа велено давать в расход из того Харьковского таможенного оклада Протопопу Петру Андреевичу с братею по семнадцати рублей в год». 4). Протопоп Яков Ревковский, бывший (1699 г.) Харьковский сотник, известный в звании протоиерея 1707-1716 г. (9), между прочим и потому, что в 1716 г. подавал просьбу о церковном сенокосе. 5). Яков Петрович Сенютович, бывший священником и поповским старостой, при прежнем настоятеле, с 1719 г. пртопоп, умерший, по словам записки прот. Александрова, в 1722 г.
Затем следовали:
6). Андрей Александров, бывший настоятелем собора с 1732 г. но не духовным управителем.
7). Григорий Александров. В записи, составленной им самим в 1758 г. значится, что в 1719 г., по указу Илариона, метрополита Белгородского, переведен он Григорий священников к дяде своему Иакову Петрову в собор, что по смерти его Ревковского в 1722 г., будучи посвящен в протопопа, приобрел для церкви много недвижимого имущества, дворов и мест, кои приносили церкви немаловажный, по тогдашнему времени, доход, что на все эти дворы и места были им получены крепостные актs/ Все эти крепости, говорит пртоиерей Александров, хранятся в церкви. Попечительный протоиерей Александров скончался в 1767 году.
8). Стефан Флоринский, зять протопопа Александрова и сын Ворожбанского священника Петра, окончивший курс учения в Коллегиуме, с 1750 года соборный священник, а с 1767 г. протопоп собора, умер на покое в 1805 году.
9). Михаил Шванский с 1767 г. священник, а с 1767 г. священник, а с 1769 г. протоиерей собора; родился в Чернигове, а образование получил в Киевской Академии. Был учителем в Харьковском коллегиуме 30 лет. Он, будучи префектом Коллегиума и учителем философии, по грамоте, данной преосвященным Самуилом Миславским, епископом Белгородским заложил нынешний соборный Успенский храм 14 Мапя 1771 года и попечительностью своей совместно с тестем своим Федором Анастасьевичем Грековым, в течении 7 лет устроил храм свеличественным сутовызолоченным иконостасом, украшенным живописью высокой работы. При освящении главного престола сей церкви в 1789 г. он был префектом Коллегиума и учителем богословия. Умер в 1790 г. 55 лет.
10). Настоятель собора наместник Иоанн Гилевский, кроткий и тихий, умер в 1795 году.
11). Настоятель Андрей Семенович Прокопович, уроженец Полтавской губернии, получил образование в Харьковском Коллегиуме; с 1794 г. префект Коллегиума и учитель богословия, 1795 г. произведен в протоиерея и настоятеля собора, 1798 г. получил золотой наперстный крест, выдаваемый от Святейшего Синода, с 1800 по 1802 год был протоиереем Кафедрального собора, оставаясь в тоже время и настоятелем Успенского собора, с 1801 по 1824 год был ректором Харьковского Коллегиума и учителем богословия, в 1803 г. сопричислен к ордену св. Анны 2 степени, в 1811 г. получил алмазные знаки того же ордена и степени, в 1816 году пожалован камилавкой. Из сочинений его напечатаны: 1). Слова и речи на праздники и высокоторжественные дни, М. 1803 г.; 2). Изъяснения на послания св. Ап. Павла в 4 частях, Спб. 1819 – 1821 г.; 3). Латинская христоматия или избранные места из латинских писателей; 4). Lexicon ecclesiasticorum scriptorum, nec non baereticorum, adiecto cyclo paschali, Charcoviae 1818; 5). Календарь Харьковский, Харьк. 1809 г., где помещено описание Слободско-Украинской губернии, города Харькова и его Коллегиума. Андрей Семенович скончался в 1826 г. на 70 году своей жизни.
12). Настоятель собора Стефан Иванович Антоновский, уроженец Купянского уезда; в начале 1812 г., будучи произведен к собору в священника, он начал заботится об умножении церковных доходов кои при поступлении его были не свыше 600 р. сер. По устроении лавок церковь начала получать от найма их до 3 л 4 тысяч р. сер. С февраля 1826 г., будучи определен настоятелем собора, заботливостью своей, при содействии верховных старост и попечителей, приобрел церкви деньгами и утварьми церковными от пожертвований до 50000 р. сер. О сих пожертвованиях имеется особая печатная статья, которая была напечатана в прбавлениях к Губернским Ведомостям за 1841 год. Особенно своей заботливостью, при содействии церковных старост и попечителей, он довершил построение колокольни, продолжавшееся более 24 лет.
Окончив образование свое в Киевской Академии, он с 1809 по 1821 год был в Харьковском Коллегиуме учителем разных классов, а потом профессором словесности и еврейского языка; с 1827 по 1843 г. был законоучителем Института благородных девиц и много раз удостаивался Высочайшего благоволения; с 1821 по 1826 г. был учителем греческого языка, а потом законоучителем в 1-й Харьковской Гимназии, а с 1843 по Август 1849 г. уволен с аттестатом и удостоен за свыше 35-летнюю службу пенсии 400 р. 26 коп. сер. в год. С 1821 по 1843 год был присутствующим Консистории и Строительного Комитета для постройки Семинарии; с 1849 г. членом и казначеем Попечительства о бедных духовного звания и Комитета Приюта духовного звания девиц; в 1821 г. Всемилостевийше награжден бархатной фиолетовой скуфей, в 1826 г. сопричислен к ордену св. Анны 3 степени. Из сочинений его напечатаны: 1). Арифметика; 2). Вопросы с ответами из риторики Г. Рижского; 3). Дополнения примеров к риторике Бургия на латинском языке и два надгробные слова: 1-е на смерть ректора Университета Рижского и 2-е на смерть преосвященного Аполлоса, епископа Харьковского.
Б). ТРОИЦКИЙ ХРАМ
Прежде существующего каменного Троицкого храма был в Харькове деревянный Троицкий храм. По делам Консистории видно, что в 1726 г. при Харьковской Троицкой церкви были уже два священника: Павел Степанов и Михаил Павлов, известный по Куряжскому акту 1719 г.; после того были священниками зять Михаила Павел Копейчик и (с 1743 г.) внук Павлов Борис Янкевич.
Надпись на каменной доске, вделанной в стене при входе в Троицкий храм, говорит:
«Во славу свтятую, единосушную, животворящую и нераздельную Троицы, а в пределе Рождества Пресвятой Богородицы, начался сей храм строиться в 1758 году месяца Июля 27 дня, за державу благочестивейшей великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при Наследнике Ее благоверном государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением преосвященного Порфирия епископа Белгородского 3 — присмотром иерея Бориса Янкеевича. А окончен и освящен 1764 года месяца Мая».
По старым описям значится, что церковь устроена «старанием прихожан», но каких именно, не видно. Потому имена благотворителей, участвоввших в сооружении храма, остаются ведомыми одному Господу.
Памятниками древнего времени остаются в нынешнем храме:
А). Книга аа) Евхологион или требник в 4 д. Издан. При архимандр. Иннокентие Гизель в Киеве 1681 г. бб) Служебник, в конце которого изложены прошения на разные случаи; год издания неизвестен. вв). Апостол, изд. В Киеве 1738 г. Евангелие печати Киевской 1746 г. гг). Триоди постная и йветная Моск. 1742 г. дд). Требник Черниг. Печати, 1754 г.
Б). Св. иконы, перешедшие из древнего храма как-то: Покров Пресв. Богородицы, князей Бориса и Глеба; В. М. Варвары, Препод. Моисея и Давида, Ап. Петра и Павла.
Из описи, составленной 1817 г., видно, что в то время храм был беден утварью и ризницей, так, что было только две иконы в серебрянных ризах, именно: икона Смоленская Божей Матери и св. Николая чудотворца, которые и поныне целы; Гробница с крестом серебренная, и 2 чаши с принадлежностями серебрянные, 3 евангелия, обложенные только на верхней доске серебром, блюдо для благословения хлебов серебрянное, и еще дароносица серебрянная; вот и все, чем была богата Троицкая церковь до 1817 г. Ныне же Троицкий храм — первый после собора по богатству своих украшений.
Украшать золотом и серебром внутренность храма начали с 1826 года. В продолжении двух лет, с 1826 и 1827 г., устроен теперешний иконостас резной работы с четырьмя большими Коринфского ордена колоннами и весь почти вызолоченый.
Иконы местные: Спасителя и Божией Матери, храмовая Пресв. Троицы и св. Иоанна Богослова, над вратами царскими — Бога Отца, все в больших размерах, украшены серебрянными и вызолоченными ризами в 1834 и 1836 годах. А именно:
а). Риза на иконе Спасителя серебрянная и вызолоченная, с таким же венцом, в котором весу по описи 16 ф. И 51 зол., и такая же риза на иконе св. Троицы в 17 фунт. и 7 зол., устроены прихожанином купцом Василием Цыгаревым в 1834 г.
б). Риза на иконе Божией Матери серебрянная и вызолоченная в 16 ф. 75 зол., и другая на иконе Евангелиста Иоанна Богослова в 16 ф. и 23 зол., обе приношение купца Стефана Андреева.
К пожертвованию сих 4-х риз побуждением для благотворителей было чувство благодарности Господу, нищих богатящему. Цыгарев и Андреев переселились в Харьков из Обояни и занимались мелочной торговлей, через несколько лет сделались достаточны, потом богаты и оставили детям значительное состояние.
в). Риза на иконе Бога отца, что над царскими воротами, серебрянная и позолоченная, весом в 42 фунт. и 17 зол., пожертвована купцом Павлом Тисенковым в 1836 г.
г). Риза на большой иконе Смоленской Божьей Матери, серебрянная и позолоченная, весом в 17 фунт 61 зол., с камнями — дар благотворителей, между которыми купец А. Ханайченков пожертвовал 1000 руб. асс.
д). Риза на большой иконе рождества Пресв. Богородицы, серебрянная и позолоченная, весом в 15 фун. И 71 зол., пожертвована купцом Алексеем Ханайченковым в 1844 году. Им же пожертвованы и малые иконы в серебрянных ризах и несколько серебрянных лампадок.
УКРАШЕНИЯ ПРЕСТОЛА
1). Крест серебрянный и вызолоченный, утвержденный на серебрянной вызолоченной гробнице и серебрянном подножии.
2). Крест большой серебрянный и вызолоченный с финифт. Изображениями, весом в 2 фун. 25 зол., и три другие серебр. Креста.
3). Гробница серебрянная и вызолоченная на шести колоннах, с 10 литыми серебрянными изображениями Ангелов и Апостолов, весом в 13 фунт. и 60 зол.
4). Гробница серебрянная и вызолоченная, на 4 колоннах, украшенная подобно первой, весом в 10 фун. и 3 зол.
5). Евангелие большое, в лист, кругом обложено вызолочен. серебром,— дар купчихи Марии Ивановой Калекиной.
6). Один потир сер., украшенный колосьями, с полным прибором, в 8 ф. Другой — в 4 ф. 25 зол.
РИЗНИЦА И КОЛОКОЛ
Ризница в недавнее время обогощена многими дорогими приношениями. Побуждением к пожертвованию вещей, относящихся к ризнице, была любовь к умершим родственникам. Набожный старец Ханайченков, столько украсивший храм разными приношениями, в 1851 г. увенчал свои приношения тем, что купил на свой счет колокол в 364 пуда, стоивший с доставкой на место 5000 р. сер.
СУММЫ И ЗДАНИЯ, ПОЖЕРТВОВАННЫЕ В ПОЛЬЗУ ХРАМА И ПРИЧТА ЕГО
Харьковской купчихой Параскевой Тамбовцевой в 1839 г. внесено в Харьковский Приказ Общественного Призрения 285 р. сер., с тем, чтобы проценты из этой суммы каждогодно выдавались священно-церковно-служителям Троицкой церкви для вечного поминовения ее.
Той же купчихой и для той же цели перед смертью завещано в 1841 г. 290 р. сер.
На тот же конец и в тот же Приказ внесено 300 р. сер. Харьковской купчихой Ириной Цыгаревой в 1846 г.
Умершей чиновницей Дарьей Ольшанской завещано в 1849 г. 400 р. сер.
Отставным полковником артилерии Иваном Мартьяновым завещано на вечные времена для поминовения души его 1430 р. сер.
Г. полковник квартировал несколько лет в приходе Троицкой церкви и часто бывал в простые дни на ранних литургиях, на которых в Троицком храме постоянно и неизменно совершается поминовение тех, о коих сделано приношение. Это постоянное и неупустительное поминовение покойников расположило его завещать означенный капитал в пользу именно Троицкой церкви священно-и-церковно служителей духовного завещания, которое написано за два года до смерти, приключившейся в 1848 г.
До 1835 года Троицкая церковь была окружена постройками обывателей до того, что с рыбной улицы от дома купца Карталова ее закрывали ветхие избы одного крестьянина, а с южной стороны — дом и двор мещ. Анны Ждановой. В 1835 году церковный староста, купец Алексий Ханайченков приобрел первое место для церкви за 6000 р. асс., как необходимое для выгод и внешнего благолени храма. На приобретенном месте, равно и на бывшем уже церковным, устроены тем же старостой три жилые комнаты с лавками.
С южной стороны, по Троицкому переулку, устроен в 1820 г. деревянный на каменном фундаменте дом, покрытый железной крышей, старанием церковного старосты купца Алексея Быковцова.
В 1840 г. приобретен покупкой двор и дом мещ. Анны Ждановой, и в следующем году, на месте ветхой кухни, устроен каменный флигель о трёх комнатах. За двор и дом Ждановой заплачено 10000 р. асс.; которые собраны церковным старостой Ханайченковым.
В 1838 и 1843 годах, на место бывшей каменной низенькой ограды, устроена ограда железная с чугунными колоннами и двумя железными решетчатыми воротами. Суммы употреблено около 40000 р. асс., которая собрана во время самого производства работы от жертвователей старанием к. Алексия Ханайченкова.
В). НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ
В первый раз основан был в одно время с основание города, и не позже 1655 г., так как он место у самой стены города. По Ахтырским актам видим, что в 1707 г. Харьковской Николаевской церкви Протопопа Александра Петровича (10). Петр Великий в проезд свой через Харьков, в 1709 г., приняв Николаевскую церковь за соборную, присутствовал в ней при богослужении.
Каменный храм Святителя основан в 1764 г. Июля 6 дня, преосвященным Порфирием, а освящен 1770 г. преосвященным Самуилом.
К главной церкви в 1883 г. пристроен придел во имя св. Пророка Илии, освященный преосвященным епископом Иннокентием (что ныне Екатеринославский) в 1835 г. Июля 29 дня. Потом в верхнем этаже устроены два теплые престола: главный во имя введение в храм Пресвятой Богородицы; освящен тем же преосвященным Иннокентием в 1834 году Октября 26 дня, а второй придельный во имя Святителя Митрофана, освящен в 1834 г. Ноября 4 дня.
Известные благотворители храма: Белгородские купцы Иоанн Токарев и Василий Киселев.