Вознесенский храм Хорошевского монастыря (А. Парамонов, А. Парийский ©)

Хорошевский монастырь был сооружен харьковскими казаками на древнем Хорошевском городище, около 1655 г. Вскоре после заселения на горе была построена Архангело-Михайловская церковь, а в 1664 г. по челобитной черкас, было повелено устроить у той церкви монастырь. Земли для него отвели по р. Уды.

В конце XVII ст. был построен и первый деревянный Вознесенский храм. После пожара 1744 г. храм был построен заново каменным и стал соборным. Деньги на него выделила монахиня Ефросинья, бывшая прежде вдовой Волчанского сотника. А строился собор в 1754-59 гг. тщанием игуменьи Марии Квиткиной-Гамалеевой.

Церковь стала первой крупной каменной постройкой на Слободской Украине, возведенной  после периода почти тридцатилетнего упадка в каменном строительстве, вызванного экономическими причинами – запретом экспортной торговли для малороссийских купцов, строительством Старо-украинской оборонительной линий, введением повинности по зимнему расквартированию Российских регулярных частей, тяжким бременем легшей на население края.

Не случайным поэтому явилось обращение к более древнему и почитаемому образцу – Покровской церкви в Харькове (на это прямо указано в строительном задании, выданном настоятельнице монастыря благочинным.

Сравнивая планы двух храмов, мы видим, что мастера подошли к поставленной задаче творчески. Они увеличили на простую сажень (152,7 см) длину и ширину центрального объема. Глубина бабинца осталась примерно такой же как на Покровском храме (1,74×3) - 5,22 м. Глубина алтаря составила 4 простых сажени (около 6 м).

Стены храма были достаточно массивными, 1,4-1,45 м. толщиной, как и конструкции центральной башни. Видимо квалификация каменщиков была несколько ниже или отсутствовали средства на устройство в стенах металлических поясов жесткости. Кладка велась из кирпича «старого» формата 30×15×7,5-8 или 31×16×8 см., производившегося на месте. Массивные стены позволили устроить внутристенную лестницу на хоры, о наличии которой свидетельствуют косвенные данные – отсутствие нижнего откоса в южном окне бабинца. Другой проход, также видимо внутристенный, выводил из алтаря храма в подземные помещения, очевидно оставшиеся от предшествовавшей деревянной постройки. В них инокини перед закрытием монастыря в 1920-е годы успели спрятать останки игуменьи – строительницы храма, найденные и расхищенные при его окончательном разрушении в 1978 г.

Вознесенская церковь, как и многие другие памятники народного зодчества, возводилась без проектных чертежей. При ее постройке зодчий лишь сделал набросок-схему ее плана и продольного разреза. При этом он пользовался простыми приемами, характерными для деревянной архитектуры. Отметим некоторые из них:

Высота первого яруса внутреннего объема до начала верхов была равна 11,5 м – внутренняя ширина центрального нефа (соответствует той же высоте в Покровском храме). Такова же высота центрального верха до зенита купола, общая же его высота видимо составляла 11,5×3=34,5 м (37 м с крестом).

Внутренняя высота боковых верхов составляла половину диагоналей прямоугольника со сторонами 9,5×11,5 м – соответственно внутренняя длина и ширина центрального объема. Такой же, видимо, была и высота их деревянных завершений.

Внутренняя длина первого восьмерика центрального верха составляла половину полной ширины центрального объема (вместе со стенами). Его наружная высота, вместе с кровлей, – половину полной длины центрального объема.

Внутренняя длина верхнего восьмерика центрального верха, равная его наружной высоте, составляла половину внутренней ширины нижележащего. Его внутренняя ширина составляет 1/3 полной ширины центрального объема и т. д.

Для сравнения приведем некоторые параметры деревянной церкви в с. Пакуль на Черниговщине, 1710 г. Этот храм наиболее близок к Хорошевскому по объемному построению:

Внутренняя высота алтаря и бабинца до начала первого залома соответственно составляла 11,5 и 12 м. Полная высота западной части храма с завершением составляла 12×2=24 м.

Полная высота центрального объема равнялась трехметровым высотам арок-проемов, соединявших его с северным и южным прирубами, что составляло ~ 30 м. Окна были расположены примерно на той же высоте, что и в Хорошеве – около 6 м. от пола.

Все вышесказанное говорит об общности объемно-композиционных принципов и приемов пропорционирования каменных храмов Слободской Украины и лучших деревянных памятников Левобережья.

Наружный декор Вознесенского храма был очень близок Покровскому в Харькове, но более сдержан. Все объемы завершались зубчатыми карнизами, а их углы подчеркнуты висячими полуколонками. Нижний восьмерик центрального верха был декорирован пучками полуколонн, разделенных треугольными гуртами. Наличники первого яруса были оформлены наиболее богато и, видимо, имели пятилопастые завершения. Остальные завершались треугольными фронтончиками. Некоторые проемы верхних ярусов вообще не имели наличников.

Интерьер, как отмечалось ранее, носил черты, сближавшие его с Николаевским храмом в Глухове. Свет от высоко расположенных (6 м от пола) проемов не доходил в нижние части храма и там царил легкий сумрак. Верха, напротив, были ярко освещены светом из многочисленных проемов. Границы между светом и тенью мягко терялись. Алтарь выделялся среди других частей здания большей освещенностью. Его окна в первом ярусе были расположены ниже, световой проем «верха» был вытянут в восточном направлении так, чтобы направленный пучок света во время заутренней службы падал на престол. На границе центрального помещения и бабинца располагались деревянные хоры, выходя к востоку балконом – эмпорой. Находясь на большей высоте, около 4,5 м, они, как и некоторых памятниках Лиманской школы деревянной архитектуры, не расчленяли единого интера.

Как и в деревянных храмах, росписями были украшены первоначально только «верха», отделенные от нижнего объема карнизом. Отдельные фигуры, написанные на фоне белых стен, и плафоны в куполе воспринимались легко, силуетно. Основным художественным акцентом интерьера был резной золоченный иконостас.

За время своего существования храм подвергался многочисленным перестройкам. Так, видимо еще в 80-е годы XVIII ст. были растесаны световые проемы первого яруса. Взамен кирпичного декора они были оформлены лепными наличниками с парными скульптурными изображениями херувимов в тимпане[1]. Остальной декор тогда, видимо, не был поврежден.

В 1835-1837 гг. при игуменьи Анатолии Веревкиной церковь была расширена и стала пятиверховой. Граненые объемы с двухярусными верхами были построены с севера и юга а прямоугольный притвор с запада. При этом первоначальный декор нижнего яруса был полностью уничтожен, пилястры срублены, зубчатые карнизы выровнены штукатуркой. Толстый штукатурный намет скрыл кирпичные детали завершений. Уровень полов в интерьере был поднят на 70 см., первоначальные хоры сломаны. Были искажены очертания кровель – их мягкие барочные силуэты были заменены прямоскатными. В таком виде храм представлен на рисунке С. Таранущенко конца 1920-х годов.

В 1856 г. был вновь устроен деревянный иконостас (орехового дерева) с живописными иконами, резьбой и позолотой.

Архангело-Михайловская церковь сгоревшая в 1744 г. заново была построена в 1785 г. стараниями игуменьи Тавифы Розалион-Сошальской. В 1839 г. к нему был пристроен придел с колокольней за деньги Харьковского купца 1-й гильдии Дмитрия Даниловича Ковалева. В 1857-58 гг. к нему же с северной и южной сторон были пристроены ещё два придела. 

После закрытия монастыря его храмы стояли заброшенные, здания комплекса серьезно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Попытки включить их реестр памятников архитектуры в конце 1950-х нач. 1960-х годов, инициированные архитекторами А. Ю. Лейбфрейдом и Л. Е. Розвадовским, наталкивались на постоянное противодействие в архитектурном руководстве области. Руины собора были взорваны в 1978 г., почти на нашей памяти, при попустительстве органов охраны памятников, до сих пор руководимых теми же лицами. Вскоре «расчищенная» территория монастыря была застроена современными пятиэтажными корпусами дома престарелых.