Усадьба Хотень Сумской области (А. Парамонов)
Всего в каких-то 26 км от областного центра города Сумы находится одна из лучших в прошлом усадеб Харьковской губернии – Хотень. Что собственно дает возможность добраться к ней не только на общественном транспорте или автомобиле, но и на велосипеде. Уже на подъезде к селу Ваш взгляд просто не сможет отвести глаз от огромного пруда на речке Олешне. Вдоль его северного берега тянутся остатки старого ландшафтного парка. Вид открывающийся на пруд и парк наводит на мысль, что где то рядом есть нечто более значительное. Преодолев дамбу и поднявшись по центральной улице Хотени, Вы не пропустите справа от дороги ворота, ведущие в усадьбу. Конечно сегодня от былого великолепия осталось немного, но даже эти осколки старины произведут впечатление, особенно два огромных каменных двухэтажных флигеля. И уж тем более впечатляет старинный парк с уцелевшими остатками широких аллей и великанами дубами.
В XIX столетии эта усадьба привлекала внимание известных художников империи – Фёдора Васильева и Ивана Крамского. Да собственно и сегодня каждого посетителя могут вдохновить потрясающие пейзажи Хотени. Здесь можно провести целый день вместе с семьей, или приятелями, познавая ушедший мир старинной усадьбы.
Первыми владельцами усадьбы был основатель города Сумы, осадчий и полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев, упоминая столь славного основателя имения в Хотени, нельзя не сказать, что он даже претендовал на гетманскую булаву и его претензии даже поддерживали старшины гетманских козацких полков. Однако само имение не было ни значительным ни весомым среди добрых нескольких десятков других. В 1703 году, например, когда имение перешло во владение его сын – полковнику Сумского полка Андрею Кондратьеву, здесь была деревянная Петропавловская церковь, двор полковника для приезда, водяная мельница на пруду и 50 подданных черкас.
В 1785 году внучка Андрея Герасимовича – Анна уже владела в Хотени более весомым имением. Здесь было два господских дома, среди которых один старый деревянный с регулярным плодовым садом, и новой каменной Петропавловской церковью. Мужем Анны Андреевны стал в начале XIX столетия курский губернатор тайный советник Михаил Иванович Комбурлей. И усадьба его супруги преобразилась!
Вот как описывает уже потухающую усадьбу, бывшую некогда одной из самых примечательнейших Российской империи в 1914 году Георгий Лукомский: «Еще с подъездной дороги, ведущей со стороны Писаревки, открывается широкая панорама парка, окружающего дворец. Въехав в парк, который начинается широкой главной аллеей, ведущей мимо старинных деревьев, бывшей дубовой рощи. Аллея приводит к центру усадьбы, по краям его расположены два симметрично расположенных флигеля. За ними по оси аллеи на фоне пышной парковой растительности располагался сам дворец, построенный по проекту Д. Кваренги, его величественный фасад был оформлен крупным шестиколонным коринфским портиком с фронтоном.
Особенность планировочного решения ансамбля – вынос всех служебных построек на значительное расстояние от дворца и на пониженные точки рельефа. Этот прием характерен для самых крупных поместий, обеспечивал их владельцам изоляцию от всех хозяйственных помех и позволял свободно расположить главное здание среди парковых насаждений, среди рощ и полян, раскрыть виды на окрестности из окон дворца. Это была парадная резиденция с самого начала ее строительства, где было несколько оркестров, для музыкантов которых существовала отдельная улица, что уж говорить об остальном…».
В парке господствовали свободное пространство больших полян, живописные силуэты вековых деревьев. Прогулочные дорожки за поляной уводили в глубину парка, к водоему, лесным лужайкам. За садовниками Комбурлея местное дворянство становились в очередь, чтобы пригласить в свои имения для консультаций и практической помощи. Учитывая массовые пожелания местного дворянства, Комбурлей организовал даже садоводческую школу в своем имении, в которой обучалось до двух десятков садовников ежегодно. В его оранжереях было несколько тысяч видов цветов, кустарников и деревьев, включая такие редкости как бамбук, маслины, драконова кровь. Но более всего в его имении было роз, разных сортов и разновидностей, большую часть которых он привез из имения Горенки, принадлежащего графу Разумовскому.
Усадьба в Хотени служила примером для подражания не только с внешней стороны, но и с внутренней, где были росписи выполнялись лучшими художниками империи. Тоже можно сказать и о мебели, которая делалась под заказ для того, или иного помещения. Комнаты дворца парадные, гостиные, залы, спальни (общее число до 90 комнат) не уступали столичным. Вестибюль в тосканском стиле был оформлен наподобие дворца графа Лаваль на Английской набережной в Петербурге. Зеленая спальня была расписана на потолке и стенах поясным орнаментом (род Рафаэлевских «станцев»). Ярко-синяя спальня была расписана по стенам античными сюжетами с ангелами, жертвенниками и раковинами в полукружиях. Янтарная комната была украшена великолепной росписью некоего рода алтарями с атрибутами античного богослужения. Одна из комнат была малиновая, ее фриз в желтых и лиловых тонах изображает переплетающиеся ленты. Белая комната под мрамор, синяя с белой лепкой и золотым украшением, розовая комната с росписями изображающие пляски. Все это великолепие комнат было уставлено изысканной, самой лучшей работы мебелью.
Мебель в Хотени представляла тот редкий образец вкуса и изящество линий, а главное соблюдение стиля объединяющего ее со стилем самого дворца, его отделки и обстановки. Большинство этой мебели относилось к стилю ампир, хотя во дворце были и образцы классического стиля мебели, которую от богато украшенного ампира отличали прямые очертания линий, отсутствие украшений, инкрустация из металла и черепахи.
И для того, чтобы прикоснуться к прошлому этой усадьбы, Вам надлежит совершить ещё одно путешествие – в районный центр Сумской области – Лебедин, бывший до революции уездным городом Харьковской губернии. Чудесным образом часть этой мебели сохранилась в нынешнем Лебединском художественном музее. Она попала в Музей из имения Михайловка Лебединского уезда, купленная для своего дворца графом Капнистом при распродаже в Хотени.
Уцелевшая мебель в Лебединском художественном музее украшает несколько залов, это банкетки, столики и стулья, единственная в своем роде кровать: остов её из карельской березы покоится на ножках из бронзы, изображающих сфинксов чудной работы. Здесь же мебель из гостиной Хотени: замечательные по оригинальности рисунка кресла, диваны, столики, бюро, часы и каминные решеточки и экраны. Уцелевшая мебель преимущественно в стиле ампир в строгих монументальных формах с четко структурированной композицией и изяществом деталей. Материалом для неё служили светлое красное дерево, орех, карельская береза, бронза. Шкафы, бюро, секретеры с оригинальными орнаментами в виде звезд, рога изобилия, лир, грифонов, крылатых львов, сфинксов и т.д.
Даже эти некоторые предметы указывают на то, как велика была красота дворцовых зал, когда они были обставлены мебелью, украшены бронзой и хрусталем соответствующего их стенам достоинства и стиля.
Помимо художественного музея в Лебедине есть еще на что посмотреть и мы обязательно предложим Вам несколько уникальных объектов для этого путешествия.