Ново-Ольшанная (А. Парамонов)
Слобода Вільшана (або Ново-Вільшана) заснована в 1821 р. на хуторах: Кутковських, Пішкова, Тавільжанського, Гряніківського, Масетовського, Решетилівського, Ліманського, Маньковського, Ліповського, Изюмського, Гатманівського, Буряківського, Великого та Малого Токарівських переселенцями з слободи Дворічна.
ДАХО Ф.3, оп.47, спр.98, арк.20-28.
Розповідає Філарет (Гумілєвський).
Ново-Ольшаная на левой стороне р. Оскол, в 30 верст от Купянска.
В 1822 г. хутор Кутьковка, удаленный, по местности, от приходской своей церкви, находившейся в Двуречной, на правой стороне р. Оскола, потеряв много людей при переправе к церкви, во время полного разлития вод, решился с некоторыми другими отделиться от сл. Двуречной и образовать особый приход с своим храмом.
Неграмотный казенный крестьянин, преклонных уже лет, но бодрый духом, бездетный Михаил Стефанов Мишак (он же и Кутько), вызвался быть представителем желаний и намерений своего общества у начальства. Пригласив себе в товарищи грамотного Авраама Ефимова Чебанова, ревностный Мишак отправился в 1822 году в г. Харьков и вместе с Чебаном подал прошение о дозволении построить в Кутьковке каменный храм с именем Ново-Ольшанного храма Вознесения Господня, а до построения храма устроить молитвенный дом во имя Вознесения Господня. Просьба о храме подана в Январе 1822 г.
Пока дело о том производилось по Присутственным местам, а Мишак с Чебаном проживал в Харькове, другие два ревнителя, казенные крестьяне — Михаил Кириллов Кутько и Максим Евстафиев Колесник занялись приготовлением материалов и выстроили деревянный молитвенный дом. Благочинный Стефан Писаревский, бывший тогда приходским Священником в сл. Двуречной при Успенской церкви, неравнодушно смотрел на отчисление от его церкви значительной части прихода. Он, желая в начале пресечь святую мысль простодушных поселян, поспешил донести Преосвященному Павлу, что Кутьковцы осмелились устроить себе часовню, без разрешения Архипастырского. Следствие, по сему случаю возникшее, изрекало тяжкую подсудность главным виновникам Св. дела, устами Земского исправника Авксентия Мерескулова.
Не смотря на эти препятствия и на последующие недоразумения, возникавшие в сердцах простодушных крестьян, Кутьковцы, верные своему искреннему сердечному желанию устроить Св. храм, при помощи Божией, успели исходатайствовать себе дозволение отчислиться от слободы Двуречной. В конце 1822 года, назначен в Ново-Олышаны к Вознесенской церкви Священнике. Стефан Оранский. За тем разрешено не только строить каменный храм, но и до устроения его иметь молитвенный дом, с правом совершать в нем полное Богослужение, для отдельного прихода, отчисленного от Двуречанского.
Воодушевленные благословением Архипастыря, Ново-Ольшанцы приступили в 1824 году к заготовлению материалов, а в 1825 году положено основание храму. Такой всеобщей заботливости устроить храм много содействовал усердием и своими трудами первый Ново-Ольшанский Священник Стефан Оранский, человек характера пылкого, но доброго. По его совету, жители сл. Ново-Ольшаны вошли с прошением к Преосвященному на притеснителя своего Исправника Мерескулова, который, был судим по сей жалобе, в последствии отрешен от должности с лишением права вступать в оную. Та же участь вскоре потом постигла и Благочинного Писаревского. Лишенный места и должности, которая перешла к Ново-Ольшанской церкви, Писаревский удален из пределов Купянского уезда. Храм освящен в 1834 г.
Благотворителями, участвовавшими при построении Св. храма преимущественно были: Помещик и прихожанин сей церкви Дмитрий Тимошенко, Елецкий купец Антон Страхов, купец Иван Гонтарев, казенные крестьяне: Григорий Столетко, Алексей Костенко, Роман и Кирилл Овгаренковы, Иван Манько, Трофим Белобровый и другие. Более же других известен по благотворению для вновь устроившегося храма Помещик Иван Маркович Соболев. Он и супруга его Анна, известясь от священника о нуждах храма, пожертвовали Потир с прибором в 150 руб. серебром, Евангелие и Крест в 115 руб. серебром и несколько других вещей, а кроме того 135 руб. серебром деньгами. Церковный староста Михаил Кириллов Кутько, бедный состоянием, но богатый усердием ко Св. храму, часто, тайно от жены своей, приносил в храм Божий то, что приобретал трудами рук своих и смиренно говорил: только и нашего. Вообще внешнее украшение храма много одолжено усердию сего набожного старца.
Самым примерным по благочестивой жизни и ревностным исполнителем своих обязанностей по храму и приходу, был при сей церкви Священник Стефан Анисимов. Еще при начал сооружения Св. храма в сл. Ново-Ольшанной, именно в январе 1826 года, переведенный сюда штатным Священником, он словом и делом споспешествовал усердию прихожан при устройстве храма. Обходя города и села, Священник Анисимов забывал личные выгоды и нужды и трудился единственно для пользы строившегося храма. Таким образом его трудами приобретены для нового храма многие священные вещи.
Церковь Ново-Ольшанская, до 1837 г., не только была бедна утварью, но еще имела на себе долгу 6400 руб. ассигнациями рядчику Дмитрию Прохорову, и притом была без ограды. Поступивший в сие время штатным священником к Вознесенской церкви, Благочинный Андрей Капустин, ныне протоиерей, заботливости своею в 1837 же году успел уплатить церковный долг на счет доброхотных пожертвований; в 1838 г. окончил ограду, в 1839 г. приобрел Евангелие в 103 руб. серебром, в 1844 г. начать новый иконостас в 1800 руб. серебром, в 1846 г. совершенно окончен.
При храме 66 десятины земли.
Ново-Ольшанцы, следуя древней патриархальной простой жизни, сохранили доселе и чистоту нравов. Сея достохвальная черта видна во всех поступках жителей до того, что ни земская полиция, ни другое начальства никогда не обременяются ни жалобами, ни следствиями о противозаконных поступках. Сию простоту жизни и чистоту нравов без сомнения должно поставить главною причиною того, что и в страшные годы всеобщего испытания Божия, жители сей слободы менее многих других испытали над собою тяжесть праведного гнева Божия. Так, в 1831 году, когда грозный Ангел смерти в первый раз сего столетия посетил благословенные страны Малороссии, при всем ужасе, овладевшим сердцами людей о вести страшной холеры, в Ново-Ольшаной умерло 40 лиц мужеского и 32 женского пола. В 1833 г. засуха и неурожай хлеба и трав сильно потрясли благосостояние сих жителей, но тяжесть сего испытания Божеи более всего довершена была падежом рабочего скота, лишение которого на несколько последующих лет обрекло жителей терпеть скудость во всем, дотоле им неведомую. В 1847 году благость Божия пощадила весь сию, и холера не коснулась её жителей. Последующие два года, 1848 и 1849, были годами гнева Божия, и особенно 1848 г. из всех годов можно назвать годиною слезь и всеобщего лишения. От холеры умерло 62 д. м. и 73 ж. Голод мог бы достигнуть самой крайней степени; но крайность отвращена мудрым распоряжением Правительства; тем не менее болезни и недостаток корму погубили скот. Цинга, явившаяся в конце 1848 г. и развившаяся в начале 1849 г., в следствие болезненного расположения в людях, произведенного холерою, а более голодом и недостатком в огородных припасах, довершила бедствие людей. Замечено, что павшие жертвами цинги большею частью были те, которые испытали на себе до того действие холеры и особенно в жертву сей болезни доставался женский пол; так, 50 душ муж. и 95 жен. пола пострадали от медленного яда сей болезни в сем приходе. Страдания от сей болезни продолжались от 3-х до 5-ти месяцев и оканчивались смертью, спасались только дожившие до лета.
Грозные уроки правосудия не осталась бесплодными. Никогда в людях так живо не возрождалась вера, так пламенно не пробуждалась молитва к Богу, как в сии годы Божия испытания. И только вера и преданность воле Божией более всего избавляли от меча Божия. Всеобщей пост, примирение совести с Богом в покаянии и причащении спасительных Таинств тела и крови Господней, водворяли в душ Христианской твердость и спокойствие.
В приход Ново-Ольшанской церкви, причисленной новым штатом ко второму классу, значится прихожан: в 1830 г. 1857 муж., 2003 жен.; в 1840 г. 2025 муж., 1971 жен.; в 1850 г. 2224 муж., 2271 жен. душ.
З відомості про Вознесенську церкву та свячено-церковно-служителях, слободи Ново-Вільшаної Куп’янського повіту за 1873 р
1) Церковь устроена в 1834-м году, иждивением прихожан.
2) Зданием каменная с таковою же колокольнею и оградою. В 1858 году, с разрешения Епархиального начальства, на сумму, пожертвованную от общества жителей и частью по просительной книге, церковь распространена. Сделан между церковью и колокольней каменный предел, покрыта железом и отштукатурена.
3) Престолов в ней два: один во Имя Вознесения Господня, а другой предел - во имя Мученика Андрея Стратилата.
4) Утварью достаточна.
5) Церковь сия по нормальному положению с 1847 года, состоит во 2-м классе, при ней по штату положено: 2-м священникам, одному диакону и 2-м дьячкам и 1-му пономарю.
6) Земли при сей церкви пахотной и сенокосной с 1834 года октября 16 дня, в двух местах отмежевано 66 десятин.
7) Все священно- и церковнослужители имеют собственные дома на общественной земле.
8) На содержание священно- и церковнослужителей с 1849 года. Определено от казны жалование 393 р. 96 коп. сер. в год.
Ст. священник. - Петр Михайлов сын Верисович, 51 год. Отец, Михаил Георгиевич - священник в слободе Мосьпановой, мать, Анисья Петровна - умерли. Жена Мария Федорова дочь, 43 л., детей не имеет.
15.07.1845 г. окончил Харьковскую Духовную Семинарию по 2-му разряду. В Ново-Ольшанной с 24.11.1857 г., с 19.12.1864 г. - наставник Ново-Ольшанного сельского приходского училища. 25.07.1868 г. награжден светло-бронзовой медалью и бронзовым крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг.
Мл. священник. - Иоанн Астериев сын Макаревский, 33 лет, родился в сл. Двуречной. Отец - Астерий Васильев сын - священник слободы Двуречной, мать, Мария Мироновна, умерла. Вдов с 1863 года, 14 октября.
15.07.1861 г. окончил Харьковскую Духовную Семинарию по 2-му разряду. С 17.07.1872 г в Ново-Ольшанной.
Диакон - Евфимий Иванов сын Капустин, 54 года. Отец - диакон Иоанн Капустин и мать Меланья Филиппова дочь умерли. Вдов с 26.05.1871 г. Дочь Мария - 14 лет.
20.02.1836 г. окончил Харьковское духовное уездное училище, в Ново-Ольшанной с 31.10.1844 г. был дьячком, с 07.03.1858 г. - диакон.
Диакон на дьячковском месте, Константин Данилов сын Любарский, 55 лет, сын умершего дьячка. Жена Пелагея Михайлова дочь, 54 г. Дочь - Анисья, 14 лет.
19.09.1836 г. окончил Куп. дух. училище - в сей церкви пономарь. С 09.04.1840 г. в сей церкви дьячок. С 18.09.1849 г. - диакон.
И.д. псаломщика - Павел Иванов сын Флоренский, 49 лет. Отец: священник Иоанн Флоренский, мать - Мария Иванова дочь - умерли. Жена Анна Миронова дочь, 48 лет. Дети: Параскева - 24, Анастасия - 22 года, Мотрона - 20 лет, Алексей - 16; Дмитрий - 14; Мария - 13; Андрей - 10; Иоанн - 8.
16.11.1840 г. окончил Харьковское духовное уездное училище; к сей церкви и.д. дьячка. За дерзкий и буйный характер от должности псаломщика удален на все время следствия о нем.
И.д. псаломщика - Илья Андреев сын Грабовский, 28 лет. Отец, священник - Андрей Арсеньев сын Грабовский, жив. Мать - Елизавета Петровна - умерла. Жена Павлина Васильева дочь, 28 лет. Дети: Павел - 6 лет, Елена - 3, Татьяна - 2, Федор 11/2 месяца.
23.09.1863 г. окончил высшее отд. Ахтырского дух. училища - пономарь; в Ново-Ольшанной с 16.12.1864 г.
Церковный староста - Казенный крестьянин Пантелемон Павлов сын Кутько, 44 лет, с 1863 года. 29.05.1868 года награжден похвальным листом. Высукивал безмездно и ежегодно, до 1872 года, до 5 пудов свечей из приносного и огородного воска.
Приход
|
Дв. |
Муж. |
Ж. |
1 священика Духовных......................................................... Военных.......................................................... Несл. дворян................................................... Купцы.............................................................. Мещане............................................................ Каз. крестьян................................................... Хут. Верхняя Таволжанка..................................... Хут. Сеньковка....................................................... Хут. Масютовка..................................................... |
21/4 28 5 1/2 21/2 127 1021/2 81 15 |
9 112 20 2 10 508 409 324 60 |
10 164 19 3 11 573 421 329 76 |
Итого |
3633/4 |
1454 |
1606 |
1 священика Духовных......................................................... Военных.......................................................... Статских.......................................................... Несл. дворян................................................... Мещане............................................................ Каз. крестьян................................................... Хут. Нижняя Таволжанка...................................... Хут. Лиман............................................................. Хут. Токаревка....................................................... Хут. Гряниновка.................................................... |
1/2 311/8 1/2 1/4 2 141 311/4 44 371/2 593/4 |
2 125 2 1 8 564 125 176 150 239 |
2 164 1 2 9 554 136 170 164 228 |
Итого |
348 |
1392 |
1430 |
З відомостей про кустарні промисли Статистичного Комітету за 1888 р. по Куп’янському повіту
…В сл. Ольшаной – 2 значительных кузницы, работающих и на продажу и сбывающих свои изделия на ярмарках, а также два кирпичных заведения. Кроме того, здесь же существует колесный промысел и выпалка древесного угля. Сбыт колес и угля производится в большой торговой слободе Уразовой Воронежской губернии.
Лист № 1212 від 27.11.1899 р. з Харківського товариства поширення в народі грамотності, комітету по улаштуванню селянських бібліотек і народних читалєн к Харківському губернатору
Комитет имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о разрешении открыть в селении Таволжанке Купянского уезда, бесплатную библиотеку-читальню и об утверждении заведующим её крестьянина Ефима Орестовича Демченко, а наблюдающим священника Иоанна Макаровского, изъявившего на то свое согласие.
Означенная библиотека учреждается на средства Харьковского Губернского Земства, будет содержаться на средства Комитета сельских библиотек, а помещаться — в доме крестьянина Ореста Демченко.
При этом прилагаются: проект устава на утверждение и заявление священника о согласии быть наблюдающим.
ДАХО Ф. 3, оп. 282, спр. 923.
З рапорту № 232 від 21.12.1899 р. Куп’янського повітового справника до Харківського губернатора
«... Крестьянин Ефим Орестович Демченко, 24 лет, проживает в веренном мне уезде со дня рождения, нравственно качеств хороших, под судом и следствием не состоял, ни в чем предосудительном в политическом отношении замечен не был ...»