Новий Кодак
О местечке Новом Кайдаке довольно обстоятельные сведения сообщены нами в особой статье, при изложении сведений об иконе Божией Матери, находящейся в Самаровском монастыре. В дополнение к сказанному, излагаем здесь то, что найдено нами недавно в местных архивах.
Новый Кайдак – местечко весьма древнее в Запорожье. Оно с приходской церковью существовало уже в 1650 году. Около 1700 года начали селиться в Новом Кайдаке семейные казаки, – народ запорожского Сечевого казачества, подданные, крепостные его. Обыватели Нового Кайдака были в самых тесных и в самых близких отношениях к запорожскому Кошу и служили для него и для Самарского монастыря связующим, посредствующим пунктом. При уходе казачества из Сечи в Алешки, все больные и хилые казаки, со всем добром и имуществом казацким, препровождены были заблаговременно, тайком, частью в Самарский монастырь, а частью в Новый Кайдак. Старый Кайдак был в стороне от битого шляху, от главного казацкого тракта, а потому не пользовался таким вниманием запорожского Коша, как Новый Кайдак. Около 1750 года, Новый Кайдак во всех бумагах именуется уже городом паланочным, где была войсковая Паланка с паланочным полковником, есаулом, с войсковою канцеляриею и со всем паланочным штатом; Свято-Николаевская церковь Нового Кайдака называется соборною, и при ней показывается два священника Никифор и Тимофей. В 1768 году, по умножившемуся народонаселению, при Николаевской церкви Нового Кайдака, было уже четыре служащих священника; а в 1770 году – пять; но и этого числа священнослужащих оказалось недостаточно для удовлетворения духовных нужд и религиозных потребностей умножавшагося народа. Коша запорожскаго атаман Калнышевский, войсковая старшина и товариство, оффициальною бумагою от 24 декабря 1771 года за № 3189, просили преосвящен-наго Гавриила, митрополита Киевскаго, дать им, в местечко Но-вый Кайдак, еще одного священника. Бумагу эту помещаем здесь целиком.
"Сего края, при самых границах с турецкою землею смежающихся, до самых тех времен, от дней коих настала ныне продолжающаяся война, запорожскаго войска разные чины и казаки, многие обиталищные свои зимовники имели. Как же оная возследовала и посему в таковых, при граничных зимовниках уже опасно им стало быть, то тогда, яко и опосля, разновременно, оттуду и из других запорожских мест переселившись, в ближайших от реки Днепра приделах, наипаче в Новокодацких, оседлости свои взяли такие, что к церкви Божией на молитву ездить, для преподаяния треб христиан-ских священников к требующим с Сечи запорожской, по отдаленности, сыскивать неудобно. Употребляющимся же к тому Новокодацким хотя способно, но всем им, священникам прежним четырем и недавно Вашим ясне в Богу Высокопреосвященством хиротонисанному Малышевичу не управно, тем наипаче, что Новокадацкой повет, будучи простран-ством не малой, имеет в себе людские поселения и казачие зимовники отдаленно. И егда туда часто случается к преподаянию треб христианских, требующим бывает им вдруг отлучка, то по медлительности их священников, налично при церкви остаючемуся их же сотоварищу, также в преподаянии иным таковых треб, паче же в священнослужении временем до остановки доходит . . . , сие местечко, имеючи полковую резиден-цию и по вся часно, на оное с малой России и из других мест в Сечь запорожскую, а оттоле туда переезжающих, и нарочно по делам и так приезжающих разнаго звания чинов, промышленников и казаков, ежедневного продолжения в церкве священнослужения требует. И потому они священники, на шестую часть к себе в сотоварищи во священника, аще архи-пастырское Вашего ясне в Богу Высокопреосвященства благословение будет, довольное время резиденции нашей, при войсковой канцелярии, у письменных дел, со всякою честностию послужившаго, Кондрата Северскаго избрали, и вообще с гос-подином полковником, с старшиною и прихожаны, при вы-боре своем, к нам представили, прося нашего писания к Вашему ясне в Богу Высокопреосвященству, о удостоении его таковым священническим саном на шестую часть к Новокодацкой Николаевской церкви. И мы предсказанные резоны архипастырскому уважению предая, и почитая необходимую тамо надобность в шестом священнике, нижайше Вашего ясне в Богу Высокопреосвященства просим его Кондрата Северскаго во священника, на показанных кондициях посвятить, и на то ему архипастырскую граммоту дать, милостиво отечески не оставить»...
Духовное Правление Старокодацкой крестовой Наместнии, с своей стороны, писало о том же к преосвященному Гавриилу, митрополиту Киевскому, бумагою от 30 декабря 1771 г. за № 101.
«Владения войска запорожского низового в местечке Новом Кайдаке, при Свято-Николаевской церкве, священников в наличности ныне пять состоит, которым хотя в той их Новокодацкой парафии самым в преподаянии народу христианских треб в рассуждении, что в той их парафии, по ревизии, сто двадцать только дворов считается, управиться бы и свободно; но понеже, кроме того местечка Нового Кодаку обывателей, множественным числом, оного ж запорожского войска, старшины и казаки, за случай, который и до ныне еще со стороны агарянской продолжается, около оного же местечка Кодаку, разноместно обыталищами своими расположась, во всяких нужных случаях, а паче, преподаяния ради больным треб, реченных же Ново-Кодацких священников в те свои казачие зимовники, от парафии ежечастно отзывают; потому за выше выраженные резонности, паче же что при том, Свято-Николаевском Ново-Кодацком храме и литургия ежедневно отправуема бывает, оным священником из трудности по несколько есть и неуправно; для того Кош войска запорожского низового, во облегчение тех, имеючихся пяти священников, и сего подносителя, при оном же низовом запорожском войске, послужившего Кондрата Северскаго, к рукоположению в шестого настоятельного священника к Вашему ясне в Богу Высокопреосвященству презентует; в сходство того, и мы, о его Кондрата Северскаго приозначенном запорожском войске добропорядочной прожилости будучи уверенны, при том, что и на верность Ея Императорскому Величеству, в числе протчих войсковой запорожской канцелярии, канцелярских служителей, прошлого 762 году в Сечевой Свято-Покровской церкве он Северский, к присяге приводим был, совершенную выправу имея, в респект Вашего Высокопреосвященства всенижайше представляем. И буди в том Ваше Высокопреосвященство, соблаговолите его Северскаго, на шестую часть парафии в настоятельного иерея к имеючимся, при Новокодацкой Свято-Николаевской церкве пяти священникам, архипастырским Вашего Высокопреосвещенства, рукоположением удостоить всенижайше просим». В июне 1773 года, в местечке Новом Кайдаке, было уже семь священников: Василий Алексеев 38 л., Артемий Иванов 45 л., Феодор Фомич 36 л., Иоанн Быстрицкий 34 л., Стефан Малышевичь 33 л., Кодрат Северский 31 года, Евтихий Иванов 32 л., диаконов три: Стефан Коркодило 33 л., Прокофий Беличенко 38 л. и Иоанн Симеонов 26 л.; к ним рукоположен еще новый, четвертый диакон Симеон Никитинский. На место умершего священника Василия Алексеева, 17 мая 1774 года, рукоположен во священника запорожского войска полковый старшина Стефан Черемис. Дворов приходских было 132. В объяснение сего обстоятельства нужно заметить, что на самом деле, прихожан было далеко более показанного числа; при том же, Ново-Кайдацкий приход, подобно прочим приходам запорожскаго края, был, в то время, слишком разсеян и простирался на большое расстояние, от 15 до 35 верст в окружности. Вся местность нынешнего Екатеринослава входила в состав Новокайдацкаго прихода; между Старым-Кайдаком и Ненасытецким ретраншементом, с одной стороны, и между Романковскою – Успенскою и Рождество-Богородичною церковью заднепрянской Камянки (по-нынешнему села Камянскаго), с другой стороны, все населенные хутора и зимовники запорожскаго казачества принадлежали к тому же Новокайдацкому приходу. В слободе Карнауховке приход только еще возникал и устроялся. Нужно помнить, что запорожский Кош, по своим соображениям, находил необходимым, в отчетностях, уменьшать число приходских дворов в слободах и живущих в них обывателей. По учреждении Азовской губернии, командиры и смотрители запорожских слобод, осмотрев и поверив, на месте по слободам, число дворов и душ, нашли и донесли губернской канцелярии, что число это по всем слободам уменьшено в ведомостях более, чем на половину против действительной наличности.
В начале генваря 1777 года, Старокайдацкое духовное правление, в распоряжениях и действиях своих независимое и самостоятельное, относившееся непосредственно к митрополиту Киевскому, уничтожено и закрыто и во всем подчинено смотрению Самарского духовного правления; духовный двор церковных письменных дел в Самарчике и прочее имущество Старокайдацкаго наместнического правления проданы. На правой стороне Днепра открыто новое, особое духовное правление, под именем правления Славянского в Славянской и Херсонской провинции; резиденция его, впредь до построения города Славянска с крепостью, назначена в местечке Новом-Кайдаке; Нового-Кайдака священник Феодор Фомич 30 генваря 1777 г., произведен в протопопа Славянской и Херсонской провинции; священники –Стефан Малышевич и Кодрат Северский утверждены членами духовного правления.
К Новокайдацкому духовному Правлению, в 1777 г., принадлежали следующия девять церквей: Николаевская в Новом-Кайдаке, Карнауховская святыя Варвары, в 20-ти верстах, Камянская, Рождества Пресвятыя Богородицы, в 30-ти верстах, Старо-кайдацкая, Архангела Михаила, в 20-ти верстах, слободы Волошской Преображенская, строющаяся, в 27-ми верстах, местечка Покровска, Покровская, в 145-ти верстах, местечка Никитина (Никополя), Покровская, в 115-ти верстах и поселения Омеловаго, Михайловская, в 271 версте.
В пределы Славянскаго духовнаго Правления, (в Новом Кайдаке) Славенской епархии, 1778 года входили между прочим Кинбургский деташамент* с значительным числом право-славнаго русскаго войска, крайне нуждавшагося в церкви и в священнике, Збуривский ретраншамент с деревянною на каменном фундаменте церковию Пресвятыя Тройцы, с командами православных албанцев и арнаутов, малороссиян и промышленников русской нации; церковь устроена здесь самочинно, без ведома и благословения архиерейскаго, но после освящена членом Славянскаго духовнаго Правления, священником Стефа-ном Малышевичем.
С 1780 года для города Нового Кайдака начался новый, лучший период достославнаго существования его. Время показало, что выбор места для города Екатеринослава 1-го сделан весьма неудачно. Низменная местность города Екатеринослава 1-го, при устье Самары, при впадении ея в Днепр, тяжело и гибельно отзывалась для обывателей города в гигиеническом и в экономически-хозяйственном отношениях. «Князь Потемкин решил перенесть и устроить город Екатеринослав на правой стороне Днепра, в слободе Половице, на прекрасной возвышенной равнине, и при том так, чтобы, с одной стороны, Старый Кайдак, а с другой, Новый Кайдак для Екатеринослава были предгра-диями, форштатами города». Первоначально одни слухи об этом влекли народ на жительство в Новый Кайдак; когда же, по переводе Черткова правителем наместничества Воронежско-Харьковскаго, по распоряжению высшего начальства, в г. Екатеринославе 1-м приостановлены и прекращены были все дела по работам казенным и общественным,—город Новый Кайдак сделался центром народнаго прибежища: купцы и мещане, рабочие и мастеровые, – все, разновременно, перешли в Новый Кайдак; наконец, по формальном переименовании слободы Половицы губернским городом Екатеринославом, и вся администрация, военная и гражданская, в ожидании построения города и для наблюдений за работами по устройству всех казенных и общественных зданий в городе, помещена была временно в Новом Кайдаке. В это время Новый Кайдак чрезвычайно увеличился народонаселением, оживился торговлею и промышленностию, преобразовался и изменился во всем к лучшему. Во многих местных бумагах, даже оффициальных, в это время, особенно в 1787-1791 гг., Новый Кайдак именовался – Екатеринославом.
Так под влиянием текущих событий, Новокайдакской Свято-Николаевской церкви церковный причт и прихожане, – воевода, майор Иван Ластухин, воеводский товарищ князь Иван Манвелов, городничий отставной полковой эсаул Илья Шанченко, ктитор Семен Бардадим, отставной полковой эсаул Григорий Красовский и другие, от лица всего общества, формальною бума-гою, в апреле 1780 года, просили у преосвященнаго Никифора разрешения и благословения «по необходимой надобности связать в церкви олтарный притвор новыми подвалинами, поелику старыя уже сгнили, а также подвысить и увеличить несколько престол». По получении разрешения, немедленно исправили, обновили и украсили церковь. Те же лица от 4-го апреля того же 1780 года представили преосвященному Никифору другое прошение, в коем писали: «Мы, под сим именованные, нужным предвидим состроить церков при Новых Кайдаках на кладбищном месте, для достодолжнаго принесения Всевышнему жертвы о умерших, тамо погребаемых, и для служения во время велико-постное, в разсуждении малолетних и маломощных, ранней службы, на построение которой церкви заготовили уже часть дерева, и есть в готовности на то денег триста рублей. О чем вашему высокопреосвященству донося, нижайше просим о со-строении той церкви во имя Сошествия Святаго Духа дать ваше архипастырское благословение; сосуды ж и прочия потребы, нужныя к той церкви, есть достаточны в здешней приходской церкви». По сему прошению преосвященный Никифор 9 апреля 1780 г. в резолюцию написал: «Ежели отведено для кладбища место в разстоянии от жилья указами предписанном, и никакого в построении церкви не будет препятствия; то и заложить, на что и грамоту, изготовя, нам представить к подписанию; а Правлению указом предписать прислать мнение, как оной церкви быть и кому препоручить оную". 11-го того же апреля 1780 года грамота храмозданная на заложение новой церкви и консисторский указ о сем вручены ктитору Семену Бардадиму для доставления в Славянское духовное Правление в Новом Кайдаке. По силе консисторского указа и на основании благословительной храмозданной грамоты, сделавши необходимые распоряжения, по взаимном со-глашении с местною администрациею, с земскими чиновниками и с представителями общества, Славянскаго Повитья уездный Новокайдакский протоиерей Феодор Фомич 6-го сентября 1780 года в городе Новом Кайдаке, на кладбище, освятил соборне, по церковному чиноположению, место под новую церковь во имя Сошествия Святого Духа, положил закладку на сооружение оной и на месте производства работ водрузил крест. Избранный земскими пачальниками и всем обществом, Новокайдакской Николаевской церкви священник Кодрат Се-верский Славянским духовным Правлением утвержден в звании строителя и попечителя сей новой церкви.
15-го февраля 1782 года города Нового Кайдака земское начальство и все общество представили преосвященному Никифору прошение, в коем писали: "По представленному от нас обще с духовенством к вашему высокопреосвященству в прошлом 780 году доношению и по данной от вашего преосвященства то-гож года апреля 11-го числа благословительной грамоте, в сем городе на кладбищном месте церковь во имя Сошествия Святаго Духа тогож года сентября 6-го числа протопопом Феодором Фомичем соборне заложена, и так как она возводима была с общаго подаяния, то к скорейшему ея совершению нами избран в строителя Новокайдакской церкви иерей Кодрат Северский, усердным которого и многотрудным старанием и помощью от него подаяния, она уже гораздо прежде наступления нынешния святыя четыредесятницы совсем постройкою окончена, иконостасом и всеми принадлежащими к священнослужению по-требами изготовлена; о должном же ея освящении к учинению вашему преосвященству представления хотя нами неоднократно докладывано было Славянскаго духовнаго Правления протопопу Фомичу, так как и указ Славенской духовной консистории в то Правление последовал с требованием мнения, как оной церкви быть и кому препоручить оную; но оный протопоп Фомич, будучи и сам Новокадакской церкви настоятель, якобы ко изобретению указано требуемаго мнения, кому сию церковь пре-поручить, занимался в том своими медленными замыслами сам доныне, оставляя оную церковь без ходатайства к освящению, в чувствительную нашу обиду и огорчение решились мы о сем вашему преосвященству представить нашу нижайшую просьбу ко учинению вновь построенной церкви во всем должнаго сви-детельства и к освящению ея определить и прислать мимо его протопопа Фомича кого заблагоразсудить изволите; к хозяйству, по ея приходам и расходам, оставить ее в препорученности навсегдаж, по выбору нашему, у реченнаго Новокайдакской церкви иерея Кодрата Северскаго, яко к тому надежнаго". По разсмотрении всех бумаг, относящихся к сему делу, пре-освященный Никифор 21 февраля 1782 года в резолюцию написал: "Буди новоустроенная кладбищная церковь в готовности, то оную освятить Сокольскаго преображенскаго монастыря игу-мену Иринарху, на что грамоту и святый антиминс, изготовя, представить нам к подписанию; оной же церкви состоять на основании указов о кладбищных церквах, при коей ктиторам быть особым, коим прихдда той церкви наблюдать и в расход оной же кладбищной церкви употреблять в согласие указов, а в случае необходимой нужды в какой либо церкви, одна другой должны чинить вспомоществование, с согласия священников и ктиторов; а священнослужение иметь в оной церкви протопопу и священникам Новокайдакским поочередно, и о том из консистории в Славянское духовное Правление послать указ". На основании сего распоряжения, Сокольскаго преображенскаго монастыря игумен Иринарх Рудановский, прибыв в г, Новый Кайдак, освидетельствовал новоустроенную в городе, на кладбище, Свято-Духовскую церковь и нашедши ее оконченною постройками и готовою к освящению, соборне, по надлежащему церковному чиноположению, 14 апреля 1782 года освятил ново-устроенную Свято-Духовскую церковь и открыл ее к богослужению и священнодействию.
15 сентября 1784 года города новаго Кайдака Свято-Николаевской церкви священство, ктиторы и прихожане представили преосвященному Никифору прошение, в коем писали: "Вознамерились мы, по благословению вашего преосвященства, при церкви Соборной Свято-Николаевской Новокайдакской, с левой сто-роны, пристроить в приделе, по приличеству церкви, храм Богоявления Господня, на что уже как подвалины, так и вся деревня (лес) с хорошим достатком к тому созиданию изготовлены. Для того вашего Преосвященства всепокорнейше просим на заложение онаго храма архипастырским благословением и выдачею грамоты нас не оставить". По сему прошению, 21-го сентября 1784 г. состоялось разрешение устроить придельный храм. 23 сентября 1784 г. выдана была храмозданная грамота; а репортом от 28 апреля 1785 г. Екатеринославский протопоп Феодор Фомич донес преосвященному Никифору, что «в силу данной от его преосвященства благословительной грамоты, им Фомичем, в городе Екатеринославе, при соборной Николаевской церкви придел с левой стороны во именование Богоявления Господня 27 апреля, по чиноположению церковному соборне заложен».
В июне месяце 1787 г. Екатеринославский (т. е. Новокайдакский) городничий Василий Шостак, уездного Суда заседатель, коллежский ассессор Иван Бельченко, уездный Судья Борис Нечаев, Екатеринославского Нижняго Земскаго Суда дворянский заседатель,поручик Степан Пугачевский и др., от лица всего Новокайдакскаго общества, в прошении писали преосвященному Амвросию Екатеринославскому: «В прошлом 1781 году, за позволением и благословением предместника вашего преосвященства, Никифора, архиепископа Славенскаго, отстроено общим нашим коштом, а более вспоможением суммы и трудами Новокайдакской Николаевской церкви иерея Кодрата Северскаго, при здешнем городе на кладбищном месте церковь во имя Сошествия Святаго Духа; сей же доброхотный строитель, находясь при оной с самаго ея начала, украсил оную отличным строением и снабдил наилучшими церковными утварьми; и как ныне оная церковь во круг застроена жилыми домами и кладбищное место следует взять вне жилья, то мы, желая оную церковь иметь приходскою, а реченнаго иерея Кодрата Северскаго при ней приходским настоятелем, вашего преосвященства сим покорнейше просим о превращении сей церкви в приходскую и о благословении при ней, согласно желанию нашему, остаться на третьей дворов части оному священнику Северскому целопарахиальным настоятелем учи-нить архипастырское милостивое разсмотрение». Согласно сему прошению, преосвященный Амвросий резолюциею от 10 июня 1787 года дозволил Свято-Духовскую кладбищную в городе Новом Кайдаке церковь обратить в приходскую, а для того из дворов, состоящих в городе, приписать к ней третию часть, исполнение чего велел поручить Новомосковскому протоиерею Хандалееву; а об отведении под кладбище земли, удаленной от города, приказал сообщить куда следует. Протоиерей Хандалеев резолюцию эту, по всем пунктам ея, привел в надлежащее исполнение.
Репортом от 28 августа 1790 года Екатеринославское духовное Правление представляло преосвященному Амвросию: «Сего августа 28 дня Свято-Николаевской Новокайдакской церкви священники Иоанн Быстрицкий и Гавриил Шепетковский, ктиторы и прихожане поданным в сие Правление прошением прописывая, по благословению де бывшаго преосвященнаго Никифора Сла-венскаго и Херсонскаго, за жизни еще умершаго протоиерея Феодо-ра Фомича, заложена при той Свято-Николаевской Новокайдакской церкви, с левой стороны, церковь в двух приделах во именование Богоявления Господня, на строение которой уже издержано до двух сот двадцати рублей, кроме сестных припасов; но в течении семилетняго оной строения, по неимению довольнаго капитала и по бедности прихожан, и поныне неокончена; сверх же сего, ежели оную приводить в совершенное достройкою и сделаннием иконостаса окончание, то в Николаевской церкви, к которой сии приделы пристроены, надобно прорубивать две стены; но как сия Николаевская церковь уже ветхая и требует немалой подчинки и если для тех приделов прорубивать стены, то неминуемо подвержена будет падению; а по сему все они обще, хотя бывший протоиерей Фомич, еще за жизни, их и принуждал в той Николаевской церкви рубить стены, но опасаясь, дабы оная не упала во избежание могущаго быть им чрез то немалаго убытка, к достроению оных пределов и к прорублению стен тогда не приступили и ныне к тому присту-пить не смеют; нынеже те приделы желающие сыскиваются купить,—просят, не повелено ль будет те приделы, в разсуждении вышеписанных обстоятельств, желающим за сходную цену продать и вырученными за оные деньгами старую Николаевскую церковь починкою поисправить вашему преосвященству взнесть представление; для того вашему преосвященству Екатеринославское духовное Правление на благоразсмотрение представляет и просит о позволении те приделы желающим за сходную цену продать вашего архипастырскаго благословения». По сему репорту преосвящен-ный Амвросий резолюциею от 27 сентября 1790 года разрешил продать пристроенный, но недоконченный придельный храм. Духовенство, ктиторы и прихожане Свято-Николаевской Ново-кайдакской церкви 2 июня 1792 года представили преосвященному Амвросию прошение, в коем писали: "Находящаяся в Новых Кайдаках Свято-Николаевская соборная церковь, по давнему состроению своему, пришла в ветхость и слабость крайнюю столько, что во время дождей и таяния снега во многих местах алтаря и ея средины сквозь частыя разселины пропущает великую мокроту, и от приметнаго оседания ея не только иконостас стеснен, но и некия части оного верхние и нижние повреждены. Мы опасаясь, дабы она в продолжении времени и более ослабев, совсем не разрушилась, за долг сочли взять неотложное старание о состроении новыя церкви, с прибавлением второго придельного храма; и как в казне церковной немного состоит в наличии суммы, да и нестолько в настоящия времена здешние люди, по причине оскудения их, на надобности церковныя бывают податливы, полагаем оную церковь строить из способных крепших дерев сей же старой церкви, по разобрании ея, довольно могущих сыскаться, прибавив при том меньшую или большую часть, буде надобность потребует, новаго леса, а буди чрез прибавление к ветхим новых частей усмотрится какое неблагообразие церкви, как для сего, так и чтоб предохранить самое дерево от скоро-временнаго согнития, можно будет навесть внутренность и внеш-ность ея пристойною краскою. Для чего благопочтенно донося о том вашему высокопреосвященству, всенижайше просим оную Свято-Николаевскую старую церковь разобрать, а на место ея там же состроить новую, с прибавлением второго придела—храма во именование рождества честнаго славного пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна, до выстроенияж оной иметь священ-нослужение в тамошней приходской Свято-Духовской церкви дозволить, и о сем учинить милостивое архипастырское благо-словение". По сему прошению преосвященный Амвросий резолюциею от 23-го июля 1792 года дозволил перестроить и обновить Новокай-дакскую Свято-Николаевскую церковь, с пристройкою к ней придела. Но работы эти, по получении указа, отложены были до другого, более благоприятнаго времени.
Представлением от 22-го августа 1793 года Екатеринославское духовное Правление доносило преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому: "Сего августа 22-го дня Свято-Духовской Новокайдакской церкви священник Кодрат Северский поданным в сие Правление прошением прописывая, по благословению де покойнаго преосвященнаго Амвросия наченшаяся при вышеписанной Духовской церкви вновь, в память умершаго главнаго кригс-коммиссариата г. обер-провиантмейстера Михаила Мартиновскаго церковь во именование святаго мученика и исповед-ника, князя Михаила, коштом и старением священника Северскаго совсем во окончание приведена, иконостас написанный поставлен и всеми нужными церковными сосудами, облачениями и книгами снабдена и в церковнослужении нималейшей остановки быть не может, — просит о испрошении в оную святого антиминса и о освящении оной учинить вашему высокопреосвященству от сего Правления представление. По освидетельствовании сим Правлением, оная Михайловская церковь оказалась, действительно, сказанного господина обер-провиантмейстера Мартиновскаго коштом и старанием просителя, священника Северскаго, постройкою окончена, иконостас написанный поставлен, церковные сосуды, облачения и книги имеются, и во отправлении в ней богослужения никакой остановки не будет. Для того вашему высокопреосвя-щенству Екатеринославское духовное Правление на архипастырское благоусмотрение почтеннейше представляя, просит в показан-ную церковь святый антиминс милостивейше не оставить выдать и о освящении оной, кому следует, дат ваше архипастырское повеление". По сему представлению преосвященный Гавриил, резолюциею от 9-го сентября 1793 года, благословил протоиерею Иоанну Станиславскому освятить новопристроенный к Свято-Духовской церкви придельный храм во имя святого мученика Михаила, князя Черниговскаго, и дозволил выдать для этого новый освященный антиминс. 9-го того же сентября из консистории отправлен в Екатеринославское духовное Правление указ об этом; а 25-го сентября того же 1793 года протоиерей Станиславский собор-не, по надлежащему церковному чиноположению в городе Новом Кайдаке освятил новосооруженный придельный храм и открыл в нем богослужение и священнодействие.
В 1771 году Новокайдакской Паланки полковник Степан Блакитный в Свято-Николаевскую соборную Новокайдакскую цер-ковь пожертвовал тысячу турецких червонцев—лир, в подмогу обществу на содержание церковной школы и шпиталя при ней.
В 1801 году прихожане Новокайдакской Свято-Николаевской церкви, с разрешения и благословения преосвященнаго Афанасия, решились исправить и обновить свою церковь. Приступив к делу, разобрав верх и половину церкви, ясно увидели, что храм их во всем корпусе и во всех частях своих совершенно устарел и обетшал; дерево сгнило и к дальнейшему употреблению решительно не годилось. В это время распоряжением Правительства строго воспрещено было строить но-выя церкви деревянныя. После долгих споров и пререканий, после разных недоумений и колебаний, Новокайдакское общество согласилось, наконец, на другом удобнейшем месте устроить свято-Николаевскую церковь вновь каменным зданием. Епархиальное Начальство разрешило произвесть эту постройку. 25 августа 1804 года выдана благословительная храмозданная грамота на закладку каменной церкви; а 23 июня 1807 года Екатеринославского уезда благочинный, протоиерей Иоанн Станиславский соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в Новом Кайдаке освятил место под церковь, положить закладку на сооружение оной и на месте работ водрузил крест.