1857 год. Упраздненный Вольновский Троицкий монастырь
Вольновский Троицкий монастырь на р. Ворсклице, в шести верстах от бывшего города Вольного и в 40 — от Богодухова.
О начале сей обители сохранились и древние акты, и кое-что из предания. По актам, стрельцы города Вольного в 1675 г. отдали из своей поместной земли 40 дес. церкви пр. Илии, к которой пригласили они в священника набожного Антония Иванова. О. Антоний скоро овдовел и решился на пожертвованной по его заботам земле, согласно с желаниями стрельцов, построить монастырь в честь Св. Троицы с приделами храма в честь свят. Николая и в. м. Никиты. Предание говорит, что о. Антоний с посохом странника отправлялся в разные места России отыскивать ревнителей монашества, которые согласились бы жить с ним в краю опасном; отселе и образовавшийся монастырь его назывался в народе накликанным. В 1684 г. стрельцы дали под новый монастырь из поместной своей земли еще 50 четв. в поле, а в двух по столько же. Царскою грамотою августа 27 дня 1688 г. утверждены были пожертвования стрельцов за монастырем. В 1693 г. отведено было еще на 20 четв. земли монастырю из числа незанятых земель Вольновского уезда. «Мая 20 по Вел. Государей указу и по грамате из Разряда, а по челобитью строителей чернаго попа Анфима (прежняго о. Антония) земля обмежевана и передана монастырю. Первый храм во имя Св. Троицы с двумя придельными престолами освящен был в новом монастыре в 1685 г. по грамате митрополита Аврамия». В 1745 г. освящен был каменный храм, довольно величественный, оставшийся по закрытии монастыря приходским для монастырской деревни Поповки. В нем хранятся замечательные древности обители: а) напрестольный крест деревянный, с резными изображениями, обделанный в серебро, и с надписями: «Мощи Св. Иоанна Златоуст., мощи Иосифа и Никодима, земля от гроба Господня и с места, идеже Св. Елена Царица крест нашла; 1692 г. июнь 29 сей крест гор. Олешни церкви Покрова Пресв. Богородицы по обещанию своему построил священник Петр Андреев, протопоп Плебед»; б) три иконы из старого иконостаса, замененного новым в недавнее время: икона ап. Павла и еван. Иоанна, икона ап. Петра и еван. Матфея, икона прав. Никодима; в) книги: Евангелие м. п. 1694 г.; книжка под заглавием: Богородице Дево, в стихах соч. преосв. Иоанна Максимовича, ч. п. 1707 г.
Известные настоятели обители:
1) Строитель Антоний, в монашестве Анфим, основатель обители, скончался в 1693 г.
2) Строитель иеромонах Феодосий, 1695 г.
3) Строитель иеромонах Ефрем, 1708 г.
4) Игумен Иларион Томарь, 1724–1731 гг., усердный ходатай о землях монастырских, которые были пред тем заняты сторонними людьми.
5) Игумен Афанасий Топольский, 1739 г.
6) Игумен Варфоломей Мозерян, известный по указу 1752 г.
7) Игумен Варлаам, 1760 г.
В 1782 г. в Вольновском монастыре, кроме строителя, были только два послушника, келии были деревянные. И однако тогда, как монастыри Святогорский, Куряжский и Сумской, по всему стоявшие гораздо выше Вольновского, как и многих белогородских, назначены были к закрытию и закрыты, Вольновский монастырь оставлен был на свое содержание в виде заштатного. В 1790 г. сюда поступил для управления монастырем 8) игумен Лаврентий. Впрочем, существование монастыря продолжалось после сего очень недолго. Он совсем закрыт в 1794 г.
Вот один из древних актов монастырских.
«С Вольнаго города пятидесятник Герасим Конюхов и десятники Созон Анфилисов, Иван Поволяев, Михаил Тулубаев, Фома Самоявалов, Михайла Нашивочников и Феодор Дубоносов с товарищами, со всей стрелецкой ротой. В прошлом 179 (1671) г. призвали мы стрельцы к себе в приход попа Антония Иванова да брата его Василья Иванова (причетника) к церкви Ильи Пророка и поступились мы стрельцы под церковь, где два престола, ему попу Антонию да брату его Василью в своих стрелецких дачах поместной земли 40 четвер. в Вольновском уезде, в урочищах к р. Ворсклице по обе стороны до Гутнева пруда, а от пруда на раскопанный курган и от раскопаннаго кургана на моховые болота на уззолья по сурковый курганчик, а от сурковаго курганчика на рокитов колок, на бывший плоский курган, вешним протоком наволочки к хотмыжскому рубежу, а от хотмыжскаго рубежа к р. Ворсклице. И в той своей поступной земле дали мы стрельцы ему попу Антонию да брату его Василию на себя запись в триста рублев денег. И в нынешнем 192 (1684) г. в тех же урочищах поступились мы стрельцы, по обещанию своему, под Государево богомолье, монастырь Св. Троицы и на приделы Николая Чудотворца да Никиты Вм. пятьдесят четвертей в поле, а в дву потому ж. И нам стрельцам в той своей поступной земле на поворот Вел. Государям и свят. Патриарху и преосв. Митрополиту на него попа Антония и на братию, кто будет в монастыре, не бить челом и от вступщиков очищать проторей и харчей его попа Антония и братию не доставать. А будет, мы стрельцы учнем его попа Антония и братию с той своей поступной земли станем изгонять и от вступщиков не очищать, проторей и харчей доставать или Вел. Государям и свят. Патриарху и преосв. Митрополиту бить челом на него попа Антония или на братью, кто будет в монастыре: и на нас стрельцах и на вступщиках взять ему попу Антонию и братии по сей нашей поступной земле за ряд триста рублев денег. А на том послуси Ивановской площади Тит Иванов, Гаврила Пономарев. А запись писал Троецкой площадной Ромка Иванов, л. 7192 (1684) г. сент. дня».