Основание села Ямное (А. Парамонов)
© Андрей Парамонов (Харьков)
Земли на которые пришли черкасы и основали село Ямное на левом берегу реки Ворсклы принадлежали жителям города Вольное. Понятное дело, что пашни там не было, все-таки там проходил шлях по которому передвигались татары, а вот сенокосные луки использовались. И как мы видим из документов основано оно было в урочище под названием Гнилокозова Яма. Именно это название и дало наименование селу Ямное. А вот откуда происходит название Гнилокозова Яма нам ещё предстоит выяснить, но в любом случае его происхождение следует связывать с хозяйственной деятельностью города Вольный.
Первой в 1678 году на Гнилокозову Яму пришла группа переселенцев в 60 человек, которых привел осадчий Фёдор Ткач, он же был и первым атаманом. Фактически сразу начались конфликты с вольнянами. Переселенцы начали строительство домов, сараев, погребов, распашку земли, косьбу сена. Вольняне не препятствовали строительству, но с сенокосов и пашни сгоняли. Тогда Фёдор Ткач с товарищами подал челобитную в разрядную избу города Курска о том, что они пришли под город Вольный на Крымской стороне и поселились в урочище Гнилокозова Яма[1]. Вновь прибывшие черкасы просили пожаловать им земли, разрешить строить колодези, мельничные плотины и заводы, призывать на жительство людей. Ответа на эту челобитную мы не встречаем.
В переписке идет речь и о некоем осадчем который также привел на эти земли переселенцев в 1678/1679 году. Звали его Фёдор Иванов и с ним пришли 70 человек. Возможно речь идет о том же самом человеке – Фёдоре Ткаче, но разница в количестве пришедших людях, а также в подаче челобитных и их сути дает нам право утверждать, что это могут быть два разных человека. Кроме того нужно отметить, что в дальнейшем мы видим в селе Ямное черкас с прозвищами и «Ткач» и «Иванов». В этот раз челобитную подавал священник Пимен и есть очень большая вероятность, что священник из села Ямное, это так же мог быть священник из города Вольное, но указаний на это нет, и кроме того священник из Вольного пошел бы против своих прихожан, которым приход черкас не нравился.
Челобитные которую писал для ямнян священник Пимен в 1679 году охватывает несколько иные задачи. Речь идет о том, чтобы черкасам дали право на владение под дворы и усадьбы, пашню и сенокосы на дикой земле. В другой челобитной 1679 года черкасы просили позволить им построить деревянную крепость, чтобы жить им бесстрашно, при этом привлечь для ее постройки воеводу города Вольный Якова Шепелева. В третьей челобитной 1679 года просили черкасы из Ямного чтобы им позволили отвести на реке Ворскле рыбные ловли и позволили построить мельничную плотину. Речь шла также о том, чтобы они могли беспошлинно торговать всякими товарами и шинковать медом и горячим вином (водкой).
Известный нам по книге Филарета «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» атаман Василий Павлов видимо привел осенью 1679 года третью партию поселенцев из-за Днепра[2]. И эта третья партия была более весомая по числу жителей, печатные источники нам говорят о 107 людях, возможно речь идет только о мужчинах. И на 1679 год в селе Ямное уже было более 200 человек черкас, которые сами попытались построить город. Речь очевидно может идти о небольшом остроге стоячим тыном с одними воротами. Однако это укрепление не спасло их от набега татар.
В 1680 году татары пришли под город Вольный и в Ямном взяли в полон 84 мужчин и женщин, двоих убили, угнали 30 лошадей, 100 коров, 10 волов, 200 овец. Построенный острог татары видимо сожгли. И в том же году атаман села Ямное Савка Деркаченко а с ним товарищи Гришка, Адамка и Панко Сороченские подали челобитную царю Фёдору Алексеевичу с просьбой о льготе из-за разорения. И такая льгота им была дана 16 августа 1680 года на 2 года. Челобитную от них писал священник Ильинской церкви города Вольного Антон. Вторым указом князем Петром Ивановичем Хованским было предписано Вольновскому воеводе Якову Шепелеву построить с вольновскими людьми ров, надолбы и другие крепостные сооружения для бесстрашного проживания жителей Ямного.
Земельные вопросы однако до конца не были решены, именно поэтому в 1683 году их Ямного во главе с новым атаманом Василием Павловым отправились еще трое челобитчиков. Скорее всего речь о ком то из близких ему казаках, коими были Григорий и Василий Ивановы, Адам Федоров, Харитон Лавренов, Игнат Яковлев. А челобитную писал известный нам по печатным изданиям священник Покровской церкви Стефан Данилин, который как получается не был братом Василию Павлову[3].
Атаман с товарищами в Москве решал вопросы по прежним челобитным и 13 марта 1683 года указом царей Ивана и Петра Алексеевичей жителям Ямного пожалована льгота на 2 года в платеже податей, разрешалось беспошлинно торговать черкасам проживающим в слободе и приезжим, а русским людям торговать с пошлинами, которые будут взимать волновские таможенные головы. Разрешалось также варить пиво и горячее вино и продавать меж собой и черкасам беспошлинно, а русским людям продавать запрещалось. Но главное, что по указу разрешалось в своих дачах строить мельницы, пасеки и рыбные ловли заводить безоброчно[4].
Этой же грамотой предписывалось Курскому воеводе Алексею Семеновичу Шеину отправить в Вольное приказных людей, чтобы учинить список черкас и книги о даче им земли и всяких угодий и впредь в то село Ямное принимать черкас было не велено.
Ещё один вопрос атаман Павлов решал лично для себя. Поскольку он привел наибольшую партию переселенцев, то он считал, что ему следует выплатить вознаграждение, как это обычно делается. Он привел в пример, что осадчему Маяцкого городка выплатили 2 рубля и ещё 2 рубля вместо сукна, а атаману и есаулу города Полатова по 2 рубля денег и на 4 рубля английского сукна и по паре соболей[5]. И 15 марта 1682 года Московский царь Фёдор Алексеевич повелел окольничему Семену Федоровичу Голочанову выдать атаману села Ямного Василию Павлову выдать с казенного двора доброго сукна, но почему то вместо него выдали 2 рубля, однако на 1683 год он денег не получил.
Все документы описывающие данные события приводятся в данном издании. Кроме этого их дополняет перепись населения 1719 года – ревизская сказка находящаяся также на хранении в Российском государственном архиве древних актов[6].
На обложке данного издания использована карта земель села Ямное. Составили карту артиллерии каптенармусы Сергей Поспелов и Семен Обрятин с масштабом в одном английском дюйме 500 саженей. На карте помимо Ямного (литера A) обозначены: город Вольный (B), слобода Писаревка (С), деревня Гниловка Подгорье тож (D), деревня Гниловка Добринская тож (Е). Мы видим, что земли эти не входят в территорию Ахтырского полка, что датирует её не позднее 1726 годом, когда Ямное уже в составе Ахтырского полка. В слободе Писаревке показаны три церкви, что относит датировку к периоду не позднее 1717 года, поскольку к 1718 году была построена четвертая церковь в этом селении.
Карта весьма подробна и очень любопытна указанием дорог и местностей а также размещением крепости города Вольное и её план. Он находится на хранении в Российском государственном историческом архиве г. Санкт-Петербург[7].
Таким образом данное издание вводит в научный оборот новые документы из истории села Ямное, которые расширяют знания об этом удивительном населенном пункте и его жителях.
[1] Российский государственный архив древних актов г. Москва, далее РГАДА. – Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 1017. – Л. 173.
[2] Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Х: Харьковский частный музей городской усадьбы. – 2011. – Т.I. – С. 320.
[3] РГАДА. – Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 1017. – Л. 287.
[4] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 1017. – Л. 193.
[5] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 1017. – Л. 68.
[6] РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 93. – Лл. 360-370.
[7] РГИА. Ф. 1399, оп. 1, ед. хр. 836. – Л. 1.