Ясеноватая
Слобода Ясеноватая, на вершине реки Кривого Торца, многолюдная и с населением довольно состоятельным, при одноштатном церковном причте, находится Бахмутского уезда в 3-м благочинническом округе.
Местность нынешней слободы Ясеноватой – древнейшее, старожитное запорожское займище. В славных, богатых и плодородных, роскошных и живописных дачах восточного Запорожья, при урочище Ясеноватке, зимовником и хутором в 1690 году, сидело несколько отшельников, абшитованных запорожцев, занимавшихся пчеловодством, скотоводством и рыбальчеством. Крепостной и торговый город Бахмут достаточно был знаком и известен отшельникам запорожцам. С 1745 года, в восточной части Запорожья, урочище Ясеноватка сделалось одним из главных притонов для харцызов и характерников, для гайдамак и гайдуков запорожских. С 1770 года Бахмутские, провинциальная и воеводская, Канцелярии особенное внимание обратили на эту местность и всеми силами старались заселить ее народом семейным и оседлым. Прилив народа в богатые и плодородные, но пустые и безлюдные степи Новороссийского края из турецких и цесарских владений помог земским комиссарам населить Ясеноватку и околичные урочища православными христианами–молдаванами и волохами: в Бахмутских степях явились населённые местности Государев Баерак, Ясеноватая, Зайцева, Железная Балка, Землянки и проч. по открытии в 1774 году Азовской губернии, все эти слободы в 1777 году, по распоряжению Азовской губернской Канцелярии, предназначены быть воинскими государственными слободами.
Первоначально, в церковно-религиозном отношении все обыватели государственных воинских слобод Ясеноватой и Землянок, Зайцевой и Железной составляли один совокупный приход и находились в ведении Бахмутского духовенства. Но, по умножившемся народонаселении и по отдаленности от Бахмута, обыватели означенных слобод просили Бахмутское духовное Правление дать им особого священника, с тем, чтобы определенный священ ник преподавал народу христианские требы, совершал для него возможные в часовне богослужения и молитвословия и в тоже время заботился бы о построении новой церкви. Согласно такой просьбе слобожан в Землянки определен священник Григорий Петров, человек волошской нации; а по смерти его, назначен туда, из польских выходцев, священник Иоанн Ставровецкий.
В прошении от 1-го сентября 1786 года священник Ставровецкий, выходец из Польши, писал преосвященному Никифору: «По резолюции Вашего Преосвященства сего 1786 года в феврале месяце определен я Бахмутского уезда в государственную слободу Землянки для преподаяния как в оной, так и в других слободах Ясеноватой и Зайцевой тамо живущим поселянам христианских треб; а как из тех слобод Зайцева состоит от Землянок, в которую я определен, в 35-ти верстах, за каковою отдаленностью, особливо по незнанию моему волошского языка, тамошние жители и не желают быть в приходе моем и принадлежат к Землянкам, на что и известие от оных жителей мне данное на рассмотрение при сем прилагаю; напротив чего состоящие слободы называемой Железной Балки от слободы Землянок в 10-ти верстах жители желают принадлежать к слободе Землянкам, о причислении которой оные Землянские жители Вашего Преосвященства просят доношением, которое при сем прилагая, Вашего Преосвященства покорно прошу о исключении слободы Зайцевой, по нежеланию жителей, из моего прихода, а на место ее о причислении Железной Балки учинить архипастырское благорассмотрение».
В прошении от 23-го апреля 1786 года, поселяне воинских государственных слобод Землянок и Ясеноватой писали преосвященному: «Выведены мы из турецкой области от Днестра волохи в Россию, 1772 года, и жительство мы имели сего ж Бахмутского уезда по разных селениях с малороссиянами; а прошедшаго 1782 года, по указу бывшей Азовской губернии, переведены на отмежеванную нам при вершине Кривого Торца реки в называемую слободу Землянки, где и по соседству к нам принадлежит слобода Ясеноватая; в которых слободах церкви не имеется; а как нынешнего 1786 года февраля 20-го дня присланный, по указу Славенской духовной Вашего Преосвященства Консистории, по неимению в нас священника, священник Иоанн Ставроиецкий для преподаяния оных вышеписанных слобод жителям христианских треб, которого по добропорядочному состоянию усмотря пожелали мы и потомки наши принять его за целаго приходского священника, между чем обовъязуемся во всем по его священника Иоанна Ставровиецкого надобности спомоществовать, а по принятии оного священника долженствуем без отговорочно приложить старание о сооружении в нас церкви, которую от начала даже и до совершенства со всеми утварьми церковными долженствуем снабдить; только для спомоществования находящуюся по близости нас называемую слободу Железную Балку всенижайше просим Вашего Высокопреосвященства оную определить к нам, а означенную в указе от Вашего Преосвященства Зайцеву, по дальнем от нас расстоянии, исключить от нас. Того ради Вашего Преосвященства по изложению сего вышеописанного, всенижайше просим милостивое архипастырское учинить рассмотрение, в чем вышеописанных слобод жители по имени и по прозванию подписуемся: слободы Землянок атаман Иван Еремеев, сотский Кирило Афанасьев, старики – Герасим Вепря, Федор Обрежан, Иван Кожужар, Еремей Корнецов, Василий Царан и проч. Слободы Ясеноватой атаман Петр Нарежный и старики Антон Носуля, Андрей Мирщенко, Семен Мирщенко, Иван Ткаченко, Иван Рябовол, Федор Шевченко и проч.; за них неграмотных слободы Землянок писарь Леонтий Остроушко руку приложил». А по справке в Консистории с присланною из Бахмутского духовного Правления о селениях и хуторах ведомостью значится, что: «Означенные слободы Зайцева и Ясеноватая, состоящие в смежности к слободе Землянкам, расстоянием от Бахмутских церквей 1-я в 30, а 2–я в 39 верстах, а ближе церквей не имеется, в коих трех слободах, как оные одна с другою в смежности и не в далеком расстоянии отстоят, нужно в которой нибудь из них быть церкви и священнику; слобода ж Железная балка от Бахмута в 36-ти верстах, в которой также, с причислением помещичей г. Шидловскаго слободы Александровки, потребно быть церкви и священнику, а слобода населенная волохами, – Государевой Байрак принадлежит к селу Луганскому».
На основании сей просьбы и представленной справки, слобода Зайцева причислена г. Бахмута Покровской церкви к священнику Ефиму Уманскому; а Железная балка приписана к Землянкам.
В 1791 году жители государственной, казенной слободы Ясеноватой, по настоянию и под руководством старшины Алексее Ерешка и слободского писаря Ивана Боркозовского, согласно желанию всего общества и приговору сельской Сборной Избы, решились устроить в слободе Ясеноватой свою церковь и образовать у себя свой собственный самостоятельный приход. По сему заготовив для постройки церкви достаточное количество строительного материала и чрез межевую экспедицию отмежевав из слободской дачи 120 десятин земли для причта будущего самостоятельного прихода, уполномоченные от общества, – выборный Яков Шаповаленко и Харитон Носуленко формальным порядком просили Екатеринославского Наместничества правителя В. В. Каховского исходатайствовать им у преосвященного Амвросия, разрешение и благословение устроить в слободе Ясеноватой церковь во имя святителя Христова Николая чудотворца. По поводу сей просьбы, В. В. Каховский в промемории от 10-го февраля 1792 года, писал к преосвященному Амвросию: «Бахмутского уезда казенной слободы Ясеноватой общество поселян в поданном мне прошении изъясняя, что по отдаленности от их жительства приходских церквей нуждаются они в исполнении по долгу христианскому обрядов, почему намеревая сооружить в той слободе, по состоянию во оной душ мужеска 509, да женска 500, новую церковь, во имя святителя Христова Николая чудотворца, к чему приготовили уже все нужные материалы и имеют в наличности до 550 руб. просят о дозволении построить оную моего у Вашего Высокопреосвященства ходатайства. Я, прилагая у сего оригиналом прошение помянутого общества поселян и план земле, отмежеванной ю округи означенной слободы их под построение церкви и для довольствия будущих при оной священно и церковнослужителей, Вашего Высокопреосвященства всепокорнейше прошу на сооружение оной, по благомыслию общества, преподать Ваше архипастырское благословение».
По сему отношению преосвященный Амвросий резолюцией от 20-го июля 1792 года дозволил и благословил в казенной слободе Ясеноватой устроить церковь во имя святителя Христова Николая чудотворца. 4-го августа 1792 года из Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом, а 12-го сентября того же 1792 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский в слободе Ясеноватой освятил место под церковь и положил закладку на сооружение оной. По доношению Бахмутского духовного Правления об окончании работ по устройству новой церкви в слободе Ясеноватой, 30-го сентября и 12-го октября 1793 года состоялось определение епархиального Начальства об освящении новосооруженной Николаевской церкви в слободе Ясеноватой, а 6-го декабря того же 1793 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в слободе Ясеноватой освятил новоустроенную Николаевскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.