Икона Каплуновской Божией Матери - святыня Слободской Украины

© Андрей Парамонов (Харьков)

История Полтавской баталии 1709 года непосредственно связана с желанием Петра I, иметь в своей ставке местную Слобожанскую святыню с ликом Казанской Божией Матери из села Каплуновка. Сегодня же приходится констатировать факт отсутствия изображения этой иконы в храмах, иконных лавках, церковной и исторической литературе.

Появление иконы в селе Каплуновка и ее участие в Полтавском сражении достаточно полно было описано еще в XIX веке. 

Владельцами с. Каплуновки были представители двух известных родов Перекрестовы-Осиповы и Коновницыны, находившиеся в родстве. В 1786 году Санкт-Петербургский генерал-губернатор генерал-поручик Петр Петрович Коновницын подает прошение о строительстве новой каменной церкви в селе Каплуновка, так как старая деревянная обветшала. Новая церковь была заложена 9 мая 1788 года по проекту подобному Покровской церкви в г. Ахтырка, с внесением большого количества изменений. Известно, что все доходы Каплуновского Рождество-Богородичного храма поступали в казну Старо-харьковского монастыря, а доходы эти были значительные, так как проходящие в Ахтырку и Киев богомольцы обязательно останавливались поклониться Каплуновской чудотворной иконе. П.П. Коновницын добивался на время строительства храма не отдавать доходы в монастырь, а по окончании строительства монастырь на эти доходы уже не претендовал. Церковь в Каплуновке освятили 29 июня 1798 года, украшения для нее П.П. Коновницын заказывал в Москве и Санкт-Петербурге. В 1804 году считалось, что Каплуновский храм один из самых величественных и красивейших в Харьковской губернии.

Старую деревянную церковь перенесли на кладбище в Каплуновке, заменили все гнилое дерево, оставили даже иконостас, поражавший в свое время приезжих богомольцев. Описание этого иконостаса за 1815 год сохранилось благодаря поиску недорогого, но приличного иконостаса для церкви в архиерейское училище. 

В 1807 году владельцы Каплуновки были обеспокоены тем, что на северной и южной стенах церкви показались трещины. По совету губернского архитектора П.А. Ярославского стены были укреплены и обеспечены железными связями. Дело этим однако не закончилось, сказались изменения внесенные П.П. Коновницыным во время строительства, например, он настоял на установке железных глав на куполах храма, которых на утвержденном плане не было. В 1815 году храм осматривал губернский архитектор В. Лобачевский, он же составил план мероприятий по ремонту храма, которые были настолько кардинальны, что Е.С. Перекрестова-Осипова на решилась их исполнять, а пригласила освидетельствовать храм архитектора Н. Алферова, служившего в ведомстве Санкт-Петербургского губернатора. Алферов рекомендовал разобрать полусводы и стены у дверей, переложить их с увеличением полусводов до целого кирпича, а стен у дверей до трех кирпичей. Так же он советовал разобрать трещину на южной стене храма и переложить ее подножным кирпичом. Губернатор утвердил проект Алферова, и до конца XIX века церковь простояла без существенных ремонтных работ.   

После учреждения в 1843 году крестного хода с иконой Озерянской Божьей Матери, духовенство Богодуховского уезда неоднократно поднимало вопрос об учреждении крестного хода с Каплуновской иконой в город Богодухов. А настоятельница Верхне-харьковского Николаевского женского монастыря Степанова в 1859 году подавала прошение в Синод о перенесении Каплуновской чудотворной иконы в ее монастырь навсегда. Однако все предложения встречали сопротивление владельцев села Каплуновки П.Е. и Н.Е. Перекрестовых-Осиповых, Синод же шел им навстречу. В 1863 году (26 и 27 октября в Богодухов, 26 и 27 ноября в Каплуновку) крестный ход из Каплуновки в Богодухов и обратно был учрежден, на это решение повлияло несколько факторов, среди которых немаловажную роль сыграла позиция предводителя дворянства Богодуховского уезда Д.Ф. Кованько. Кроме того, имения Перекрестовых-Осиповых были заложены в СПб опекунский совет и они не могли выделять достаточное число денег необходимых для содержания такой огромной церкви. Было принято решение, что половина всех пожертвований и сборов во время крестного хода будет поступать на нужды каплуновского храма.  

После учреждения крестного хода в Богодухов многие населенные пункты, через которые проносили икону, стали подавать прошения об оставлении Каплуновской иконы у них на ночь, или о занесении иконы в новые населенные пункты где ранее она не проходила.  В самом же Богодухове совершалось до восьми крестных ходов с Каплуновской иконой из одной церкви в другую, так как каждый храм Богодухова не плохо зарабатывал на молебнах совершаемых по домам своих прихожан. Это неоднократно выливалось в споры духовенства, жалобы друг на друга, особенно причтов Троицкой и Покровской церквей. Жаловались и богомольцы на долгое отсутствие иконы в Каплуновке, при этом говорилось и том, что и в Богодухове икону в храмах застать трудно, так как она постоянно ходит по рукам.  

В свою очередь, и г. Краснокутск с 1892 года стал подавать прошения об установлении отдельного крестного хода из Каплуновки с 13 по 26 августа. Инициатором подачи прошений выступал городской староста купец Иван Зайцев. Синод отказал в учреждении отдельного крестного хода на том основании, что Каплуновская икона посещает Краснокутск во время возвращения ее из Богодухова в Каплуновку и пребывает в нем два дня. Более поздние прошения из Краснокутска подавались с просьбой о продлении пребывания иконы в городе, так как многие прихожане не успевают приложиться к ней. С Краснокутском связано и одно из происшествий с Каплуновской иконой. В ночь с 18 на 19 октября 1904 года во время пожара Николаевской церкви г. Краснокутска, рискуя собственной жизнью икону спас краснокутский мещанин Константин Александрович Форов. 

В 1909 году по указу Синода Каплуновскую икону Божией Матери должны были доставить в г. Полтаву для поднятия ее на торжества по случаю 200 летнего юбилея Полтавского сражения. 30 апреля на собрании прихожан села Каплуновка местным духовенством было предложено икону доставить в Полтаву не поездом а крестным ходом. Предложение поддержали все прихожане, которые обязались за свои средства сделать починку ризы и ковчега, которые были подарены Петром I Каплуновской иконе. Синод подобное решение одобрил и 14 июня икона отправилась через Краснокутск, Колонтаев, Рублевку на Опошню, Гавронцы, Семеновку на поле Полтавской битвы. Все время пребывания иконы на Полтавских торжествах ее сопровождал и. д. благочинного 2-го богодуховского округа священник Петр Федоровский, его описание крестного хода и торжеств было опубликовано в журнале «Вера и Разум». Последними документами в которых упоминается икона Каплуновской Божьей Матери стали клировые ведомости Богодуховского уезда за 1917 год.

Не зная достоверных сведений о ее судьбе и местонахождении, мне не хотелось бы строить свои предположения на основе косвенных источников. Однако считаю, что отсутствие ее образа в Харьковской епархии не способствует сохранению исторической памяти нашего народа.