Монастырище
Местечко на дороге из Чернигова в Полтаву, на южной границе губернии, в 35 вер. от Нежина и в 12 от Лосиновки, на правом берегу Удая.
На острову Удая, в пол версте от местечка, по ныне видна земляная крепость, возобновлявшаяся, едва ли не в последний раз, при Самойловиче. В 1634 г. Монастырище принадлежало кн. Иеремии Курибуту Вишневецкому, а по уряду гетманщины было сотенным местечком прилуцкого полка[1].
Вот что говорит народная память о судьбе Монастырища:
Когда носилось над украйною горе общее для всех, когда русский народ страдал от набегов татар: несколько казаков из прилуки поселились на острову р. Удая, на северо-восточной стороне нынешнего монастырища. Насыпав земляной вал, они поставили в средине его церкви в честь рождества Богородицы, а вблизи слепили себе плетневые хаты и это место стали звать Монастырищем. Было ли это место памятником существовавшего когда-то монастыря или оно названо теперь Монастырищем, по уединенному положению? Не известно. Как бы то ни было: татары нашли казаков и в монастыре. Казаки долго отбивались от хищников. Татары насыпали плотину и по ней ворвались в монастырь; храм был ограблен и несколько казаков взято в плен. Пять или шесть хат после разорения татарского носили название монастыря. Прошло несколько лет и монастырь опять заселился. Опасность новых набегов заставила поставить сторожевых казаков на юге от Монастырища; сторожевые курганы их еще целы. – В одно время, вскоре после праздника рождества Богородицы, сторожевые дали знать о приближении татар. Жители, бывшие большею частью на полях, бросились в свой монастырь и поспешили уничтожить плотину, соединявшую остров с сухою землею. Татары, переправясь через Удай напали на монастырь со стороны, откуда не ожидали их. Мужество казаков было сломлено множеством татар и в другой раз монастырский город был ограблен и разорен, много жен и дев уведено в плен. «Нехай гетьману Богдану Бог даст царство свитле, як вин нашу гетьманщину збавив вид гиркой кары татарыв! В дидыв наших бул гетман дуже добрый, мов ридный батенько, да немало був и розумный, видав гетьманство руському царю. Без того мы мо и теперь терпелы вражу муку». Так говорят теперь старики[2]. Этот отзыв дает видеть, что второе нападение татар было в то время гетманства, как монастырь был во власти польского магната, не очень заботившегося об участи подвластных. Казаки Монастырища не даром молятся за батька Богдана. – При нем ляхи готовы были истребить монастырь, тогда как после второго погрома татарского многие поселялись уже на правом берегу Удая. В 1653 г. Полковник Богун послан был с 4000 казаков против Чарнецкого; осторожный Богун, узнав, что у Чарнецкого более 15000 войска. Скрылся в Монастырище и дал знать Хмельницкому о своей опасности. Чарнецкий осадил Богуна в Монастырище. Он не раз покушался подавить казаков в слабом укреплении, но до 5000 ляхов легло у Монастырища. – Крепость была зажжена: но Богун ускользнул из укрепления и вместе с батьком Хмельницким явился в тылу ляхов. Чарнецкий, сильно раненый бежал со всем своим войском без оглядки[3]. Предание народа помнить и о третьем печальном разорении Монастырища. По его рассказу оно было не легче прежних[4]. Это разорение известно и по памятникам письменным. В 1664 г. свирепый Чарнецкий разорил Монастырище до основания; жители его частью перерезаны, частью отданы татарам и это только за то, что защищали свободу свою против безумного своеволия ляхов[5].
Древний храм рождества Богородицы перенесен с острова в местечко, на полтавскую дорогу, уже в 1831 г. и освящен здесь в 1833 г. Из трех евангелий его одно м. п. 1745 г.
Другой храм в Монастырище в честь Архист. Михаила. Он стоит на правом, возвышенном, берегу Удая, и основался здесь с того времени, как монастырцы стали переселяться с острова на открытый берег Удая. В архиве храма указы начинаются с 1722 г. апостол львов. п. 1696 г.
В киоте под сербр. позлащенною ризою Иверская икона Божией матери, окруженная изображениями пророков и событиями Спасителя. Вверху надпись: и протетиса ту иверу. Внизу написано: «1742 г. июн. 20 д. изображен св. образ коштом преосвященного архиепископа Иоанна Моглянскаго, о спасении души своей». У образа привеска с надписью: «сия икона иверския Богоматери отдана в парафиальную монастырецкую церковь св. Архистр. Михаила от дому князя Алексия Николаевича Саадеиева, который родился 1720 мар. 8 а умер 1785 генв. 8 д.».
Третий храм Монастырища в честь св. вм. Варвары. Он прежде стоял около михайловского храма, быв теплым. Здесь евангелие к. п. 1733 г. с надписью: «належить до храма св. Варвары кладьбищнаго, построеннаго 1792 г.
ЧИСЛО ПРИХОЖАН
|
1750 |
1770 |
1790 |
1810 |
1830 |
1850 |
1860 |
|||||||
|
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
Богородичной ц. |
718 |
685 |
750 |
760 |
800 |
830 |
846 |
904 |
895 |
956 |
960 |
992 |
986 |
1070 |
Михайловской ц. |
645 |
640 |
682 |
680 |
735 |
730 |
788 |
779 |
837 |
848 |
870 |
884 |
886 |
980 |
|
1363 |
|
1432 |
|
1535 |
|
1634 |
|
1732 |
|
1830 |
|
1872 |
2050 |
У монастырцев много прекрасной земли; лишний хлеб продают они в Нежине и Ичне. На близкой степи выкармливается добрый скот. Некоторые ездят на Дон за рыбою и в Крым за солью, продавая до и другое с выгодою. Торг – в субботу, ярмарка – мая 9 и сент. 8 д.
[1] Шафонский 1, 435. 447. Маркевич 1, 135. По царской грам. 1686 г. города Прилуцкого полка: – Монастырище, Ичня, Красное, Корибутов, Городище. Ак. 3, Р. 4, 430.
[2] Черниг. ведом. 1854 г. № 43.
[3] Величко 1, 128–131. Записки Марковича 1, 514. Niesieckiego korona polska 1, 342.
[4] Черниг. ведом. 1854 г. № 43.
[5] Летоп. Самовидца стр. 42.