22 мая
Речь при совершении молебствия по случаю прибытия первого поезда в Харьков по Курско-Харьковской железной дороге, сказанная 22 мая 1869 года, преосвященным Германом, епископом Сумским, викарием Харьковской епархии.
В отношении быстроты сообщения чего еще пожелать нам, харьковцам, после того как явились пред изумленными взорами нашими эти странные колесницы и стало воочию совершившимся событием движение их без помощи коней, но — стремительнее самых ретивых коней, по-новому, невиданному здесь пути из железа? Разве пожелать еще, чтобы нам дана была возможность летать по воздуху, чтобы мы, в буквальном смысле получили ту способность, которую, в смысле духовном, один древний пророк обещал терпящим Господа, сказав, что они окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся? (Исаии. 40,31). Почему знать, может быть, когда-нибудь осуществится и это, или что-нибудь тому подобное; но в настоящее время нам нельзя не быть довольными, даже восхищенными и теми в высшей степени важными удобствами сообщения, какие дает нам новый этот путь. Первобытные способы передвижения, существовавшие доселе в этом крае, далеки от совершенства; они скорее разобщали, чем сближали его с другими частями России, и наши братья севера и юга, запада и востока были задерживаемы ими в своем желании непосредственного соприкосновения с нами. А теперь? Теперь, когда вошли наш край и город в сеть новых быстротечных путей, постепенно покрывающих всю русскую землю, можно подумать, что как будто над нами и местом сим сбывается данное другим людям и другому месту обетование Господа, который возвещал: реку Северу: приведи: и Ливу (Югу): не возбраняй: приведи сыны моя от земли дальние, и дщери моя от краев земных (Исаии. 43, 6). Благодарение Его благости! Перемена, в сравнении с прежним, велика и возбуждает смелые надежды. Не говорим о целом крае; но вот наш город давно уже стремится занять одно из первых мест в ряду великих торжищ. Теперь, не без основания, он может помышлять, что настало время вполне осуществиться этим стремлениям и стать ему, быть может, торжищем даже всем царствам вселенные на лице земли (Исаии. 23, 17), а не одной России. Что же? Дай Бог! Не забудем только, что материальные успехи, если и могут быть достигаемы на-время, но не могут быть упрочиваемы навсегда, если не идут рука об руку с успехами нравственными. Если-бы, например, – предположим невозможное, – ускоренное движение по новому пути, усилив в городе торговую деятельность, расплодило в нем вместе с тем таких людей, которые о своих нравственных правилах не могут сказать иного, как только это: положихом лжу надежду нагиу, и лжею покрыемся (Исаии. 28, 15); если бы Всевышний, призирая на самый этот путь и оценивая нравственное достоинство пользующихся им, признал в нем пут нечестивых: то под конец не отозвалось ли бы это городу более вредом, чем пользою, даже и во внешнем отношении? Но, с другой стороны, смело можно утверждать, что купля его, по слову пророка, будет ясти пити, и наполнитися, и в сытость, если только будет купля и мзда его свято Господеви, на память пред Господом (Исаии. 23, 18), если и самый путь этот будет чист и пут свят наречется (Исаи. 35, 8), – чего ради и идем смиренно моля Господа обратить нам в благо совершенный труд, идем назнаменовать и путь и колесницы кроплением воды сея священные. Аминь.