1914 год. Хатнее (Г. К. Лукомский)
Усадьба на берегу реки Двуречной, на месте первых поселений 1680 года. В 1689 году Донец-Захаржевский купил это селение, а от него усадьба перешла к дочери его Евдокии Зарудной. Сын ее И. Н. Зарудный построил каменную церковь, освященную в 1799 году. Дальше по женской линии имение перешло к Ширковым и, наконец, к гр. Ц. В. Гендриковой, нынешней владелице. Дом в Хатнем построен в 1822 году В. И. Хитрово, первым мужем владелицы имения Александры Григорьевны, рожденной Зарудной и вышедшей впоследствии замуж за Валериана Федоровича Ширкова.
Усадьба расположена, как и большинство усадеб Волчанского уезда, на склоне холма так, что, подъезжая к имению, совершенно нельзя предположить существования такого огромного парка, как в Хатнем. Парк убегает вниз по склону холма и доходит до реки. От дома ведет чудесная широкая аллея, внизу обрамленная стрижеными шпалерами. Перед въездом в усадьбу сначала видим два флигеля, выходящих на улицу. Архитектура их очень серьезна и строга: рустованные бока охватывают тройное, полуциркульное окно, врезающееся во фронтон.
Посредине между этими двумя симметричными флигелями, в глубине расположен дом. Его закрывают несколько густые ветви елей, но зато они прекрасно сочетаются своим цветом с розово-оранжевыми стенами фасада и белыми колоннами. Фасад украшен восьмиколонным дорическим портиком, образующим лоджию. Мезонин увенчан уступчатым аттиком. Фасад со стороны сада обработан полукруглой ротондой и тоже имеет мезонин. Но как один, так и другой фасады, к сожалению, испорчены в недавнее время. Именно при переходе усадьбы в руки
Валериана Федоровича Ширкова, художника-любителя шестидесятых годов, дом, выполненный в прекрасном стиле, был, очевидно, признан недостаточно интересным и удобным и вот его
«приукрасили» или, иначе говоря, испортили.
Ширков, рисовальщик, ученик Жомини, Базэна, поэт, литератор, составитель «Альбома Харьковской губернии в статистическом и военном отношениях» (виды Харьковской губернии и церквей, их история, сведения о быте дворян и сельских хозяйств и т. д., неизданная рукопись, находящаяся в Хатнем) повинен в этой порче. Над террасами у мезонинов были сделаны навесы, опирающиеся на стойки из трельяжей. На уступы аттика положены были (очень характерно: гладкие линии их казались некрасивыми, непременно надо было их чем-то уснастить, задекорировать) вырезанные из дерева завитушки в стиле рококо. Гораздо хуже то, что с боков дома пристроены были тамбуры – входы в кухню справа и в переднюю слева. А со стороны сада колоннада «забрана» переплетом в мавританском стиле, и сбоку пристроена безобразная башенка с зубцами. Колорит дома, к счастью, уцелел – розовая, приятная окраска мило гармонирует с белыми колоннами и с черными (ложными) окнами антресолей.
Внутри дом, очень вместительный и представлявший, судя по акварелям Ширкова, великолепные interieur’ы, ныне переделанный тем же В. Ф. Ширковым, являет собою какую-то смесь мавританского (bois sculpte) с готикой.
Хороши хрустальные люстры стиля Louis XVI, в гостиной отличные зеркала, в рамах этого же стиля, столики и шкафчики, часы и канделябры empire. Последние – лучшего мастера. В доме, к счастью, уцелела лестница с отличными поручнями и балюстрадой. Самый зал более или менее отвечает тому характеру, который запечатлел на рисунке Ширков: пилястры коринфского ордера членят стены, карниз хотя суховат, но правилен. Но опять-таки не подходят вставки в мавританском стиле.
Перед описанной усадьбой по другую сторону дороги разбит полукругом прекрасный сад. Он как бы входит своим планом в общий план усадьбы, которую лишь разделила дорога. С площадки, на которой разбит этот сад, открывается красивый вид на окружающую местность, овраги и леса. Здесь было место старого дома, разобранного до основания в 70-х годах Ширковым. Также входя в общий план усадьбы, расположена стильная церковь с колокольнею, построенная в 1779 году И. И. Зарудным. Дорога разделяет эти два сооружения. Кажется, что храм был классической архитектуры и подвергся позднейшим изменениям: едва ли в 1779 году был построен такой дорический empire’ный портик? Но план церкви и особенно почти круглый барабан с высоким куполом и верхним фонарем – вполне соответствуют эпохе. Колокольня, очень интересная по формам, с высоким острым шатром и четырьмя портиками, в своей верхней, слегка готической части и рустованными углами напоминает вполне время Екатерины II.
И церковь, и колокольня расположены очень живописно, на холме: отсюда открывается прелестный, типичный украинский вид на село. Вокруг церкви живописно разросся сад.