1912 год. Закладка храма в деревне Дмитриевке Ахтырского уезда

Его Высокопреосвященство, высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский, как мудрый архипастырь, ревностно заботящийся о своей пастве, как известно, обращает особенное внимание на построение храмов Божиих и на их благо­устройство, так как храмы Божии служать несомненно главным побуждением для нашего спасения.

При посещении Раснянского монастыря и между прочим цер­ковно-монастырского училища, находящегося при деревне Дмитриевке, Ахтырского уезда, где находится большая монастырская экономия, Его Высокопреосвященство изволил обратить внимание на то, что деревня Дмитриевка большая, а храма Божия в ней нет и при том эта деревня отстоит от приходского села Рясного почти на 8 верст; следовательно храм в этой деревне совершенно не­обходим, ибо например старые и малые не могут, за дальностью, по­сещать храм Божий: пройти, натощак, 16 верст взад и вперед и молодым людям трудно. Вот Его Высокопреосвященство и изы­скал для построения храма Божия средства: он предложил на­стоятелю и старшей братии Раснянского монастыря построить камен­ную церковь при деревне Дмитриевке, где находится монастырская экономия, тем более, что означенный монастырь имеет очень большие средства, а именно: неприкосновенного капитала до 150000 рублей, земли пахотной 3000 десятин, лесу 1200 десятин и лугов 330 десятин; от сдачи в аренду земли для свеклосахарного завода Бродских 30000 рублей. Кроме сего монастырь имеет 3 мель­ницы: 2 водяных и 1 небольшую паровую и проч.

Настоятель монастыря и братия согласились на предложение владыки, был составлен епархиальным архитектором план, ко­торый и утвержден Его высокопреосвященством, а Харьковская духовная консистория предписала настоятелю монастыря и старшей братии – приискать подрядчика и заключить с ним контракт. Все это было исполнено и Епархиальным начальством утверждено. После чего монастырю выдана была обычная храмозданная гра­мота, которой, между прочим, предписано было благочинному 1-го округа монастырей Харьковской епархии, архимандриту Афанасию, совершить закладку каменного храма во имя Покрова Божией Матери при деревне Дмитриевке Ахтырского уезда.

Когда были вырыты рвы для фундамента церкви, настоятель Раснянского монастыря о. игумен Иосиф, известил меня и я, с благословения Его высокопреосвященства, отправился в означенный монастырь, в который и прибыл 15 мая и сейчас же отправился с настоятелем в деревню Дмитриевку, где и остановился в учи­лище. Кстати здание для училища обширное и прекрасное во всех отношениях, построено на средства Ряснянского монастыря и содер­жится во всех отношениях весьма хорошо.

По приезде в училище, я пригласил сельского старосту де­ревни Дмитриевки, которого просил распорядиться: объявить обы­вателям деревни Дмитриевки, что на завтра, 16-го мая, будет за­кладка храма. Просьба моя была исполнена старостой в точности и народа на закладку храма собралось очень много. Место для по­строения св. храма избрано самим высокопреосвященнейшим вла­дыкою. Место весьма красивое, недалеко от училища, только пе­рейти через дорогу.

Когда народ собрался, то я, о. настоятель монастыря игумен Иосиф, ризничий о. иеромонах Гурий и старший монастырский иеро­диакон Ванифатий облачились в священные одежды, взяли запре­стольный крест и икону Покрова Божией Матери и при пении тропаря храмовому празднику отправились на место закладки храма. По­года, будучи доселе дождливая, прояснилась и утро было прекрас­ное: солнце осветило всю местность и на душе сделалось приятно.

Закладка храма была совершена по чиноположению. Крестьяне, пришедшие на сие торжество, с любопытством п вниманием смо­трели на торжество закладки храма: первенствующий священнослу­житель окадил кругом выкопанные рвы для фундамента, окро­пил их св. водою, прочитал молитвы на 4 части света: восток, запад, север и юг. Потом ставится большой деревянный крест на месте будущего деревянного престола, помазуется закладной ка­мень освященным елеем, закладывается медная доска с надписью, заимствованною из требника. А в заключение, после обычного многолетия, мною сказано было будущим прихожанам ново­созидаемого храма следующее поучение: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Основание храма Божия всегда великое п радостное церковное торжество. В св. храме мы освящаемся молитвами, словом Бо­жиим и таинствами. Итак, братие, да возрадуется душа наша о Господе! Но, радуясь о сооружении храма Божия, воспользуемся, бра­тие, теми назидательными уроками, которые дает нам основание св. храма.

Нужно помнить, братие, что храм есть особенное присутствие Божие на земле. Поэтому храм Божий в особенности свят.

Для чего Господь Бог повелел устраивать храмы? Для нас же самих: чтобы мы знали, где находить Господа Бога, чтобы видели, куда приходить, чтобы получить от Него благодать п поми­лование в грехах своих.

Итак, братие, непростительно, имея среди жилищ храм Бо­жий, не пользоваться получаемою в нем благодатию. Что же дол­жно делать, чтобы храм Божий принес нам душевную пользу? Чаще посещать его. Молено ли не посещать храма Божия? Кто не посещает его, тот не боится Господа Бога и пе заботится о спа­сении своей души.

Посещая храм Божий, надо стоять в нем благоговейно, иначе, побывав и в храме, ничего не получишь для души, даже вместо пользы получишь вред. В самом деле не вред ли по­лучает тот, кто стоит в храме Божием небрежно, а бывают, к сожалению, и такие. Это значит не уважать святыни и явно идти под тяжкое осуждение Божие. Помните, братие, что бесстрашного человека ожидает неминуемо гнев Божий. Помните, братие, что Бог поругаем не бывает, как говорит Слово Божие. В храм Божий всегда надо идти с чистыми мыслями, в храме дол­жно стоять, как я сказал, со страхом Божиим, устремив взор и мысли к Богу. Приходить к Богослужению нужно в начале. Во время Богослужения должно воздерживаться, по возможности, от самых необходимых движений, чтобы не помешать тому, что чи­тается или поется в св. храме.

Итак, прежде чем взойти в храм, подумай: кто ты? и куда ты идешь? Ты человек грешный, может быть обременен тяж­кими грехами и пороками, а в храме Божием обитает Сам Го­сподь Бог. Поэтому проси усердно Господа Бога, чтобы Он про­стил все твои грехи вольные и невольные и сподобил неосужденно присутствовать тебе при совершении священно церковнослужителями Богослужения. Примите, братие, к сведению следующее: если ты имеешь на кого ни будь ненависть, то постарайся простить от всего сердца твоего врага; в Св. Писании сказано: аще прине­сеним дар твой к алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред алтарем, смирися с братот твоим и тогда пришед, принеси дар твой. Ты хочешь возжечь и поставить свечу пред св. иконою, а у тебя па сердце зло,—знай, что тогда Господь не примет твоего дара; непременно прости твоего врага, как для тебя это ни было бы тяжело,—иначе и молитва твоя будет пе в молитву.

Я думаю, братие, вы в Великую Субботу никогда ле были у литургии, или обедни, а в этот день поется, вместо Херувимской, следующее: „Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствую­щих приходит заплатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы аггельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии сера­фими, лица закрывающе». Так вот видите, братие, что в хра­мах Божиих даже самые Ангелы и Архангелы стоят со страхом и трепетом, лица закрывающе, а мы в храмах Больших разговариваем... Возьмем пример: если нам нужно прийти к какому ни будь высокопоставленному начальнику, то мы и одежду оправ­ляем на себе и голосом своим стараемся оказать почтение к великой особе, а если бы нас потребовали к царю? Боже мой! да мы, я думаю, от страха и сказать ничего не могли бы. А ведь в храме Божием присутствует Сам Господь Бог, Царь Царей и Господь Господей, как же, после этого, нам не оказывать осо­беннаго благоговения к храму Божию?

Приготовив себя таким образом, надо питать душу свою тем, что совершается в храме. В храме Божием совершается разное богослужение. Когда, напр., читается что ни будь, особенно Апостол или Евангелие, то устреми весь твой ум в то, что слы­шишь, потому что ты слышишь не человека читающего, а – или св. Апостола, или самого Иисуса Христа. С каким бы вниманием, ве­роятно, вы слушали, если бы проповедывал св. Апостол или го­ворил Иисус Христос, – тоже самое должно соблюдать при чтении Апостола или Евангелия.

В храме Божием совершаются различные таинства: сюда приносят младенца, чтобы сделать его членом Церкви. Здесь благословляется супружеский союз. Здесь изливается на верующих обильно благодать Божия, необходимая нам в разных обстоятель­ствах нашей жизни. В храме Божием и только в храме Бо­жием совершается святейшее таинство причащения, которое бывает во время совершения литургии, или обедни, поэтому тут нужно осо­бенное внимание и благоговение. Господь Бог говорить нам: (1 Петра 1, 16) святи будете, яко Аз свят есмь. Где нам грешным взять чистоту и святость? Господь Бог сообщает нам чистоту и святость, Он соединяется с нами чрез приобщение тела и крови Его. Может ли быть большее благодеяние нам недостой­ным? (Иоанна VI, 56) Ядый Мою плоть и пияй Мою кровщ. во Мне пребывает и Аз в нем, говорит Господь. Причаст­ник тела и крови Христовой получает право на царство небесное:: (Иоанна VI, 54) Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный. Аще неснесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе, говорит Спа­ситель. Следовательно, хотя бы мы жили и благочестиво, но, если не причащаемся тела и крови Христовой, – не можем получить царство небесное. Итак причащение тела и крови Христовой есть средство очиститься от грехов и получить вечное блаженство. А если так милостив к нам Господь, если есть столь верное средство для очищения от грехов, если от нас зависит или спастись, или на веки погибнуть за нераскаянность, то кто мо­жет быть столько безрассуден, чтобы решился безбоязненно про­должать свою греховную жизнь? Кто может быть столько беспечен, чтобы стал пренебрегать милосердием Божиим? Да и как можно не приносить Господу Богу покаяние в грехах? Например, тебя оскорбил кто ни будь, – тебе это неприятно; равным образом еще более прискорбно для Господа Бога то, когда мы грешим, а покаяться в грехах не хотим. Поэтому надо только благодарить Господа Бога за то, что Он дал нам средство очищаться от грехов. Надо благодарить Господа Бога за Его несказанную ми­лость. Когда мы будем жить истинно по-христиански и будем по­сещать храм Божий с чувствами, приличными святыне храма Го­сподня, то каждый раз будем возвращаться из храма Божия в дома свои лучшими, чем пришли в него. Мысли у нас будут чисты и совесть спокойнее. Когда мы таким образом будем по­сещать храм Божий, то можем надеяться получить царство небес­ное, которого п да сподобит всех нас Господь Бог молитвами Пречистые Своей Матери, святых Архангелов и Ангелов и всех Святых. Аминь.

После сооружения и освящении храма, для отправления бого­служения в нем, на монастырском хуторе при деревне Дмитриевке постоянно будет жить иеромонах из Ряснянского мона­стыря. Братии сейчас живет па хуторе до 6 человек, следова­тельно отправление Богослужения, с прибавлением учеников, бу­дет совершаться беспрепятственно.

Архимандрит Афанасий.