1912 год. Освящение храма в селе Большая Бабка
15 мая 1912 года в селе Большая Бабка 2-го Волчанского округа состоялось торжественное освящение вновь устроенного каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы[*].
Накануне сего знаменательного дня прибыл в с. Большую Бабку местный благочинный протоиерей о. Иаков Попов, который в сослужении приходского священника Е. Шишканова и нескольких священников, прибывших из соседних слобод, совершил всенощное бдение. На следующий день к 9 час. утра в квартире местного священника собрались священнослужители в числе 11 человек, которые под руководством мудрого и опытного о. благочиннаго в благоговейном и радостном настроении отправились в храм для совершения священного христианского обряда. Не смотря на дождливую погоду, вся громадная площадь церковная была усеяна народом, явившимся на торжество из многих окрестных слобод. Заблаговестили в новый большой колокол, который оповестил весь Бабчанскую о наступлении давно ожидаемого момента. Православный люд осенил себя крестным знамением и громадной толпой со всех сторон приблизился к величественному храму, который также был наполнен молящимися.
В то время как священнослужители в алтаре облачались в священные одежды, председатель строительного комитета по постройке храма г. Махонин обратился к прихожанам с речью, в которой, приветствуя бабчан с успешным окончанием столь трудного и хлопотливого дела, выяснил, что важными деятелями по постройке храма являются члены строительного комитета, из которых каждый в свое время немало работал, и он, как представитель комитета, считает своим нравственным долгом предложить прихожанам выразить им благодарность и оказать им честь поднесением каждому из них по иконе. На такое предложение прихожане единодушно согласились, что и было исполнено по совершении литургии.
В освящении храма и совершении Божественной литургии принимали участие, кроме благочинного протоиерея Попова, следующие священники округа: заштатный священник Виктор Власовский, Владимир Попови, Владимир Навродский, Николай Залуговский, Михаил Руднев, Михаил Помазановский, Григорий Цыбулевский и Евфимий Шишканов. Пел местный приходской хор под управлением регента-учителя Бабчанского двухклассного училища. Во время освящения престола и всего храма, к тому месту в алтаре, где находились священнослужители, отовсюду передавалось множество платков и полотен от усердных жертвователей-прихожан и многих посторонних лиц, прибывших на Бабчанское торжество. Были также пожертвования и деньгами. Церковный староста с благодарностью принимал жертвы благодетелей.
Во время литургии по прочтении евангелия священник Г. Цыбулевский произнес слово, в котором, приветствуя бабчан с великим приходским праздником, кратко объяснил о значении христианской любви, особенно в настоящее время, и указал им на Божию Матерь, как на образец любви, так как Она является любящею Матерью для всего рода христианского. В заключение он, указавши на то, что в с. Бабке есть враги православия, предупредил прихожан, что не следует смущаться этим, а должно молиться за них, так как Заступница наша и Покровительница Бабчанского храма Пресвятая Богородица, принимая наши усердные молитвы, защищает пас от всех врагов.
После отпуска литургии произнес к народу назидательное поучение благочинный протоиерей о. Иаков Попов. Высказавши благодарение Господу Богу за то, что Он удостоил прихожан закончить во славу Его Святаго Имени столь великое дело и теперь молиться в новоосвященном доме Божием, протоиерей своею трогательною речью обратил внимание слушателей па то обстоятельство, что всякая принесенная ими жертва – каждый кусок полотна и каждая копейка, поданная от усердия – по пословице: «с миру по нитке, бедному рубаха» – имеет важное значение для благоустройства храма а в религиозном отношении всякая, даже малая жертва на храм имеют в очах Божиих спасительное значение для души верующего христианина. В следующей своей речи проповедник обстоятельно выяснил, насколько жизнь различных сектантов противоречит с их учением, в противовес их постоянным толкам, что они-де живут по евангелию и называют себя поэтому «людьми святыми», «людьми Божиими». Указавши на многие отрицательные стороны в нравственной жизни сектантов, а также и на то, что сектанты вообще не следуют учению Христа, так как при объяснении Слова Божия извращают истинный смысл его, проповедник убеждал православных, но доверяться этим людям и удаляться от них, дабы не впасть в искушение. Эта весьма трогательная речь маститого проповедника несомненно оказала благотворное влияние на колеблющихся в вере и во многих подорвала доверие к сектантскому учению.
Вслед за этим был отслужен благодарственный молебен, после которого местный священник Е. Шишканов с своей стороны счел своим пастырским долгом произнести к прихожанам миссионерскую проповедь о рукотворенных храмах и необходимости посещения их. Указавши на ошибочное мнение сектантов о том, что будто бы храмы не нужны, он очень наглядно изобразил противоположность великолепных православных храмов со всею торжественностью богослужения в них и жалких сектантских молитвенных домов, в которых сектанты собираются для собеседований и «преломления хлеба». Затем о. Шишканов представил ясные доказательства из Св. Писания Ветхого и Нового Завета о том, что храмы строятся по повелению Божию и, посещение их весьма спасительно для христианина.
По окончании всего все участвующие в богослужении, а также и приглашенные гости по предложению священника Е. Шишканова отправились в церковно-причтовый дом разделить с хозяевами хлеб-соль. В числе приглашенных гостей были представители местной администрации: земский начальник граф С. П. Гендриков и пристав 1-го стана Волчанского уезда П. И. Беляев.
Священник Г. Цыбулевский.
[*] Освящение новопостроенного храма в Бабке имеет большое миссионерское значение: село бабки имеет 5000 жителей, много сектантов, а для проповеди и богослужения был лишь один тесный деревянный древний храм. Поэтому, по мысли бывшего там священника о. Василия Иванова, бабчане надумали построить большой храм.