1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"
Первая на рукаве Десны, – Демьянке, в 7 верстах от Девицы и в 15 от Чернигова, Горбов на нежинской дороге, в 6 вер. от Авдеевки и в 5 от Вершины Муравейки.
В версте от Муравейки есть урочище селище, по названию, памятника бывшего здесь села; в грамоте 1625 г. оно называется долинным или долгим селищем: «свиньею на низ по озеро Стародуб, чрез р. Десну, по свинский перевоз, по пчельское озеро, чрез ясацкую дуброву, позади долиннаго селища, в черную лозу, а оттуда в дуброву на проток Муравейку»[1]. В селище при орании земли выпахиваны были жерновные камни, прежде того находили здесь же котлы медные и чугунные, топоры, сошники и разные металлические вещи. Что это было за поселение? Не знают; – Известно только то, что нынешняя Вершина Муравейки частью населена елецким монастырем, задолго до 1608 г.[2].
В польское правление по актам 1635 и 1636 г. Авдеевка и Горбов оказываются древними имениями Елецкого монастыря.
Иероним Цехановский, отводя Чернигову обширный округ земель, в 1624 г. писал: «так как вблизи гор. Чернигова много находилось земель принадлежащих людям духовного звания, о коих при ограничении верных сведений собрать не было возможности: – то чтобы не нанесли беспокойства духовенству, из черниговского ограничения исключаю – 160 уволок». Вскоре после того Авдеевка и Горбов и утверждены за Елецким монастырем, как древнее имение его[3]. Протестация записанная в книгах магистрата 6 ноября 1636 г. говорит:
«о. Кирилл Ставровецкий, архимандрит черниговский, святой пречистой, с великим жалем сведчил и протестовал на п. Криштопа Сеножацкого, иж пан в року 1632 на лекции короля упросил слободку Горбов мою власную монастыря св. пречистой Мати Божой, а под час войни московской заихал кгвалтом скупу не мало людей своевольных и 47 подданных оседлих забрал, а при них кгруптов 60 волок королевских взял з поссессии моей, зо вшелякими пожитками и доходами до них належачими» и пр. Суд возвратил собственность монастырю[4]. Волока заключала в себе более 19 десятин. – Волока- пространство земли, которое мог зоволокивать, обрабатывать хлебопашец и если это была земля панская, по постановлению 1557 г. платил в год до 46 грошей (грош – 5 коп. сер.) или до 2 р. 30 к. и работал 2 дня в неделю на пана. Но хлебопашец принимал на свою волоку и товарища, в таком случае плата и работа облегчались на половину[5].
В нынешнем горбовском храме рожд. Богородицы, который построен в 1715 г, целы оловянная чаша и жестяная звезда; на последней надпись: «сыа чаша преосвящ. митрополита Пахомия Почек и сербского и всего Косова». Здесь же список с Новодворской иконы Богоматери.
В 1732 г. горбовский священник Харламний лишен был места за то, что погребал умерших не при церкви, з в лесах. Последнее было обычаем, укоренившимся особенно по влиянию печальных обстоятельств края. Ныне, при казенном управлении, нет и следов леса около Горбова.
Ружная земля у причта Авдеевской Богословской церкви – дар благочестивой древности[6].
Вот памятник быта aвдеейцев польского времени: «1635 г. в мае. На уряде городском в черниговском королевском замке, предо мною Яном Турчиновичем, наместником черниговского заика, став лично служитель Петр Пелчинский из села Овдеевки, войт и подданный о. Кирилла Ставравецкого черниговского архимандрита, давал присягу на верное собирание подымной дани, установленной на прошлом варшавском сейм. Согласно с распоряжением нынешним став на колено и положив два пальца на образ распятия Господня, он говорил: я Петр клянусь пред Господом Богом всемогущим, единым в Троице, что имея приказание пана своего и согласие панов обывателей села, по распоряжению теперешнего сейма, буду верно собирать подымную дань с каждого хозяина, проживающего в селе Овдеевщизне, а их на лицо двадцать три, и верно передам в руки пана сборщика черниговского. Помоги мне Боже и страдание Христа Господа».
В 1736 г. показывали в Авдеевке 40 семей казачьих, а в Горбове – 46. По церковным записям число прихожан: Горбовской церкви в 1750 г. 481 м. 479 ж.; в 1770 г. 518 и. 517 ж.; в 1790 г. 628 м. 630 ж.; в1810 г. 663 м. 664 ж.; в 1830 г. 669 м. 704 ж.; в1850 г. 661 м. 746 ж.; в 1860 г. 689 м. 774 жен. Авдеевской церкви в 1750 г. 330 м. 320 ж.; в 1770г. 356 м. 337 ж.; в 1790 г. 364 и. 354 ж.; в 1810г. 337 м. 347 ж.; в 1830 г. 359 м. 352 ж.; в 1850г. 398 м. 417 ж.; в 1860 г. 435 м. 437 ж.
[1] Арх. Чернигов, магистрата. Ясацкая дуброва – ныне хут. Дуброва выбельского прихода.
[2] Вершина Муравейки в ст. о Выбле.
[3] См. кафедральные монаст. стр. 89. 164 – 106. 114.
[4] Реляция возного генерала Страцевича 1635 г. «Выехали на грунт велебного о. архим. Кирилла Ставровецкого при слободке Овдеевщизни; там же сталисмо на гостинцу (дороге) черниговском при концах границы их мил. панов Салтыковых... Пан мерничий почал мерити волоки в шир, грунт почавчи от копцов их мил. панов Салтыков до границы выбельской, слисмо мерачи волоки гостинцем черниговским мимо слободку Горбов и прислисмо до границе выбельской на урочище Брюховици на полянку при езере Мерли». Оказалось, что земля – слободы Горбова «припала у помир волок 48 монастыря – пречистой Матки Божой».
[5] Вестник юго зап. России 1862 г. т: 2. Юзефович о хозяйстве на правом берегу Днепра стр. 45.
[6] В 1749 г. авдеевский священник испрашивал и получил дозволение владеть грунтами, который подарены прихожанами для поминовения, Так по делу консистории. По переписи 767 г. при Авдеевском храм пахотная земля на 7 дней и сенокос на 80 возов или на 50 косарей; «оною землею и снокосом, сказано здесь, от предков владеет оного ж села поп». Это означает то, что при Авдеевском храме долго были священники одного рода.