1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

Мохнатин в 29 вер. от Чернигова, на запад, в соседстве с Жукотками, Рудкою и Довжиком. Когда-тo он расположен был на горе на правой стороне ручья Бычалки, иначе Струги, в версте к западу от нынешнего поселения; берега ручья топкие и покрытые мохом, давшие имя поселению, и возвышенность горы доставляли Мюхнатину безопасность почти недоступную. Гора поныне называется старым Мохнатиным; на ней находят серебренные польские монеты. Последние показывают собою, что поселение Мохнатина на новом, открытом и удолистом, месте последовало уже после польского вла­дычества.

По летописи в 1148 г. в. к. Изяслав, стоя с союзниками на Ольгове поле, у Белоуса, говорил: «пойдём к Любчю, идеже их (черниговских князей) есть вся жизнь», т. е. лучшие села и имения. Далее в летописи черниговские князья говорят: Изяслав – стал на Олгове поли, «ту села наши пожгли, оли до Любича и всю жизнь нашу повоевали»[1].

Какие же это богатые села на дороге от Белоуса до Любеча? Ныне здесь Рудка, чрез которую и поныне идет транспортная дорога на Любечь и Минск, за Рудкою Мохнатин, Довжик и несколько в стороне от Рудки Жукотки.

В грамоте 1625 г. видим на речке Рудке селище Жукотки[2], – памятник дотатарского села.

Универсалом гетмана Юрия (от 22 янв. 1660 г.) «Села Мохнатино, Юрьевка и Рудка укреплены были за черниговским девичьим монастырём. как древняя собственность его[3]. Итак вот древние, дотатарские, княжеские села.

Интересен рассказ рудковского старика о казачей старине. «Расказував мой пакуйный дидусь, пером зем­ля на ем, що колись тутотка були очереты, леса и болота; страшно и подумать, де все то и подилося? – Поганци ляхи да татарва усе, було, сюдою идуть вуевати на Чернигов. Дак якийся начальник зустановивсь тутака куренем з своим вiйском. Да оце було, як зазрить, поганцив, що идут, да як гаркне да микне на своих хлопят: дак тилько вычухайся, ляше; он, було, не дивитця ни ока, ни бока; було, кровь у его тече, а он не чуе, – руба себе да и руба поганця. – Итти поганцу льху на Рудков курень було трудно. «Раз застрелись наши с поганцами, дак аж небу жарко стало. Довго оны бились. Да як сплелись уже з тим поганым паном, що вин (вел ляхову татарву: дак аж зрадовавсь; уже ж, сучiй сыну! хочь сам ляжу, да и ты не встанешь, собачья шкура! Посли сказав, що б на им, тым поганцем, насипали хлопци воликий курган. От оны и насыпали». Поганый курган доселе цель – на западе от Рудки.

Но граждан. ведомости 1736 г. в Мохнатине 33 семьи казачьи и в Слободке 26, в Довжике 49 семей казачьих, в Рудке с деревнями 34, в Жукотках 28 и в Юрьевке 28. В 1725 г. подданных Полуботка: в с. Довжике 30 дворов и в 5 деревнях 145, дворов: в с. Жукотках – 33 двора.

Но церковным записям: мохнатин. ц. в 1770 г. 410 м. 404 ж., в 1790 г. 436 и. 430 ж., в 1810 г.464 м. 460 ж., в 1830 г. 488 м. 455 ж., в 1850 г.480 и. 465 ж., в 1860 г. 479 м. 492 ж. Богородичной ц. довж. В 1770 г. 188 м. 668 ж., в 1790 г. 822 м. 706 ж., в 1810 г. 760 м. 740 ж., в 1830 г.826 м. 845 ж., в 1850 г. 860 м. 879 ж., в 1860 г.878 м. 906 ж.

Земли в Довжике с дер. Унучкой, Табаевскою и Белодерновскою – 4352 десятины.

По переписи 767 г. показывалось при храме Довжика церковной земли «на 20 чверток», мерою в длину па 1200 саж. и в ширину на 600 саж. – такое количество, какое встречается только при церквах глубокой древности, хотя ныне у причта остается только 33 десятины.

В покровоком храме Мохнатина обращает на себя благоговейное внимание древняя икона Божьей Матери. Матерь Божья держит на левой руке предвечного Младенца, держащего в левой руке свернутую xapтию, а правою благословляющего. Матерь Божья и Сын Девы – в коронах и в одеждах с звездами; на правой руке Богоматери – шрам.На верху иконы написано: «истинное подобие и мера иконы, пресвят. Богородицы в Рудне». По преданию, икона вместе с храмом перешла из с. Рудни. В старом иконостасе, довольно хорошей резбы, на левой стороне Иоанн предтеча – патрон гетмана Ивана Скоропадского и под храмовою иконою герб того же гетмана.

Евангелие храма, – одно м. п. 1688 г. другое к. п. 1712 г. На листах первого написано: «року 1692 на преславный праздник покрова пречистой до чудодействующей того же храма в с. Мохнатино cиe евангелие уроженый Иоанн Скоропадский, писар на тот час полковый черниговский, надал».

По pезной надписи (писанной вязью) на косяках западной двери храма нынешний храм рождества Богородицы в Довжике освящён 1716 г. На евангелии написано: «року 1698 марта 30 cиe евангелие мое власное и моим коштом купленное надаю вечными часи в купленную власную маетность Довжик до церкви рожд. Богородицы, за отпушение грехов моих и преставившихся родителей моих Павел Леонтьевич Полуботок рукою власною».



[1] Собр. л. 2, 37. 38.

[2] Черн. вед. 1852 г. стр. 97. 98. 531. Леневича опис. Чернигова, Черн. 1847 г.

[3] См. Пятницком мон. «Роман пресвитер церкви воскресения Христова села Юрьевки», уже покойный, в записи 1701 г. Черн. вед. I860 г. № 46.