1873 год. Историко-статистическое описание Черниговской епархии (Филарет)

Местечко, на дороге из Киева в Москву, в 26 вер. от Нежина, при речке Носовке, на месте низком и ровном, ныне простирающееся на несколько верст.

Более, чем вероятно, что здесь было поселение еще до татар. Упоминаемый в летописи 1147 г. «Носов на Руде» без сомнения не означает Носовки нежинской, потому что она расположена на р. Носовке, а не на р. Руде[1]: по летописец до татарского времени Носовым на Руде дает знать, что ему известен Носов, который стоял не на Руде.

В московское управление (1494–1618 г.) знали город Носовку[2]. В польское правление Носовка – староство и знаменитый Адам Григорьевич Кисель из Брусилова был старостою носовским[3]. С того же времени Носовка – сотенное местечко[4]. В Носовке, на базарной площади, и ныне видны остатки земляного укрепления. Не без основания считают это укрепление построенным против набегов татарских, так как и в московское правление Носовка – город. По местному преданию это укрепление было так надежно, что в нем спасались от врагов и жители Нежина[5], – хотя в 1652 г. не спаслись от моровой язвы и сами носовцы[6].

Ныне в Носовке храмы: воскресенский, троицкий, преображенский, успенский и николаевский.

Древности воскресенского храма: чаша сер. (2 ф.), с надписью: «сию чашу сооружила братия стареческая, хорольский Юрко со всею братиею; создася року 1723 г. за старание о. Иоанна Томошевскаго, пресвитера воскресенскаго, наместника; Давид золотарь робив сию чашу». Крест сер. с подножием, с надписью: «надал казак сечи запорожской куреня ирклевскаго Прокоп Аркуша в гор. Носивку до храму воскресения Христова, 1756 г.». Евангелие  без начального листа, но с заметкою: «купил Иоанн Узреев, и надал до храму воскресения Хр. в мест. Носовцы; – деялось от дому иерея Самуила Ивановича, року 1689». Цветная триодь львов. п. 1642 г. другая к. п. 1702 г.

Стоит полного внимания случай 1778 г. с священником воскресенской церкви и наместником протопопии Семеоном Тимошевским. Его обвиняли в нечистой жизни. Но на киевском градском суде девушка Иванкова, после священнического увещания, объявила суду, что сотенный есаулец Семен Нерода нагайкою принудил ее показать, будто она прижила сына от священника, тогда как имела связь с компаницами. Случай, не в похвалу носовцев!

Над северным входом в преображенский храм написано: «1735 г. создася храм сей преображения Господня». Здесь евангелие львов. п. 1712 г. на серебр. пестровызолоченном кресте надпись: «архимандрит спасскаго новг. Монастыря Феоктист Софронский в цер. града Носовки преобр. Гос. 1761 г.».

Каменный храм св. Троицы построен с 1765 г. священником Мойсеем Яковлевичем Лукашевичем[7], внуком казака Козмы Лукаша, построившего дер. храм св. Троицы в 1684 г. Здесь ркп. евангелие, с приписью: «подарено попом Феодором и женою его Мариею в державе польск. кор. Жигмонта трейтяго в маетности пана Стефана Потоцкаго в пасцтве отца священика Потоцкагго, бывшаго на той час и намесником року 1613». Название церкви соскоблено.

В успенском храме евангелие львов. п. 1636 г. подаренное храму в 1657 другое м. п. 1677 г. Крест кипарисный, оправленный в серебро, по надписи, в 1716 г.

На местной иконе Спасителя сер. риза 13 ф. дар Ивана Кириченка; на храмовой иконе риза 10 ф. приношение дворянки Анастасии Лукашевичевой. При успенском храме теплый каменный храм Иоанна Богослова построен в 1829 г. усердием Ивана Кириченка.

Каменный храм св. Николая освящен в 1834 г. Здесь на серебр. оправе кипарисноо креста надпись: «Корний Таран в село Носовку до хр. св. Николая». Евангелие к. п. 1697 г. Триодь постная черн. п. 1685 г. По делам известен «священник замеский вербовский Фома Нечаев, на место котораго в 1737 г. настоятелем николаевской церкви определен Стефан Терешкевичь, а в 1739 г. тот же Фома по распоряжению нежинского протопопа наказан за пьянство «ценою и плетьми».

ЧИСЛО ПРИХОЖАН

 

1750

1770

1790

1810

1830

1850

1860

 

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

Воскресенской ц.

1220

1210

1285

1273

1589

1537

1753

1665

1966

2092

1597

1874

1687

1956

Преображенской

790

786

827

820

843

840

861

864

771

866

700

793

728

761

Троицкой

730

720

770

760

817

897

824

867

803

815

725

797

690

785

Ускенской

987

989

1038

1201

1082

1070

1116

1109

1036

1060

1076

1173

1093

1246

Николаевской

930

930

974

968

1026

1028

1088

1090

1143

1159

1076

1173

1093

1246

 

4657

 

4894

 

5357

 

5642

 

5719

 

5171

 

5286

6015

По актам при каждой носовской церкви была школа и шпиталь. Акт XVII в.  говорит: «на сотенный уряд носовский стали персоналитер Василь Герко, Иван Хорольский, Юрко Демковский, Семен Мороз со всею братиею своею, розных шпиталей носовских товариство убогих калик, положили, – меючи соби от давних рок легованный на убогих старцов носовских и тестаментом подтвержоный по небожчику блаженной памяти Ивана Мозыри – млинок» и не в состоянии будучи поддерживать его, продают его.

В Носовке ярманки: на сырной недели, июня 29 и 8 сентября. На петропавловской продается товаров на сумму до 8000 р. на Богородичной до 7000 р. Ярмарки продолжаются по два дня. – Местечко славится хорошими плодовитыми садами; яблоки покупаются в Москву, иногда на 1000 рублей. Близкая степь дозволяет содержать много скота; много возделывают табака, который продают в Киеве.


[1] Погодина исслед. IV, 232. 233. См. о Плоском остер. у.

[2] Разрядные кн. 11, 941.

[3] «Писана грамота в городе носовском, л. 1648 м. генв. 15», так оканчивалось письмо Киселя, каштеляна киевского и старосты носовского. Акт. зап. Росс. III, 106, Спб. 1862 г.

[4] В 1671 г. «Носувский (сотник) Артем Мартинов». (Величко 11, 313); в 1687 г. «Федор Шавула, сотник наказный носовский». (Маркевич 111, 322).

[5] Шафонский стр. 433. 446. Сл. ак. 3. 4, 430. Грамата 1625 г. у Ригельмана 1, 142.

[6] Ригельман 1, 174. Летопись самовидца: «барзо примерки великне были… в Переяславе и в пригородках его, в Носовце, в Прилуце, опричь Нежина, – много вымерло людей, же пусты зостали дворы». Стр. 20.

[7] Дело конс. 1765 г. Указом 1767 г. предписано было «сынам вдовствующей попадьи носовской троицкой церкви Марии Иоанну и Илие Лукащевичам со всех доходов выдавать третью часть». Опись нежин. правления.