1869 год. Село Семереньки и нравы его жителей

В сорока верстах от города Ахтырки к северо-востоку при реке Дерновой, берущей свое начало за селом Видневкой, из терновых оврагов и впадающих ниже селения Дерновки в реку Ворсклицу, лежит село Семереньки. Местность, зани­маемая им и окружающая это селение, большею частью, гори­стая, безлесная, серопесчаная и отчасти глинистая с до­вольно глубокими и пространными лугами, могущими доставить населению богатые сенокосы и пастбища, если бы осушить в них болота и истребить терн и лозы. По неумению, или не­желанию землевладельцев это богатство природы остается без пользы.

Начало существования села Семеренек можно отнести к концу XVII или началу XVIII столетия как потому, что Семереньки принадлежат к числу казацких населений; а близ находящиеся малороссийские прежде казацкие населения: Боромля, Жигайлова, Славгородок, Радомля и Криничное существовали уже в это время, так и потому, что значительная часть владений Семеренских издавна принадлежит фамилии Карповых. А Карповы ведут свое начало от боромлянского сотника Карпа Емельяновича и детей его: священника Степана и сотника Романа Карповых, бывших известными в городе, ныне слободе Боромле, еще до 1700 года. Карповы и в то время были уже знатны и богаты, имели и жалованные Царем земли и приобрели по­купкой у родственника своего, Ахтырского полковника Перекрестова, владения не только в боромлянских, но и в жигайловских дачах, смежных и теперь с землями семеренскими. Прадед теперешней землевладелицы, вдовы титулярной со­ветницы Юлии Бублик, урожденной Карповой, Афанасий Кар­пов, по сохранившемуся в народе преданию, был сам сот­ником в Семереньках и строителем семеренской церкви. А если Семереньки были сотенным местечком и если в Семе­реньках строилась церковь, то нужно предполагать, что и народонаселение было здесь уже значительное, а для размно­жения его требовалось достаточно и времени.

По описям церковного имущества семеренской Николаевской церкви, сохранившейся с 1805 года, видно, что в селе Семе­реньках в 1791 году устроена церковь во имя Святителя Николая зданием деревянная, о 3-х верхах, крытая гонтой. Но эта церковь не была первой в селе Семереньках. Ибо а) метрические книги, сохранившиеся в целости с 1774 года с написанием «Семеренской Николаевской церкви», б) надпись па одном служебнике, сделанная 1751 г. но листам его, что он куплен в этом году и принадлежит семеренской Ни­колаевской церкви священнику Косьме Крохмалеву, в) надпись по листам многих богослужебных книг, что они куплены в семеренскую Николаевскую церковь 1759 и 56 годов тем-же священником Крохмалевым, г) надпись, сделанная 1745 г. па реестре для поминовения Царских Особ о принад­лежности сей книжицы семеренской Николаевской церкви и д) книга житий Святых, отпечатанная 1705, и Евангелие 1696 года, принадлежащие издавна семеренской церкви, – ясно говорят, что в селе Семереньках до 1745 года существовала уже церковь. И, по всей вероятности, была гораздо раньше, ибо Преосвященный Филарет, при составлении описания Харьков­ской епархии, находил документ, определяющий время первого храма в селе Семереньках в 1716 году. А такое давнее существование храма в селе Семереньках еще более подтверждает, что население Семеренек существовало ранее 1700 года.                                                     

Название Семеренек взято, как народное предание говорит, от семерых семейств казацких, которыми началось насе­ление местности, занимаемой теперь Семереньками.

Ныне существующая в селе Семереньках церковь, по счету третья или четвертая, зданием каменная с таковою-же коло­кольнею и оградою, устроена 1838 года частью на сумму пять тысяч рублей ассигнациями, завещанную семеренским помещи­ком капитаном Николаем Степановичем Волжиным в 1815 году, а частью па пожертвования прихожан и подаяния, собранные по просительной книге. Утварью эта церковь очень доста­точна. Прежние деревянные церкви по ветхости разобраны. Кто были священники в селе Семереньках до 1751 года – ни от­куда не видно. Из надписи, сделанной на Служебнике, принадлежавшем священнику Семеренской Николаевской церкви Косьме Крохмалеву, видно, что в 1751 году был в селе Семерень­ках священником он-же, Кррхмалев, а из подписей им метрических книг видно, что он священствовал до 1784 года, т. е. 33 года. После него следуют священники: входя­щий священник села Криничного Иоанн Крохмалев с 1784-1788, вновь определенный священник Иоанн Артюховский с 1788-1789, Иоанн Доброславский с 1789-1796, Григорий Ладенков с 1797-1803, Симеон Должанский с 1803-1817, Симеон Ходский с 1817-1819, Василий Пономарев с 1819-1838, Иоанн Щербина с 1838-1843, входящий Боромлянский священник Федор Веселовский в 1843 г., Павел Щербина с 1844-1863 год.

Из означенных священников, по сказанию семеренцев, о. Симеон Должанский памятен тем, что взбунтовал кресть­ян семеренских против владельцев их, помещиков, до того, что в селе Семереньках была экзекуция и несколько душ сослано на поселение, а священник лишен был места. Другой священник Василий Пономарев памятен тем, что уклонявшихся от говения привязывал в виде наказания к ограде церковной и к колокольне, где они стояли по целым дням, и не освящал для них пасок. Из прихожан по своему усердию и благотворительности к храму Божию заслу­жили добрую память: сотник Афанасий Карпов, как стро­итель церкви семеренской, капитан Николай Степанович Вол­жин, завещавший в пользу церкви значительную сумму де­нег, штабс-ротмистр Семен Семенович Кардашевский, как строитель теперешней церкви, и жена его Варвара Степановна, сделавшая значительные приношения храму.

В настоящее время причт семеренской церкви состоит из священника, дьячка и пономаря. Священник Иоанн Пе­тров сын Копейчиков, посвящен в сан 1850 года де­кабря 1-го дня, к Дерновской Георгиевской церкви, а 1862 года сентября 12 переведен по прошению на настоящее место. Вдов и бездетен. Дьячок Иван Павлов сын Левицкий, определен к настоящему месту 1867 года июля 21 дня. В семействе у него жена, две дочери и один сын – малолетние, и определенный пономарем с 24 января 1867 года сын его Илия.

«Жителей в селе Семереньках состоит: духовных – муж. 4, жен. 3; военных нижних чинов муж. 13, жен. 14; дворян муж. 4 жен. 3; крестьян вышедших из крепостной зависи­мости муж. 271, жен. 272; всего обоего пола 584 души. Самый старший возраст людей в приходе 70-летний муж. 3, жен. 2, свыше 60 лет муж. 5, жен. 3. До 1865 года к Семеренькам были приходом и село Печины, вдвое больше противу Семеренек.

Общее занятие семеренских крестьян преимущественно земле­делие. В недавнее время один землевладелец завел и свеклосахарные плантации; крестьяне работают на них. Ско­товодство, пчеловодство и другие сельские промыслы, по мало­земельности и совершенному безлесию, в жалком состоянии.

Школа в Семереньках существует с 1866 года; открыта она по приговору общества с разрешения губернского по крестьянскому вопросу присутствия. Но по скудости средств к содержанию и той холодности, с какою относятся к школе как само общество семеренской волости, так и местное сельское начальство, а равно и мировой посредник и училищ­ное начальство, едва-ли выйдет что доброе из этой школы. Обучением мальчиков занимается семеренский дьячок по найму общества и получает платы в месяц по 3½ рубля. Численность учеников трудно определить: так оно не посто­янно. Бывает от 3 до 5 мальчиков, а иногда до 10 и более, но с наступлением весны и до поздней осени учения вовсе не бывает. Никто не хочет, в рабочее время отпускать детей своих в школу, представляя в резон на то свои нужды в детях при домашних работах, и тягости платежа, коих они не в состоянии будут заработать без пособия своих детей. Дети в летнюю пору или стерегут на пастбищах лошадей и правят ими при боронении пахати, помогают отцам ори уборке сена и хлеба, иди и сами зарабатывают деньги на свеклосахарных плантациях от 7 до 15 копеек серебром в день. Но дети любят грамоту: они поют в церкви на клиросе и читают дома книги духовного содержания.

Особые народные праздники те же что и в других малороссийских селах: Царя-града 11 мая, 10-я Пятница, празд­ник женской, особо Пятнице, карающей особенно тех, кто в Пятницу, обыкновенный седмичный день, прядет, и Палия 27 июля.                                                                   '

В великие праздники, как например Рождество Христово, Воскресение, Троицын день, считают долгом наесться и напиться, сколько у кого хватит силы. Для этого заранее приготовляют разные яства и питья и, пообедав у себя дома, потом расхо­дятся по чужим домам в гости, или отправляются в шинки. Молодежь в свою очередь после обеда, дома с родными, соби­рается в особые хаты и принимается за пирушку, которая тоже приготовляется заблаговременно, на что делается склад­чина как деньгами, так и разными вещественными предметами: мукою, маслом, пшеном и прочее. В день Рождества Христова ввечеру молодые женщины, парни и девки ходят колядовать по под, окнами своих односельцев. Колядование это состоит в том, что, спросив кому проколядовать – хозяйке или хозяину, сыну или дочери, поют разные песни, выхваляя то щедрость и ласки, то ум и красоту, то честь и богатство того, кому поют, или уменье работать ту иди другую вещь, и за то выпрашивают себе подаяние и получают – где по чарке водки, где блины, книши и паляницы (печеный хлеб), а потом со­бранное продают кому-либо из бедных и деньги, полученные за то, пропивают, или прямо отдают шинкарю в счет пла­ты за водку. Такое-же хождение с песнями, но дворам и сбор подаяний бывает е и под новый год и называется щедрованием, как потому, что самый вечер этот называют богатым, ще­дрым, так и потому что после каждого стиха песни делают припев: щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на ввесь вечер. Для примера приводим несколько колядных песней: 1) Ой на ричци на Иордани (щедрый вечер и проч.), там Пречиста ризы врала (мыла) (щедрый вечер: это прибавляется после

каждого стиха). А выправши повисала на калыни, на малыни (—). Де вы взялись янголята (—), взяли ризы на крылата (—) понесли ризы по-пид небесами (—). Небеса растворилися (—) и вси святи поклонилися (—), положили на престоли (—), де Сус Христос службу служе (—), книги нише, вечерне (—). Пришла к Нему Маты Божа (—) каже Ему: покинь Сыну вечеряти (—). Возьми Сыну разни ключи (—) одимкнуты рай и пекло (—) вы­пустить праведни души (—). Одну душу не выпущу (—) бо на­лаяла отцу и неньци (матери), в пятиньку пряла (—), а в субботу до схид сонця млинци (блины) пекла (—) в воскрес­ный день рано ила (—) пнсни пила (—).— 2-я) Чи не ластивка прилитала (—) пид виконечком щебетала (—), та встань хо­зяину, не лежи (—), воскову свичку засвиты (—), молоду челядь побуди (—). Ой встань, встань и господарю (—), подивись на свою кошару (сарай для овец и молодых телят), як лежат твои бычечки (—) телушки и овечки ( —). Поздоровь Боже, твои телушки (—), а нам дай хоть по-полушци (—), нехай живут, ростут твои овечки (—), а нам дай на варенички.—3-я) Чи дома, дома пан господарь (щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер). А я знаю що вин дома (—), сидит же вин в кинцц стола (—), а на ему шуба люба (прекрасная новая) (—), а на шуби поясочек (—), а на поясочку калыточка (—), а вкалыточци симь шележечкив: (—) сему тому по шележечку (—), а нам дайте по пирижечку (—).—4-я) Дай Боже вечер добрый, дайте нам пирит довгий из руками, из ногами, щоб ходив за намиви Ищов мисяц по небеси (славен еси наш мылый Боже), встритився мисяц с ясною зорею (—). Ой зоря, зоря, деж ты була? (—) Я була у пана Ивана (или хозяина (—); там обидала и вечеряла (—), за те ему дала два ланы (большой мешок, вместимостью до 4 и 5 мер) жита, третий пшеницы на паляници (—), четвертый гречки па варенички, (—), пятый вивса, колядка вся (—), а шестый лену, пидым додому.

Под новый год бывают гадания. Гаданием преимущественно занимаются взрослыя девицы. Все эти гадания не лишены занимательности. Так напр. берут пару сапог (пред тем как спал ложиться), выносят их за ворота и бросают па улицу. В какую сторону сапог упадет носком, в ту сторону приходится идти замуж: или с какой стороны послышится лай собаки, с той стороны нужно ожидать жениха. С первым испеченным блином, или с первым свареным вареником ходят под чужия хаты и подслушивают, что говорят там. Если кто-либо в хате скажет: сиди и молчи, значит под­слушивающей не идти в наступающем году замуж. Если же скажут; пойди туда и туда, выйди, посмотри па то или другое, это предсказание к выходу замуж. Вышедши в сад, ката­ются на снегу; если на том месте упадет иней, признак счастия; не будет инея – предзнаменование бедствия. Когда ло­жатся спать, завязывают кусочек пирога (рижек пирога) в конец красного пояса, кладут пояс под подушку в изго­ловье с приговариваньем: як пояс сей довгий, приснися мини сон добрый; с ким мини вику доживать, того бажаю в ночи сей повидать. И кого повидит из желаемых, того считает уже суженым своим. Общее гадание: когда пекут пироги, кладут в один из них какую либо монету; кому попадется пирог с монетою, того считают счастливым в жизни. Если с повечерия Р. Хр. и до Крещения будет салиться слой снега на вилы, которыми набирают корм для скота, эго предзна­менование хорошего урожая на хлеб; если редко и мало, знак, что урожаи будут плохи.

Свадьбы сопровождаются следующими обрядами с целью привлечь счастье молодой жене. Собираясь посылать старост сосватать за сына девицу, родители или родственники жениха выдергивают из крыши дома, в котором живет жених, противу выхода клок соломы. Если в этой соломе отыщется колосок, а еще более зерно в колоске, то это служит предзнаменованием, что в сватаньи будет удача и что жизнь молодой пары будет хороша, если же ни колоса, ни зерна не отыщут, это признак будущей неудачи и несчастной доли в супружеской жизни. На основании такого неразумного ответа, и жених и его родные нередко оставляют задуманную девицу и ищут другой. В доме невесты также совершается гадание. Когда является староста с предложением о сватовстве, обыкновенно сразу не дают решительного ответа ни невеста, ни ея родные, а просят дать им время подумать и порадиться с своими родичами. Сваты уходят. В доме невесты идет, гадание: счастлива ли будет жизнь её с тем парнем, за которого её сватают? Для разрешения вопроса берут два са­пога: в один из них кладут кусок хлеба и соли, а в другой уголья и печины (запеченная глина) и, вынесши сапоги в сени, ставят их под бовдур (дымовая труба). Потом посылают сватаемую девицу или её мать внести один из этих сапогов. Если внесенный сапог будет с хлебом и солью, это служит хорошим признаком, невеста и родные её объявляют за вторым приходом старосте свое согласие и желание на брак; если же попадется сапог с угольем и печиною, часто следует в сватовстве отказ. Когда невеста и родные её изъявят желание на брак с тем лицом, от кого присланы старосты, принимают хлеб принесенный ими и дают старостам свой, вяжут старост чрез плечо рушниками, запивают могорич, назначают день свадьбы и дело считается порешенным уже, так, что если бы после сего по какой-либо причине, кроме смерти одною из засватанных, вздумалось сделать отказ в бракосочетании, то сторона, предъявившая свое нежелание, должна или взять назад свое слово, или заплатить за убытки и за бесчестие. Накануне свадебного дня невеста, сопровождаемая своими подругами, даже детьми, ходит по домам своих родственников и знакомых и при­глашает их к себе на хлиб, на силь и на дружбины. Такое же приглашение делается и родными жениха и невесты чрез нарочито посылаемых для сего женщин, называемых сват­ками. К вечеру приходит или приезжает в дом невесты жених. По обыкновению, жениха и невесту сажают за стол вместе, на разостланный на лавке шерстью к верху кожух, а когда те сидят, дружки невесте поют различные на сей слу­чаи песни, а если позволяет достаток, бывает музыка и танцы. После угощения жених отправляется домой и является к невесте уже пред самым венцем. После венчания неве­ста отправляется вместе с женихом в дом его родных на обед, после которого сопровождаемая своими дружками возвращается в свой дом. Между тем жених собирается, к выезду в дом невесты. По выходе его из хаты, мать его пли занимающая место матери обсыпает жениха овсом, хмелем, орехами, насиньем (семена подсолнуха или тыквы) и деньгами, напутствуя пожеланиями быть ему счастливым и бо­гатым. Деньги, насилье и орехи подбирают с земли дети, падая кучами и давя друг друга, чем производят общий смех. Едучи к невесте, молодой объезжает три раза вокруг церковной ограды с юга на запад, т. е. по течению солнца. После третьего объезда встает, подходит к западным две­рям церкви, полагает три доземных поклона, садится и уезжает, а другие целуют еще и замок, которым заперты двери церкви. Для чего эго делается, они и сами не знают, говоря, что так издавна водится. Когда подъедет молодой к двору невесты, его не пускают па двор: он должен послать от себя депутацию (дружка и поддружаго) выкупать невесту свою у брата её, а нет брата – у занимающего его место. Торг идет упорный от одной до нескольких копеек. Уполномо­ченные жениха как будто скупятся набавить платы, конфузят невесту, упрашивают сбавить цены, обещают брату кроме денег свою дружбу, угощение и подарки. Мало-по-малу делается уступка со стороны брата невесты и прибавка со стороны же­ниха, торг кончается. Брат невесты получает деньги и по­дарки (пояс или платок, или шапку), запивает могорыч и дает повеление впустить в двор приехавших гостей. Гости входят, начинается угощение и попойка; раздают по куску всем короваю (особо испеченный большой пшеничный хлеба, или большой пряник) и собирают невесту к отъезду в дом молодого, а поезжан обделяют подарками: рушниками, платками и поясами. Когда невеста сядет утке на воз, жених берет пугу (кнут) и водимый дружком вокруг воза, па котором сидит молодая, начинает отсчитывать по нескольку ударов по молодой, по возу и по лошадям, высказывая этим как-бы начинающуюся власть свою над невестою и давая ей понять, чтобы она не сопротивлялась ему, иначе должна ожидать побоев, которые действительно нередко приходится получать женам от своих мужей, иногда за самые пустяки. По приезде в дом жениха, молодых отводят спать в особую темную хату или комору, и когда они приспят друг с другом и невеста окажется честною, дают им вечерять и опять от­водят на отдых. А дружко, поддружий, свашка и вся прочая свадебная команда начинают на разные лады, на разные голоса выкрикивать, честность невесты, ходя по всему селу и употре­бляя при сем выражения самые мерзкие и бесстыдные, нещадя никого и не заикаясь ни пред чем. На другой день выставляют на длинном шесте в виде флага красный шерстяной платок, знак честности невесты – и последняя раздает родственникам разные подарки – платки, рушники, а те взаимно одаривают молодых деньгами, полотном, овцами, порося­тами, хлебом и прочее. Затем молодые со всею свадебною командою, предшествуемые флагом, музыкантами или песенни­ками, делают визиты своим родным и знакомым, проводя время в пирушке иногда целую неделю. Если же невеста окажется нечестною, первее всего ей достается потасовка от мужа, потом нахлобучка от родственников. Отцу и матери её нередко надевают на голоку лошадиный хомут за недо­смотр за дочкою, и уж неизбежно вымажут дегтем ворота, обдерут глину на стенах дома и выпачкают их сажей и грязью как там, куда взята замуж несчастная девица, так и там, где жила она прежде.

Не смотря на странное невежество семеренцев, они усердны к храму Божию, посещая его в праздники при Богослужении и принося посильные жертвы на нужды церковные. Нельзя не одобрить и за то усердие, с которым они в последнее время принялись изучать молитвы, Символ веры и заповеди Господни. В течение четырёх последних лет, почти все они изучили мо­литву Господню и другие краткие молитвы и Символ веры, некоторые знают 50-й псалом и заповеди. А такое соревно­вание к изучению молитв и заповедей Господних подает надежду и к улучшению их нравственности, которая, правду сказать, находится еще в большем упадке от укоренившейся в народе привычки к пьянству.

Незаконорожденных было: в последнее 10-летие 21 душа.

Убийств давно уже более 10 лет не было, а воровства не редки. Значительные, впрочем, воровства, как например лошадей и худобы (разной одежды мужской, женской и полотна), пчел и проч., производилось посторонними людьми, преимущественно из Курской губернии, а мелкие воровства деньгами, лесом, овощами из садов и огородов, пчелами, хлебом, сеном и прочее, производилось и семеренцами, и все на пьянство. Виновни­ков в мелком воровстве общество присуждало поставить ему могорич, уплатить за убытки хозяину и заплатить в пользу волости или церкви от 60 копеек до 3 рублей штрафу.

Такие-же мелкие воровства деньгами, птицею и другими веще­ственными предметами производятся и на посиделках, назы­ваемых вечерницами и досвитками, бывающими обыкновенно с ранней осени и до праздника Пасхи или до Великого поста, смотря повремени погоды. Но как эти воровства производятся своими и у своих же и притом хитро и скрытно, то об них и не делается оглашения ни розыска между жителями. Об ущербе муки, масла, сала, пшена и проч., сделанных дочкою, мать умалчивает; а пропажа курей, гусей, уток сваливается на тхора, лисицу и собак, а не то на посторонних, даже чужого села людей, и жалоба па пропажу не редко сопровождается бранью и проклятиями на вора: «чтоб ему руки покорчило», «чтоб ему глаза повылазили», «чтоб он подавился, когда будет есть», чтоб его разорвало» и прч. А между тем на доствитках едят краденное преспокойно, передавая одни другим похождения свои на воровство и хвалясь удальством своим в краже. На досвитки собираются от 3 до 10 девок в буденные дни и вечера для прядения и шитья; а в праздничное и ночное время здесь про­исходит пение песен, пляски, гуляние и спанье парней вместе с девками. Если что, так именно эти досвитки служат нача­лом падения и развращения молодых людей.

Нищих – всего три души, но и те не таскаются ни по чужим, ни по своему селу за испрошением подаяний, не смотря на то, что совершенно неспособны к работам. Содержатся они на счет родственников своих.

Суд и расправа обыкновенно начинаются и оканчиваются могоричем. Обиженный ставит могорич, занося жалобу сель­скому начальству и выборным, без этого жалоба его не бу­дет принята во внимание; по решении дела опять могорич с правого и виновного: с правого как благодарность за решение, а с виновного, как штраф. Случается и так, что виновный остается если не прав, то и невиноват, смотря на количество могорича, в том случае, когда правый решительно отказы­вается поставить могорич. Насчет этого существует даже пословица: «чий могорич на столи, того правда на сели».

Священник Иоанн Копейчиков