1869 год. О жителях сел Поляное и деревни Костювка

Статистическая и нравоописательная заметка о селе Поляном с деревней Костювкой Ахтырского уезда Харьковской губернии

Село Поляное и деревня Костювка построены на речке Дер­новой, в сорока верстах от города Ахтырки и ста двадцати от Харькова. Везде в окрестностях удобные, пахотные, сенокосные и лесные земли и много источников хорошей воды, много прудов и ручьев по склону к деревне. По берегам их жители сваливают навоз, отчего постоянно исходят гнилостные испарения, причиняющие вред народному здоровью; между тем навоз этот, будучи свален на поля, принес бы суще­ственную пользу, а осушенные болота дали бы жителям пре­восходный доход от сена.

Когда именно населено Поляное, по недостатку письменных актов и народных преданий, определить трудно, но должно ду­мать, что в эпоху населения, при Алексее Михайловиче, пусто­порожних мест Украины, так-как жители Полянаго все ве­ликороссы, а обыватели Костювки малороссы.

Все жители Поляного и Костювки – православные; число их 1060 душ в Поляном и 165 в Костювке. В первом 538 мужчин и 534 женщины, а во втором 74 мужчины и 91 женщины.

Церковь в Поляном – Митрофаниевская, построена в 1837 году усердием прихожан и священника Григория Манзюкова, который священнодействовал в ней до 1857 года, а в 1857 году уволился за штат. На место его определен родной сын его, священник Петр Манзюков, рукоположенный во священ­ника 1852 года. Он и теперь проходит должность священника.

Сельское училище в Поляном существует с 1844 года. Со дня открытия его до 1867 года, за 12 лет, в нем состоя­ло учеников 204 и девочек 68. Наставником в этом учи­лище – приходской священник Петр Манзюков, а помощник дьячок Василий Манзюков.

В приходе каждогодно, по давнишнему обычаю, бывает два крестных хода: ранней весной, когда выгоняют скот на пастбища, и около половины мая, на молодые хлебные всходы.

Особенно выдающиеся обычаи жителей села Поляного сле­дующие:

  1. В первый день Воскресения Христова жители идут на кладбище, где на могилах своих родных, катая крашенные яйца, оплакивают оных. Яйца эти потом отдают они собрав­шимся на кладбище нищим.
  2. На крестинном обеде, который обыкновенно всегда заканчивается кашей, восприемник берет пол-ложки каши, до­бавляет другую её половину солью, перцем, водкой и ква­сом и угощает своего кума. Бедняк, кряхтя и мотая во все стороны головою, кушает лакомство.
  3. В пред брачный вечер жених, со своим родом, отправ­ляется в дом невесты, где отец её с своими родственни­ками за столом занимает первое место и ставит около се­бя уговоренный бочонок с водкой. На столе скатерть, посу­да, свечи, хлеб, соль мясное и все необходимое жених по­ставляет от себя, которое привозит: что – в кадке, что – в почвах, что – в горшках, а что – в мешках. Усадивши по возрасту и достоинству за стол невесты своих родственни­ков, отец жениха, тянет с ними сухой разговор, а жених в беспокойном состоянии переходит с места на ме­сто. Невесты в это время нет в избе. Она со своими подругами занимает другую свою, или же соседнюю, избу, куда уполномоченный со стороны жениха, неоднократно являясь с рюмкой, просит невесту войти в дом, занятый женихом; отказы умоляются частыми рюмками; наконец невеста со сво­ими подругами тянет в избу, занятую женихом. Пробив толпу народа, она проводит своих подруг и в стройном по­рядке ставит их на подмостках, устроенных в аршин от земли, а сама занимает место среди их. В избе тишина, на­род молится Богу, потом садится на места и тут наступа­ет для жениха роковая минута, – минута прежде волновавшая его дух. Он берет налитую водкой рюмку, подходит к подмосткам и три раза вызывает невесту, называя по имени и отечеству, просит ее – выступи сюда (т. е. к нему), а в третий раз прибавляет – позвольте выступить сюда. Толпа де­виц раздвигается и из среды её плывет невеста. Она схо­дит с подмосток и выпивает с женихом налитую рюмку, целует его, и сняв со своей шеи шёлковые кисти, надева­ет на шею жениха, потом оба они потчуют родных и зна­комых, потчуя, падают к ногам каждого и лежат на зем­ле до тех пор, пока гость не осушит поднесенной рюмки; вставши жених и невеста целуются с гостем, выпившим водку. В ту пору, как жених и невеста лежат на земле, по­други невесты, стоя на подмостках и покачиваясь всем кор­пусом вправо и влево, поют печальную песню, а когда гость выпьет, поют веселую с криком и прыганьем. В то­же время невеста подносит, кому следует, подарки, состоящие из кусков полотна, рушников и шитого белья. Стол окан­чивается молитвою к Богу и затем невеста с своим иму­ществом отправляется в дом жениха. Когда сватают в другом селе, то жених и невеста, до последнего пред брачного вечера, не видят друг друга. Выбор отца или матери, волей-неволей должен быть для молодых удовлетворителен. Отчего, впрочем, редко, супруги не вполне наслаждаются супружеским счастьем.
  4. В шесть недель, после смерти покойника, состоятельные семейства отправляют в доме поминовение по усопшем. Хо­зяева приготовляют из хлеба лестницу, которую кладут на столе среди двора, и когда отправляется лития, женский пол поражающим криком по сараям, амбарам, клуням и се­ням, оклакивает покойника, а по отпении литии и благослове­ния хлеба, лестница раздается нищим.

В нравственном отношении жители Поляного отличаются благотворительностью к нищим, а в религиозной жизни особенно заметна любовь к путешествиям по святым местам.

С незапамятных времен в этом проходе был один шинок; но с той поры, как пала откупная система, сущест­вует их два. В них-то совершается все важное: обще­ственный суд и расправа, покупка и продажа, ссора, драка и мир, начинаясь, сопровождаясь и оканчиваясь доброю попой­кой; после попойки некоторые, забыв достоинство человека, честь и приличие наравне с неразумными, валяются в луже, бранят кого попало постыдными словами, ночуют, где придется, не смотря ни на какую погоду, отчего некоторые теряют здоровье и наживают мучительные болезни. Честь и слава однако ж Полянской женщине: она чуждается шинков и пьян­ства; самые мужчины пренебрегают и лишают доброго имени ту, которая решилась бы войти в шинок и выпить там водки.

Священник Петр Мансюков