1857 год. Слобода Одринка. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
На востоке от Валок в 18 верстах.
По бумагам Одринка называется селом в делах 1705—749 г., а Одринская сотня казаков видна в переписке 1684 г. 7
О древних храмах слоб. Одринки находим сведения в храмозданной грамоте м. Илариона 1715 г. сент. 15 дня. Здесь читаем: “били челом нам харьковского полку села Одринки жители Федор Кролевец и Роман Логвинов всем Троицким приходом: в прошлом 711 г. в приход воинских людей Татар то село Одринка разорено, церковь Божия и их поселения сожжены и они де после того разорения сошлись на прежния свои места и поселились дворами и обещались построить церковь Божию вновь во имя Пресвят. и Живоначальныя Троицы”. Вследствие просьбы митрополит благословил построить новый храм. Доселе остаются два памятника двух бывших один за другим храмов в Одрине, на местах их престолов.
Ныне существующие каменный храм Св. Троицы, однопрестольный, сооружен в 1799 г. старанием помещика Андрея Островерхова, на счет его и других благотворителей.
В настоящее время храм сей один из самых благолепных по украшению иконостаса и ризнице. И этим одолжен он попечительности доброго и умного старца протоиерея Иоанна Павлова — Сильванского, потомок знаменитого обозного Павлова скончавшегося в плену 8.
В 1849 г. устроено им в олтаре горнее место, на сумму 399 р. 99 к. сер., испрошенную от доброхотных дателей. На местной храмовой иконе Св. Троицы — серебренная, вызлащенная риза, весом 12 фунт., ценою 485 р. 711/4 к. сер. — дар помещика Ивана Демяненка 1838 г. На местной иконе Спасителя серебренная вызлащенная риза весом 12 фунтов. 71 золот., в 540 р. 97 к. сер., устроена крестьянином Павлом Олейником в 1841 г. На местной иконе Богоматери, серебренная вызлащенная риза, весом — 12 фунт. 74 золотн., в 540 р. 97 к. сереб., сделана в 1841 г. на пожертвования разных доброхотных дателей. На местной иконе св. Пр. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна серебренная вызлащенная риза, весом 13 фунт. 85 золот., в 601 р. 13 к. сер.— приношение помещика Ивана Демяненка 1841 г.
Мы уже видели, что сделали Татары с Одринцами в 1711 г. Они предали огню все поселение их, и рассеявшиеся жители едва собрались на свои пепелища спустя 5 лет. По формальному делу 1719—1720 г. (в Губерн. Правл.) — известно, что в 1717—1719 г. шайки Запорожцев несколько раз каждый год грабили Одринцев, уводили лошадей, обирали дома грабили на дороге, на поле и везде, где только могли, били людей до полусмерти. Так в 1717 г. “набегши ночною порою пешие Харцизы до Тимка Тимченка, взяли у него жупанов 4 “пищаль з борошнем, штаны тузинковые, поясов шолковых два, чобот сафьяновых 4 пары, плахту шолковую, серебра вачею на 20 р.; цена жупанов 15 р. пищали 49 д., штанам 26 д., поясу 3 р., чоботам 2 р. 13 д., плахте 3 р. 28 д,” В тоже время у ехавших из Харькова 8 одринских жителей Запорожцы отняли денег 17 р. и вещей на 11 р.; в числе последних “мониста червоннаго: перенизаннаго копейками, 8 раиов на 4 р. 2 д. жупан 3 р. ярмолук гобинный 49 д. пояс шолковый 1 р. сукна белого локот 10 на 13 д.” В следующем 1718 г. авг. 1 ворвались они в дом Василия Тимченка и взяли разбоем “денег 20 руб. казан винный полон ветчины, сала, 5 кафтанов, 5 пар рубах, 20 арш. полотна, саквы юфтовые (т. е. сапоги), 2 шкуры, ведро меду, полкофи горелки, 2 сабли, 2 узды”. В тот же день ограблен другой богатый дом; тогда же “стоящих на крисе полевой сторожей 6 человек изменники Запорожцы, набегши ночною порою и учиня с ними
бой, ранили 3 человек мало не до смерти; коней с седлами и рушницы и прочое оружие и платье обобравши убежали”.
В новейшее время бичом Божиим для прихода была холера. В 1831 г. умерло от холеры 73 чел. в 1848 г. болезнь действовала сильнее и продолжалась гораздо долее; в течение 2 месяцев Июля и Августа умерло 170 чел. При таковых смутах народ оставлял все житейское и пребывая в молитве и посте приготовлялся к вечности исповедию и приобщением св. таин. Цинготной болезни 1849 г. в приходе не было.
Создатель Одринского храма Андрей Иван. Островерхов достоин особенной памяти по его искреннему благочестию. Он любил духовенство и щедро делился с ним земными благами, кои даны были ему Промыслом. Особенно любовь к нищим развита была в душе его в высокой степени. Раз в праздник явился к нему отставной солдат в рубище. Дав ему верхнее платье, он увидел, что рубашка у него вся в дырах и лоскутах и попросил у своей старушки, чтобы та дала ему рубашку. Та не хотела дать, жалуясь на его излишнюю щедрость. Он снял с себя рубашку и облек ею гостя, и когда жена подала для него самого рубашку, он отдал ее бедняку в запас на будущее, от имени жены своей.
Число прихожан: в 1730 г. 309 м. 268 ж., в 1750 г. 385 м. 360 ж., в 1770 г. 511 м. 490 ж., в 1790 г. 615 м. 630 ж., в 1800 г. 880 м. 890 ж., в 1810 г. 855 м. 885 ж., в 1830 г. 597 м. 612 ж., в 1850 г. 958 м. 1058 ж. п.
Метрики Одринского прихода начинаются с 1725 г.
В округе Одринского прихода состоять хутор Кукулевского. Здесь находится самое замечательное городище по величине и особенному виду устройства. Оно состоит из двух плоскостей возвышенных одна над другою и над соседнею окрестностию, так что оно заключает в себе две крепости — внутреннюю — цитадель и внешнюю —городовое укрепление. При взгляде на это укрепление изумляешься правильности устройства его, и его обширности. В протяжении от юга к северу оно идет почти на 447 саженей, а от востока к западу — на 250 саженей. С восточной и юго-западной сторон оно защищено тройным рядом высоких валов. С западной и северозападной защищается широким и крутобережным руслом речки Отноги, впадающей в Мож ниже Одринки. При том сторона русла, составляющая стену крепости, обделана искусством инженера,— на плоском склоне устроившего два ряда валов, а за тем сделавшего стену почти отвесною. Кому принадлежало построение этого укрепления? Без сомнения не Татарам и же слободским казакам: первые не строили таких крепостей; слободские городки также не имели ничего похожего на эту крепость. И глубокая древность укрепления слишком очевидна. По валам его выросли огромные дубы, иные из них уже срублены, и на пнях свободно может лежать человек, высокого роста, напр. 1 арш. 10 вершков, не занимая впрочем всей длины поперечника пня.— Скольким же годам, или вернее — векам надлежало пройти, прежде чем начали расти и могли вырасти такие дубы? Медные оконечники стрел, какие находили в укреплении, также указывают на глубокую древность укрепления. Кривые сабли и ножи с четвертью луны, укрепленною под рукояткою, какие попадались здесь же, в настоящем случае показывают только то, что Татары бывали в этом укреплении во время своих хищных набегов на Русских. Близость этого городища к городищу Козаревскому, его древность и особенная правильность наводят на ту мысль, что построение его принадлежишь Козарам, которые при близких сношениях с Византиею могли быть знакомы и с искусством построения крепостей. В последствии же это укрепление служило крепкою защитою Русским против Половцев, против которых ближе к востоку по Донцу были расположены еще русские городки — Каменный, Змиев, Чугуев. По летописям видим, что западные границы земли Половецкой не переходили за Оскол: но для удержания их набегов на русские границы необходимы были и сторожевые городки и некоторые укрепления, как это делалось и против Крымцев. Когда в 1191 г. князь Игорь шел против Половцев: то остановился у Оскола, и Половцы, услышав об этом, отодвинули свое кочевье глубже в степи. А раньше того, когда тот же князь решился напасть на становища Половцев во время их отсутствия из своей земли: то перебравшись за р. Мерло встретился здесь с отрядом Половцев в числе 400 человек, которых вел на Русь Обавлыко Стукович 9. И так р. Мерло не редко видали на своих берегах Половцев и здесь нужны были против них укрепления, каковы Козаревское и Одринское.