1857 год. Слобода Люботин. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
На р. Люботинке, в 20 верстах от Харькова и в 23 от Валок.
“Кум мой Логвин сотник Люботинский, да Григорий Капустянский, житель тож Люботинский и Степан Ушкало писарь Люботинский заводцами были с товариством многим казацким села Люботинскаго”. Так писал в своем листе от 17 авгус. 1678 г. Харьковский полковник Григорий Ерофеевич Донец. По этим словам можно положить за верное, что “многое товариство казацкое” населило берега р. Люботинки не позже 1650 г.1.
Поелику же Люботинское или Люботино с первого раза населилось целою массою народа: то это уже дает видеть, что первый храм построен был здесь в одно время с первым заселением Люботина, т. е. ок. 1650 г. По Куряжским записям видим в Люботине уже в 1696 и 1746 г. двух товарищей священников Михаила Яковлевича Луткевича и Феодора, из которых первый пожертвовал монастырю свой сенокосный луг и продал мельницу за 650 золотых2. Метрики Пятницкой Люботинской церкви начинаются с 1725 г.; а по переписи 1724 г. показано при ней прихожан 233 двора.
В 1744 г. по прошению харьковского полкового судьи Александра Черноглазова, разрешено было построить храм св. Параскевы в с. Люботине. Но храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 г. Между древними антиминсами хранится антиминс 1750 г., за подписом Иоасафа епископа Белогородского, с надписью: “в храм св. м. Параскевы в село Люботино”.
Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г., при устроении нового иконостаса, он, по желанию прихожан, освящен во имя Вознесения Господня. На устроение нового иконостаса крестьянин Иван Вовченко пожертвовал 2000 р. асс. Пожертвования других замечательны и по обстоятельствам. Так супруга помещика Василия Абазы Татиана пожертвовала 4000 р. асс. по случаю болезни ея, и ея болезнь вскоре после того кончилась. Казенный крестьянин Григорий Даниленко пожертвовал на иконостас 500 р. асс. Случай, возбудивший его к этому,— внезапная смерть двух сыновей, постигшая их в один день. Казенный крестьянин Тарасий Кононенко пожертвовал в 1838 г. на серебренную вызлощенную ризу, сделанную по заказу в Москве на икону св. м. Параскевы, 270 р. и на хоругви 600 р. ассигн. Эта благотворительность пробуждена была тем, что семейство Кононенка, заключавшееся в жене, 2 сыновьях и 3 дочерях, вымерло от чахотки в один год.
В Люботинском храме есть древняя курская икона Знамения Божией Матери, к коей жители Люботина издавна притекали и притекают с особенным благоговением и верою. Особенно 1847 и 1848 г.— гибельное время холеры, доказало, до какой степени Люботинцы благоговеют к Божией Матери; целые два месяца не умолкало молебствие по домам и распутиям, св. икону носили везде, гдте только можно было ходить, последняя хижина сего прихода не лишалась присутствия св. иконы, и, благодарение Господу Богу и Его Пречистой Матери,— приход, по числу душ его, мало потерпел утраты. Все прихожане единодушно согласились в память избавленья от страха смерти совершать на всегда в воскресные дни пред божественною литургиею молебствие пред св. ликом Божией Матери. Это и выполняется. Устное предание полагает существованию сей иконы около ста лет; в храм внесена она бывшим в 1820 г. при Люботинской церкви священвиком Феодором Литинским, а к нему поступила от родственницы его помещицы Фесенковой.
Книги: Евангелие, м. п. 1716 г. 1735 г., Служебник в л. м. п. 1744 г.
Метрики храма начинаются с 1725 г.
Число прихожан: в 1730 г. 842 м. 760 ж.3 (казаков 245, подпомощников 404, работников и подданных 193), в 1750 г. 1086 м, 1022 ж., в 1770 г. 1323 м. 1226 ж., в 1790 г.— 1508 м.
1496 ж., в 1800 г, 1600 м. 1610 ж., в 1810 г. 1877 м. 1904 ж,, в 1830 г. 2068 м. 2173 ж., в 1850 г. 1788 м. 1875 ж. Приход по штату принадлежит к 3 классу.
Любопытно дело, происходившее в 1750 г., об одном из Люботивцев, который выдавал себя за знахаря,— способного узнавать дела сокровенные. Это памятник народных суеверий.
В харьковском духовном Правлении мнимый знахарь показал: “имя ему Нестор, отец его Леонтий бондарь, мать Евросиния, живут в харьковском полку в с. Люботине, и при них он воспитан; лет ему от роду 15; в церковь Божию ходил с правоверными; он упырь родимый; как скоро родился, то, по сказке его восприемной бабки Евдокеи Петренковой, у отца и матери просил пить, действует он ночью, в полночь встает, и идет к воде, и смотрит, и там видит одну звезду, на которой звезде, ежели у какого человека учинится воровство, покажется. Ивану Степанченку про пропалыя его волы объявил, что Коротицкаго жителя прозвищем Игушка взяты в пашне, и атаман оные волы отослал в с. Березово в майдан и там велел искать, а что волы в монастыре, о том не сказывал”. “Иван Степанченко показал, что волы пропали не у него Ивана, а у шурина его Пересечанского жителя Кирила Оробца, который ходил в Люботин и спрашивал у оного упыря о пропалых волах, и возвратясь сказывал он Кирил ему, Степанченку, якобы монастырские люди волы его Кирила взяли и в конюшне монастырской содержат.
Кирил Оробец сказал, что о пропалых у него волах упырь сказывал, оные волы люди монастырские переняли, и велел искать в конюшне монастырской. Но там не сыскались волы. А потом к нему упырю трижды приходил и за каждый раз велел он упырь ему Оробцу. ночевать и рано сказывал по разным местам искать, на которые он Оробец и ходил, токмо не сыскал. А после повел он сам Упырь его Кирила в московской лесок и на дороге схоронился.
Отец и мать порознь допрашиваны и показали, что как он родился, то мать его от бабки, которая при рождении его была, не слыхала, чтобы он просил пить воды, а родился он обыкновенно, как и прочие ее дети, восприемная бабка не та была, которую он показал, но Зиновья Стрельцова, которая в 745 г. умре. А в прошлом 748 г. за неимением у отца его и матери, чем детей прокормить, жил он Нестор у Люботинского жителя Петра Сасенка, и там, неведомо каким случаем, объявил про себя, что он родимый упырь, за что взят был к Люботинскому сотнику в дом; и по той огласки, якобы он упырь, многие бывало приходят к нему люди, чтоб он им объявил, что у кого пропало,— и по требованиям людским ходит, бывало, по разным местам, за что они отец и мать многажди его бивали, токмо он за своими корыстьми и прихотьми уняться не мог”.
Наконец Нестор объявил, что прежние показания его ложны, что “он не упырь, а обыкновенный человек, волшебническогоо знания и бесовского откровения о тайных вещах никакого не имеет, но манит народ ради единого прибытка с прошлого 748 г., в голодный год для прокормления”.
Консистория, не найдя в донесениии Правления, от своего ли умысла Нестор выдавал себя за упыря или научен кем либо мнимому волшебству, вытребовала его к себе.
1751 г. марта 11 д. мнимый упырь переспрошен в Консистории и показал: “В прошлом 748 г. жил он Нестор в с. Люботине в доме отца своего и матери, и в Петров пост живущая в том же селе вдова Евдокия Алексеева, жена Пятернева, прислала за ним Нестором в дом сына своего малолетнего Василия, и как он пришел к ней, тогда она спросила его: хочешь ли выучиться смотреть на звезды и от того угадывать о пропажи какой нибудь, у кого сыскать? На чтó он к тому свое желание объявил. И того ж времени в пятницу в самый полдень стала его научать. Во первых вывела его на двор и посадила на избный угол; а сама стала на земли под углом и свиснула трижды и созывала всякий гад с таким приговором: аз есть гад. И тогда собралось гаду до 20 и более.— И был тот гад часа с два. А потом оная бабка и в другой раз свиснула. И тот гад разполозся в рознь. И сняла его Нестора с угла, повела в избу. И в той избе взяв склянку с горелкою налила в чарку и шептала над чаркою и дала ему напиться, которую он и выпил. Того ж числа в полночь выводила его Нестора к мельничному ставу на двор и пускала его на латаках плыть против воды и плыл; а потом взяв его из воды стала над ставом и воткнув веретено тонким концем в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду и спустилась назад с тою звездою, которая подобием такова, как бывает полунощная ясная, и дала ему в руки подержать, а потом взяв от него пошла с ним в дом, и ту звезду положила в сенях под кадушку. Переночевав ту первую ночь, по утру налила горелки в чарку и наговаривала и дала ему пить, которую и пил. На другую ночь вывела его на двор в полночь и приказала смотреть на звезды, на которыя и смотрел. И показывались ему на звезде человеческия имена, у кого пропало и кем украдено. Бабка его Нестора и звезду снятую держала в доме своем целую неделю, и отпустила его в дом, а звезду пустила в небо”.
Консистория посылала нарочного за показанною бабкою Евдокеею Патерневою. Но в ответ сказано, что такой нет в Люботине. Нестор указал по именам соседей дома, где она живет. Но и в другой раз отвечали, что такой волшебницы не было и нет на месте.
Консистория определила: “как Нестор еще не совершеннолетний, то отослать его в Святогорский монастырь к архимандриту Фаддею Какуйловичу, и содержать его в монастырской работе неисходно, и смотреть, чтоб он никому никаких суеверных бредней не объявлял и действия никакого не чинил а ходил бы в церковь Божию для слушания чтения и пения и повсягодно исповедывался и сообщался Божественных таин; а какого он будет состояния, в Консисторию репортовать”.
Припомним при этом отзьв Англичанина Коллипса, жившего 9 лет в России при Царе Алексее Михайловиче. “Черкасы, говорит он, очень преданы колдовству и считают его важною наукою. Им занимаются женщины высшаго сословия”4.
Казнями Божиими за грехи были для Люботинцев:
а.) Саранча 1823 и 1824 г. опустошившая на полях Люботина до 200 десят.
б.) Болезни: холера и цинга, страшный неурожай и падеж скота. От холеры 1848 г. в течение июля и августа в приходе сем из 3500 душ об. пола умерло до 450 чел. а от цинги 1849 г. до 50 челов. некоторые семейства разорились чрез повальную болезнь, а другие от неурожая хлеба.
Предание сохранило несколько лиц отличавшихся в приходе благочестием. Таковы: сотник Гавриил Альбовский, живший более ста лет; коллежский Регистратор Иван Рахманов; казенные крестьяне: Григорий Почепецкий, Нестор Санжаровский, Самуил Гахов и Семен Бутенко. По отзыву народному эти люди были набожны; ближним нуждающимся, чем только могли, помогали; оказывали пожертвования для церкви; не опустительно ходили на все молитвословия храма.
Петр I-й был в Люботине, когда из Азова через Харьков спешил под Полтаву 5. Благословенный Александ на пути чрез Харьков в Полтаву в Люботинском храме 4 авг. изволил слушать божественную литургию, а по окончании ее изволил шествовать на водоосвящение к колодцу. По окончании молебствия, приложась к кресту Господню и приняв окропление св. водою, обратился в квартиру, которая была приготовлена вблизи церкви в доме коллежской регистраторши Софии Михайловской, где изволил обедать и в 2 часа пополудни благополучно отправился в Полтаву и Николаев.