1857 год. Слобода Кабанья из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"

В царской грамоте 1704 года, цареборисовские жители показывают: «а что на реке Красной у Кабаньего брода селят они, Донские казаки, Русских людей, и те русские люди – беглые Белогородского уезда из приписных к Воронежу разных городов; бежали от службы и от рублевых денег и от корабельного строенья». По дознанию следователя, оказалось: «в том новопостроенном Кабаньем юрту живут куренями Русских людей человек 50 и больше, а кто именно в том юрте живут, тех людей они, челобитчики. – Донские козаки, переписывать не дали; а тот Кабаний юрт построен в прошлом 1702 году». Атаман Донских казаков жаловался тогда царю, что будто полковое начальство Изюмского полка лишает донцов собственности, заселяя берега рек Жеребца и Красной черкассами, и просил оградить права донцов на эти реки волею царской. Царь, оставив донских поселенцев Кабаньего юрта, Сухарева и Краснянска на их местах, в основание прав Изюмского полка на реки Красную и Жеребец принял то, что «в прошлых годах, как Донские козаки миривались с Азовскими жителями, с Турками и Татарами, они миривались вверх по реке Донцу по речке Гайдар, которая впала в Донец с Нагайской стороны ниже речки Бахмута, Жеребца и Красной, и за тем их миром Азовские Татары Изюмского полка Козаков на пасеках и на звериных ловлях Бирали в полон многое число»; к тому же донцы не могли представить письменных документов на права владения помянутыми реками, хотя по обыску и оказалось, что они имели юрты по тем рекам, по обыкновению своему на ружейный выстрел от берега реки. Потому, другим распоряжением, все русские поселенцы реки Красной, Жеребца и Бахмутовки отданы в ведение Бахмутской канцелярии.

По делам Изюмского духовного правления видно: а) в деле 1722 года подписался: «Кабаньской церкви Поп Григорий Калиников»; б) дело 1729 года говорит о построении нового Покровского храма на место сгоревшего в с. Кабаньем; в) указ 1731 года предписывает освятить новый храм во имя Покрова Богородицы в слободе Кабаньей.

В 1790 году построили новый деревянный храм Покрова Богородицы. Поелику же в это время население Кабаньего так увеличилось, что и на другой стороне реки Красной явилось до 100 дворов и составилось поселение Новокабанье:то жители Новокабаньего вместе с жителями хуторов: Гурикова, Комаровского, Бариникова и Павликова, в 1797 году перенесли ветхий Покровский храм в Новокабанье, где он перестроенный, освящен в 1799 году во имя Вознесения Господня.

В 1843 году Покровский храм перенесен в Новоникольскую слободу, а в Кабаньем остался один Вознесенский.

По переписи 1732 года в Кабаньем оказалось 365 черкасов в 76 дворах.

В недавние времена прихожане страдали: а) от холеры, от которой умерло в 1831 году (с 28 июня по 17 августа) 95 человек, в 1847 году (с 23 августа по 3 октября) – 62 человека, в 1848 году (с 16 июня по 27 августа) – 356 человек; б) в 1848 году от кори умерло до 100 детей; в) от цинги 1849 года было умерших (с 20 января по 1 мая) – 183 человека.

В эти бедственные годы военный поселянин Василий Прийма служил утешением для бедных. Набожный и благочестивый, он делился с ближними всем, чем мог, 13 лет он был церковным старостой и на собственные деньги, вместе с Афанасием Третьяком, купил для храма: евангелие, плащаницу и колокол в 445 рублей серебром.