1857 год. Новое Село. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

В 4 верстах от Новой Водолаги, на той же речке Адалаге.

О Крестовоздвиженском храме Водолажки или Нового Села доставляет све­дение следующая просьба 1729 г.: «имеется в Харьковском полку маетности высокопревосходительного господина генерала почтдиректора Алексея Ивановича Даш­кова, зовомая Новая Водолага, в которой две церкви — Воскресения Христова и Чудотворца Николая, и к тем церквам приходу по описным книгам 600 дворов. Да от той маетности расстоянием в 3 верстах другая слободка, зовомая Малая Водолажка, в которой прежде сего церковь Божия Воздвижения честнаго креста Господня была, и в нахождение татарское сожжена. И ныне в той слободке имеется 200 дворов а церкви Божией нет 10. Резолюция архипастыря: «написать к протопопу харьковскому, чтоб он церковь вновь на старм месте во имя Воздвижения честного креста по уставу церковному заложил». В 1732 г. при этом храме были две школы. Новый каменный храм освящен в 1848 г.

Приход Малой Водолажки, по новому штату, 2-го класла, число прихожан: в 1730 г. 555 муж. 542 жен., в 1750 г. 840 муж. 800 жен., в 1770 г. 1220 муж. 1210 жен., в 1790 г, 1578 муж. 1564 жен., в 1810 г. 1682 муж. 1933 жен., в 1830 г. 2063 муж. 2228 жен., в 1850 г. 2300 муж. 2570 жен. пола. Прихожане казенные чер­касы.

От холеры умерло: в 1831 г. 40 чел., в 1848 г. 50 чел. Цинги не было.

По делу о храме Новой Водолажки видим, что татары нападали на Водолажку, но когда? Без сомнений, в 1744 г. бригадир Осипов и тогдашний владелец Водолаги Захаржевский говорят, что в этом году Водолажка была почти уничтожена, ограбленные жители ее раз­бежались, кто куда мог. Это было в феврале 1711 г.11

Татары напали на Водолажку и в 1689 г. Тогда захватили они нескольких в плен, других ограбили. Вся орда была тогда вблизи Водолаг, но против нее действовал весь Харьковский полк. Полковник Григорий Ерофеевич писал в Чугуев: «сентября 17 198 (1687) г. Божиим изволением вишла из полону, маетности моей Новой Водолажки жителя Грыцка Свынорева дочка, девица Ульяна, которая взята была авг. 24 4689 г. в тот час, як была орда на полк мой, стоячий у Дерделева рогу, и под мает­ность мою Водолагу и Водолажку; а в распросе она сказует, что утекла она от Татар на ночи против великого Лугу над речкою Карачакраком и найшла у великом Лузе на казаков пол­тавских, которые там были для добычи рыбной, и те казаки привезли ее з со­бою до Полтавы, а с Полтавы пришла она у Водолажку».

Сл. Водолажка часто подвергалась опаспостям со стороны татар уже и потому, что находилась на самом южном краю поселений харьковскаго пол­ка. По этому-то положенью своему Водолажка была форпостом для Харьковских военных слобожан, куда они со­бирались на встречу татарам при первом о них слухе.

Вот что писал боярин и воевода Шереметьев в 1689 г. к полковнику Донцу.

«Господину Григорию Ерофеевичу Борис Шереметьев с товарищи челом бъет. В нынешнем 197 (1689) г. Генваря в 27 день по указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Благоверный Ца­ревны и Великия Княгини Софии Алексеев­ны всея великия и малыя и белыя России Самодержцев и по грамате из приказу вел. России, какова прислана к нам в Белгород за приписью дьяка Бориса Ми­хайлова, полку твоего казаков по прежнему Их Великих Государей указу в степь за крепости на речку Бык посы­лать не велено; а велено поставить полку твоего прежнее указное место (число) казаков в Водолажке и в иных местах, где пристойно, и стоять им с великою осторожности и опасением и посылать им для проведания к Мурафскому шляху, держа там караул, чтобы неприятели безвестно Мурафским шляхом и иными местами не пришли и разоренья над городами и в людех у полку неучинили. И Их Великих Государей указ о том к тебе послан. И тебе б полковника сына своего Константина с козаками поставить в Водолажке и в иных местах, где при­стойно, и везде б им стоять с вели­кою осторожности и опасением и по­сылать им для проведывания к Мураф­скому шляху, держать там караул, чтоб неприятели безвестно Мурафским шляхом и иными местами не пришли и разорения над городами и в людях у полку не учинили. И о сем бы тебе чинить по сим Великих Государей граматам, а что учинено и в которых местах сын твой полковник с каза­ками поставлен будет, о том к нам в Белгород писать».

Эта бумага получена в Харькове, как замечено на обороте ее, 5 февраля 1689 года.