1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"
Радьковка – на правом берегу реки Оскола и залива Оскольского, в 45 верстах от Купянска.
Говорят, что Радьковка названа по первому своему жителю, который назывался Радько, то есть Родион. В указе Консистории 1733 года вдова, священническая жена, Марья Никонова объясняет: «с прошлого 176 (1668) года блаженной памяти Преосвященным Авраамием, Митрополитом Белгородским, муж ее Кирилл посвящен и служил Попом в оном селе Радьковке при церкви Покрова Пресвятой Богородицы 28 лет; а по нем служил при той же Покровской церкви зять ее Поп Антоний и волею Божьей померли; а на оного зятя место Его Преосвященством посвящен в Попы брата ее родной сын, а ее племянник, Константин Федоров, и чинит ей при старости обиды» и прочее. По этому объяснению Покровский храм в Радьковке существовал уже в 1668 году, но в просьбе не сказано, первым ли был священником при Радьковском храме священник Кирилл. В ведомости 1739 года сказано: «Церковь Покрова Богоматери в слободе Радьковке неприятельским нахождением сожжена. А церковь Иоанна Богослова слободы Сенихи без Священника стоит, неприятельским нахождением разорена». Это разорение было в 1736 году по милости татар. В 1791 году храм сгорел по небрежности пономаря Ивана Раевского, не погасившего свечи пред иконостасом. Из огня успели вынесть только Святые Дары, утварь же, книги и все, что было в церкви, сгорело. Нынешний храм освящен 2 октября 1793 года, в построении и украшении его более всех участвовал помещик Михаил Лазаревич Греков (умер в 1808 году).
Церковной земли 45 десятин, а при Песковской, с неудобной, 48 десятин. Старики Радьковки слышали от своих дедов, что на северо-востоке Радьковки, за рекой Осколом, в версте от берега был городок, здесь поныне есть городище. Это место укреплено самой природой: с трех сторон оно почти недоступно, потому что окружено трясиной. С восточной стороны защищено было окопом, который, по рассказу стариков, был в ширину и глубину двух саженей; ров тянулся на 300 саженей. Так как местность городка поката и низменна, то из него не было видно дальней окрестности. Потому, для наблюдений за опасностями, саженей за 150 от рва сделана была высокая насыпь, на которой должна была стоять стража. Ныне городище служит пахотным полем, и при распашке земли находили здесь черепицы красного цвета, толщиной в полвершка, каких ныне нет здесь, ни по работе, ни по цвету. Было ли это место укрепленным местечком прежде татар, тогда как кочевали по левому берегу Оскола половцы, ни почему не известно. Но предание живое сохранилось между Радьковцами, что этот городок занимали татары. Для наблюдения за этими соседями, на высокой горе, находящейся на северо-западе Радьковки, была стража. Высокий шест давал знать обывателям Радьковки, что надлежало им предпринимать. Если шест был поднят вверх, то в то время жители Радьковки могли спокойно заниматься своими работами, если же он был наклонен к земле, то это значило, что грозит беда и надобно брать меры. Если шест наклонялся к Гороховатке, это значило, что можно было свободно бежать в Гороховатские леса и горы, если же шест склонялся в другую противоположную сторону – значило, надлежало искать спасения в камышах, которые на юго-западе Радьковки были непроходимы. Здесь есть местечко, называемое и сие время Забеги, сюда то жители скрывались от татар. Таким образом, понятно, какова была жизнь первых поселенцев Радьковки. Конечно, нельзя допустить того, чтобы казаки дозволяли татарам долго оставаться жильцами городка, без сомнения полковник озаботился проводить соседей в дальнюю степь. Но нельзя сомневаться в том, что татары не даром уступили городок казакам. Они, без сомнения, несколько годов сряду мстили поселенцам Радьковки набегами, тем более, что им так удобно было скрываться в Радьковском городке, чтобы воспользоваться лучшим временем для нападения.
Об одном из татарских набегов на Радьковку сохранилось известие в Чугуевской переписке, но это набег довольно поздний, бывший спустя лет 30 после населения Радьковки. Изюмский полковник Константин Донец писал в Чугуев: «Сентября 26, 1691 года, прислал к нам в Изюм из Цареборисова Сотник Лаврентий Иванов казаков с вестью: 26 сентября Цареборисовцы, будучи за звериною ловлею в бору за рекой Осколом, с Нагайской стороны видели Татар человек 40, которые шли тайным обычаем под слободу Радьковку; - они, схвативши одного человека Радьковского, да животины волов скилька, вернулись; и мы, догнавши их на вершине Нетриуской, чинили с ними бой: одного Татарина ранили и коня убили и животину у них, которую они было отгнали, отняли и гнали их аж до реки Жеребца».
О набеге татар 1736 года уже упомянуто, но как много потерпели тогда радьковцы, по бумагам не видно. По словам местной памяти, татары от того и успели сжечь храм, что Радьковцы были в поле, и что огонь испепелил тогда все село. О слободе Сенихе ведомость упоминает, что после разграбления татарского 1736 года в нем только 10 дворов.
В ведомости 1732 года показано прихожан при Радьковском Покровском храме 445 душ мужских, при храме школа и шпиталь (богадельня). По исповедной росписи за 1753 год значится 396 душ муж., 390 жен.
По ведомости генерального межевания 1784 года показано в Радьковке и 13 хуторах ее 890 душ муж., 889 жен.; 6787 десятин пашни, 17638 десятин сенокоса, 289 десятин леса. Затем по исповедным записям: в 1790 году 1908 душ муж., 1872 жен.; в 1810 году 530 муж., 590 жен.; в 1830 году 732 муж., 785 жен.; в 1850 году 759 муж., 766 жен. После 1800 года приход уменьшился отделением некоторых хуторов к другим приходам.
Заоскольские хутора, лежащие на супротив Радьковки, принадлежали к Радьковскому приходу, а в 1800 году построен в Песках храм Вознесения Господня, и там образовался обширный приход, в котором по ведомостям значится: в 1810 году 1328 муж., 1348 жен.; в 1830 году 2085 муж., 2150 жен.; в 1850 году 2064 муж., 1998 жен.
В Радьковке бывает ярмарка с 1-го октября до 4-х дней, довольно значительная, и еще две – 8-го мая и 1-го августа.