1857 год. Из «Историко-статистического описания Харьковской епархии»

По переписи 1732 года «Слободка Дуванка, имение полкового Есаула Андрея Двигубского, поселена на жалованной земле с 730 года, в ней 214 душ мужских».
 
О начале и судьбе храма и села сообщаем следующий простодушный рассказ семидесятилетней старицы, поручицы, Елизаветы Яковлевны Кашинцовой, урожденной Тихоцкой. Когда земля при речке Дуванке, по дарственной крепости, досталась во владение помещику Двигубскому, предку  Тихоцких, то он, с поселением на ней своих крестьян, устроил здесь деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. И как край этот, в тогдашнее время, не был свободен от набегов татар, то храм был обнесен высоким валом, вроде крепости, и в окопе находилась высокая башня. Эта башня служила и наблюдательным и оборонительным пунктом против татар, которые, производя грабежи по разным местам, обыкновенно по условленным знакам, состоящим большей частью в поднятии на высоком месте фонаря на кургане, доселе называемом караульным, сходились к реке Дуванке для дележа своих промыслов. Отчего произошло и татарское название реки (дуванить – делить). Нападения татар обходились жителям Дуванки и их храму недешево. Г. Кашинцова, не раз бывавшая в детстве на башне с братьями и сестрами, видела эту башню в нескольких местах поврежденную и простреленную меткими выстрелами татар. Когда опасность от нападений татарских миновалась, вал и башня уничтожены, и это было еще до 1800 года. Рассказ замечательный! Между старыми антиминсами хранится антиминс, освященный архиепископом Досифеем в 1737 году для храма Благовещения Пресвятой Богородицы слободы Дуванки Изюмского полка. Егор Яковлевич Тихоцкий в 1810 году испросил у Преосвященного Христофора благословение на построение собственным иждивением каменного, ныне существующего, храма, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Но, с одной стороны, массивность предположенного храма, а с другой – недостаток средств к сооружению были причиной того, что храм освящен только в 1824 году. Благочестивый храмоздатель Тихоцкий, владея искусством живописи, украсил храм иконами собственной кисти. К чести строителя Тихоцкого и всех прихожан должно сказать, что Дуванский храм, своим благолепием и богатством церковной утвари, может быть отнесен  самым первым храмам всего уезда. Благотворители, обогатившие храм сей утварью, были, после храмоздателя Тихоцкого, Николай Аполлонович Яблонский и Елена Константиновна Чародеева, Михаил Николаевич Кондратьев, Марья Семеновна Моренкова, Евдокия Григорьевна Захаржевич-Капустянская, и Константин Николаевич Захаржевич-Капустянский, которые своим усердием разновременно украсили храм Божий, а в 1845 году покрыли храм железом.
 
Не столько к памятникам древности, сколько к редкостям, могут быть отнесены два напрестольные креста, из коих первый кипарисный, поданный в церковь в 1849 году строителем Тихоцким, драгоценен тем, что заключает в себе часть Животворящего креста Господня, а второй серебряный, поданный 1799 года родным отцом строителя церкви Яковом Тихоцким, содержит в себе мощи 32 угодников Божьих. На обделке первого креста вырезаны следующие слова: «в сем кресте положена часть Животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа, и принесенная из Иерусалима Иеромонахом Варфоломеем, молением Димитрия Алексеевича Бахтева 1818 года декабря 6 дня, благословил племянницу свою родную и дочь крестную Прасковью Сергеевну Тихоцкую». А для большей ясности порядка, в каком расположены Святые мощи, нужным считаем предложить здесь изображение другого креста, с точным и верным описанием всех слов на нем изображенных
 
Особенного внимания заслуживает редкая книга: «Евхологион, сиесть Молитвослов, или Требник, первие благословением и повелением его милости светлой памяти Кире Сильвестра Лубиеницкого, Рудниецкого, Экзарха всея России, Епископа Луцкого и Острогского Епископа, напечатан в Почаевской Типографии 1771 года апреля 23 дня. Скрепил Людовик Ярошевич Апостольский и Консистора Луцкого Нотарий».
 
Из перешедших уже в вечность прихожан, известных по благочестивой жизни, особенно достоин памяти строитель храма Георгий Яковлевич Тихоцкий, которого вся жизнь состояла в занятиях, трудах и заботах о храме и в подвигах благочестия: он проводил жизнь уединенную, в посте и молитве, и не пропускал ни одного Богослужения храма.
 
Метрики храма в архиве Консистории начинаются с 1782 года.
 
По переписи 1732 года, в Дуванке 214 душ мужских, а в 1749 году здесь было прихожан 32 двора; последнее вследствие моровой язвы 1738 года и нападения татар 1736 года. В 1770 году 380 муж., 327 жен. В 1790 году прихожан 1450 муж., 1380 жен.; жителей Дуванки 486 муж., 460 жен., а по генеральному межеванию земли помещичьей 1589 десятин пашни, 5853 десятин сенокоса и 39 десятин дровяного леса. В 1810 году прихожан 1622 душ муж., 1636 жен.; в 1830 году 1037 муж., 1007 жен.; в 1850 году 903 муж., 941 жен. душ.