1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

В царской грамате 1693 г. Ольховатая называется еще «новопостроенной деревней Яблоченскаго уезда, где жители – Иван Юшкин с товарищи».19 В 1707 г. Ольховатка была уже слободой, и жители её приписывались на службу в Изюмский полк.20
 
Первый храм в Ольховатке построен около 1700 года. По ведомости о деньгах на госпитали в 1730–1738 г., поданной священником Симеоном, видно, что древний храм Ольховатки был посвящен В. М. Георгию.
 
По устному преданию, первый Ольховатский храм сожжен татарами во время Утрени. Из числа бывших тогда в храме спасся, как говорят, один сын сотника, успевший выскочить в окно. В 1748 г. выдан был антиминст для Ольховатской церкви Святителем Иосафом. Теперь на возвышенном месте строится каменный храм на счет прихожан – казенных крестьян, и в надежде на пожертвования сторонния; величественный и обширный храм близок к окончанию.
 
Книги: а) Апостол, М. п. 1699 г.; б) Цветная триодь, М. п. 1692 г.; в) Устав, М. п. 1735 г.; и д) Служебник, М. п. 1747 г.
 
Церковной земли 99 десятин.
 
Кары правосудия Божия над прихожанами: а) саранча 1822 г. поела почти все яровые их хлеба; b) холера, бывшая в 1830 году, взяла 148 жертв, а в 1848 г. 172 жертвы. От цинги 1849 года милосердие Божие пощадило жителей Ольховатки.
 
При Ольховатском храме было прихожан: в 1730 г. 127 муж., 110 жен.; в 1750 г. 293 муж., 273 жен.; в 1770 г. 483 муж., 469 жен.; в 1790 г. 1240 муж., 1230 жен.; в 1800 г. 1912 муж., 2019 жен.; в 1810 г. 2428 муж., 2521 жен.; в 1830 г. 2848 муж., 2996 жен.; в 1850 г. 3647 муж., 3575 жен.
 
В 1803 году причислены к Ольховатской церкви хутора, расположенные около Ольховатки и состоящие дотоле в ведении разных церквей, почему тогда же введен новый причт. Самое же значительное умножение жителей в Ольховатской волости относилось к 1771 и 1775 г. Тогда явились здесь из Великой России разные беглецы, в том числе бывшие под судом за кражу и подобные поступки.
 
С того времени в Ольховатском приходе явились раскольники. Особенно этой печальной известностью пользуется хутор Грачев, расположенный в 12 верстах от Ольховатки. По делам Консистории, в 1795 г., Воронежский вице-губернатор Солнцев сообщил Консистории, что между Ольховатскими раскольниками завелись странные обыкновения. Последствия сего сообщения не известны. В октябре 1818 г. Харьковское губернское правление сообщило Консистории свое решение предать увещанию жителей хутора Грачева: наставника Федора Купина, Ивана Фендрикова и Анну Королеву. Консистория просила выслать к ней при депутате помянутых раскольников, и губернское правление три раза подписывало земскому суду выслать раскольников в Консисторию. Однако раскольники не высланы. Консистории осталось предписать благочинному сделать на месте увещание. Купин и Фендриков, не смотря на все увещания благочиннаго остались неприклонны и наконец объявили: пусть снимают с них головы, но они не пойдут в церковь.
 
В 1819 году происходило дело о Евдокии Рязанцовой, православной и дочери православнаго родителя, повенчанной, как говорила она, против ее желания в раскольничьей молельной с Иваном Поспеловым. Рязанцова жаловалась, что Поспеловы употребляют всякого рода насилия, принуждая ее к расколу. Консистория, по незаконности раскольничьего сочетания, признала Евдокию свободной от необходимости иметь сожитие с Поспеловым, представив губернскому правлению подвергнуть суду Поспеловых и венчавшего раскольника за насилия их против Рязанцовой. Причем предписано Ольховатскому священнику Петру подвергнуть Евдокию эпитимии за ее нечистую жизнь с раскольником.
 
В июле 1827 г. благочинный Федор Веселовский доносил, что Ольховатский житель, Гаврила Шемяков, окрестил в пруде, по раскольничьему обряду православнаго Григория Ерохина, дело осталось без последствий. В феврале 1830 г. преосвященным Виталием разрешено Ольховатскаго жителя, раскольника Ивана Орлова, присоединить к православию и затем повенчать с Екатериной Умутовой. Просьба о том была от брата Иванова Филимона Орлова. Однако Савелий Орлов, брат обоих, долго бывший в числе православных, в последствии принял на себя должность раскольничьего наставника, собирал народ для богослужения по раскольничьим обрядам в собственном доме, отправлял такие же моления в домах православных и увлекал простодушных в заблуждение, пока наконец, уличенный в преступлениях закона, не был предан уголовному суду, и состоя под судом, не принял единоверия в начале 1851 года.
 
Число неисповедавшихся по суеверию в Ольховатском приходе было следующее: в 1826 г. 620 человек; в 1830 г. 529 человек; в 1835 г. - 511; в 1840 г. - 623; в 1845 г. - 625; в 1849 г. - 698 человек.
 
Причт Ольховатской церкви с 1848 г. получает жалованье 1-го класса.
 
19 См. в статье о Большом Бурлуке примечания.
 
20 Дело 1714 г.в губернском правлении.