1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии
Местечко Печенеги, в 23 верстах от Чугуева, при горе Бубон, на берегу Донца, самым именем своим указывает на то, что здесь некогда кочевали Печенеги.
Когда нынешняя Харьковская губерния стала населяться выходцами из-за Днепра, местечко Печенеги было из первых, где основались черкасы. Близость укреплённого Чугуева обнадёживала до некоторой степени в спокойствии Печенежских поселенцев, и в этой надежде они подчинились на первый раз покровительству Чугуевского воеводы, с удержанием своего казацкого управления. До нас дошла царская грамота 1654 года, которою партии 45 семей черкасских дозволено поселиться в Печенегах, но в которой вместе сказано, что новые переселенцы займут места в Печенегах вместе с «прежними выезжими Черкасами», и другая грамота 1646 года, присланная также на имя Чугуевского воеводы, которая, по всей вероятности, относится к самым первым поселенцам Печенегов.
1. «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой и Белой России Самодержца на Чугуево Фёдору Владимировичу Пушкину. В нынешнем в 162 (1654) году мая 6 писал еси к нам, что пришли на Чугуево из Литовской стороны Черкасы – Ивашко, Фёдоров сын, Волошенин с товарищами 45 человек, с жёнами и детьми, на вечное житьё. И те Черкасы на Чугуеве кресту приведены, и били нам челом нововъезжие Черкасы, Ивашко Волошенин с товарищами, чтобы им быти на Чугуеве с Чугуевскими Черкасами на вечное житьё и велети бы их устроити в Чугуевском уезде на Печенежском Катковском поле с их братьею с прежними выезжими Черкасами. И из тех Чнркас прислан к Москве в челобитчиках Ивашко Фёдоров. И мы тех Черкас, Ивашку Волошенинова с товарищами, для их иноземства и новой селитьбы, пожаловали, велели им дати нашего денежного жалованья на дворовое строенье, семьянитым по пяти рублей человеку, а которые не большею семьёю, сам друг или сам третий, и тем по четыре рубля человеку... Черкас пересмотреть всех на лицо... По их челобитью велели устроить на вечное житьё в Чугуевском уезде на Донце на Печенежском Катковском поле. И они бы, Черкасы, видя к себе нашу Царскую милость и помня крёстное целованье, нам Великому Государю служили, от Крымских и от Нагайских и от Литовских воинских людей наши Украйны оберегали б и к службе были готовы, и в приход воинских людей с ними билися и в указных местах на вечное житьё строились… Писано на Москве лета 7162 (1654) мая 20»).
Другая грамота, от 23 ноября 1646 года, к Чугуевскому воеводе князю Якову Петровичу Волхонскому такова:
«Писал еси к нам ноября 10: пришли в Чугуево на наше имя на вечное житьё из Литовского городка из Опошнина Федотко Левонов с товарищами 205 человек, а в распросе сказали: пошли они из Литовской стороны от гонения папежан, да и многие белорусцы от гоненья хотят идти на наше Царское имя на вечное житьё. И ты тем Черкасам велел на Чугуев до нашего указу из нашей казны дать по 4 деньги на день человеку. А жёны и дети у тех Черкас Федотки с товарищами есть ли? И ныне с ними ли на Чугуеве, или в литовской стороне? Того в отписке твоей нет. И ты делаешь не гораздо, - пишешь о Черкасах не имянно. А по нашему указу велено принимать в нашу сторону переезжих Литовских людей семянистых и прожиточных, а худых и одиноких в нашу сторону принимать не велено.[1] А о Черкасах к тебе нашего указу, что принимать их в нашу сторону, не посылано и принимать их не довелось, что прежде сего от них ссоры бывали. И как к тебе ся наша грамота придёт и ты б Черкас, Федотку Ливонова с товарищами, распросил: жёны у них есть ли и ныне с ними ли на Чугуеве? и много ли у кого детей и в сколько лет которые дети? и что у кого какая животина? или жёны их и дети остались в Литовской стороне и чают ли они их за собою вскоре на Чугуево быти? О том бы еси о всём отписал к нам подлинно. А Черкас, Федотку Левонова с товарищами, и у кого ныне жёны и дети со всеми животинами, дав им подводы и кормец в дорогу, прислать к нам в Москву, с кем пригоже. А впредь которые люди Литовские и Черкасы учнут приходити на Чугуево, на наше имя на житьё: и ты б принимал их с рассмотрением и распрося, Шляхтичей добрых и торговых людей, семянистых и прожиточных и от которых измены не чают; а Черкас худых и одиноких людей принимать не велеть и отсылать их в Литовскую сторону со всем в целе. -Пи–ано на Москве лета 7155 ноября 30 дня».
Хотя в этой грамоте не говорится, что эти черкасы желают поселиться или остановились в Печенегах: но а) грамота 1654 года говорит, что прежде 1654 года черкасы уже жили в Печенегах, б) по бумагам нельзя указать в Чугуевском уезде мест, где бы поселились черкасы 1647 года, кроме Печенегов или Валок.
В 1784 году так описывали печенежское укрепление: «в слободе, прежде бывшей городом, имеется укрепление на подобие шестиугольника, с бастионами; она осыпана земляным валом, вышиною от горизонта от 1½ до 2 сажень. К нему прилегает с восточной стороны крупная гора (Бубон) с находящимся внизу её заливом; а с трёх сторон обнесено оно копаным рвом, шириною в 5 саженей; внутри вала, или укрепления, находятся две церкви деревянные, первая во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вторая во имя Николая Чудотворца, Приказный дом с двумя пристроенными для хлеба магазейнами; да в предместье церковь верховн. Апостол Петра и Павла и 4-я Преображения Господня».
В 1724 году Консистория прислала архипастырское разрешение построить в местечке Печенегах новый Покровский храм. В деле 1739 года о посвящении диакона Иоанна в священника Покровской церкви, о чём просил отец его, Печенежский советник Jakov Denysiewicz, подписались: «города Печенег Священники Соборной Покровской церкви Мирон Лукьянов и Григорий Павлов.[2] Два священника Покровские подписались, как увидим, и под просьбою 1669 года. Принимая ещё во внимание древность Печенежской крепости, должны мы остаться с уверенностью, что первый Покровский Печенежский храм построен был около 1647 года. Покровский храм существовал в половине прошлого столетия, когда, по переписи 1761 и 1763 годов, один из хуторов, заведенных на Печенежской земле, принадлежал священнику его Андрею Грабовскому. Он существовал и до конца XVIII столетия. Метрики его за 1779 – 1801 годы хранятся в Консистории. Он закрыт около 1817 года.
По делам 1726 года видим в Печенегах храм Святителя Николая и при этом храме школы. А в 1728 году Печенежские священники – Покровские Мирон Лукашев и Гавриил Павлов и Преображенский Семён Герасимов – выбирали «Печенежского Николаевского Священника Антона Юрьева» в поповского старосту для сбора церковных денег. В донесении Благочинного 1717 года Николаевская церковь называется уже окладной. И так несомненно, что Николаевский храм существовал в Печенегах ещё в XVII столетии. В 1750 году построен был новый Николаевский храм в Печенегах и для него выдан был антиминс Св. Иоасафом. В Консистории имеются метрики сего храма за 1779 – 1801 годы. В 1826 году он перенесён в Печенежский Бурлуцкий хутор, куда поступили и книги его: служебник, Московской печати 1705 года, евангелие Московской печати 1735 года, другое Московской печати 1748 года, минеи служебные, Московской печати 1750 года.
В указе 1726 года читаем: «сего 726 года сентября 18 Его Преосвященству в донесении Изюмского полку городка Печенег сотника Феодосия Плотнорянова до ктиторов Петра, Иванова сына, Челомбитьки и Ивана Зайцова» написано, что 1706 года, по благословению Преосвященного Игнатия, Митрополита Белгородского, построена в Печенегах церковь во имя Преображения Господня и что она уже обветшала, почему просители и получили разрешение возобновить её. Но в 1728 году тем же просителям, по их просьбе, дозволено построить новый храм, так как прежний Преображенский храм, на посаде в Печенегах, очень обветшал. По этим бумагам видно, что а) Преображенский Печенежский храм стоял на посаде, а не в самой крепости Печенежской; б) храм, существовавший до 1728 года, построен был, по словам прихожан, в 1706 году, но если он крайне обветшал в 1726 году, то в 1706 году, конечно, он был только возобновлён и, следовательно, первый храм Преображенский построен был около 1660 года.
В нынешнем Преображенском храме хранятся: а) два древние евангелия, одно из них печатанное в Москве при царе Петре 1703 года, в серебряном окладе: на верхней серебряной доске выбито Лазарево воскресенье, а по листам написано: «от книг города Печенеги Церкви Преображения Господня, данное иждивением Иакова да Вакулы, тщанием Иерея Григория савицкого». Другое евангелие печатанное в Москве 1735 года; б) минея служебная на сентябрь и октябрь месяцы 1704 года, с надписью: «от книг города Печенеги Церкви Преображения Господня настоятеля Иерея Григория Савицкого». То же на остальные 10 месяцев, Московской печати 1705 года и с тою же надписью; в) постный триодион в 2-х частях, Московской печати 1696 года; г) пролог на месяцы март, апрель и май, Московской печати 1702 года, с надписью: «города Печенеги Церкви Преображения Господня настоятеля Григория Савицкого, старанием и мирскими делами куплена». д) два служебника Черниговской печати 1747 года.
В 1750 году выдан был антиминс, освящённый Свят. Иоасафом «в местечко Печенеги, в Храм Преображения Господня». В это время храм был перестроен и устроен с тремя главами и с четвероконечными на них крестами.
С 1814 года усердие прихожан начало строить каменный храм и оконченный храм, освящён в 1816 году. Более других заботились о построении его священники Василий Погорелов, бывший и Благочинным, и Пётр Иваницкий и прихожане: Фёдор Кармилец и Гавриил Челомбитько. О возобновлении иконостаса старался унтер-офицер Алексей Петрович Челомбитько. На построение каменной колокольни Протоиерей Пётр Данилов пожертвовал 200 рублей серебром; им же внесены в храм серебряный крест в 35 рублей серебром, св. потир с прибором в 2 фунта 80¼ золотников, ценою 100 рублей, священническая риза и серебряная гробница.
В нынешнем Петропавловском храме хранятся метрические книги с 1743 года и исповедные с 1763 года. В 1741 году, по просьбе Печенежского сотника Григория Данилевского, посвящён к сей церкви в священника Наум Саговский. В переписи 1717 года храм сей назван окладным. По делам Изюмского правления, в 1726 году видим Петропавловского Печенежского священника Тимофея поповским старостою,[3] а в 1729 году определение об удалении от места Петропавловского священника Даниила. При этих данных, принимая во внимание наименование храма, должны мы положить, что первый Петропавловский храм в Печенегах принадлежит времени Петра Великого.
Ныне существующий каменный Петропавловский храм построен в 1803 году, усердием губернского секретаря Петра Каплуновского, и освящён Преосвященным Христофором Сулимой в 1806 году.
В Петропавловском храме остаются от древних времён:
а) Владимирская икона Божьей Матери в серебряно-позлащённой ризе: по местному убеждению она уже более 150 лет служит предметом благоговейного уважения в Петропавловском храме; б) Книги: три евангелия Московской печати; одно в 4-ю д. евангелие, благословением Иоасафа Патриарха 1668 года, с надписью: «року Божьего 7178 (1670) се аз раб Божий Иоанн Иванович с братьями своими Логгином и Данилом и Тимофеем и сёстрами своими Феодорою и Марьею, сию книгу отменили за здравие своё и отпущение грехов наших и надалисмо любовие ко Храму Покрова Пресвятой Богородицы в Печенежскую слободу на вечные часы, - при духовных наших будучих отцах Симеоне и Отце Иоанне и Степане Сотнике Щербиненко и Атамане Иване Величко»; другое евангелие, в 4-ю д Московской печати 1697 года; третье – 1735 года; триодион Пятидесятницы «тщанием Преподобного Петра Могилы Архимандрита Печерского, Воеводича земель Молдавских, киевской печати 1631 года» с предисловием к читателю, где объясняются слова: «учаще и наказующе самих себя, псалмы и имны и песнями духовными» и говорится о песнопевцах Триоди. Надпись по листам, отчасти сохранившаяся, говорит: «року тысяча шестьсот тридцать пятого… Корибута Вишневецкого местечка Горовиска за отпущение грехов, и за память родичев своих, надала её до церкви Успения Пресвятой Владычицы»… Очевидно, эта книга принесена в Печенеги из прежнего места жительства переселенцев.
В 1832 году перенесён в слободу Юрченково Печенежский Троицкий храм, не известно когда построенный. Вместо того в 1837 году открыт, в каменном здании военного госпиталя, храм Святой Троицы.
О печенежцах старых времён выписываем сведения Чугуевской переписки.
1. Г. Алексею Михайловичу (Чугуевскому воеводе) Григорий Ромодановский.
«В нынешнем 171 (1663) году августа 20 писал к нам из Обоянского Тихон Львов: августа 19 прибежал к нему из Сум Обоянин Тимофей Афанасьев, и сказал, что Татарове стоят от Сум в 10 верстах на Озерках и по Рыльской дороге, многих Русских торговых людей в полон поймали; а Хан Крымский перешёл по сю сторону Днепра. И тебе б, Господине, Печенежских Черкас полковые службы со всею службою и запасами выслать в Белгород».
Подобным образом, в 1661 году, печенежские черкасы посланы были Чугуевским воеводой в Колонтаев для отражения татар, осаждавших Колонтаев, как это видно по отпискам Колонтаевского воеводы, видно, что печенежские черкасы вместе с чугуевцами входили в состав Белгородского полка.[4]
2) В 175 (1667) году Чугуевский воевода доносил Белгородскому:
«Печенежской слободы мещане переписались в казаки, а после переписи осталось мещан мало, да и те бедны; а Печенежской слободы казаков во всяких делах выдать ему (Чугуевскому Воеводе) ни в чём не указано, а велено выдать во всём Полковнику Ивашке Серку. И тех казаков Печенежской слободы судят атаман Игнатко Череван, да сотник Стёпка Щербина».
3) Чугуевский воевода Белгородскому:
«176 (1668) года июня 28 велено от тебя, Боярина и Воеводы Князя Григория Григорьевича, мне с Чугуевцами и с Харьковцами под изменниками Печенежскими Черкасами промысл чинить. И я посылал в Печенежскую слободу Чугуевских станичников по сотника Степана Щербиненко, да по атамана Игната Черевана, да по войта Панаса Иванова для распроса, от кого у них в Печенежской слободе учинилось было измена вся Великому Государю? И они, Печенежцы, сотник, атаман и войт, приехав в Чугуев, в Съезжей избе сказали, что они Великому Государю изменить не хотели; а учинилась было измена от Печенежского казака, от Якуши Милюкова, с Печенежскими Летяжествами. Пришёл де в Печенежскую слободу Савка Шастенко, да с ним же изменником Двуреченец Ивашка, Алексеев зять, а он де, Савка, был Гаврилкиной сотни Стишенка, которые стоят на стоянке на Маяках. И пришли они Савка к нему, Якушке, в Печенежскую слободу для прелести и наговору, чтобы Печенежскую слободу наговорить для измены; а Якушке Милюкову он, Савка, сват. И он де, Якушка, с ним, Савкою, и с Ивашкою и с Печенежскими Летяжствами взбунтовали. И Летяжества де пошли с Печенегами по лесам для воровства, человек с 50. И его, Якушки, жена и дети в Печенегах. И он, Якушка, с изменниками Савкою и Ивашкою ушли за реку Донец на Нагайскую сторону. И Савка де Шастенко жену свою из Печенежской слободы выкрал. И тех изменников и бунтовщиков Печенежские Летяжества они, сотник и атаман и войт, поймать убоялись, - они, Летяжества, в те поры ходили с косами и рогатинами и с ручницами. А Якушка Милюков с женою и с детьми и иными бунтовщиками в нынешний Петров пост ели мясо и молоко… а от Мартоветцов и Двуречанцов никакой измены и бунтовства они не видали».[5]
4) Великому Господину Преосвященному Феодосию, Митрополиту Белгородскому и Обоянскому, Герасим Рогозин челом бьёт.
«В нынешнем 177 октября прислана из Белгорода от тебя, Великого Господина, Преосвященного Феодосия, Митрополита, в Чугуев ко мне отписка; а в отписке писано, что приходили к тебе, Великому Господину, Печенежские Черкасы, атаман Игнатий Череван с товарищами, и говорили с великою докукою и плачем, что Чугуевцы отгнали от них 1500 овец. И то, Великий Господин Преосвященный Феодосий Митрополит, Печенежских Черкас ложное челомбитье на Чугуевцев. Чугуевцы Печенежских Черкас овец не отгоняли. А приходили из Плотавы воры изменники Черкасы и те их овец отогнали и перегнали на сю сторону Северного Донца на Змиёвское городище… И они, Чугуевцы, ходили в поход и догнали изменников Черкас за Змиёвым на Гомольше, меж лесом, и тех овец у них, изменников Черкас, отбили, - а они, Черкасы, разбеглись по лесам. – И Печенежских Черкас с Чугуевцами в походе не было ни одного человека. – А те овцы Чугуевцы пригнали под Чугуев на Малиновой колодезь. – А они, Печенежские Черкасы, приехали к ним, Чугуевцам, на Малиновой колодезь, тех своих овец у них, Чугуевцев , прогнали, и они, Чугуевцы, им овец не отдали. Били челом Великому Государю, а мне в Чугуеве, на Съезжей избе, Печенежские Черкасы словесно, чтоб велеть те овцы отдать им. И я велел собрать смотр и на смотре им, Чугуевцам, говорил при них, Печенежцах. И Чугуевцы сказали Печенежским Черкасам: когда привезут Государев указ из Белгорода от Воеводы Боярина Ромодановского, тогда отдадут». Далее нельзя разобрать сгнившего листа. Заметим при сем, что Белгородский воевода князь Ромодановский был тогда в походе.[6]
5) Печенежские казаки, в своей сказке пред Чугуевским воеводою сказав, что тогда, как жалованною грамотою 177 (1669) года казаки Харьковского полка освобождены от таможенных пошлин, с них, печенежцев, требуется в Чугуеве пошлины с рубля по 10 алтын, пишут: «Мы Чугуевского уезду Печенежской слободы полковые казаки служим Великому Государю службу в Харьковском полку, и в нынешнем 181 (1673) году в разных месяцах и числах приходили воинские люди Татарове под Печенежскую слободу и конные и животинные стада отымали. И на полях озимый и яровой хлеб у нас не родился. И от того разорения, прихода воинских людей и что хлеб у нас не родился, многие наши братья Печенежской слободы в разброд и платить нам Государевых таможенных пошлин не стало возможно. – В том Его государева воля и в том наша сказка. А сказку писал Печенежский церковный дьячок Клименко Парфенов». (И писал прекрасно, четко, чисто, правильно). Вместо просителей подписались Покровской церкви священники Иоанн Климов и Илья Стефанов. Затем следует челобитная Чугуевского воеводы, в которой он ходатайствует пред царём об освобождении Печенежцев от платежа таможенных пошлин.
6) Чугуевскому воеводе Печенежские сотник и атаман в 1673 году.
«У нас сего дня июля 3-го проклятые Татаре и враги креста Христова побрали многих людей и товар на Базалеевце».
7) Чугуевский воевода Фёдор Соковнин пишет к царю, что в августе 1673 года татары были под Печенежскою и Малиновскою слободами и в Змиевском уезде под селом Мохначами и слободою Андреевыми Лозами. «А идти мне за ними в поход за малолюдством не с кем, потому что орда многие люди с Кошем».
8) По отписке Балыклейского начальника известно, что татары были под Печенегами и в 1678 году.
9) «И мы вам вестно чиним, что в нас, Печенегах. Августа 28 были люди воинские Татары ста с полтора и взяли в полон душ со сто и животины отогнали. Того ж числа у ночи утёк з Орели великой панской челядинец Фёдора Володимеровича Яков и мовит, что орды не мощно изчитать; а взяла орда слободу Бурлук, а теперь добывает городка Двуречного, - сильная орда; а другая орда, тож несчетная, пошла по реке Короче с пушками и с казною». Так доносили от 28 августа 1698 года Печенежские сотники Никон и Феодор Щербины Чугуевскому воеводе.
Бедствия нового времени: холера, от которой в 1831 году умерло 99 человек, в 1847 году 40 человек, в 1848 году 315 муж., 186 жен.
По переписи 1732 года, в Печенегах старшины 24 человека, казаков 573, подпомощников 1551, шинкарей и работников 205; в хуторе сотника Елисея Зарудного подданых 16, а всего 2403 душ муж.[7] Здесь же показаны братский шинк и другой братский шинк. Это даёт видеть, что и Печенежских черкасов были два братства. Заботившиеся о благосостоянии храмов.
В 1785 году было в Печенегах 3299 душ муж., 3600 жен. Кроме торгов по понедельникам и пятницам бывали 4 ярмарки в году, продолжавшиеся по 4 дня: именно – в день Вознесения Господня, в день Преображения Господня, 28 октября в день Св. Параскевы и в четверг на всеедной неделе; - так бывает и ныне.
[1] В Чугуевском архиве не отыскалось такого указа царя Алексея Михайловича. Между актами Архиеографической комиссии есть грамота царя Михаила Феодоровича 7 сентября 1642 года о не принимании польских и литовских выходцев, кроме знатных людей, - где поминаются черкасы.
[2] В 1741 году, по просьбе прихожан Изюмской Вознесенской церкви, посвящён во священника Иван Сеховский, которого отец Андрей Сеховский «был Изюмского полку в местечке Печенегах Сотником и в 737 году умре». Так писал сын, и он же показывал: «Русской грамоты, чтению и письму обучен, он, Иван, в помянутом местечке разными дьяками, а иных никаких наук, а мастерства не учен».
[3] После отца Тимофея место его в 1748 году по ходатайству ректора и учителей Коллегиума, зачислено было за сыном его, учеником философии, Ильёю Петровским, с определением викария для исправления треб.
[4] Смотри о Колонтаеве.
[5] Другая отписка о том же от 25 июня: «Июня 25 прибежал в Чугуев, Печенежской слободы Чугуевец, Маяцкий сведенец, Мишка Старицын и сказал: Печенежские Черкасы, половина, хотят изменить Государю по прелестным листам изменника Петрушки Дорошенка, а подослан де от него изменник Печенежец Гаврилко Стишенко, который был с сотнею на стане в Маяках, а с ним, Гаврилкою, подослал на Печенеги Татар и изменников Черкасов; а стоит Гаврилка под Печенегами за рекой Донцом, на степи на Нагайской стороне, в Бурлуцких вершинах, и прислал в Печенежскую сторону к Печенежским Черкасам своей сотни двух человек – Савку Шастенка с товарищем и тех изменников Печенежский Атаман хотел поймать их ему не дали и их отпустили. – Пошло Печенежских Черкас, пеших и конных, под Русские деревни для воровства и для коней 50 человек».
[6] Смотри о Боровом и Котельве.
[7] В этой переписи написаны – сотники: Федосий Петров Лобширинов и Андрей Сеховский, подпрапорные: Василий Иванов Зарудный, Фома Никонов Щербина, (у него дети Степан 30, Василий 20, Яков 15; у Степана сын Кирилл 12 лет), Лукьян Никонов Николенко, Андрей Иванов Белокопытов, Пётр Павлов Щербина (у него дети Василий 17, Павел 15 лет.