1798 год. Записки о Малороссии её жителях и произведениях (Яков Маркович)

ЗАПИСКИ О МАЛОРОССИИ ЕЁ ЖИТЕЛЯХ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

при губернском правлении

1798 года.

ОДОБРЕНИЕ.

Сочинение сие, под названием «Записки «о Малороссии, её жителях и произведениях; часть первая « В Санктпетербургской цензуре рассматривано, и поелику в оном ненаходишея ничего противного, данному Цензорам о рассматривании книг наставлению, для того оное сим к печатанию и одобряется.

Января 23 дня 1798 года.

Коллежский советник Михайло Туманский.

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЕСТВУ

Господину

ТАЙНОМУ СОВЕТНИКУ

находящемуся

при

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

Главного Почтового Правления

ПЕРВОМУ ЧЛЕНУ

и

Орденов Святой Анны первой степени

и Святого Владимира второй степени

КАВАЛЕРУ,

ДМИТРИЮ ПРОКОПИЕВИЧУ

ТРОЩИНСКОМУ

Милостивому Государю.

МИЛОСТИВЫМ ГОСУДАРЬ

Еще до сих пор Малороссия не описана ни кем подробно. Я осмелился изобразить ее, не кистью Историка или физика, но как юный сын, посвящающий первый опыт своих познаний и чувствований мать-стране своей. Позвольте, чтобы труд сей явился под щитом имени Вашего. Есть ли он удостоится Вашего внимания, то я достиг своей цели и вот та единственная награда, которою я ласкал себя, занимаясь оным.

 

МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ

ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЕСТВА

Всепокорнейший слуга

Яков Маркович.

ОТ СОЧИНИТЕЛЯ

Славный Натуралист, Линней удивлялся, что страна, так щедро природою облагодетелествованная, какова Малороссия, не заманила к себе ни Физиков, ни Историков. Давно похитила, смерть сего друга Натуры; есть ли б он жив был, то до сих пор, может быть, удивлялась тому.

Я имел удовольствие жить в сей приятной стране; и занимался рассматриванием её жителей и произведений. Всё что мне казалось примечательным, полезным, новым, записывал я в своем журнале, рассуждал о том, или сравнивал с мыслями Авторов, писавших прежде о тех же материях. Наконец мне хотелось, чтобы и другие могли судить о успехе наблюдений моих, — и вот главнейшая причина, почему издаются сии записки. — В каждой части помещены будут статьи из древней и новой Малороссийской Истории, черты объясняющие Характер жителей, Идрографические и Топографические описания, общее исчисление Минералов, Растений и Животных, находящихся в разных частях Малороссии и частная История примечательнейших пород оных, и проч. и проч. — В нужных случаях присовокуплены будут и изображения, писанный с натуры и гравированный самим Автором.

Невозможно, кажется, и требовать, чтобы сей первый опыт трудов моих был без всяких погрешностей и недостатков. Однако я прошу Читателей разбирать его со всею строгостью ученого Критика. Их исправления и примечания приму я с великою благодарностью: только были б оные, касательно Истории, доказаны; а по Физической части основаны больше на собственных наблюдениях, нежели на словах какого Автора.

15 января, 1798. 

 

ЗАПИСКИ

О МАЛОРОССИИ, ЕЁ ЖИТЕЛЯХ

И ПРОИЗВЕДЕНЕЯХ.

I.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СТРАНЫ, НАЗЫВАЕМОЙ НЫНЕ МАЛОЮ РОССИЕЮ.

С древних времен

до первого на десять века.

Я не хотел бы вступать в Царство мечтаний и призраков[1], не хотел бы представлять картины мрачной древности, есть ли б История не объясняла Характера и не показывала степеней образования и промышленности каждого народа. — Время изгладило все следы, по коим можно бы дойти до места рождения и до гробов первых обладателей Малороссии; но можно именовать её Колыбелью Россов, потому что предки оных Сарматы, Скифы и Славяне поселились там прежде и построили первые города. Часть, которую занимали Сарматы, была обширнее и называлась Суоми; а Скифы жили только при берегах Днепра, и для отличая от прочих Скифских племен именовались Геррийскими[2]. В 33 или 34 году по Р. X. Св. Апостол Андрей первозванный проповедовал им Христианскую веру[3].

Историки представляют Сарматов не просвещенными, грабителями, варварами, и самое имя их производят от греческих слов: Саврос омма, змеиный глаз[4]. Есть ли сие справедливо, то можно утверждать, что жившие в Малороссии Сарматы были гораздо мягче. Они имели токмо несколько не важных сражений с Аланами, кои занимали степь лежащую между Доном и Гнилым морем, и с Козарами, обитавшими при устьи Днепра; впрочем занимались промыслами и вели торг с Римлянами и Греками, от которых еще до Р. X. заимствовали и языческие обряды. Находимые в разных местах Малороссии Римская и Греческая второго и третьего веков Монеты доказывают то неоспоримо.       

В четвертом столетии они принуждены были противоборствовать Обрам[5], пришедшим в их страну. Слава сражения осталась на стороне последних, и часть Сарматов покорилась новому и может быте до толе неизвестному им народу[6]. Скоро после сего происшествия три брата Кий, Хорев, Щек и сестра Лыбедь, обитатели каких-то диких полей[7], построили на правом берегу Днепра, ниже устья Припяти, селения Киев, Хоревицу, Щековицу и Лыбедин, составляющие нынешний город Киев[8]. Историки не знают точного происхождения сих первых основателей Киевского Княжества; но можно полагать, что они были начальниками Обров, потому что имена их соответствуют древним Персидским словам, означающим сие достоинство[9]. Может быть и те дикие поля, из коих они вышли, лежали при Гнилом море, где жил прежде сей народ. По крайней мере это вероятнее мнения некоторых Русских и Иностранных писателей, производящих Кия от Славян, ибо первый Историк наш Иоаким полагает приход народа сего несколько позже.

Славяне жили сперва при Танаисе или Дону, потом на берегах Дуная, откуда вместе с Готами, Уннами и Болгарами нападали на Римскую Империю. Они не составляли однако сами собою военнога народа, но токмо помогали другим. В половине пятого века перешли они к Днепру, и поселившись на берегах его, завладели Киевскою областью. С того времени в летописях не упоминается больше о Сарматах, может быть потому, что число пришедших Славян было превосходнее. По словам Прокопия Кесарийского народ сей был рослый, дородный и весема сильный; со всем не злобен, не лукав и простотою нравов сходствовал с Уннами. Войну вел пеш, вооружался копьем, малым щитом и выходил на сражения иногда в одних исподних платьях. Г. Болтин[10] приписывает Славянам, как жителям восточным, черные волосы; но Прокопий говорит, что оные были не желты и не черны, а несколеко русы.

Поселившееся в Киевской области Славяне, по-разному положению занимаемых ими мест, назывались Полянами, Горянами и Северянами. Первые владели берегами Днепра, были кротки, покорны и наблюдали Моногамию[11]; а последние, жившие около Десны и Сулы, грубостью нравов сходствовали с Радимичами и Кривичами[12]. Вообще Славяне занимались хозяйством, хлебопашеством, скотоводством и везде открывали торги произведениями земли своей. Они разумели горное искусство, ткали холст, варили мед, разводили сады и любили музыку. Жившие в Киеве вели торг с Римлянами, Греками, Готами, Аланами, Болгарами и Уграми, особливо до седьмого века, пока Козары (Хазары или Хатиары) не завладели Тавридою и не наложили на Греческие города дани. Тогда Киевляне начали заводить лучшее знакомство с Византиею; и как Славенские Князья Святополк, Ро- стислав и Коцел[13] имели намерение принять Христианский закон: то по их желанию присланы были оттуда два ученые мужа Кирилл и Мефодий, коим приписывается изобретение Славенских письмен и первый перевод Евангелия и Апостола на Славенский язык[14].

Все добродушие Славян не избавило их от притеснения соседей. Новые обладатели Тавриды, простирая беспрестанно победы свои далее, перешли в девятом веке чрез Днепр, и завладев Киевом и Севериею, брали с жителей подать, состоявшую понекоторым в красивейшей девице, а по другим в бычачей коже со всякого двора и шеляг (пол полушки) от плуга[15], или от дыма. Киевляне, не будучи сами в силах сопротивляться сим свирепым завоевателям, прибегнули к Новогородскому Князю Рурику и просили его защиты. Он послал для освобождения их многочисленное войско, под предводителеством двух родственников своих Осколда и Дира[16], кои взяв Киев, владели оным независимо от Новгорода до 883 года, то есть пока не были убиты Олегом, братом Ефанды, жены Руриковой и попечителем сына его Игоря. С того времени Киевская область присоединена к Новогородскому Княжеству, и названа Русью, именем произшедшим от русых волос её жителей[17].

Киев был уже тогда знатным городом и составлял как бы средоточие торговли, производимой на Варяжском и Черном морях. Ежегодно бывало в нем восем собраний или Ярманок, на кои съзжались Европейские и Азиатские купцы. Жители северных берегов Европы доставляли туда в чрезвычайном множестве Бурштин или Янтар, коего особливо искали Римляне, Греки и Аравляне. Из великого Новагорода привозили туда мехи, кожи, воск и мед. Литовцы пригоняли по реке Припяти или Припецю разный лес и деревяныя изделки; Жиды и Хазары крупную рыбу, икру, масло и соль[18]; а Греки по Днепру дорогие ткани, серебро, золото, вино и другие к великолепию и роскоши служащая вещи, за что в замену получали от Полян и Горян рогатый скот, кожи, мягкую рухлядь, особливо куниц и белок, хлеб и челядь или невольников. Должно думать также, что Киев имел связи с стоявшими при устьях Дона и Днепра городами Танаисом или Асгардом и Бористеном, иначе называемым Алфгеймом и Олбиею, где складывали привозимыя из Татарии, Индии и Египта товары, и откуда доставляли оные на север.

Олег возвысил еще более славу Киева, объявив его столицею Руской земли. Его благоразумие и храбрость воинства его заставили гордых Византийцев почитате и боятеся Руссов. Греческий Царь Леон платил ему ежегодно дань[19]; и торговля Киевлян с Греками пришла в правление его в столь цвешущее состояние, что Черное море названо было Руским морем. Игорь Рурикович следовал его же примеру; но сын Игоря, Святослав занимался больше военными подвигами, гнал Греков и не хотел слышать о их вере. Пример матери его Олеги, которая приняла в Цареграде Христианский закон, не имел на него никакого влияния. Ему не нравился Киев, и он жил болеше в Переяславце на Дунае; тамо бо есть, говорил он, сердце земли моей, где вся благая сходится[20].

Чем более жители Киевской области успевали в торговле и промыслах, тем обширнее становились их заблуждения. Умеренный климат земли не мог произвести между ними собственных Митогогов, почему довольствовались они баснословием других народов, особливо Греков, пока сии находились в Идолопоклонстве. Киевские Князья презирали Християн, и размножили чрез то в народе суеверие до такой степени, что История десятаго века представдяет ужасные примеры тиранства Киевлян, произведенніе над Христианами[21].

Главное богослужение или, так сказать, Пантеон их находился в Киеве. Там возвышались на горах великолепные храмы, где курились жертвы и горел неугасаемый огонь (Зничь); в долинах струились священный воды, и вдали простирались рощи, куда нога смертного не вступала. Первые боги назывались Перун, Волос и Купало[22]. Перун был обладатель неба и подобно, Греческому Зевесу или Римскому Юпитеру, проливал дожди, бросал молнию и гром. Храм его стоял на высокой горе при Бурычевом потоке и блистал чрезвычайным великолепием. Сам идол сделан был из какого-то драгоценнаго дерева, голову имел серебреную, уши и подбородок золотые, а ноги железныя. В руках держал камень, представлявшей от множества Карбункулов и Рубинов, коими был усыпан, вид молнии[23]. Жертвенник его обагрялся иногда кровию Християн, и жрецы закалали на нем даже своих собственных детей[24]. Волос не был столько страшен и покровителествовал стада; но играл ли он с пастухами и пастушками, как Римский Бог Пан, коему соответствовал, — о том молчат летописи. Киевляне призывали его в клятвах и присягах при заключении мирных договоров[25], из чего заключать можно, что и в древние времена скотоводство было в великом у них уважении. Купалц приносили в жертву первые дары земли, и сей обряд сохранился некоторым образом до наших времен. Пред началом жатвы молодые люди выходили толпами на пестрые луга, и украсившись цветочными венками, плясали и прыгали чрез раскладеный огонь с припевом радостных песен. Так умилостивляли они бога растений и испрашивали обильной жатвы!

Кажется, что древние обитатели Киевской области не столько склонны были к войне, сколеко любили мирную жизнь. Худая политика времен их хотя и разсевала часто между ними и их соседами вражды; но летописи не говорят, что бы они имели бога войны и в то время, когда погружены были в самом мрачном суеверии. Напротив того благодатный мир, споспешествовавший их торговле, обоготворяем был под именем Коляды[26]; и Киевляне восклицали: Славен еси Колядо, наш милый боже[27]! Нежность характера и тонкое чувство их видны также из тех гармонических имен и живых Метафор, коими они характеризовали богов своих. Самое название Лельо дает уже чувствовать, что оно означает нечто приятное, и что сладостнее любви? Они говорили: Лельо сладок, как малина; Дидо (бог ненависти) горек, как калина[28]. Бог брака, принимавший власть после Леля или бога любви, назывался Полеля. Бог, присутствующий на пиршествах, где услаждается чувство вкуса, именуем был Усладом; а обладатель ветров имел имя Позвизд, выражающее свист бури.

О богинях Киевлян осталось гораздо меньше известий, нежели о их богах. Писатели упоминают ясно токмо о двух, имеших во власти две необходимые для человека вещи: пищу и любовь. Первая называлась Марцана и была собственно богинею жатвы. Вторая Ладо или Лада, мать Лелина, приводила сердца человеческия в лад и соответствовала Венере. Русалки значили у них то же, что у Греков Наяды.

Вот некоторые отрывки из тех заблуждений, в которых Кевская область дремала до времен Владимира! Под его Скипетром все приняло новый, величественный вид; и век его был самою блестящею в летописях древней России Эпохою. Суеверие, варварство и невежество исчезли как призраки, когда мудрый правитель сей ввел в Россию восточную Христианскую веру, учредил в Киеве Митрополию, построил церкви, призвал ученых мужей, Скульпторов, Архитекторов и Музыкантов, завел публичные училища, богодельни и странноприимные домы[29]. Для безопасности от зверских Канглов[30], в нашей Истории под именем Печенегов упоминаемых, и для споспешествования внутренней торговли, в княжение Владимира построены при Десне, Трубеже, Суле, Остре и Сейме[31] многие города, в коих поселились лучшие мужи из Славян, Кривичей, Чуди (остаток Скифов) и Вятичей[32]. Киев возвышался как гордый Колосс и великолепием своим привлекал не токмо Европейцов, но даже Аравлян и Египтян[33]. Соседственные народы завидовали состоянию жителей онаго и не смели нарушить их покоя. Герои Гомеровы не могли бы сравниться с Богатырями Владимира, кои приводили в страх и трепет врагов своего отечества[34].

Быстрая слава разнесла скоро молву о новом величии России — и почти целая Европа искала союза с двором Великого Князя Владимира и наследника его Ярослава. Пусть представят Историки других земель подобный пример родства и связи какого нибудь обладателя? Ярослав имел в супружестве Шведскую Королеву Ингегерду[35]. Из его сынов: Владимир женат был навнуке Кентского Графа Гудвина, бывшего потом Английским Королем, Изяслав, на дочери Польского Короля Мечеслава втораго[36]; Святослав, на Немецкой Графине Оде, сестре Бурхарда Епископа Трирского; а Всеволод, на дочери Греческого Царя Константина Мономаха. Три дочери Ярослава были супругами трех знатных Государей. Старшую Анну имел в супружестве Французский Король Генрих первый; Елисавету, Гаральд или Гардрадер, Принц Норвежский[37], а меньшую Настасию, Венгерский Князь Андрей первый.

Частое обращение Киевлян с Греками, оставило между ними много обрядов и обычаев свойственных сему народу. Мы видели уже, что Мифология их почерпнута была большею частью из Греческой; но сверх того Руссы не перестали заимствовать многого от Визанппйцев или от Херсонезцов и в то время, когда истреблено было между ними суеверие. Во времена Владимира Греки разпространили в Киеве и некоторую роскош. Там известны стали драгоценные сосуды и уборы, мраморные гробницы, великолепные теремы, вызолоченные ворота и каменное строение[38]. Все сие не препятствовало однако истинному благосостоянию жителей, коему споспешествовал Ярослав еще более, нежели его Отец. Сей Великий Князь издал в 1019 году новый закон, под именем Руской правды. На его собственном иждивении училось в Киеве триста юношей; и в его правление начали писать в России летописи.

Но сие благоденствие Руссов было весема кратковременно. Конец десятаго века был уже началом того мрачнаго времени, когда ошлетел мир от их пределов. Скоро по том исчезло между правителями оных согласие — и Киевская область стала Театром вражды и ужаса. Уделеные Князья взирали друг на друга глазами зависти, похищали один у другаго имение и брат убивал брата. Толь страшные раздоры едва кончились в то время, когда воспользовавшись оными свирепый Батый, напал на осиротевшую Россию, разорил большую часте её, взял Киев и умертвил несколеко Князей и Митрополита. Не видно было тогда и тени прежнего величия сей страны, и долго не было в оной таких Героев, кои бы разбудили славу, дремавшую на могилах предков их.

Продолжение Истории в следующей части.

II

ВЗГЛЯД НА ПРЕЖНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ ГРАЖДАНСКОЕ УСТРОЙСТВО

МАЛОРОССИИ

Со времен Олега до Великого Князя Владимира, страна называемая ныне Малороссиею составляла одну область; но в начале первого надесять века она разделена была на три княжества, Киевское, Черниговское и Северское, коими правили уделеные Князья. По завладении сих княжеств Литвою, переименованы оныя Малою Россиею, в отношении к той большей части России, которою Руские князея владели[39]. Польский Король Казимир Ягеллович учредил там воеводство и поветы, ввел Магдебургское право, постановил воевод, судей, старост и кастелланов; сверх того роздал всю Малороссию по частям верным и храбрым людям из тамошних природных жителей. Стефан Батторий уступил Козакам лежащие при берегах Днепра земли, кои названы по том Украиною, то есть пограничною землею; и с того времени до введения Малороссии в подданнство Великороссийское, южная часть области сей принадлежала Козакам, а северная Полеше.

При ПЕТРЕ Первом Малороссия разделялась на десять полков, кои назывались по именам главных городов в своей округе, как то: полк Киевской (коего правление находилосе в Козельце), Нежинский, Черниговский, Стародубовский, Переяславский, Прилуцкий, Лубенский, Гадяцкий, Миргородский и Полтавский. Каждый из них состоял из многих сотней, кои равномерно именовались по названию городов и местечек, где находилось правление сотенных Канцелярий. Сверх того для удобнейшего разбирания частных и тяжебных дел, страна сия разделена была вместе и на двадцать поветов, из коих в каждом находился Земский и Подкоморский суд. Резиденция Малороссийских Гетманов была с 1669 года до измены Гетмана Мазепы в прежнем городе Башурине, а с того времени в Глухове, где также находилась учрежденная ПЕТРОМ Первым Малороссийская Коллегия и Генеральный суд. По духовной части во всей Малороссии считалосе тогда три Епархии: Киевская, Черниговская и Переяславская, из коих в первой приходов было 1249, во второй 517, а в последней 265.

Все сии установления совершенно исчезли, когда в Царствование ЕКАТЕРИНЫ II учреждены были в Малороссии три Наместничества: Киевское, которое открыто 1782 года, 9 января, Черниговское, открытое в том же году, в 19 день января и Новгород-Северское, открытое в том же году, 27 января. Каждое из оных состояло сперва из одиннадцати уездов; и по Географическому разделение Российской Империи, первое отнесено было к южной, а два последние к средней полосе. Города Кременчук и Полтава, причисляемые до того времени к Малороссии, отделены были от оной и отнесены к Екатеринославскому Наместничеству, называемому ныне Новороссийской Губернией; что также последовало чрез несколеко времени и с городами Миргородом и Хоролем.

Но повелением ныне Царствующего ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I все оные приобщены в 1796 году обратно к Малороссии, из коей составлена тогда же одна Губерния, почти на таком Гражданском основании, как находиласе до учреждения Наместничеств.

Нынешняя Малороссийская Губерния разделяется на двадцать поветов, коих имена следующие: Чернигов, Нежин, Новгород-Северский, Стародуб, Мглин, Глухов, Конотоп, Сосница, Переяслав, Гадяч, Золотоноша, Козелец, Зенков, Кременчуг, Лубны, Прилуки, Ромен, Пирятин, Полтава и Хорол. Губернским городом в оной Чернигов, где находится и главное Малороссийское судопроизводство, то есть: Генеральный суд; а Город Киев отделен от оной, потому что лежит на правой стороне Днепра.

Всех жителей в Малороссиской Губернии полагать можно до трех Миллионов. Сверх природных Малороссиян есть там Раскольники или Старообрядцы, Греки, Армяне, Немцы, Жиды и Цыгане. Первые имеют слободы или посады в окружностях города Стародуба и Городни, бывшего уезда в Черниговском Наместничестве, где они занимаются разными ремеслами и ведут торг с Ригою и Пруссиею своими природными произведениями, особливо пенькою, маслом конопляным, мылом, сальными свечами, медом, воском и кожами. Число их простирается до двадцати тысяч обоего пола. Греки и Армяне, поселившиеся в начале сего столетия в городе Нежине, ведут торг с Турками, Молдаванами, Волохами и Силезцами, откуда привозят вина, Бакалию и красные товары. Ныне благополучно Царствующий ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I возвратил им прежние их привиллегии. В бывшем Борзенском уезде поселены в 1769 году немцы, где они составляют несколько Колоний, частью по причине разного исповедания, ибо между ними есть Лютеране, Реформаты и Католики. Они упражняются в разных рукоделиях, занимаются скотоводством и разводят в великом множестве картофель или земляныя яблоки. В Новгород-Северском повете есть небольшое селение Меннонистов, вышедших из Трансильвании или Седмиградской земли и поселенных на земле, принадлежащей фамилии Графов Румянцовых. По обычаю своему составляют они и там одно семейство, имеют одну Мастеровую, где упражняются в разных ремеслах, делают хорошую глиняную посуду и ткут тонкой холст. Жиды рассеяны по всей Малороссии, где отправляют должность Целовальников и славятся тонким знанием винокурения; впрочем ведут они там такую же праздную жизнь, как и Цыгане.

Между природными Малороссиянами считается четыре Класса: Дворянин, Мещанин, Козак и Мужик. Дворяне происходят или от Польских дворянских родов, или от бывших Гетманов и других старшин. В четырнадцатом веке Польский Король Казимир великий жаловал достоинством сим всех верных и храбрых Малороссиян; а при Зборовском трактате, заключенном между Козаками и Польскою Республикою, облечены в оное многие из Козаков, оказавших на войне важныя услуги. Царь Алексей Михайлович жаловал в Малороссии дворянскими Грамотами Татар и Жидов, принимавших Християнскую веру; а во времена ЕКАТЕРИНЫ Второй учреждены в Наместнических городах дворянские Коммисии, откуда выдаваемы были Грамоты всем тем из духовенства, мещан и козаков, кои на свое и предков своих дворянство предлагали верныя доказательства.

Мещане и Граждане живут в городах, и составляют купцов или разных промышленников. Они управляются Магдебургским правом, введенным в четырнадцато веке. Их Магистрат состоял прежде из Войта, Бургомистров и Райцев или Ратсгеров, и отправлял разные городовые дела; но не правом оного ретешения, истцы относились Апелляциями в Генеральный суд. Во время Наместничеств Магистраты состояли из Бургомистров и Ратманов; а сверх того в важнейших городах находились так называемые Думы, где присутствовали Голова и Гласные.

Происхождение Козаков есть нерешимая в Истории задача. Некоторые производят их от Козар и Коссогов, обитавших в древние времена при Днепре[40], или от какого-то вождя Козаком именуемого[41]; а по другим название сие произошло от того, что несколеко Поляков и Малороссиян поселилось на Днепровской Косе[42], где они занималисе ловлею диких коз[43]. Может быть всех вероятнее следующее мнение, что в начале XVI века некто из Малороссиян, по прозванию Дашкевич, видя частые от Крымских Татар набеги, уговорил многих единоземцов своих для отогнания неприятеля сего от своих пределов. Сие имело щастливый успехе: и победители назвались тогда Козаками, что значит на Татарском языке, легковооруженные[44]. Польский Король Сигизмунд I уступил Героям сим город Терехтемиров, на правой стороне Днепра стоящий; а Стефан Батторий лежащие при обоих сторонах Днепра земли, сверх того привел их в хорошую Дисциплину и определил им жалованье. От сих Козаков произошли и украинцы, составлявшие прежде Малороссийское войско: остаток онаго суть нынешние Козаки; но они уже не воины, а сельские жители. Они пользуются особливыми правами, не состоят в крестеянстве и могуг торговать вином. С некоторого времени начали они переселяться в прежнее Екатеринославское Наметничество или нынешнюю Новороссийскую Губернию; но несмотря на то остается их в Малороссии еще весьма много, где и живут отдельно, или вместе с крестьянами.

Малороссийские мужики назывались прежде Послолитыми и имели свободу переходить от одного господина к другому. Произходившие от того велите беспорядки и нарушение самого спокойствия жителей, суть те главнейшие причины, кои понудили уничтожить сию кочевую их жизнь; и с того времени они начали более заниматься трудами и промыслами.

III

ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОПИСАШЕ МАЛОРОССИИ

Малороссийская Губерния лежит между 49 и 53 градусами широты. Климат ее хотя весема умерен, но не имеет такой степени теплоты, какова в других, под равною широтою лежащих землях; что происходит, как можно думать, от того, что поверхность в сей стране большею частью ровна и нет в соседстве никаких высоких гор, кои бы защищали ее от северных и северовосточных ветров. Времена года переменяются там доволено постоянно; но говорят, что в старину зима была сноснее. Землетрясения случаются весема редко, и то без всякого вреда: за несколько лет назад примечено оное в разных местах Малороссии, особливо в Новгород-Северском и Киеве, где и прежде бывало.

Поляки называли Малороссию молочною и медовою землею: можно именовать её еще страною обилия и приятностей. Здоровый климат, красота местоположения, великое плодородие земли и разнообразие произведений, суть преимущества, по коим она заслуживает такое имя. На плодоносной поверхности её извиваются большие и малые реки, кои обращены больше к Черному морю, и все посредством Днепра в оное вливаются. Многие из них имеют весема чистую и здоровую воду, и обильны разного рода рыбою, а некоторые способны к судоходству. С северной стороны Губернии сей простираются большие леса, наполненные дичиною и разными зверями; в южной пестреют богатые степи, кои бывают, так сказать, покрыты стадами лошадей, коров и овец. По способности климата и хорошего свойства земли плодовитые деревья получают там лучшую доброту и разводятся до излишества. Хлебопашество – главный источник народного благоденствия — от самой природы в таком состоянии, какого только требовать можно. Без лишнего труда и тонкого искусства земледельцев, пашни разводятся легко и обильную приносят жатву. Кто имеет чувствителеное сердце, кто удовольствие духа своего полагает и находит в рассматривании Природы: тот, обозрев Малороссию, конечно назовет ее страной, где Природа является в изящном великолепии. По крайней мере я так называл ее в моем сердце.                        

По местоположению и свойству земли, страну сию разделить можно на три полосы: Северную, Южную и Среднюю. В каждой из оных не токмо климат, свойство кряжа и произведения, но даже состояние и характер людей отличны.

I. Cеверная полоса, где извиваются самые большие реки, из всех текущих в Малороссии, покрыта во многих месшах черным и красным лесом, почему и называется Лесною стороною или Полесьем. По прежнему она состояла из большей части Новгород-Северского и пограничных уездов Черниговского Наместничеств; но яснее сказать, она заключает то пространство, которое лежит между реками Днепром, Десною и Беседью. Поверхность там большею частью низка, болотиста и с тундрами; но по берегам больших рек простираются неправильные возвышения или пригорки и холмы, содержащее разныя глины, мел, известь, дикий камень и железную руду.

Вообще Малороссия в старину была лесом гораздо обильнее нынешнего. Всякий догадается, что главнейшая причина того есть винокурение, производящееся в ней ещё с тринадцатого века. Теперь самые большие боры и леса находятся в окружностях Стародуба, Мглина, Погара, Чернигова и Новгород-северского, где рубят иногда лес для корабельного строения и мачты, кои препровождаются либо в Ригу, или вниз по Днепру к Черноморским Портам.

Хлебопашество в Северной части не так хорошо, как в прочих, чему причиной худой состав почвы. Жители обработывают оную сохой по обычаю Великороссиян, и для распространения хлебопашных земель расчищают места, заросшие кустарником и мелким лесом. В Стародубовском и Мглинском поветах разводят с великим успехом пеньку; но лен там не удается. Рогатый скот в сей части не крупен, как от влажности воздуха, так и от худого корму. Напротив того свиньи здесь самые лучшие, потому что их кормят бардою и что сей род животных обыкновенно в лесах становится рослее и лучше размножается, нежели в степях. Пчеловодство здешнее уступает степному, как от недостатка бальзамических трав, так и от того, что пчел содержат здесе по большей части в бортях.

2.       Южная часть лежит между реками Остром, Супоем, Днепром и Ворсклою. Она известна под именами Украины, Степи и Полей, от чего и тамошних жителей называют Украинцами, Степовиками и Полевиками. Поверхность ее, в сравнении с Северною, возвышенна, в некоторых местах с оврагами и холмами, скудна лесом и пересекается тремя большими реками и множеством ручьев, кои вообще текут медленно. Поэт мог бы сказать, что они струятся тихо для того, что бы долее наслаждаться великолепием орошаемых ими степей.

Исполины из Царства растений и Тираны из животных удалились отсюда. Природа не хотела здесь ни приводит в изумление, ни наводит ужаса; но только нравится и пленять. Что бы представить совершенную картину того великолепия, в каком она здесь видна, надобно, кажется, иметь кисть Пуссеня или перо Бюффона, кои хранятся в Пантеоне Безсмертных.

Здешнее хлебопашество, пчеловодство и скотоводство лучшая во всей Малороссии. В прочих местах землю сперва унавоживают, потом пашут сохою два и три раза: но Степовик не заботится о удобрении, орет плугом, который не разбивает земли так мелко, как соха — и должно удивляться, что на полях, столь легко обработываемых, растет почти всегда частый и крупный хлеб. Бывали случаи, что на вспаханной таким образом однажды земле, взростают две разные пашни; например, когда посеянная весной греча совершенно созреет: то не снимая ее, сеют по ней рожь или озимую пшеницу, которую по снятии гречихи скородят бороною, а в следующее лето сжинают. Есть два обычая у степных Малороссиян: 1, что они меру пахатных полей исчисляют упругами (упряжками) и днями; три упруга, ранний, обеденный и вечерний, или один день земли означает такое пространство, сколько от восхождения до захождения солнца с роздыхом вспахате можно. 2, не имея сушняков или овин сушат они рожь на печах, от чего она не столь годна к винокурению, как овинная, и чаще подвержена бывает Головне и Рожкам — болезням, происходящим от поврежденной в зернах влажности. Впрочем сеют они много пшена, бор и кийки или пшеничку, разводят разного рода табак, а в некоторых местах анис и турецкий перец; сверх того имеют заимствованные от Татар Бакши (по здшнему Баштаны) где растут дыни и арбузы, называемые здесь Каунами.

Рогатый скот в Степной полосе весьма крупен, и по доброте своей известен не токмо в столицах нашего Отечества, но и в других Европейских землях, особливо в Германии и Пруссии, куда гоняли его прежде для продажи. Лучшие коровы и волы находятся в окружностях Лубен, Пирятина, Золотоноши, Миргорода и Хорола, по тому что там в изобилии кормовые травы у степовиков волы или кладеные быки отправляют почти всю ту должность, какую в других местах лошади, хотя конские заводы у них не редки и в довольно хорошем состоянии. Со времен ПЕТРА I заведены в сей части шленския овцы, но от худого присмотра получили они нечисть и жесткую волну. Лучшие места для них около Пирятина, Полтавы, Миргорода, Хорола и Голтвы. Пчел содержат степные жители в ульях, которые ставятся летом в рощах и садах, а зимой в особливых погребах, Имшаниками называемых. Место где стоят летом ульи и самое собрание ульев называется у них Пасекою[45].

Важнейшее и полезнейшее произведение Южной Малороссии есть Селитра, вывариваемая во многих местах, особливо в городах и местечках, где есть валы и другие земляные насыпи. Из плодовитых дерев растут там сверх обыкновенных Виноград, Априкоз, Персик, Дерен и Шелковица. В Киеве, Яготине, и проч. разводят и шелковых червей, но больше для одной забавы.

4.       Средняя полоса лежит между двумя первыми, и достаточна как лесом, так и полем. В ней поверхность выше и гористее, воздух от меньшего числа лесов и болот чище и здоровее, а хлебопашество от лучшего свойства земли превосходнее, нежели в Северной части. Однако между Переяславлем и Нежином попадаются обширные болота, где растут некоторые травы, свойственные Лесной части; а около Борзны простирается степь, с лужами в некотррых местах. Почва между Батурином, Кролевцом и Глуховом песчана и глиниста, с глубокими в некоторых местах оврагами и с довольным количеством черного и красного леса. Главнейшие реки в сей полосе: Трубеж, Десна и впадающие в оную с левой стороны Сейм, Ивот, Рет и Шостка, при коей стоит и пороховый завод.

Здесь обработывают землю сохою, как в Великороссии, сеют много ржи, овса, лену и гречихи. Рогатый скот плодится довольно хорошо, и в некоторых местах есть конские заводы. Пчеловодство почти на такой же ноге, как и в степи.

IV

ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОРОССИЯН

Говорят, что дух человека есть зеркало окружающих его предметов, миниатюрный портрет страны, где он основал своё жилище: — это справедливо, и потому-то жители щастливой положением Малороссии не были никогда Номадами и не могут быть Варварами. Посмотрим, что говорят об них Иностранцы.

В Малороссии, пишет Г. Фрибе, видна великая степень промышленности. Дворяне занимаются разными до экономии и торговли касающимися предметами; и их примеру следует даже земледелец. Садик его с огородной зеленью и разного рода плодами, служит доказательством его прилежности и исправного хозяйства. Правда, что сему благосостоянию способствует нисколько хорошое свойство кряжа, однако в других странах, имеющих такое же преимущество, не замечено подобного расположения к домашнему хозяйству. Малороссияне важны, верны, открыты, без рабского унижения и без подлой лести, меньше употребляют горячие напитки, нежели Великороссияне и любят музыку.  

Еще прежде сего Автора один Иностранец сказал, что Малороссияне видны, мужественны, проворны, великодушны, безкорыстны, неутомимы, смелы и храбры[46].

Казалось бы, что всякий народ, имеющий столько в себе самом и в своей стране преимуществ, мог бы уже некоторым образом возвышаться пред другими; но напротив того Малороссиянин от природы и кроток и добр: он имеет только важную наружность и может быть несколеко тщеславия. С какою ласкою, с каким внутренним удоволествием принимает он всякого проезжего. Он рад, если в состоянии его накормить, помоче ему — и благородный дух его оскорбляется, когда предлагают ему за то награду.

Бедность не доводит Малороссиян до преступлений. В городах и селах построены Шпитали или Богодельни, где бедные и страждущие имеют спокойное пристанище. Всякой по достатку наделяет их пищею и одеждою.  Между поселянами отец заранее вселяет в детей любовь к Богу, строгое наблюдение обрядов закона, почтение к естественным преимуществам человека и покорность к господину своему.

В древние времена жители Малороссии говорили языком Славенским, но потеряли или испортили его в то время, когда находились во плену у Татар, Литовцев и Поляков. Несмотря на то, в нынешнем Малороссийском языке, или собственно наречии, видны еще некоторые оттенки и щастливого климата и нежнаго свойства души образователей его. Если выбросите из него все грубые слова, употребляемые простолюдином, исключите заимствованные от Немцев Французов, Крымских Татар — и судите тогда о нем, судите о духе его: то надобно признаться, что он нежен, приятен и наполнен патетическими выражениями, уменьшительными словами, кои произошли конечно не от другого чего, как от тонкого чувства его изобретателей. Можно назвать его языком любви, (или по крайней мере весьма способным выражать живо чувства любви.

Возьмем в пример Малороссийские песни: в них помещены прекрасный подобия и картины Природы, простое, но пылкое изъяснение любви — и голоса их всегда соответствуют мыслям. Если содержание их трогательно, если представляет оно разлуку с милым или с мать-страною: то с разителеной гармонией тонов изливается вместе самая сила чувств и выражений. Наученная одной Природою певица заставляет и горевать с собою Природу. Она разсказывает свое нещастие всем окружающим ее предметам, просит летящих птичек донести известие о ней в милую ее родину, и Музыка в устах ее бывает живою картиной всех томных движений горюющей души. По врожденной склонности Малороссиян к Музыке, страна их в России то же, что в Европе Италия.

Малороссияне научились от Поляков брить бороду и голову, но сей обычай теперь несколько переменяется. Жители Стародубовского и Мглинскаго поветов обрезывают головные волосы, как Великороссияне; а Степовики начинают стричся таким образом, как Запорожцы: то есть всю голову вокруг, оставляя над лбом длинный клочок, называемый Чуприною. Они делают то отчасти для легкости и для того, чтобы избавиться сродной им вместе с Поляками болезни, называемой Ковтуном[47] и в том состоящей, что волосы от выходящей из головы жирной и клейкой испарины сбиваются на подобие войлока. Кто оной страждет, тому не должно обрезывать волос, ибо в противном случай остановившаяся испарина бросается на глаза, и человек может потеряте зрение.

Одежда Малороссиян не имеет ничего щеголеватого, но важна и покойна. Между простым народом мужчины носят так называемую Свитку, из серого, черного и белого сукна, которая несколько схожа с Руским платьем; а у женщин Свитка всегда бела и шьется особливым покроем. Кобеняк степного жителя есть род шинели, и отличается от свитки тем, что делается с капюшоном назади, который называется Отлогою. Женщины носят на голове Очипок сделанный на подобие простого чепца и повязывают его длинным куском холста или Повязью; а выходя из дому и в праздники надевают сверх того Наметку, то есть длинный кусок Серпанки, повязываемый наподобие покрывала у Монахинь. Вместо юпки привязывают он два куска шерстяных материй, кои называют Запаскою и Плахтою, или Паниовою. Деревенские девушки заплетают волосы в Связку и в Косники, переплетают оные шелковыми снурками и навязывают вкруг головы длинныя ленты, кои называют Строчками или Стречками. Придерживающиеся старины дворяне носят Польское, Козацкое или Кабардынское платье и бреют голову в кружок; а таковые же между женщинами одеваются в Кунтыши и носят на голове Кораблики.

В обычаях и обрядах поселян видно несколеко старинного, суеверного и много замысловатого. При начале годовых времен или главных земледелеческих упражнений бывают у них разные увеселения и как бы праздейства. Так например, весной деревенские девушки садятся при захождении солнца на зеленой траве и поют Веснянку или песнь весны; а скучные вечера зимы провождают они в своих собраниях и балах, называемых Вечерницами и Игрищами, где играют на скрипке, поют песни и пляшут. Любопытнейшие из обрядов, свадебные; но об них сказано будет подробно в другом месте. Теперь заметим только, что для брака между простым народом как бы назначены весна и осень, то есть пока земледелеческие упражнения не начаты, или уже кончены; что венчание совершается всегда в воскресные дни после обедни; а в самой свадьбе их видны некоторые остатки древнего суеверия и старинных свадебных обрядов.

Тепере рассмотрим Характер Малороссиян по местоположению их земли. Взгляните на жителей северной части, особливо когда разсмотрели степных. В самой наружности первых не увидите вы той неги, какова у последних; в их духе найдете некоторый род Апатии и холод, который, так сказать, переселяется туда из их мрачных лесов; и вы почувствуете всю справедливость мыслей Бюффона, что воздух и земля имеют влияние на вид человека и в стране, где воздух влажен, люди по большей части не столь пригожи и не замысловаты. Северный Малороссиянин имеет однако и свои преимущества. Он более привязан к трудам и смелее Южного, который родясь, так сказать, средь неги и роскоши, почти не имеет случаев, кои бы принуждали его к тому. Но свойственные последнему живые и нежные чувства, столь чужды для жителей лесной части, что они не имеют почти никаких чувствителеных и приятных песен.

Они не так рослы и видны, как степные, что происходит частью от влажности и стужи, частью и от образа их жизни, ибо они не столь опрятны и употребляют грубейшую пищу. Их называют обыкновенно Литвинами, и в самой Малороссии говорят о них столько же, как во Франции о Гасконцах, в Германии о Швабах. Такова участь и наречию их, которое щекочет ухо Малороссиянина степной и средней части. Избы у них, несмотря на излишество леса, построены не прочно и без труб, от чего живущие там, по причине всегдашнего дыма, часто подвержены глазным болезням.  Литвины склонны к охоте, ловят на лыжах и нартах диких коз, сражаются с медведями и выучивают их плясать. Прочие упражнения их состоят в сидке смолы или дегтя, горшечном ремесле и строении речных судов, то есть Байдаков, Дубов, Лодок и Човнов.

Украина с своими богатыми степями, великим скотоводством и добродушными жителями, есть другая Швейцария. Поляки называли ее молочною землею, по тому что жители кормятся больше молочным и даже мужчины не стыдятся доить овец. Украинцы рослы и статны; в чертах лица их видна какая-то важность, но в поступках кажутся изнеженными и роскошными, за что можно бы винить самую Природу, если б я мог произнести на нее хулу. Они наделены нужным для жизни и для самого удовольствия в жизни так обильно, что не знают многих забот и спокойны. Недостаток леса заменяют они употреблением соломы, нефорощи, тростника и кизяков, то есть сушеного навоза. Жилища свои строят из хвороста и обмазывают глиною так искусно, что издали кажутся каменными. Печи в сих мазанках с трубами, однако не смотря на то зимой он теплее Литовских изб. И шак степный Малороссхянин лучшей Архитектор, нежели лЕсной, по тому что нужда лучшхй учителе, нежели изобилие.

Жители средней части составляют как бы средину между Литвинами и Степовиками; однако они замысловатее первых и проворнее последних. Они занимаются торговлею, охотою, рыбною ловлею, разными ремеслами; и обыкновенные упражнения их не так однообразны, как у жителей лесной части. Наречие их лучшее и приятнейшее во всей Малороссии.

V

МАЛОРОССИЙСКАЯ ИДРОГРАФИЯ

или

ОПИСАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЕЙШИХ РЕК, ТЕКУЩИХ В МАЛОРОССИИ, С ОЗНАЧЕНИЕМ СТОЯЩИХ ПРИ ОНЫХ ГОРОДОВ И ВАЖНЕЙШИХ СЕЛЕНИЙ.

Первая река в Малороссии есть Днепр. В древние времена называли его Бористеном или Борстеною, может быть потому, что берега покрыты были густым бором[48]. Вершина его в Бельском уезде Смоленской Губернии, где он вытекает из большого болота, находящагося при так называемом Волхонском лесу. В Малороссии течет при границе Киевской Губернии, а потом пробегает Новороссийскую, где разлившись в Лимане, впадает между сею Губерниею и Тавриею, или между прежним Очакоковом и Кинбурном в Черное море. Сия быстрая, широкая и глубокая река могла бы доставите Российской торговле весьма великую пользу, если б находящиеся на оной в Новороссийской Губернии пороги не ужасали промышленников. Берега Днепра гористы, с глиной, песком, мелом, известняком и камнями. Вода чиста, но летом по причине известкового дна не совсем здорова. Главнейшие породы рыб, из водящихся в нем, суть: Осетр, Виз, Сом, Карп, Белизна, Вырезуб, Судак, Щука и Лещь, иногда попадается также Белуга, Пестрюга, Чечуга и Бабир. Днепр становится в первой половине Декабря, а вскрывается в Марте и Апреле.

Надобно думать, что Днепровские пороги небыли в старину так многочисленны и опасны; или лучше сказать, что вода в Днепре стояла гораздо выше, нежели теперь. В девятом и десятом веках Киевские Князья переправлялись чрез пороги со всем войском своим, а купцы перевозили нагруженные товарами суда, кои перетягиваемы были по сухому пути только до 6000 шагов. Они придерживались больше восшочного берега, потому что на западном жили зверские Канглы, в нашей Истории под именем Печенегов упоминаемые. Константин Порфирогенет или Багрянородный пишет, что в его время (в десятом веке) было на Днепре только семь порогов, вместо того, что теперь считается их до пятнадцати.

Днепр усеян, особливо к устью, множеством островов, из коих некоторые каменисты, а большая часть с дубовыми рощами и лозником. Остров Хортица, лежащий при устьях трех рек, тем же именем называемых, на коем извстный Запорожец Загайдашный построил около 1632 года крепость Окоп, произошел (как думает Г. Шерер в конце XVI или в начал XVII века; но напротив того он есть, кажется, тот самый Хортищев остров, о коем упоминается со времени войны Российских Князей с Половцами, Уцами или Команами[49]. Запорожские Козаки называли острова лежащее при устьи Чертомлика Войсковою Скарбницею, потому что там хранили свою добычу.

При Днепре стоит на правой стороне принадлежавшей пред сим к Малороссии город Киев (под 50º, 27', 0" северной широты), тремя братьями Кием, Хоревом, Щеком и сестрою Лыбедью в 4З0 году построенный; а на левой местечко Любич, бывшее прежде городом и в Российской Истории с десятого века упоминаемое; Городище бывший уезд прежнего Киевского Наместничества; город Кременчуг, под 49º, 33', 9.8" северной широты, и селение Чигирин-Дуброва.

В Малороссии впадают в Днепр по течению его следующия реки:

I.        Сож или Сожа, простонародно Суж, вытекающая из-под Смоленска и в Малороссии пробегающая только с 25 верста при Белоруссии, где и впадает не далеко от местечка Лоева, стоящего на другой сшороне Днепра. Берега ее высоки и поросшие лесом, вода чистая; а из рыб водятся в ней те же породы, какие и в следующих.

II.       Десна. По величине своей она есть вторая река в Малороссии. В старину при берегах её жили Северяне; а Великие Князья Владимир и Ярослав построили при ней города, в коих поселились Славяне, Чудь и Кривичи. Вершина её в Ельнском уезде Смоленской Губернии; в Малороссию входит из Орловской, а впадает у самого Киева. Замерзает в начале Декабря, а вскрывается в конце Марта или в Апреле, и разливается на великое пространство. Она имеет много заливов и рукавов, кои называются особливыми именами. Берега её высоки, отлоги, глинистые, меловые, в некоторых местах с камнями и поросшие лесом; но больше с обширными лугами и сенокосами, кои весной покрываются водой. В ней водятся Сомы, Щуки, Судаки, Лещи, Подлещи, Карпы, Белизны, Вырезубы, иногда и Осетры. На правой сшороне её стоит поветовый город Новгород-северский или просто Новгородок, под 51°, 54' северной широты, заложенный в 1045 году Великим Князем Ярославом Владимировичем; и Губернский город Чернигова (под 51º, 24' северной широты, расстоянием от Десны около версты), о коем в Российской Истории упоминается со времен Олега или с начала десятого века; местечко Моромск, и село Вишеньки, где живут Меннонисты.

III.     Трубеж, просто Трубайло. Посредственная река, вытекающая из Козелецкаго повета и в нашей Истории еще с 992 года упоминаемая. В старину она была судоходна и при устьи разливалась в широкое озеро, которое превратилось потом в болото, где находят и теперь остатки прежних судов.  При ней стоит поветовый город Переяслав или Переяславль, основанный в 992 году Великим Князем Владимиром на том самом месте, где один малорослый Переяславец Залеский, по прозванию Ян, победил Печенежского Исполина. Недалеко от сего города находится и устье Трубежа, против горы Зарубиной.

IV.     Сулой, в старину Субой. Вытекает за селом: Кобыщи, и проходя чрез села: Быков, Красное, Черевки, Войтовцы, Яготин (где разливается в озерцо или болото), Капустинцы и Жорноклевы, впадает при Домантове в Днепре. Принадлежит к числу посредственных рек, имеет доволено чистую воду и обилен мелкой рыбой. В Российской Истории упоминается о сей реке, со времен войны Киевских Князей с Половцами или Уцами. Окружности оной назывались тогда Дубенцем. В прошедшем веку стояли при ней города: Песчана, Елмазов и Быков.

V.      Золотпоноша. Столе пышное имя дано одной маленькой речке о коей нельзя сказать ничего любопытного, кроме, что при ней стоит и город Золотоноша (под 49º, 33' северной широты). Однако думать надобно, что она так названа не без причины. В древней Российской Истории о ней не упоминается.

VI.     Крапивна. Еще менее предыдущей, не далеко от коей и впадает. Стоящие при ней села и деревни не примечательны.

VII. Сула. Большая река, выходящая из Лебединской округи Слободско-Украинской Губернии и текущая в степной части Малороссии, где при ней стоят: город Ромен под 50º, 42', северной широты; Глинск, под 50º, 36', св. шир., бывшей некогда Княжеством; Лохвица, под 50º, 18', сев. шир., бывший уезд в Черниговском Наместничестве, и поветовый город Лубны под 49º, 57', или по новейшим Астрономическим наблюдениям под 50º, 0', З7'' сев. шир. Впадает при селении Чигирин-Дуброве, бывшем во время полков Козачьим городом Лубенского полку. Берега ее больше низки, болотисты, но в некоторых местах и с возвышениями. Мелкой рыбы и Щук в оной доволено и много раков. Г. Болтин, в Ответе на письмо К. Щербатова, утверждает, что в древние времена жили при сей реке Варяги, по тому что слово Сула есть финское и значит текучая. В Княжение Владимира построены при ней города, в коих поселилисе Славяне и Чудь.

VIII.  Псиол. Длиною и шириною не уступает Суле, а быстротою и превосходит. Вершина его в Курской Губернии при деревне Олшанке, в 25 верстах от города Обояни отстоящей, где он вытекает из-под Думчаго Кургана. В Малороссию входит из Слободско-Украинской и впадает под Кременчугом. Берега его больше высоки, вода весьма чиста, приятна и здорова; но рыбы в оной мало. Течет при городе Гадяч, стоящем под 50, 23, широты; Голтве, бывшем уездном городе прежнего Киевского Наместничества, и селениях: Ращевка, Сорочинцы, Шишаки, Устивица, Богачка, Балаклея, Остапье, Белоцерковка, и проч.

IX.     Ворскла, Ворскло[50] или Ворскол[51]. Верховье имеет Курской Губернии, Белогородского уезда при селе Моячак, в Малороссию входит из Слободско-Украинской, а впадает у местечка Переволочны, стоящего под 48º, 51', 40", сев. шир. при границе Малороссии с Новороссийской Губернией. Берега ее возвышены, вода чистая и здоровая, рыбы довольно. При ней стоит город Полтава, под 49º 37', широты, и села: Кузьмин, Опошня, Старый и Новый Сенжар.

Во многих из сих девяти рек впадают ещё другие, как в самой Малороссии, так и вне оной. Из впадающих в Сож известны в Малороссии:

1.       Бесед и 2. Ипут, проходящие чрез Мглинский повет, а впадающие в Белоруссии. Реки довольно болышие и рыбой весьма обильные, особливо Сомами, Белизнами, Вырезубами, Щуками, Окунями и Язями. Берега их высоки и покрыты красным и черным лесом. При первой нет никаких примечательных селений, а при последней стоят Сураж и Ново-место, бывшие уезды Новгородско-северского Наместничества; также село Попова гора, бывшее в старину городом. Сверх того Ипут принимает реки Внечу и Молотьковку, из коих последняя течет в город Мглин, стоящем под 53º, 6' сев. широты.

В Десну впадают в Малороссийской Губернии:

А. С правой стороны:

1. Судость, которая вытекает из Орловской Губернии, и пробегая Мглинский повет, впадает при границе Малороссии с той же Губернией. При оной стоят местечко Почеп и город Погар под 52º, 27' широты, называвшейся в старину Радогощ[52] и Радегост[53]. Она принимает с левой стороны речку Рог, а с правой Бойнц и Ваблю, в которую впала Бабинца, проходящая в городе Стародуб, стоящем под 52º, 36' широты.

2.       Смяч, малая речка, впадающая пред Новгородом-Северским, и 3. Малотеча, между сим городом и селом Вишеньками. Верховья их в том же повете.

4.       Убед. Выходит оттуда же и впадает в полуторы версты от стоящего при ней поветового города Сосницы, под 59º, 53', широты. Река довольно хорошая и рыбная.

5.       Синявка, выходящая из Сосницкого повета и принимающая речку Менц. При обоих стоят селения тми же именами называемый.

6.       Береза или Березна. Малая речка, которая вытекает и впадает недалеко от Березны, бышего уезда Черниговского Наместничества.

7. Снов. Довольно большая река с высокими в некоторых местах берегами, и обильная рыбой. Вершина её недалеко от Стародуба, а устье верстах в десяти выше Чернигова. Она принимает речку Ревнц с левой, а Вагу и Городню с правой стороны.

8.       Замглай. Речка с весьма обширным болотом, в коем попадаются обитые железом доски; из чего заключать можно, что она была в старину судоходна. Течет и впадает в Черниговском повете.

9. Стрижень, в старину Стрежень. Маленькая река, текущая в Чернигове.

10. Белоус. Также малая река, но довольно рыбная. При ней стоят села старый и Новый Белоус.

В. С левой стороны.

11. Улица, 12. Ивот и 13. Шостка. В Глуховском повете.

14. Реть, принимающая Сведню, при коей стоит город Кролевец под 51º. 20', широты, бывший пред сим уездным в Новгород-Северском Наместничестве.

15.     Коропец, текущий в Коропе, бывшем уезде того же Наместничества.

16.     Сейм или по старинному Семе. Болешая рЕка, в иных мЕстах с ровными, в других с высокими и песчаными берегами; входящая в Малороссию из Курской Губернии и той же округи, где находится и ее вершина, называемая Пузатою Семью; а впадающая не далеко от города Сосницы, стоящего на другой стороне. Сверх обыкновенных рыб, водятся в ней Сомы, Бабиры, Карпы и изредка Осетры. Важнейшее из стоящих при ней селений Батурин, бывший некогда столицею Малороссийских Гетманов. Сейм принимает с правой стороны реку Клевен, в которую впадает Есмань, проходящая в город Глухове, стоящем под 51º, 40', 30", широты; а с левой Конотоп, при коей стоит и город Конотоп под 51º, 3', широты.

17.     Борзна, небольшая река, при коей стоит Борзна, бывший уезд Черниговского Наместничества.

18.     Смолянка, при коей стоит большое село Олишевка.

19.     Остер, в древние времена Встер, а потом Остр называвшийся. Вытекает недалеко от Колонии Белые межи именуемой, проходит в селении Иван-городе, и в городах Нежин, стоящем под 51º, 2', 45", широты; Козельце под 50º, 45' широты, и в Остре, бывшем уезде прежнего Киевского Наместничества, где и впадает.

В Трубеж впадают:

1.       Недра, малая речка, при коей стоят села Басань, Березань и Круполь.

2.       Ильтица, по старинному Альта. Вытекает верстах в пятидесяти выше Переяслава и проходит в селении Демянцах, которое есть может быть остаток города Деменска, в 1155 году Половцами разоренного.

Сула не принимает с левой стороны никаких примечательных рек, а с правой следующие

1.       Хмеловка, выходящая из Конотопского повета, а впадающая при границе Слободско-Украинской Губернии.

2.       Ромен. Малая речка при устьи которой стоит поветовый город Ромен под 50º, 42' широты.

3.       Лохвица, впадающая в Лохвице, о коей выше сказано.

4.       Удай, постаринному Уда. Вытекает из той низины, которая простирается между Борзною и Нежином, и принимая несколеко малых рек, впадает выше Лубен. При сей реке стоят два города: Прилуки, под 50º, 27', широты и Пирятин под 50º, 14', широты, где впала в Удай речка Перевод.

5.       Слепород. Маленькая речка, при коей стоят села Слепород и Пятигорцы.

6.       Оржица, принимающая речку Чумгак, при коей сшоит село Перервинцы.

В Псіол впадают:

A.      с правой стороны

1. Груня, выходящая из Лебединского уезда Слободско-Украинской Губернии и впадающая в город Гадяч.

2. Хорол. Довольно великая река, имеющая вершину при границе Малороссии с Недригайловским уездом Слободско-Украинской Губернии, а впадающая недалеко от Голтвы бывшего уездного города. Славится тем, что в раковинах ее находят иногда мелкий жемчуг. При оной стоят: Миргород, под 49º, 55', широты, бывший уезд прежнего Киевского Наместничества и поветовый город Хорол, под 49º, 38', широты. В Российской Истории упоминается о сей реке со времен нападения Половцев.

B.      С левой стороны:

4.       Сухая Грунь или Грунька, выходящая из Ахтырского уезда Слободско-Украинской Губернии. При ней стоит поветовый город Зеньков, под 49º, 59', широты.

5.       Голтва по-старинному Голта. При устьи её стоит Голтва, бывший уезд прежнего Киевского Наместничества.

Ворскла принимает:

1.       Полтавку которая идет в Полтаве.

2.       Коломак. Речка выходящая из Валковского уезда Слободско- Украинской Губернии, а впадающая против Полтавы. При ней стоит село того же имени, бывшее прежде городом.

3.       Полузерю. Малая речка, коея устье при новом Сенжаре.

 

VI

ИСЧИСЛЕШЕ МИНЕРАЛОВ, ОТКРЫТЫХ ДО СЕГО ВРЕМЕНИ В МАЛОРОССИИ

I.        Глины и Земли.

Примечательнейшие из глин, находящихся в разных местах Малороссийской Губернии, суть:

1.       Фарфоровая глина. Чистобелая, жирная и лоснящаяся; но часто с желторудым железного свойства песком перемешанная. Её копают в селе Полошках, от Глухова в семи верстах отстоящем, откуда доставляют оную и в Санктпетербург на фарфоровые заводы.

2.       Фаянсовая глина. Найдена в окружностях Киева.

3.       Белая глина, видом на мел схожая. Находится в окрестностях Городни, где употребляют оную для беления изб и печей.

4. Разные роды горшечных глин, из коих в северной и средней части Малороссии делают глиняную посуду, кирпич и печные изразцы.

5.       Турф. Попадается больше в лесной части, но до сих пор нет из оного никакого употребления.

II.       Пески.

Сверх Хряща, обыкновенного и речного песков, есть ещё в Малороссии:

1.       Красный или Железный песок. В берегах рек, в горах и оврагах.

2.       Белый песок. У самого Киева и при берегах рек.

3.       Блестящий песок разного цвета. В горах и оврагах.

III. Известняки.

Известняками называются те Ископаемые, кои на огне превращаются в известь, в крепкой водке вскипают, а в воде разгорячаются. Из таковых Минералов находятся в Малороссии:

1.       Мел, по Малороссийски Крейда. Находится во множестве при берегах Десны, Днепра, Есмани, и проч. В окружности Новгорода-Северского есть и меловыя горы.

2.       Мергель простой, каменистый и Мергельная земля. Попадаются в разных местах, особливо в горах и берегах рек. При речке Сулице, впадающей в Сулу, есте смесь Алебастра с каменистым Мергелем, содержащая, как кажется, Квасцы. Чисто-белый Мергель находят в высоких берегах Ворсклы и Псла.

3.       Известь и Известняк. В высоких берегах Десны, в меловых горах при Новгород-Северском, около Киева, и проч.

4. Алебастр. Чистый и в больших кусках добывается в округе Чернигова, а смешанный с другими Минералами в выше показанном месте.

5.       Селенит. Находится или в смеси с Алебастром и Мергелем, как на примере в округе Лохвицы, при реке Сулице; или в виде Кристаллов, в берегах Ворсклы. Простой народ называет последние Земляным сердцем и употребляет в порошке от сердечных болезней.

IV. Камни.

1.       Дикий камень, Булыжник или Кругляк. Попадается в глинищах и в берегах рек. Состоит по большей части из красного Шпата, белого Кварца и черной Мики. 

2.       Жерновик или Жерновой камень. При Десне, Днепре и в других местах. Из него делают мельничные камни.

3.       Точильной камень. Вместе с прежним, но не в таком количестве.

4.       Простой Песчанник. В берегах рек, особливо Днепра и Десны.

5.       Черный Песчанник. В глинищах около Чернигова, где бывает твердый и рухлый.

6.       Белый Фельд-Шлат. Попадается в горах.

7.       Желтый Фельд-Шпат. На каменистых осшровах, против устья Псла лежащих. Прозрачен, и видом как янтарь.

8.       Красный Фельд-Шпат. В разных месшах, в смеси с другими Минералами.

9.       Черный Кремень. В меловых горах.

10. Светлый Кремень. Изредка около Чернигова, а больше внизу Днепра.

11.     Гранит. На Днепре.

12.     Горный Кристалл или Кристаллизованный Песчанник. Попадается в виде мелкой щетки около местечка Сорочинец, при реке Псле стоящего, и смешан с каменистой железной рудой.

V. Соли.

В степной части при реках Хороле и Псле, и около села Бахмача в бывшем Коропском уезде находятся озерца или лужи, в коих вода столько солона, что свареное с оной кушанье не требует соли. Однако сии Солончаки не так богаты, что бы можно было вываривать из оных соль.

2.       Селитра, вывариваемая в разных местах, особливо в южной части. 

3.       Квасцы, кои находятся в вышеозначенной смеси Алебастра с Мергелем и Селенитом.

4.       Поташ и Шмельцуг или Смальчук. Вываривается в северной части Малороссии.

VI. Охры и Руды.

1.       Желязная болотная руда, находится во многих местах лесной и средней части, как в болотах, так и в самих реках. Иногда смешана она с Турфом.

2.       Каменистая железная руда. Попадается в оврагах и содержит весьма мало Металла.

3.       Темножелтая Железная руда. В разных местах, особливо вместе с рудою.

4.       Темнокрасная Охра. При реке Внеч, недалеко от города Мглина, где е' употрёбляют на крашение домов.

Что касается до рек содержащих железную охру: то есте таковые в степной части, например речки Журавка, Годуновко и Ржавец. При речке Лыбеди, текущей у Киева, есть настоящие Марциальные ключи, но вода в оных не вкусна; а в окружностях Батурина есть источники железного свойства, имеющие доволено приятную воду. Речка Рудня, находящаяся в окрестности Городни, содержит также железную охру, но вода в ней не чиста и не здорова.

VII. Окаменелости.

1.       Окаменелое дерево. Изредка в меловых горах.

2. Белемниты, просто Чортовыми пальцами называемые во множестве в меловых горах.

3.       Раковины окаменелые. Там же, но изредка.

4.       Слоновые кости, особливо зубы. В меловых горах при Новгород- Сверском и в берегах Сулы и Хорола.

КОНЕЦ

первой части


[1] Плутарх называет так Историю древних времен.

[2] Herodot.

[3] Так говорит древний наш Историк Нестор, но новейшие писатели сомневаются о сем.

[4] Синопсис или описание Славянского народа.

[5] Поколение Татар или может быть древних Персов.

[6] К. Щербатова Рос. Ист.

[7] Синопсис.

[8] Автор книги: Hiftoire de Ruffie fous Pierre le grand, утверждает, что Киев построен Византийскими Царями и назывался прежде Кизовия.

[9] Несторова летопись.

[10] Примечания на Рос. Ист. Ле-Клерка.

[11] Нестерова летопись.

[12] Древня Российск. Истор. Г. Ломоносова.

[13] Некоторые писатели думают, что Князья сии были Моравские.

[14] Синопсис.

[15] Малоросс. Летоп., в Росс. Магазине.

[16] Я следую Шлецеру. ГГ. Байер, Татищев и Болтин утверждают, что Оскольд и Дир был один человек, ибо слово Дир значит, по их мнению, достоинство или родство с Руриком.

[17] Г. Болтин примечания на Рос. Ист. Ле Клерка.

[18] Малорос. Летописец.

[19] По мирнім пунктам, заключеннім в 912 году, 15 сентября.

[20] Записки касательно Российской истории.

[21] К. Щербатова Российск. Истор.. и Житие Свят. Отец.

[22] Славенская Мифология Г. Попова.

[23] Синопсис.

[24] Славенская Мифология Г. Попова.

[25] Hiftoire de Ruffie, par Levesque.

[26] Славенская Мифология Г. Попова.

[27] В Малороссии известна до сих пор одна старинная песня, в коей за каждым стихом повторяются сии слова.

[28] Ломоносова Рос. Ист. – Г. Болтин утверждает, что Дидо была богиняч любви и брака, а сыновья её назывались Ладо и Лелио.

[29] Г. Бекмейстера опыт о библиотеке Саннктпетербургской Академии Наук, и Синопсис.

[30] Voyage de Milady Craven a Conftatinople par la Crimee.

[31] Все сии реки находятся в Малороссии. Смотри пятую статью.

[32] Библиотека Российск.

[33] Синопсис.

[34] Славнейшие из богатырей были Переяславец Ян, победивший Печенежского Исполина, Рогдай, который противу 300 неприятелей один сражался, Алеша Попович, Андриян Доблянков, Добрыня Никитич, Долка Стефанович и Иванушка Гаденович.

[35] Пуффендорф, К. Щербатов и Левек думают, что Ингегерда была сестра Норвежского Князя Олафа.

[36] Или на сестре Казимира, имевшего в супружестве сестру Ярослава. См. К. Щербатов и Ломоносов.

[37] Норманские Историки оставили песнь, сочиненную сим Князем, в коей он жалуется на хладнокровие Русской Княжны. Вот перевод оной: «Корабли мои обтекли Сицилию: тогда то были мы блистателены и великолепны! Темновидный корабль мой, наполненный храбрыми мужами, быстрым плаванием соответствовал моему желанию; а я занятый всегдашними попечениями, мнил иметь всегда благоденственное мореплавание; но при всем том дева Руская меня презирает.

*          *          *

В юности моей сражался я с народом Дронтгеймским, народом в военном искусстве нас превосходящим: был жестокой между нами бой, однакож я младаго их Царя поверг на землю и умертвил моею рукою; но при всем том дева Руская меня презирает.

*          *          *

Некогда, бывшу мне с пятьюнадесять ратниками в корабле, воздвиглась жестокая буря, вознеслись седыя волн громады и корабль подгружался уже в бездну; но мы рачителеным трудом спаслись от потепления. Я чаял из того щастливых успехов; но при всем том дева Руская меня презирает.

*          *          *

Знаю я воинские телодвижения, сражаюсь бесстрашно, сижу на коне твердо, к плаванию приобычен, легок в бегании. В бросании копья меток и в гребле не уступаю гребцам совершенным; но при всем том дева Руская меня презирает.

*          *          *

Может ли сия юная, сия прекрасная Россиянка воображать, чтобы я и ныне, в южных странах воюя. В самых жестоких сражениях неробко оружие мое употреблял? Может ли помыслить, чтоб неоставил я здесь подвигам моим неизгладимых памятников? Но при всем том сия Руская дева меня презирает.

*          *          *

Рожденный в верхней Норвегии, где с отличием луком и стрелами действуют, я предпочитаю кораблеплавание, простолюдинам толь ужасное. Между скрытых порогов морских, в отдалении от жилищ человеческих, ношусь я по пространству пучин в кораблях моих, но при всем том дева Руская меня презирает…       

[38] Нестор Летописец и Бакмейстера опыт о Библиотеке.

[39] Географический Лексикон Российск. Госуд. Г. Полунина и Миллера.

[40] Annales de la petit Ruffie, par Scherer.

[41] По Стриковскому, Польскому Историку.

[42] То есть узкой земле, выдавшейся в реку. См. Annales de la petit Ruffie.

[43] Так думает другой Польский Историк Веспасиан Каховский.

[44] Г. Болтин производит Козаков от Половцов, что также может быть справедливо.

[45] В Словаре Российской Академии сказано, что Пасека есть Синонима борти (!).

[46] Annales de la petit Ruffie. C. par Scherer. Paris, 1788.

[47] В Медицине известна она под именем: Plica polonica.

[48] Hiftoire de Ruffie, par Levesque.

[49] К. Щербатова Рос. Истор.

[50] Описание Харьковского и Курского Наместничеств.

[51] Древняя Российская Идрография.

[52] Древняя Российская Идрография.

[53] Annales de la petite Ruffie; и Краткие географ. полит. и истор. Известия о малой России, Г. Рубана.