Памятник Украинского искусства XVIII века.

Николай Емельянович Макаренко, 1908 год.

Могучая вольная община, смелая и отважная, живая и отзывчивая, оплот и защита народа и православия - южно-русское казачество оставило после себя глубокий, неизгладимый след культурной жизни недавнего прошлого Укроаины. 

Казачество - один из интереснейших и любопытнейших периодов истории Южной Руси. свобода т равенство политическое, нравственность и религиозность мирно уживались с несовместимыми, казалось, - лихими набегами и нападениями, с войнами и походами. Эта живая, деятельнейшая жизнь полна культурных интересов своего времени, зачастую не чуждых и нашему периоду. XVII-XVIII вв. этого исторического периода отличаются подъемом культурных начал, рассветом творческих сил народа: Украинское возрождение. Нет области народного творчества недостигших в ту пору своего блестящего развития, своей наивысшей точки.

Походы на Запад и Юг в защиту православия и народа; набеги на "поганых" мусульман; вечно подвиджная, боевая жизнь, без покоя, без отдыха. Где же время для строительства, для творчества? Но... нет памятника, того времени, не отличающегося своей красотой и строгой простотой, увеличивающей прелесть её. Красота в формах и строгих пропорциях частей; красота в гармоничном колорите. От монументальных памятников церковной архитектуры - классически простой и стройной, с уходящимив облака куполами и радостно сияющими на них крестами, до богатогонародного шитья шелками, пышными пятнами разбросанного по полотнянным тканям обыденной обстановки, Украина находила своих творцов, вдохновителей и исполнителей. Вещи домашнего обихода и церковная утварь, предметы насущных потребностей человека и предметы роскоши, независимо от их владельца - от простого козака до славного гетмана, все отличалось своеобразной изящностью, строгой простотой и самобытной красотой - этими этими природными качествами народа. В этом смысле, особым вниманием пользуются памятники зодчества. Не приходится трудиться искать архитектурных произведений эпохи XVII-XVIII вв. не отличающихся этими художественными достоинствами, точно также, как трудно было бы найти произведение, отличающееся теми же качествами. в современном нам Украинском строительстве. Пестрота и уродливость форм, безграмотность конструкций и нагромождение деталей - недостатки современного зодчества. За примерами ходить недалеко: новая и старая Покровская церковь в г. Ромнах; превосходный старый собор в г. Изюме и новая постройка; простенькая и стройная деревянная церковь с. Моркино Городище в Тверской губернии на Волге и современная нам построенная рядом же; маленькая изящная церковь в с. Процовке Роменского уезда Полтавской губернии и новая, и множество лругих, им же числа нет. Мною взята длЯ примера лишь незначительная часть из множества занесенных в мой путевой дневник.

Две резких противоположносмти сливались в характер козака и запорожца: жажда набегов и битв и религиозное начало; набеги часто вызывались желанием освободить православных сестер и братьев от ига "поганых" притеснителей. Знатные гетманы, войсковые старшины и простые козаки были преисполнены религиозность чувств и, не жалея сил и средств, уделяли вопросам строительства большую часть своего мирного времени, своей могучей энергии на возвеличение "рідної віри" и православия. Между набегами и битвами, занимавшими добрых девять десятых жизни козака, они находили время и возможность заниматься и вопросами строительства, вопросами искусства; умели возводить стройные храмы , умели их украшать, а главное носили в себе великое и могучее жизненное чувство, дающее возможность облегчать тягости жизни, облагораживать её - чувство красоты - радости жизни. Строительная жизнь их весьма обильная и высоко замечательна, но по несчастию, немногие памятники уцелели до нашего времени от рук наших вандалов. И тем ярче и богаче они выделяются на однообразном, скучном и бездарном фоне современного малорусского строительства епархиальных архитекторов. Много памятников уничтожено огнем, много подгнило, развалилось, но несравненно больше уничтожено руками наших епархиальных ведомств: перестроено, переправлено, исковеркано. Наши представители церкви - священнослужащие и высшие иерархические власти энергично ведут войну с немногочисленными оставшимися памятниками искусств и с успехом достигают желанных для себя результатов: храмы перестраиваются. древние формы их уничтожаются, детали заменяются современными нам, старая живопись поновляется. старая церковная утварь продается и выменивается на  новую, ризы и шитье продается на выжигание золота и серебра. а остальное, материально менее ценное. с благословения высшего начальства. сжигается к обоюдному удовольствию настоятелей и властей.

Исключения из таких случаев весьма редки и их пришлось бы отмечать, как ненормальность. "Варвары, что вы делаете?" - "Мы поступаем лишь так, как велит нам епархиальное начальство". В этом ответе драматизм положения.

Выхоленный, пухленький батюшка, не без стремления к внешней цивилизации (надушен модными духами), с нескрываемым презрением говорил мне, однажды: "куда вам всякая эта гниль; (отрывая от подризника шитье) это мы сожжем, а это на выпал продадим". "Э.. да что вы так хлопочите об этой церкви... ну, возьмите ее туда... на гору ее перевизите, а здесь она нам мешает". Мешает - прекрасное стройное произведение, которому грозила сломка по желанию того же батюшка-благочинного...

И благодаря подобному отношению к памятникам, немного уже по Украине осталось таких стройных, чарующих своей простотой и стройностью памятников-храмов. Этими произведениями, опоясанными хатами цветущих сел, сплошь покрыта была Украина прошлых веков -произведениями, гордо вздымающими свои вершины в синюю высь небес. с характернымикуполами и сияющими крестами. Средь белых пятен приветливых хат, в сочных зеленях кудрявых садиков, с грациозной стройностью выделяются на фоне бирюзового неба их простые профиля о трех и пяти главах.

Ещё часто ваш глаз радуют такие виды, но чаще, в последнее время, ваш глаз мозолят произведения в роде новой церкви в г. Ромнах на месте старой Покровской - произведение антихудожественное. в полном смысле слова - бездарное, компилятивное.

Покровская церковь в г. Ромны Полтавской губернии, перевезенная ныне, по инициативе Полтавского церковно-археологического Комитета в Полтаву (на момент выхода публикации ещё не сложили), построена в 1764 году одним из славных борцов за свободу и православие, безвинно погибшим "благородным господином" Петром Ивановичем Калнишевским, последним кошевым запорожским.

При въезде в город Ромны по Лохвицкой, Гадячской или Сумской дороге, бросалась в глаза, прежде всего, ещё издали заметная, высокая, простая церковь, увенчанная пышными крестами. Церковь была расположена на спуске с горы и направляющемуся в город представлялась величественным красивым пятном на общем фоне зеленеющего спуска горы, усеянной белыми и голубоватыми хатками пригородных жителей. Деревянная, дубовая, на каменном фундаменте (возведен в 1827 году, тогда же сделан пол и перекрыта крыша), церковь в плане имеет форму креста, составленного из квадратного центрального сруба и четырех других со срезанными внешними углами. На крестообразном основании возводится из брусьев, в горизонтальной кладке, высокое и стройное здание в 6,9 саженей высоты до карниза крыши средней части, и 10,8 саженей до основания верхнего барабана. Зодчий выдерживая везде на стенах строгую простоту - у крыши. заканчивая стены сооружения, украсил карниз сложным профилем из валиков и выкружек, изящно поддерживающим крышу здания. Карниз упирается на обшалевку стен, заканчивающуюся здесь двойным рядом украшений, состояшиз из вырезок в виде городков и арочек. Внутренность церкви освещается узкими окошечками около 2,5 аршин высоты, расположенными по три окошка в каждом срубе, на высоте приблизительно 2,5 сажени от пола церкви; по четыре маленьких окошка, кроме того, расположены и в первом восьмигранном срубе, высота их около 1,5 аршин. Сравнительно небогатый источник света все же настолько освещает церковь, насколько это нужно для сосредоточения молитвы: лучи света освещая иконостас оставляют второстепенные части храма в полной тьме. Скорее - декоративным пятном, чем определенным источником света, - а весьма возможно что и тем и другим, - служат небольшие окошечки, характерные для украинской архитектуры, расположенные по одному в каждом боковом срубе на высоте 4-х сажень; размер их 2,5 аршина в квадрате, вместе с окружающими наличниками, самое же окошко 1,5 аршина и состоит из квадратной рамы, по сторонам которой выступы из части круга. Наконец, в самых верхних срубах замечаете окна - это ложные окна, закрытые наглухо досками и разрисованные серой краской.

Средняя часть, квадратная в основании. несколько выше боковых срубов (боковые имеют высоты до крыши 5,575 саженей, а средняя 6,9 саженей) и также как и боковые, покрыта восьмискатной, типичной для Украины, кровлей с игривой линией изгиба. Любопытный пример: Преображенский собор г. Изюма Харьковской губернии, общие формы которого и покрытия целиком заимствованы с форм деревянной архитектуры, совершенно аналогичной Покровской церкви. Собор этот построен значительно раньше Покровской церкви и ныне уже не существует.

Не в нашу задачу входит рассмотрение и исследование происхождения и развития на Украине форм подобной кровли. Если говорят, что эти формы заимствованы из немецкого ренессанса, и справедливо указывают аналогичные нашим крышам - в архитектурных формах этого периода — то все же остается пока неясным целый ряд вопросов, непосредственно связанных с переходом этих форм из немецкого ренессанса в южно-русскую архитектуру.

В Покровсой церкви переход от квадрата к восьмиугольному покрытию выражается треугольником, расположенным вершиной вниз; основание его внутри церкви, на котором кладется первое кольцо восьмигранного сруба. украшено бордюром, составленным из элементом валика и пояска, и выступами в виде капельников или полушариков; весь этот брус заканчивается фигурной вырезкой.

Кровля, образуя общую конусообразную вершину. срезана приблизительно на одной трети её высоты (высота первого покрытия основного сруба, по вертикали 1,84 саж.) и на ней возводится ещё сруб уже восьмигранной формы, сруб украшенный тремя окошечками и покрытый точно такой же крышей; над этой первой крышей воздвигается ещё один срубик, восьмигранной формы, небольших размеров, с ложными окошками, законченный острой главкой с теми же провилями покрытий, и увенчанный пышным крестом - великолепным Внешняя форма храма до мельчайших подробностей соответствует внутреннему устройству, за исключением тех случаев, когда внутренняя часть покрытий хакрывается бревенчатой стенкой, например внутренность купола. Внешняя сторона стен храма обшалевана досками: верхние восьмигранные срубы - в вертикальном направления, а нижние - в горизонтальном. Первый способ отделки принаджлежит более древнему времени, второй - позднейшему.

В настоящее время, а быть может и со времени основания храма, у церкви в С-В и Ю-В углах крестах плана, между выступающими срубами, находятся небольшие и низенькие пристройки. служащие помещением для хранения хозяйственных церковных принадлежностей. а вместе с тем и помещением, через которое шел вход в алтарь. 

Направляемся к главному входу. Крытое темное крыльцо, косое в плане, скрывает массивную дубовуюдверь, обрамленную широкими лутками; массивные, с характерным изломом в верхней части, они покрыты. с наружной стороны, врезанной надписью славянским шрифтом, идущей в три строки вокруг дверей; горизонтальный верхний брус, в средней своей части, украшен изображением государственного герба - орла, исполненным потемневшими уже красками; он разделяет надпись на две части. Надпись эта гласит следующее: "Во дни благополучия державы её императорского священнейшего величества благочестивейшей великой государыин Екатерины Алексеевны второй императрицы и самодержицы всероссийской // при благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче всероссийского престола законном наследнике по благословению святейшего правительствующего духовного синода и преосвященного Арсения архиепископа митрополита // киевского галицкого и малой России сооружен храм сей во имя Покрова Богоматери коштом и старанием войск запорожским кошевого благородного господина Петра Калнишевського и Давида Чорного в лето от создания мира 7272 воплощения Бога Слова 1764".

Это тот самый Петр Калниш (Калнишевский) которого затем, сослав в Соловецкий монастырь, продержали там 25 лет в заключении (с 1776 по 1801 год); имя другого строителя Давида Чорного неизвестно.

Массивная тяжелая дубовая дверь. с увесистой петлей от замка, живо напоминает основательность, солидность и мо учую силу храмоздателей и строителей церкви, не питавших уважения к мелкому, мизерному. Наружная сторона двери была покрыта изображением жервтоприношения Исаака живописью южно-русского харатера, ныне уже едва заметным. Той же харатерной формы дверь была и в восточном срубе храма - форма двери, пользующаяся исключительно правом гражданства в южно-русской архитектуре.

Лутки их на две трети своей высоты как бы ломаются и наклоняются внутрь, так что верхняя часть значительно уже нижней. Эти лутки, исполненные из дубовых брусьев, богато украшены резьбой. Орнамент, непринужденно раскинувшийся в виде бордюра из стилизованных побегов и листьев, заполняет поверхность луток бордюром одинаковой ширины вокруг двери. Несмотря на заплывы масляной краски, набившейся во все углы благодаря неоднократной окраске, в технике резьбы и её характере видна хорошая умелая рука, верная и быстрая.

Дверь в настоящее время уничтожена и отверствие забито брусьями и зашелевано. Крытое теменое крыльцо, с выступающими наружу колонами и ступеньками перед ними, находится и у южного сруба церкви, дверь в который также в резных орнаментальных лутках. 

Но вот мы и в церкви... Чувство таинственности и непонятного страха, чувство робости охватывает вас при входе. Мрак в боковых помещениях и мягкий рассеянный свет в середине, в противоположность ярким южным лучам наружи, усиливает впечатление и поселяет в вас ощущение необъяснимой суровости и таинственного страха. 

Немногими яркими пятнами, прорвавшись сквозь мутнозеленые, от времени стеклышки, расположенные где-то наверху, стремятся вниз золотистые снопы лучей, падая на потемневший прелестный "в резьбе позлащенный" иконостас и разбегаются по полу, задевают за выпуклости иконостаса и углы стен. Мрачная, строгая, уходящая в небо средняя часть уносит туда все мысли молящегося, все его "я". Вы стоите в храме скромном и стройном, вас окружают гладкие спокойные стены убегающие в небесную высь, принявшие от времени синевато-зеленоватый приятный цвет с общим впечатлением серого. Лицом к лицу перед нами пышный, золотистый иконостас, с его священными изображениями, напоминающими молящимся все о том же стремлении кнебу, к божеству. Ничто по сторонам не развлекает вас, все спокойно, везде просто и скромно, и мысли ваши сосредоточены там - на иконостасе, на резном изображении Бога Отца, на ангелах, на первосвященниках и пророках.

Иконостас ослепительной пышности, благородных пропорций и чувства меры, чудной резьбы. Он в четыре яруса, уходящий вверх, теряющийся во мраке купола, увенчивается неимеющим себе равного, резным изображением фигуры Бога Отца. Там... высоко, снизу едва различимый глазом, спускается на посеребренных облаках с благославляющей рукой, всемогущий и всесильный Творец, предшествуемый двумя трубящими ангелами. Его величественная и спокойная поза, живость трубящих ангелов и восхитительно стилизованныеоблака производят неотразимое впечатление своей композицией и художественностьюисполнения с одной стороны и высоко религиозным настроением с другой. Весь иконостас исполнен в стиле рококо (с небольшими уклонениями в некоторых частях), господствовавшем во времена постройки церкви в Украине; иконы "в раковинах позлащенных" - рамах, колонки обвитые гирляндами, консоли и прочее все выполнено с чутьем большого мастера, с удивительной законченностью, любовью. Верхние боковые медальоны с двумя ангелами, с легкостью и наивностью шустрого дитяти усаженных на раму основного киота; птичьи крылья, легко обрамляющие среднюю раму под спускающимися Богом Отцом, короны увенчивающие киоты и тонкая орнаментальная резьба раковин - все это части одного целого, неразрывного, все приведено в гармонию, вяжется друг с другом и с неотразимым общим видом иконостаса, ослепительным по богатству, по строгим пропорциям, и великолепному общему впечатлению, радующему человека.

Нижний ярус иконостаса, более доступный глазу, с царскими дверьми, окруженными четырьмя витыми колонами, перехваченными гирляндами из цветов и листьев, и поддерживаемыми великолепными консолями, представляет собой удивительно прекрасное произведение.

Царские врата с ажурным резным изображением Благовещения любопытны ещё и тем, не безинтересным сюжетом, который помещен в верхней их части - резным изображением типичного южно-русского деревянного храма, воспроизведенного до деталей. включая арочные окна и двери, - деталей, правда, несколько странных по своей форме для известных памятников южно-русского зодчества, ибо подобные детали в южно-русских церквах не наблюдались. Это изображение нисколько не напоминает по формам покрытия, иногда даже и по конструкции, нашего храма, как бы это ни казалось естественным. Храмы этого типа, встречаются и в левобережной Украине, но особенно часты в правобережье и идут далее на Волынь и Подолье. 

На левой башенке изображения, выступающее далеко наружу покрытие с арочными над ним пролетами и столбами, нельзя ли принять за известное опоясание, встречающееся на церквах правобережья? В таком случае оно будет устроено на втором ярусе, так как нижний ярус закрыт сплошными стенами. тут же у изображения, с боков церкви - две резные фигурки, венчающие боковые части иконостаса, а ниже их - две башенки прелюбопытной и интересной конструкции. Над Благовещением и символическим изображением Святого Духа и над церковью помещено в густых стилизованных изображениях облаков - резное скульптурное изображение распятия, с боков которого, в облаках - солнце с одной стороны, луна - с другой; в стороне луны, по бокам. разбросаны звезды. Над облаками — головки херувимов. Все это увенчивается резным подражанием занавеси-балдахина. Такими же подражаниями увенчиваются и двери боковых входов в алтарь, снабженные коронами. Живопись в иконостасе — обычного типа академического письма, едва ли современная постройки церкви. Это возможно сказать утвердительно по отношению к нижнему ярусу и затруднительно утверждать по отношению к верхним; распределена она в рамах "раковинах позлащенных", в четырех ярусах, увенчанных изображением Бога Отца. Первый ярус—поместные иконы; второй — праздники; третий — апостолы; четвертый — пророки. Но современный нам общий вид иконостаса несколько отличается от своего первоначального: его украшали четыре резные, из дерева, фигуры в натуральный человеческий рост. Они изображают двух первосвященников Аарона и Захарию (рис. 10 и 11) обоих в длинных платьях, подпоясанных, стоявших, судя по описи 1827 года, обнародованной Ф. Н. в "Киевской старине", по левую сторону, в третьем ярусе; Иоанна Крестителя с агнцем у ног (рис. 12) и Евангелиста Иоанна с орлом у ног, стоявших по правую сторону того же яруса. Трагическая судьба постигла эти изображения: прежде они стояли в церкви на иконостасе — консоли, их поддерживающие сохранились и до ныне; затем — неизвестно в котором году — их стащили оттуда, как не соответствовавшие духу времени, и одной из них дали роль собирателя добровольных пожертвований на храмовые нужды, поставив ее для этого у проезжей дороги, с привязанным к руке кошельком. Так говорят. Но и здесь ее постигла неудача — лошади какой-то персоны, испугавшись статуи, наделали бед. Статуи были убраны в конце-концов в сырые кладовые, откуда мне едва удалось извлечь их для фотографирования. Они отличаются широкой, смелой трактовкой, несколько грубым исполнением, но в то же время обличают в авторе их недюжинного художника. Они раскрашены: волосы темные, лицо, руки под цвет тела, платье вызолочено.

Внешний и внутренний общий вид храма, и внутренняя декорация — иконостас, как будто принадлежат двум различным эпохам, двум настроениям, двум противоположным характерам. Пышная роскошь и красота иконостаса, и строгие, стройные и мрачные стены уходящего вверх храма, по первому впечатлению не соответствуют друг другу. Но это не так. Здесь художник-строитель преследовал свои цели, идею того времени, и выполнил ее с редким достоинством. Между внешней оболочкой — храмом, и внутренней декорацией — иконостасом, неразрывная связь: это неотделимые части одного целого. Простота внутренней обстановки храма, не позволяющая развлекаться глазу молящегося по сторонам и пышная отделка иконостаса, сосредоточивающая взгляд и внимание молящегося своими священными изображениями и достойными их украшениями, окружающими эти изображения, взаимно дополняют друг друга. Но... иногда даже кажется, что стены храма — лишь внешняя оболочка высоко ценимого художественного произведения.
 
Помимо своей общей формы — характернейшей для Украинской архитектуры XVIII в., — церковь, по техническим особенностям, по характернейшим покрытиям, окнам, дверям, наконец по своему иконостасу, является полнейшей выразительницей искусства того времени и лучшим образцом творчества Южной Руси.
 
В соответствии с таким характером церкви находятся и все решительно церковные принадлежности и утварь, поскольку представляется возможным судить о них по оставшимся, крайне немногочисленным экземплярам. Из таких предметов, составляющих по времени и характеру одно неразрывное целое с храмом, отмечаем:
 
Резной кипарисный напрестольный крест тончайшей работы, обложенный в серебро с чеканным орнаментом; и резьба по дереву, и чекан по серебру одного и того же стиля — рококо. Крест водружен на широкой, круглой подставке. Лопасти его закапчиваются орнаментальными украшениями в виде пальметки, а углы между лопастями — обычными зигзагообразными остриями — символическими изображениями сияния. Ризницы южно-русских церквей обычно еще сохранили в себе шитье шелками по простому холсту, в виде подолов подризников — это характерная страсть искусства в Южной Руси в XVIII веке. Такие подризники, в числе двух, хорошей сохранности, уцелели каким-то непонятным образом и в ризнице Покровской церкви; правда, мне пришлось их вытаскивать для фотографирования из какого-то сырого помещения, из кучи хлама, куда они были брошены, но рисунок и колорит их сохранились во всей их силе. Едва ли существовала церковь в XVIII веке без таких подризников, так они были распространены. Пышная, богатая гамма красок, композиция и рисунок в этом шитье близки к работам востока и, главным образом, Малой Азии, и в редких случаях к ближайшему западу. Шитье предлагаемых двух подризников в виде широкого бордюра, до полуаршина ширины, исполнено цветными шелками; орнамент растительного характера с сильным влиянием востока.
 
Других предметов, заслуживающих внимания с художественной стороны, мне видеть не пришлось, и не знаю даже — имеются ли они. Кроме предметов церковного характера в Покровской церкви, к удивленно, сохранился один предмет, представлявший ныне уже большую редкость для церквей. Казацкая старшина, люди почетные и особо уважаемые, во время служб пользовались особым местом в церкви для сидения, для отдыха. Это так называемые "стасидии" и "бокуны". Такие сидения делались двойными (первые) и ординарными (вторые). В Покровской церкви — двойные сидения, соединенные в один корпус, весьма несложной конструкции; они исполнены из толстых досок и выкрашены зеленой масляной краской.
 
Этот любопытный памятник быта стоял в одном из углублений храма и, кажется, уцелел лишь потому, что, помещаясь в уголку, не бросался в глаза, был мало замечаем своими врагами. В последнее время стасидии видели вынесенными на "цвинтар" под дождь и солнце. И это сидение, как и все в церкви, просто и скромно, и не нарушает общего ансамбля храмового молитвенного настроения.
 
Перед нами один из тех немногих художественных памятников Украйны, которые в незначительном количестве, почти случайно, сохранились до наших дней. Но подобными произведениями была полна Малороссия XVII-XVIII вв., а может быть и во времена более ранние, и за уничтожение их мы должны быть особенно признательными все той же невежественности светской и духовной губернских властей. В том же г. Ромнах, Полтавской губернии, еще в половине XIX в. существовало три деревянных церквиНиколаевская, построенная в 1751 году, Великомуч. Варвары — 1763 г. и описанная Покровская — 1764 г.; ныне от первых двух и воспоминаний не сохранилось. Лишь единственная Покровская церковь, благодаря особенным усилиям Императорской Археологической Комиссии, осталась не уничтоженной.
 
Не надо удивляться тому быстрому уничтожению старинных памятников искусства, при существующем в нашем "культурном" обществе понятии об искусстве и его памятниках. Мы вынуждены удивляться другому: как могли еще сохраниться эти памятники, несмотря на непреодолимый зуд к разрушению у местных власть имущих лиц. Если государственное учреждение, которому вверена охрана памятников, высказывается за желательность сохранения известного художественного произведения, а местный представитель губернии со свойственным ему авторитетом утверждает, что тот же памятник не представляет интереса, то поистине нужны большие усилия для спасения и сохранения этих чудных памятников — памятников исполненных редкой красоты и поразительной простоты.
 
И нужна усиленная борьба людей, дорожащих прекрасными произведениями искусства прошлого, с этими "культурными" вандалами, работа которых значительно опаснее разрушительной силы темных масс, зачастую неведающей, что она творит.
 
И борьба должна вестись до тех пор, пока в сознание интеллигентного народа не войдет с младенческих лет, со школьной скамьи любовь к красоте, уважение к прекрасному и его памятникам, уважение к художественным остаткам нашего богатого прошлого, в которое вложено столько жизни, любви и чувства изящного.