Куп'янський повіт

Петропавловка

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»

                 Церковь Cвятых Первоверховных Апостолов Петра и Павла первоначально построена была около 1700 года, близ города Купянска, на левой стороне реки Оскола, в слободе Заоскольской, переименованной тогда из хутора Заоскольского.

                 По словам старожилов, место, где построена была церковь, сперва состояло из крепкого грунта, но в короткое время пески так увеличились, что жители принуждены были удалиться из тех мест и поселиться в разных хуторах; на прежнем месте осталось не более 50 дворов из самых бедных и духовенство. По сему прихожане, по общему согласию, положили перенесть приходский свой храм в хутор Гнилицкий, по числу жителей и местности преимуществовавший пред другими хуторами, с переименованием его в слободу Петропавловку, и чрез поверенных своих, отставного вахмистра Филиппа Реуцкого и Самуила Милодана, просили о том начальство. По учинении законного следствия, просьба признана основательною. В 1821 году храм построен на новом месте, на сумму доброхотного подаяния, старанием отставного вахмистра Филиппа Реуцкого и обывателей: Федора глушка, Алексея Водолажского и священников: Кодрата Гусинского и Спиридона Корнильева. Февраля 11, 1822 года, новый храм освящен во имя Апостолов Петра и Павла. В 1840 году храм поврежден был от сильного ветра. При починке его, крест и главы позолочены, под наблюдением чиновника Палаты государственных имуществ. К сожалению, эта починка совершилась без всякого сношения со священниками, одними крестьянами, не имевшими никакого понятия о деле. Следствием было то, что допущено много неправильности и непрочности в починке церкви.

                 Утварь и ризничные вещи – очень не бедны, всего на 1950 рублей серебром.

                 Церковной земли 99 десятин.

                 В приходе Петропавловской церкви 2-го класса значится по документам: в 1810 году 1892 муж., 1937 жен.; в 1830 году 2234 муж., 2380 жен.; в 1850 году 2354 муж., 2385 жен. душ.

                 Действие холеры на умы народа в 1831, 1847 и 1848 годах было слишком сильно, чтобы можно было оставлять без пастырских наставлений. Много надобно было трудиться, чтобы, вместо страха и малодушной рассеянности или вместо беспечности греховного сна, внушить благоговейную преданность воле Божьей.

                 В 1848 году преимущественно обращаем был народ к общественной молитве. По получении первого известия о приближающейся холере, священники в воскресный день, отслуживши соборную литургию, вышли из церкви и вне ограды, против дверей церковных, отправили молебен соборной Живоначальной Троице. Положенный в требник на случай прещения напрасной смерти, акафист Спасителю был читан с коленопреклонением. По окончании молебна, священники отдельно пошли в три стороны с крестами, хоругвями и иконами в приходы свои, где освящали колодцы, кропили святою водою все дома и живущих там, а также во многих домах, по желанию хозяев, отправили молебны. Эти крестные ходы продолжались более недели не только в самой слободе, но и в хуторах, к ней принадлежавших. С того времени, как начались такие крестные ходы, почти все из прихожан держали пост, приходили в церковь, говели, исповедывались и приобщались святых Тайн. С того же времени холера начала ослабевать и, Благодарение Богу, в сей слободе, как в сем, так и в 1831 году умерло от нее весьма немного, в сравнении с другими местами, именно: в 1831 году умерших было 20 муж., 21 жен.; а в 1848 году 23 муж., 20 жен. душ.

                 Вслед за холерою в 1849 году посетила край другая гибельная болезнь – цинга, которая, по слабому началу и медленности, казалась вначале мало опасною, но в последствии времени открылось, что эта болезнь ничем не легче самой холеры. Жертвами сей болезни, как видно из метрических книг, умерли 25 муж., 46 жен.

                 В 1833 году за засухою следовал неурожай хлеба. Голод был так силен, что крестьяне, при недостатке хлеба, к небольшому количеству муки прибавляли лебеду, дубовые желуди, коренья трав. Чтобы только иметь какую-нибудь пищу. В 1848 году был также сильный неурожай хлеба, но народ не страдал от голода, потому что получал пособие из общественных магазинов.