Исторический очерк с. Песчанки Красноградского района Харьковской области

Из истории нашего края

С давних времен незанятые степные просторы между Днепром и Донцом были составной частью обширной земли восточных славян – предков украинского, белорусского и русского народов.

На территории нынешней Красноградщины сохранилось много памятников материальной культуры, что свидетельствует о давних поселениях на здешних землях восточных славян.

Первое письменное упоминание об этой территории относится к XII веку. В летописном источнике говорится о сражении киевских князей с половцами на реке Угль (теперь Орель).

В 1243 году Батый[1] имел три брода на реке Ворскла, и вместе со своим войском зимовал в этих окрестностях.

Жестокие орды завоевателей, которые громили и уничтожали славянские земли, начиная с первой половины XIII века, надолго приостановили заселение степного края. Эти земли были опустошены монголо-татарами и в 1331 году попали в руки Литвы.

Начиная с XV века здесь поселяются украинские козаки, те крестьяне, которые убегали от тяжелого крепостнического гнета польских, литовских и украинских феодалов. По андрусовскому[2] договору территория нынешней Левобережной Украины перешла к России.

В незаселенные южные степи от помещиков убегали также русские, белорусские и литовские крестьяне и городская беднота. Здесь они объединялись с жителями украинских селений, пополняя ряды вольного козачества.

Переселенцы привозили с собой свои пожитки, домашних животных (лошадей, волов, коров, овец, коз и прочую живность), книги, иконы и даже на старом месте разбирали церкви и перевозили с собой на новые места. Приносили они также опыт и знания из разных отраслей сельского хозяйства, умения ремесленничать, а главное – стремление к свободе.

Главным занятием их было хлеборобство. Этим занимались не только жители сел, хуторов, а также и мелких местечек и городов…

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что на территории нынешней Украины издавна жили земледельческие племена, которые тысячелетия тому обрабатывали землю примитивными орудиями труда, а также занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Возделывали, как правило, пшеницу, которую использовали для собственного пропитания, а также продавали другим народам. В частности был хорошо налажен обмен между славянскими племенами и византийскими купцами, которые для обмена на хлеб привозили соль, металл, ткани тонкой выделки.

Многие века уклад жизни славян, а также их предшественников был практически неизменным. Селения оживали с наступлением весны, когда земля пробуждалась, готовились к севу, осматривали и ремонтировали орудия труда и конную упряжь, усиленно кормили (не экономя зерна) и выпасали лошадей и волов, проверяли зерно, предназначавшееся для сева. С наступлением устойчивого тепла все сородичи выходили в поле.

Наиболее древним орудием обработки земли является рало. Бытовали однозубые и многозубые (на 3-5 зубьев) рала. «Дышло» и «ральник» изготавливались из дерева, на зубья иногда набивались железные «нарельники». Впрягали в него пару волов или лошадей.

Комплекс традиционных орудий заполнялся бороной. До середины XIX века это было полностью деревянная брусковая либо плетеная из лозы борона с деревянными зубьями. Она, как рало, имела много конструктивных вариантов.

Сеяли в древности вручную. Как правило, это доверялось самым старшим и, как следствие, наиболее опытным родовичам, потому что требовалась определенная сноровка, чтобы равномерно и без пропусков разбрасывать зерно. После посева приступали к своим обязанностям детишки. Они целыми днями занимались тем, что, окружив засеянное поле, отгоняли птиц и животных, способных извлечь зерна из земли. Единственным орудием их труда были самодельные луки и стрелы. То же начиналось и с появлением колосьев, в период их созревания и вплоть до уборки урожая.

Примечательно то, что подобный способ сеять сохранялся на Полтавщине и Харьковщине и в 900-х годах. Сеяли из полотняного мешка или из «сеялки» у лубяной либо берестовой коробки.

Уборка зерновых многие столетия проводилась с помощью серпа. Однако с конца XIX века происходят значительные изменения и совершенствования сельскохозяйственных орудий труда. Серп все больше стал иметь вспомогательные значение. В это время стали распространяться косы: преобладала «австрийская», меньше были известны «немецкая», «болгарская» и «венгерская». Глубокие изменения коснулись также и пахотных орудий. Уже в середине XIX века главным орудием обработки земли был традиционный украинский двухколесный плуг, все детали которого, даже «тележка» (передок), делались из дерева. Железными у него были только «лемиш» и «черсло». Впрягали в такой плуг, как правило, 3-4 пары волов. В 80-90-е гг. XIX века процесс совершенствования земледельческого инвентаря активизируется. Многие деревянные детали этих орудий заменятся железными. В хозяйстве зажиточных крестьян появляются полностью железные плуги, изготавливаемые как местными кузнецами, так и на заводах городов Александровска, Одессы, Херсона, Елисаветграда.

Продолжает совершенствоваться и древнее пахотное орудие – рало. Во многих хозяйствах оно приобретает в начале XIX века предназначение культиватора, рыхлителя, маркера. На всей Полтавщине почти до 30-х годов нашего столетия молотили зерновые цепком, часто потому, чтобы использовать солому для кровли. Как известно соломой либо камышом крыли все здания и постройки, и в отдельных местах подобные сооружения сохранились до наших дней.

Зерно хранили следующим способом. На высоком сухом месте выкапывали кувшинообразную яму, внутри ее стены оплетали ветками и засыпали туда зерно вместе с половой. Полова под напором зерна разлеталась в стороны и образовывала прослойку между стенками ямы и зерном. Позже хлеб стали сохранять в специальных коморах или в доме, в пустой комнате, которая располагалась через сени.

Столь большое внимание сельскому хозяйству, а в частности возделыванию хлеба, мы уделяем потому, что уже говорилось выше, этот край издавна был заселен племенами хлеборобов и именно возделыванием хлеба славились наши предки. Для иллюстрации вышесказанного мы приводим сведения, характеризующие передовое крестьянское хозяйство Полтавской губернии в 1913 году.

«Все постройки – из кольев, мазаные глиной, покрытые камышом – производят очень хорошее впечатление по своей прочности, обдуманности и приспособленности».

Перечень построек и инвентаря, а также и стоимость:

№ п/п

Название

Цена руб.

1.

Дом жилой

150

2.

Сарай для хлеба

150

3.

Сарай для скота

50

4.

Клуня

45

5.

Две телеги

80

6.

Жатка

80

7.

Плуг Сакка 7-ми дюймовый

25

8.

Скоропашка

5

9.

Три бороны

9

10.

веялка

12

11.

Столярный верстак и инструменты

16

12.

Решетка для очистки зерна

5

13.

Одна пара конской збруи

20

14.

Лошади, 2 шт.

180

15.

Сеялка одиннидцатирядная

127

16.

Корова с телкой

90

17.

Свиньи, 2 шт.

40

18.

Куры чистокровные минорки, 12 шт.

24

       

Свиноводство ведется исключительно для целей откармливания следующим образом: покупаются месячные поросята по 5 руб. за пару и откормленные в продолжении семимесячного периода продаются по цене от 35 до 40 руб. за штуку, а на смену им покупаются новые. Откармливание ведется продуктами собственного хозяйства.

Главный источник дохода от коров – получение приплода, который, воспитываясь до 70месячного возраста, продается по цене от 20 до 25 руб. Основные и постоянные корма: сено виковое, ржаное и смеси трав, яровая и озимая солома, полова, овес, ячмень буряк, кукуруза и сорго. Коровы – серо-украинский и английской породы.

Птицеводство до 1911 г. было обыкновенное и ввиду малой носкости простой курицы и вообще плохой оплаты корма совершенно не было доходным и мало удовлетворяло лаже потребность семьи. С получением в 1911 г. от Земской Управы кур минорок – высококультурной породы с наибольшей носкостью. Малодоходная курица прежде начинает быть доходной теперь: так за 1912 год при 12 курах была возможность продать до 1000 штук яиц, что, считая в среднем по цене 17 копеек десяток, составит 17 руб. добавочного дохода.

Пасека из 70 семей, ежегодно дает доход около 200 руб.

Средний урожай в хозяйстве за три года с 1910 по 1912 годы составляет с десятины:

Озимая рожь – 150 пудов

Озимая пшеница – 74 пуда

Яровая пшеница – 62 пуда

Ячмень – 140 пудов

Овес – 146 пудов

Просо черное – 160 пудов

Гречиха серебристая – 148 пудов

Кукуруза – 160 пудов

Картофель – 1800 пудов

Кормовая свекла – 3100 пудов

Вика с овсом на сено – 250 пудов

Бахча – 12 возов

 

Наиболее распространенные сорта вишни:

Гриот северный, крупный, черный

Морель голландская, многоплодная, крупная, черная

Мон-Маранс, ранняя, красная

 

Сорта малины:

Билярда постоянная,

Благоданежная,

Мальборо

Орманская красная

 

Сорта яблок:

Антоновка,

Апорт,

Титовка,

Варгулек,

Вороньки,

Цыганка,

Оливка,

Зимница и др.

 

Сорта груш:

Дуля (баба),

Бергамот,

Безсемянка,

Мускатка,

Спасовка,

Лимока и др.

 

Сорта слив:

Угорка,

Опошанка,

Мшанка,

Боярские,

Ренклоды,

Мирабели и др.

 

Кроме яблони, груши, сливы и вишни в Полтавской губернии, и особенно в более южных ее уездах, встречается еще и других более ценных видов плодовых насаждений, как абрикос, реже персики, виноград, малина, смородина, крыжовник, кизил, тутовое дерево, терн, грецкие орехи. Широко было распространено возделывание шелковицы и табака. Табаководство дает труд значительной части сельского населения.

Украина (Черниговская и Полтавская губернии) является «колыбелью русского табаководства». Украинское табаководство должно быть отнесено не позже как к XVI веку, куда оно перешло с востока. Из Украины же познакомилось с табаком и Московское государство, об этом свидетельствует по крайней мере тот факт, что ввоз табака из Украины в Московию имел довольно крупные размеры.

Как видно из вышеуказанного примера, крестьянские хозяйства были неплохо укомплектованы сельскохозяйственным инвентарем, работа в них велась основательная и кропотливая. В дополнение к этому следует сказать, что многие орудия и приспособления, а также постройки делались умелыми руками самих хозяев, либо их односельчанами-умельцами.

Важное место с давних времен занимали такие промыслы, как пчеловодство, мельничный, винокурение. С развитием и совершенствованием орудий труда возникают новые промыслы и ремесла. Появляются колесники, бондари, столяры, оконщики, сундучки, ложкари, кожевники, сапожники, сыромятники, шапошники, гончары, сукноваши, шерстобои, а также мастера по изготовлению корзин и роговых гребешков. Однако характерно и то, что многие умельцы не занимались каким-то одним промыслом, а были, как говорится мастера на все руки. В 1898 году Константиноградским собранием были освобождены от земского обложения на территории уезда кустарные промыслы, производящие без помощи подмастерьев.

Оставаясь земледельцем, украинскому крестьянину приходится считаться с малоземельем, уплотнением населения, со многими другими экономическими и естественными условиями, несмотря на которые он все-таки порывает связь с землей и огромным трудом.

Существовал очень важный, по своему значению, извозный промысел, распространенны почти повсеместно, но наиболее, конечно, развитый. В 20-е гг. нашего столетия в с. Песчанке мастером-сундучником был Болтенков Василий, в районах крупных потребительских центров, в окрестностях заводов, а также в местах, стоящих вдалеке от железнодорожных линий. Наиболее частные случаи заработка населению доставляет перевозка хлеба, затем строительных материалов (леса, камня, кирпича, песку), дров, а в районах с сильно развитым табаководством и свекловичной культурой – перевозка табаку и буряков.

В прежнее время на Украине был широко развит специальный извозный промысел – «чумацкий», стоявший в путешествии на волах в Крым за солью или к берегам Черного и Азовского морей – за рыбой, и затем в распродаже названных продуктов «стало быстро падать и к концу XIX века совсем перевелось».

Наиболее распространенными группами кустарных промыслов являются те из них, сырьем для которых глина, затем животные продукты; сравнительно уже слабее развиты промыслы по обработке волокнистых веществ, а также дерева и железа. Наибольшие размеры гончарный промысел, по числу участвующих в нем лиц, получил в Полтавской губернии, где гончарным дело занимается около тысячи хозяйств, причем более половины из них вовсе не имеют земли и все средства к существованию извлекают почти исключительно из обработки глины. Кустарями изготавливается, как правило, самая простая деревенская посуда, не отличающаяся ни чистотой работы, ни разнообразием. В конце прошлого столетия гончары зарабатывали в среднем 30-35 копеек в день. Такая оплата труда в гончарном промысле представляется далеко не высокой.

Второй, по своему экономическому значению, группой кустарных промыслов являются производства по обработке животных продуктов и прежде всего кожевенное и сапожное дело. Применяясь к требованию рынка, кустари изготовляют главным образом простой товар, так называемый «полувал», идущий на «верхи» – головки и голенища сапог (из более тонких его частей) и на подошвы (из толстых).

Техника изготовления кож весьма примитивна и вследствие того, конечно, далеко не удовлетворительна.

Наибольшим разнообразием изделий кустарных мастеров отличаются товары ткацкого производства. Это ткани и изделия из них, в первую очередь предметы быта (одеяла, ковры, скатерти, рушники, покровы для скамей и прочее). Издавна в здешних краях была развита торговля. Много живности скупалось купцами великорусских городов Белгорода, Витебска Калуги, Коломны, Курска, орла, Старого Оскола, Тулы, которые имели на этом огромные барыши. В 18 и первой половине 19 века торговля на здешних ярмарках была беспошлинной так как царское правительство пыталось любыми средствами и обещаньями заселить и освоить этот край, часто подвергавшийся нападениям татар. Эти разрушительные набеги очень замедляли развитие местных хозяйств, развитие торговли и ремесел. «Отличного ремесла никакого не имеется, кроме упражнений всех поселян и крестьян в хлебопашестве и других, полевых и домашних работах».

С развитием ремесел и расширением крестьянских хозяйств в более интенсивной становится и торговля. Помимо крупных ярмарок, в Константинограде происходит ежегодно несколько мелких ярмарок, а также на местном базаре устанавливается три постоянных торговых дня в неделю.

 

Цены на рынке в 1804 г.:

Говядина 1 сорта – 4 к. фунт

Говядина 2 сорта – 3 к. фунт

Баранина лучшая – 2 к. фунт

Баранина худшая – 1 ½ к. фунт

Цены в начале нашего века были приведены раньше.

Сало нетопленое говяжье – от 2 р. 30 к. до 4 р. 80 к. пуд

Сало нетопленое баранье – 2 р. 80 к. пуд

Сало нетопленое свинное – 3 р. 20 к. пуд

Пуд соли – от 40 до 80 к.

Воск – 20 – 22 р. пуд

Мед желтый – 4-6 р. пуд

Ведро вишен – 15 – 45 к.

Ведро слив – 12–16 к.

Воз дров – 1 р. 50 к.

1000 кирпича хозяйственного – 9 р.

К концу XIX века ситуация с ценами несколько изменилась. Так в Константиноградском уезде средняя продажная цена за десятину земли была 105,8 руб. При этом средняя сумма оценки 1 десятины заложенной земли равна была 78,2 руб., а ссуда составляла 58,5 оценки, т.е. 45,75 руб.

Поскольку речь зашла о земле, то будет уместным рассказать о почвах Константиноградского уезда. В своем большинстве это сухие плато, еще сохранившие степной характер, с черноземной почвой.

Степной горовой чернозем возвышенных плато или круто возвышенных местностей. Примерный его анализ в конце прошлого века:

Сумма всех растворимых веществ – 65,66

Кали – 1,74

Известь –1,40

Глинозем – 14,10

Фосфорная кислота – 0,30

Кремнезем – 43,00

Гумус – 8,81

Азот – 0,74

Горовой чернозем по содержанию органических веществ не выходит из пределов 7,5 – 9%.

Степи в Константиноградском уезде весьма обыкновенные и, встречаясь массами, придают степи совершенно своеобразный вид, обусловливая существование «нескольких вариаций степной флоры», а именно:

  1. степь кустарниковая; два вида типичного степных кустарника дереза и бобовник
  2. 2. Степь пионовая; напоминает предыдущую, но на буром фоне низкорослых трав, вместо кустарников, красуются клумбы из воронцов
  3. степь ковыльная; почти вся травяная растительности степи вытеснена высокими, по колено ростом, друг возле друга торчащими, круглый год сохраняющимся, пучками тырсы.

Дождей более всего бывает в июне, а в конце лета и начала осени преобладает ясная погода. К концу осени погода сырая, дожди часты и хотя воды выпадает и менее, чем в июне, но так как вода испаряется медленно, то на черноземе нередко бывает такая грязь, что абсолютно высота на уровнем моря 80-95 сажен (т.е. от 170 до 205 метров).

Эти сведения относятся к концу прошлого столетия останавливается движение грузов по дорогам. Дождя выпадает в обыкновенные годы достаточно, но раз или два в десять лет бывают не урожаи от недостатка дождя. Например, очень засушливым был 1891-й год, когда уже в мае выгорела черноземная степь. Однако в Константиноградском уезде крестьяне указывали место, где они снимают с полей урожай пшеницы даже в те годы, когда со временем всхода не падает ни капли дождя. По-видимому в самой почве лежит свойство заболачивать и задерживать влагу. Здесь нередко встречается вид мха, иногда заполняющий все промежутки между стеблями растений.

За последнее 10-летие XIX века лишь две зимы 1890–1891 и 1892–1893 гг. был непрерывный снежный покров около 3 месяцев. В другие же годы или он устанавливался очень поздно, или среди зимы снег таял и поле оставалось оголенным или было покрыто ледяной коркой.

Растительный мир занимал очень важное место в жизни людей, он давал не только пищу, но и здоровье человеку. Вот лишь небольшой перечень растений применяемых в целебных целях жителями Константиноградского уезда.

Деревей.

Употребляются верхушки с цветами от кровохарканья, геморроя, истерики и др. нервных болезней, связанных с расслаблением желудка. Народное употребление: настойка на водке, даваемая по три раза в день по рюмке, при страданиях желудка и матки.

Аир или Ир.

Употребляют корни, как возбуждающее, желудочно-укрепляющее, противолихорадочное и противозалотушное средство. Народное употребление – настойка на воде.

Прострел. Сон-трава.

Экстракт из него употребляется в параличе любострастной болезни, костоеде, отвержении яичек и в глазных болезнях.

Дягиль.

Корни Дягиля имеют возбуждающее потогонное свойство, употребляется также при упадке и расстройства пищеварения.

Хрен.

Лучшее противоцинготное средство – корень хрена, настоянный пивом.

Полынь.

Сок или настой на водке – прекрасное противолихорадочное средство, а также при расслабленном пищеварении и глистах.

Папароть.

Корень папоротника в порошке, 1-2 золотника на приеме (после чего принимается клещевинное масло) – лучшее средство против глистов.

Заячий горошек.

Отвар – мочегонное, слабительное, золотушное и противовенерическое средство.

Береза.

Противоцинготное средство. Березовые почки на водке – хорошее средство для заживления ран и против судорог желудка.

Череда.

Отвар, мочегонное и противозолотушное средство.

Тмин.

Тминные семена употребляются при расслабленном пищеварении и коликах желудка.

Чистотел.

Противолихорадочное средство (листья прикладываются, вместо горчичника, к ногам). Сок – хорошее средство против бородавок. Отвар травы – хорошее средство против застарелых язв и накожных сыпей.

Цикорий.

Петровы батоги. Сок или отвар против брюшных завалов, желтухи и испорченного пищеварения.

Березка.

Отвар употребляется народом в накожных сыпях, лишаях и чесотке – внутрь и для обмывания.

Сокирки.

Отвар употребляется против задержки месячных очищений.

Хмель.

Употребляется при расстроенном пищеварении.

Зверобой.

Укрепляющее средство при кровохаркании и поносе. Крепкий отвар, как наружное средство, способствует заживлению золотушных язв.

Душица. Материнка.

Средство народное для облегчения месячных очищений (ванна).

Кора черемухи.

Хорошее средство от ревматизма, колтуна и сыпей. Цветами (2 дол. на ½ ф. воды) лечат спазматические боли в груди и биение сердца.

Знания и умения распространялись среди населения благодаря учителям – путешественникам, а также благодаря появлению церковных-приходских народных школ, в которых должность школьного учителя объединялась, как правило, с должностью дьяка при церкви. Церковь и духовенство имели большое значение, особенно в развитии моральной культуры. Следует отметить, что в 19 веке в Константиноградском уезде было около 97 % православных.

Основную массу населения составили украинцы (95%), затем идут евреи, проживающие преимущественно в городах, русские, поляки и немцы.

На 1 квадратную версту[3] приходилось в среднем 38 жителей. На 1 хозяйство приходилось 5,6 душ, и каждая среднестатистическая душа в 1898 году в среднем выпивала 0,43 ведра водки, при следующей цене на спиртное:

Вино обыкновенное в 40о – 7 руб. ведро

Вино столовое в 40о – 10 руб. ведро

Спирт в 57о – 10 руб. ведро

Спирт разной крепости (в среднем) – 15,5 руб. ведро

Заговорив о водке хотелось бы вспомнить, что на похоронах у крестьян идет около 2-3 ведер водки, а иногда и больше. Похороны обходятся поэтому сравнительно дорого.

Пожалуй уже пора несколько приостановить наше повествование о прошлом нашего края. Читатель, утомленный общими данными и посредственными цифрами, желает, и его желание справедливо, иметь конкретную информацию, представить полную картину жизни крестьян села песчанки со дня основания и по сей день.

Итак…

История песчанки.

 

История Песчанки

«Близ города находится так называемая Полтавская балка, где в верхних горизонтах белых и светло-желтых слоистых песков залегает плитами и глыбами довольно твердый кварцевый песчаник белого, серого и желтого, а местами и красного цвета. Камень этот весьма прочен и годен для построек. Небольшая каменоломня поставляет материала для построек в Константиноград. Неподалеку отсюда, верстах в 1 ½ к северу от г. Константинограда, при почтовом тракте расположено волостное селение Песчанка с населением около 8 тыс. душ».[4][5]

В этот же период в самом Константинограде было всего 6,5 тыс. жителей. Как видим, в начале нашего столетия Песчанка была довольно крупным селом.

Но было ли оно таким всегда?

Заселение степных просторов Юга усилилось только во второй половине XVII века, когда вследствие освободительной борьбы украинское население сбросило тяжелый гнет польского панства и когда Богдан Хмельницкий в 1654 году в городе Переяславе заключил военный союз с Россией.

Плодородное, но безлюдные степи Юга получили тогда название Дикого поля.

Дикое поле с его неисчерпаемыми природными богатствами привлекает к себе хлеборобов. Обездоленные люди убегают от феодальной эксплуатации и тяжести государственных повинностей, основывают в степях новые селения. На территории Константиноградщины в XVII веке возникают, села Нехвороща и Рясское. Выходцами с Правобережной Украины были основаны села Зачепиловка и Вшивое (сейчас Николевка), а выходцами из Полтавского казачьего полка-хутора Педашва, Федоровка, Климовка, Петровка, которые со временем стали селами, и отдельные хутора – зимовники по реке Орель. Но напрасными были мечты беженцев здесь, на свободных землях, освободиться от панской опеки.

После разгрома шведских войск под Полтавой границы Российской империи начали продвигаться на юг, и царское правительство начало раздавать здесь земли воеводам, помещикам и казацкой старшине.

Правительство Российской державы постепенно усиливает свое влияние, свою власть в южных степях. Была проведена реорганизация пограничной службы, число служилых людей резко увеличивается, значительно расширяется сеть пунктов для размещения охраны.

Однако все эти меры еще не обеспечивали мира и спокойствия для поселенцев на здешних землях. Поскольку ежедневно и ежечасно над ними нависала угроза порабощения и смерти. В степи тогда все еще свирепствовали орды крымских и ногайских татар, которых поддерживала и каждый раз натравляла против России султанская Турция.

Большой опорой в борьбе с татарами стала так называемая украинская линия – система оборонительных укреплений, сооруженных в 1731–1742 гг. от Донца до Днепра. Вдоль всей Линии был выкопан глубокий и широкий ров и насыпан высокий вал. Укрепления располагались по ломаной линии общей длиной около 400 километров.

Среди 18 крепостей (в некоторых источниках встречается цифра 16) Украинской оборонительной линии в 1731 году возникла и Белевская крепость. Ландмилицейские полки рассеялись вдоль всей Украинской Линии. Так возникали русские селения: Залинейное, Русский Орчик, Козловский (сейчас Лебяжье), Песчанка, Берестовенька, Парасковия, Староверовка, Алексеевка. Военно-административным центром их была Белевская крепость.

В окрестностях крепости селились солдатские семьи и работники и работники, которые согласно специальному указу Сената прикреплялись к каждой семье военных поселенцев и назывались подпомощниками. Они заменяли главу семейства, занятого на военной службе, и вместо него вели все домашнее хозяйство. Первыми поселенцами окрестностей будущего города были козаки, выходцы с Правобережной Украины, а также русские крестьяне-однодворцы[6].

Село Песчанка основано в 1764 году вдоль бывшей речки Песчанки. По реке поселялись отслужившиеся солдаты, не желая уезжать из привычных мест. Таким образом заселялась западная часть села Песчанка[7].

Первых поселенцев правительство Российской империи завлекало различными обещаниями и льготами. В частности торговля на ярмарках освобождалась от пошлины, были отменены также таможенные пошлины.

Во время крымской компании царица Екатерина II приказала укрепить Белевскую крепость. Первыми переселенцами были крестьяне Белгородской, Воронежской, Калужской, Курской и Тульской губерний, которые не хотели подчиняться своим помещикам. Поскольку многие крестьяне приехали из лесной зоны, они не умели строить мазанных хат, которые были традиционными на украинских землях, и солдаты Белевской крепости строили первые мазанки поселившимся крестьянам по реке Песчанке.

Жители села занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, торговлей и ремеслами. Они ездили в Крым за солью, на Черное и Азовское море за рыбой. Торговля производилась на местных ярмарках сельскохозяйственными продуктами и разнообразными изделиями ремесленников.

В 1765 году село вошло в состав Донецкого пикинерского полка[8].

Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг., татарские орды напали на Украинскую оборонительную линию, и в частности в 1768 г. были нападения на Белевскую крепость и в том числе на с. Песчанку. Большое количество жителей было угнано в рабство, а селу был причинен большой ущерб. В связи с подобными набегами и разрушениями село расширялось очень медленно. Однако уже в середине 70-х годов, после завершения войны России с Турцией, Украинская Линия утратила свое оборонительное значение, и с тех пор с. Песчанка начинает возрождаться. Сюда прибывали крестьяне из различных крепостных сел, бегущие от своих помещиков.

С 1775 по 1777 гг. в Белевской крепости размещалось главное управление Азовской губернии, а в 1778 году Белевская крепость стала уездным центром Азовской губернии.

В 1784 г. крепость была переименована в город Константиноград[9] и вместе с уездом (в составе которого было и с. Песчанка) отошла к Екатеринославскому наместничеству.

С 1787 по 1796 гг. все население Украинской линии входило в состав Екатеринославского казачьего войска, а в 1796 г. Константиноградская губерния была отведена к Черниговскому наместничеству, а после в Новороссийскую губернию.

С 1797 г. все жители, заселявшие Украинскую линию были объявлены государственными крестьянами[10] и начали отбывать воинскую повинность на общих основаниях путем рекрутского набора со сроком службы 25 лет.

Указом Сената от 27 февраля 1802 года в связи с разделением Малороссийской губернии была образована Полтавская губерния, в состав которой вошел и Константиноградский уезд. На территории уезда в этом же году, 14 октября «с полдня во 2 часу было более трех минут землетрясение и колебания, однако от того никому никакого вреда не последовало». Это очень редкое и необычное явление для степных районов.

Полтавская духовная консистория[11], основанная в 1804 г., способствовала расширению и организации церковной деятельности в уездах.

К сожалению точное время возникновения Николаевской церкви села Песчанка не установлено. По всей видимости в течении XIX века это было деревянное сооружение, и только в начале нашего столетия была построена каменная церковь. Но об этом позже. А сферу вопросов, которые была призвана решать духовная консистория, входили: административная и судебная власть в разрешении церковных вопросов, организация и содержание церковно-приходских школ, создание и содержание городских богаделен (в Константинограде существовала с 1806 г.). Забегая несколько вперед, следует отметить, что Полтавская духовная консистория проводила активную борьбу против революционного движения. Ликвидирована она была на основании декрета Временного рабоче-крестьянского правительства Украины от 22 января 1919 г. «Про отделение церкви от государства и школы от церкви».

Следует сказать, что воспитанием и обучением детей и населения церковно-приходские школы стали заниматься более активно только со второй половины XIX века, а до этого «из священников во всем здешнем повете ни один обучением не занимается».

Во время отмены крепостного права в 1861 г. крестьяне села Песчанка бунтовали, требовали больше земли. К этому времени в Песчанке насчитывалось около 350 дворов. В своем большинстве население Константиноградского уезда было неграмотным, тем не менее крестьяне видели и чувствовали несправедливость их существование и требовали изменения условий жизни.

19 февраля 1861 года были основаны волостные правления. Песчанка стала волостным центром, правление которого являлось административным органом крестьянского управления, осуществляло надзор за своевременным поступлением налогов, исполнением крестьянами воинских и натуральных повинностей, продажей имущества крестьян за долги. Волостные правления исполняли также полицейские функции в волости.

Во второй половине прошлого столетия в Константиноградском уезде стала расширяться сеть дорог, появились фельдшерские пункты, строились первые учебные заведения. Решение подобных вопросов (строительство, содержание, обслуживание) входило в функции Земских управ[12], которые являлись исполнительными органами губернского и уездных собраний.

В Константиноградском уезде к этому времени заканчивается процесс закрепощения крестьянства, активно проводимый в первой половине XIX века. Большинство сельских жителей превращаются в бесправных крепостных, а малочисленные свободные крестьяне попадают в кабалу к помещикам. Подневольный труд малопродуктивен: крепостнические порядки сдерживали развитие производительных сил. Крепостные крестьяне ненавидели помещиков и вели борьбу против них. Даже проведенная царским правительством, напуганным большим размахом крестьянских мятежей, крестьянская реформа 1861 г. не уничтожила тяжелый гнет, хотя объявила крестьян свободными.

В последующие годы крестьяне Константиноградщины, недовольные последствиями реформы, выступали против помещиков и самодержавия. И только в 1881 г. был установлен для всех временнообязанных крестьян выкуп земельных наделов. К помещикам, как правило отходили лучшие земли, а также пастбища и леса, которые до реформы находились в общественном пользовании.

Репрессии против крестьянства не могли остановить, и тем более, прекратить его движение. В селах Константиноградского уезда вспахивают отдельные крестьянские выступления против помещиков.

Обездоленные крестьяне пытаются найти выход, найти хоть какой заработок: отправляются на юг, нанимаются на сезонные сельскохозяйственные работы. Многие из них навсегда покидают село, переселяются в города, пополняя ряды городского пролетариата. Некоторые, не найдя в себе силы оторваться от земли, возвращаются на родину. Таким образом, население возрастает, земли в пользовании крестьянства все дальше остановилось меньше и меньше. И без того слишком мизерные земельные наделы, нарезанные после реформы 1861 г., каждый раз становятся меньше из-за семейных разделов либо в результате продажи за неуплату выкупных платежей или налогов.

С развитием капитализма на селе усиливается классовое расслоение, много крестьяне разоряется, в то время как некоторые наоборот обогащаются. Среди основной массы крестьянства начинают зарождаться революционные идеи. Этому способствовало также распространение в Константинограде и близлежащих селах газеты «Искра».

В 1900 г. в селе Песчанка возникла подпольная группа, которая тайно собиралась в доме П.А. Караченцева и занималась изучением марксистко-революционной литературы и распространением революционных настроений среди односельчан. В составе этой группы были: Золотужин Павел Иванович, Караченцев Павел Агеевич, Кузняков Никифор, Лехов Павел Михайлович.

Из донесения полтавского губернатора А.К. Бельгарда министру внутренних дел В.К. Плеве о причинах возникновения крестьянского движения и о мерах прекращения его. 1902 г. апреля 17.

«Число прокламаций, появившихся за это время и проникающих разными путями в крестьянскую среду, весьма значительно, и многие прокламации находят отклик в крестьянской среде, хотя и толкуются почти исключительно с социально-экономической точки зрения. Надо признать, что толки о переделе, о заполнительных нарезах и прочее никогда вполне не прекращались в крестьянской среде, хотя временно и стихали. Нельзя также не признать, что понятие о праве собственности является в той же среде весьма слабо развитым и неопределенным: это замечается гораздо менее в местностях с преобладающим казачьим население, которое всегда владело своими участками на праве собственности, продавало и закладывало оные, передавало по наследству, в приданное и прочее».

Из того же донесения:

«… издавна присуще русскому крестьянству черты не утрачены, но что оно более чем когда-либо нуждается в попечительном руководстве, которого оно по большей части не находит ни в пастырях духовных, озабоченных личными делами и ограничивающихся совершением треб, ни в земских начальниках, административная деятельность которых ограничивается часто перепиской и некоторым наблюдением за волостными правлениями…».

Однако такое «попечительное руководительство» нашлось. Это были социал-демократические организации и кружки, благодаря деятельности которых Константиноградский уезд стал центром одного из наиболее массовых выступлений крестьянства весной 1902 г. Это выступление охватило ближайшие к Константинограду уезды Харьковской и Полтавской губернии. Царское правительство жестоко расправилось с восставшими крестьянами, засылая их на каторгу, расстреливая их и облагая огромными штрафами.

«В заседании Особого присутствия в г. Константинограде 23 октября 1902 г. по вопросу о существе события рассматриваемого дела показаниями свидетелей установлено, что в последних числах марта 1902 г. и в первых числах апреля того же года в Полтавском и Константиноградском уездах Полтавской губернии, и в прилегающих к ним уездам местностях Харьковской губернии возникли беспорядки, произведенные крестьянами и заключившиеся главным образом в открытом похищении движимого имущества, принадлежавшего землевладельцам – дворянам или арендаторам имений».

Из приговора Харьковской судебной палаты

по делу участников разгрома экономии помещика

Базилевского в с. Базилевщине, Константиноградского

уезда. 1902 г., октября 23

Однако никакие репрессии не могли остановить рабоче-крестьянского движения, не могли уничтожить стремление народа к свободе[13]. Активности масс заметно усилились перед первой революцией 1905–1907 гг., стали проявляться в селах уезда большевистские листовки, прокламации. Подпольщики села Песчанка получали литературу, которая печаталась на подпольных типографиях Константинограда, Валок и других городов Украины. Местная подпольная группа начиная с 1905 г. принимала участие в большевистских митингах, в маевках, пока в 1907 г. не были арестованы лидеры политических организаций и не была разгромлена уездная типография.

Начинают обостряться социальные проблемы, однако нельзя считать, что население было полностью занято только революционной борьбой. Жизнь текла своим чередом, и требовала решений многих жизненно важных вопросов. Крестьяне остаются крестьянами, земле необходимы трудолюбие и умелые руки. В с. Песчанке постепенно решаются вопросы землепользования, крестьяне получают земельные наделы. Примером этого может служить выписка из архивных материалов датированных 1908 годом:

«Земля наделена в личное пользование из общественной земли, принадлежащей обществу крестьян села Песчанки и состоящей в общинном его пользовании Тутову Федору Федосеевичу».

Годом раньше (т.е. в 1907 г.) после длительных судебных разбирательств получили также земельные участки жители с. Песчанка, братья Архип Михайлович и Константин Михайлович Фатеевы.

Тяжелая экономическая и политическая ситуация сказывались на жизни села, на его спокойствии. В 1911 г. ряд молодых жителей села Песчанка обвинялись в убийстве. К сожалению не удалось установить в убийстве кого они обвинялись: впрочем, представляем материалы по этому делу Полтавского Окружного Суда.

 

М.Ю.

Полтавский                                                             В Песчанское волостное

Окружной Суд                                                        Правление Константиноградского

По Уголовному отделению                                               уезда

Марта 20 дня 1912 г.

№ 6501

г. Полтава                                                                Вследствие отношения

                                                                                  от 13 сего Марта за № 139

                                                                                  Окружной Суд припровождает

                                                                                  при этом выписку из приговора

                                                                                  своего от 20 Сентября 1911 г.

                                                                                  по делу о пр. Авксентии Чукурове

                                                                                  и др., обв. в убийстве

                                                                                  Член суда                  подпись

                                                                                  Секретарь                  подпись

 

Выписка из приговор

1911 года Сентября 20 дня, по Указу Его Императорского Величества, Полтавский Окружной Суд, по временному уголовному отделению, в публичном судебном заседании в городе Константинограде, слушал, с участием присяжных заседателей, дело о крестьянах… обвиняемых в убийстве, совершенном в ночь на 13-е февраля 1911 года.

Определил:

3. Крестьян Константиноградского уезда, села Песчанка: Григория Семенова[14] Чистикова, 20 лет, Ивана Иванова Чистикова, 25 лет, Ведота Иванова Пронякина, 29 лет, и села Берестовеньки Митрофана (внебрачного) Репкина (он же Пронякин), считать по суду оправданными:

2. крестьян села Песчанка Константиноградского уезда, Полтавской губернии, Филиппа Романова Семенихина, 25 лет, Андрея Иванова Алдашева, 25 лет, игната Григорьева Ширкова, 21 года, Филиппа Гордеева Шестакова, 19 лет, Егора Григорьева Ширкова, 18 лет, Авксентия Иванова Чукурова, 20 лет, и Павла Иванова Алдашева, 18 лет, Авксентия Иванова Чукурова, 20 лет, и Павла Иванова Алдашева, 17 лет, лишить всех прав состояния и сослать в каторжные работы сроком:

Филиппа Романова Семенихина, Андрея Иванова Алдашева и Игната Григорьева Ширкова на четыре года каждого, а Филиппа Гордеева Шестакова, Егора Григорьева Ширкова, Авксентия Иванова Чукурова и Павла Иванова Алдашева на два года и восемь месяцев каждого, с последствиями для всех осужденных по 25 ст. Улож. 3, тех же Филиппа Семенихина, Филиппа Шестакова, Егора Ширкова, Андрея Алдашева, Авксентия Чукурова, Игната Ширкова и Павла Алдашева по обвинению их в предумышленном убийстве считать по суду оправданным: судебные издержки по этому делу взыскать с имущества осужденных поровну и с круговою ответственностью друг за друга; все вещественные доказательства уничтожить в гражданском иске, предъявленном Василием и Христиной Долженковыми, отказать.

 

Верно: Секретарь                                        подпись

сверял: за помощ. секретаря                       подпись

 

Как видно из последних слов приговора, вышеперечисленные крестьяне обвинялись по всей видимости в непреднамеренном убийстве кого-то из семейства Долженковых.

В то время как одни отправлялись в ссылку, другие шли в армию для исполнения воинской повинности.

«В следствии отношения Песчанского Волостного правления Константиноградского уезда, Полтавской губернии от Марта 19 дня за № 139 1912 г. имел честь сообщить волостному правлению, что Метрические справки, наведенные о времени рождения братьев подростков призываемых в сем году к исполнению воинской повинности и оказались следующие лица.

  1. Крестьянина Саввы Ивановича Енина – сын Георгий
  2. Крестьянина Василия Павловича Мерзликина – сын Герасим
  3. Крестьянина Гавриила Ильича Анахина – сын Макарий
  4. Крестьянина Гордея Андреевича Рослякова – сын Стефан
  5. Крестьянина Прокопия Кирилловича Семенихина – сын Иоанн
  6. Крестьянина Пантелеймона Стефановича Серова – сын Сергей
  7. Крестьянина Симеона Леонтьевича Чистикова – сын Максим
  8. Крестьянина Ивана Яковлевича Калугина – сын Лаврентий
  9. Крестьянина Павла Васильевича Золотухина –сын Никифор
  10. Крестьянина Якова Ивановича Глебова – сын Антоний
  11. Крестьянина Петра Ивановича Нарышкова – сын Стефан
  12. Крестьянина Ивана Константиновича Калугина – сын Трофим
  13. Крестьянина Якова Павловича Ампилова – сын Иван
  14. Крестьянина Михаила Антоновича Мерзликин – сын Иван
  15. Крестьянина Григория Михайловича Пронякина – сын Петр
  16. Крестьянина Михаила Григорьевича Стомина – сын Иван
  17. Крестьянина Андрея Ивановича Нарышкова – сын Иоанн
  18. Крестьянина Андрея Ивановича Нарышкова – сын Яков[15]
  19. Крестьянина Карпа Стефановича Калугина – сын Григорий

Крестьяне: Алексея Андреевича Анахина сын Филипп, Антона Трофимовича Калугина сын Иван, Захария Диомиудовича Абакумова сын Тимофей и Игнатия Пантелеймоновича Бойко сын Александр по наведенным справкам в метрических книгах части первой о родившихся при Николаевской церкви села Песчанки Константиноградского уезда не оказалось»[16].

Здесь, пожалуй, будет уместным сказать, что по записям подобной этой можно с полной уверенностью утверждать, что в 1912 г. настоятелем вновь выстроенной (каменной) Николаевской церкви села Песчанки был священник Стефан Илляшевич, дьяконом был Димитрий Биличенко, а псаломщиком – Андрей Ольжанский (или Льшанский) и Петр Долженков.

Наиболее важные вопросы, даже такие как призыв в армию односельчан и утверждение списков новобранцев[17] решались всеми жителями села сообща на сельском сходе. Для иллюстрации этого приводим следующий документ.

 

Приговор

Песчанского Сельского схода

1912 г. Апреля 1 дня. Мы, нижеподписавшиеся Полтавской губернии, Константиноградского уезда, Песчанской волости села Песчанки, государственные крестьяне, находясь сего числа 725 домохозяйств, имеющих право голоса на сходе, в присутствии Сельского Старосты С. Малявина, слушали читанный нам призывной список, составленный Песчанским Волостным Правлением во молодых людей, подлежащих в сем году призыву к исполнению воинской повинности и метрические выписки о рождении тех лиц, в период времени с 1 Октября 1890 г. по 1 Октября 1891 г. по


[1] Батый (Бату) – монгольский хан, внук Чингизхана. Годы жизни – 1208–1255. С 1243 г. – хан Золотой Орды

[2] Андрусовское перемирие подписано в 1667 г.

[3] Верста – 1,0668 км.

[4] имеется ввиду г. Константиноград

[5] это описание датируется 1903 годом.

[6] Однодворцы – до 1866 г. категория государственных крестьян (в основном бывшие служилые люди «по прибору».)

[7] У авторов этой работы возникло следующее сомнение: сразу ли нынешнее село Песчанка было селом, или это первоначально был хутор. В пользу второго варианта свидетельствует упоминания Павловского о «хуторе Песчаном, прапорщицы Ананьевой» в работе «Статистические сведения о Полтавской губернии сто лет назад»изданной в Полтаве в 1905 г.

[8] Пикинеры – вид пехоты, вооруженной пиками, названы по образцу европейских армий.. В русской армии пикинеров называли копейщиками.

[9] Назван в честь великого князя Константина, второго сына императора Павла I и внука Екатерины II. Годы жизни 1779–1831.

[10] Класс государственных крестьян образован при Петре I.

[11] Консистория – в православной церкви учреждения при архиерее по управлению епархией.

[12] Основаны в 1865 г. и ликвидированы с установлением Советской власти. В 1893 г. на содержание Константиноградского уездного земства причиталось в среднем – 5,2 копейки.

[13] 14-25 июня 1905 г. произошло первое массовое революционное выступление в вооруженных силах России, а именно на броненосце Черноморского флота «Потемкин». В этих событиях принимал участие житель села Песчанка Федор Абакумов.

[14] По старой орфографии писали Семенова вместо Семеновича, Иванова – вместо Иванович и т.д.

[15] Иоанн и Яков – братья-близнецы (прим. авт.)

[16] все приведенные в этом списке крестьяне родились с 1891 – по 1896 гг. (прим. авт.)

[17] термин «новобранец» появился в 1874 г., до этого времени лицо, принятое на воинскую службу или по повинности называлось рекрутом.