Конские Раздоры
Слобода Конские Раздоры, при р. Конке, многолюдная и с населением зажиточным, при двухштатном церковном причте, находится Александровского уезда во 2-м благочинническом округе.
Река Конка берет свое начало в 5-ти, или 6-ти верстах выше Конских раздор; при слободе Конка раздралась, разделилась, течет двумя, отдельными рукавами, а ниже слободы опять сливается в одно течение. Тут пролегал когда-то главный Муравский шлях из Таврии в Малороссию.
При постройке, около нынешней слободы Семеновки, знаменитой, в свое время, Кириловской крепости, на новой, так называемой, Днепровской линии, от Азовского моря до Днепра, местность нынешней слободы Конских Раздор, глухая и безлюдная, но богатая и плодородная, в начале 1770 года, по распоряжению Правительства, на казенный кошт заселена была отставными солдатами, – людьми семейными и оседлыми, с одной стороны, для наблюдения за работами по устройству крепости, а с другой, для оживления безлюдного края, для заведения и развития в нем земледелия и промышленности. Распланированная и застроенная на казенный кошт землянками и мазанками, солдатская Конская слобода быстро возрастала и увеличивалась в своем народонаселении, С одной стороны, колодники и арестанты для казенных работ по устройству крепости Кириловской, а с другой, люди малороссийской нации, свободные и независимые, увлекаясь выгодами и удобствами счастливой и благодатной местности, постоянно, огромными партиями, приливали в слободу. Слободская полиция, Сборная Изба, со старшиною и писарем во главе, по прямой обязанности своей, всех приходящих на казенный счет принимала, довольствовала и размещала по слободе на постоянное жительство. В 1776 году Азовский губернатор В. А. Чертков посетил солдатскую Конскую слободу и велел именовать ее государственною воинскою Конскою слободою. В 1782 году, при составлении обшей народной переписи в государственной Конской слободе постоянных оседлых жителей найдено и в списки внесено муж. 315 и жен, 109 душ.
В феврале 1781 года прихожане Кириловской крепости и соседней воинской слободы Конской избрали себе во священника Александровской крепости, Покровской церкви диакона Феодора Кошевского. По сему случаю новоучрежденной Днепровской Линии, Петровской крепости церкви святого великомученика Георгия Победоносца священник Аверкий Красовский от 23-го февраля 1781 года в доношении писал преосвяшенному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому: «Приходских принадлежащих к Георгиевской церкви Петровской крепости, пограничного Кирилловского батальона воинских людей, кои дворов не имеют, а проживают в казенных казармах, состоит душ муж. 94, жен. 42, да в слободе воинской Конской, отстоящей от крепости Кирилловской в 10-ти верстах, населяемой отставными из разных полков солдатами, дворов 100, в них мужеска пола душ 344, женска 397, а обоего пола в крепости Кирилловской и в слободе воинской Конской, 867 душ; а в каком оные дворы и люди от Георгиевской церкви расстоянии, прилагаю при сем реестр; земли для священно и церковнослужителей усадебной длиннину и поперечнику 80 саженей. близ имеющей быть церкви показано и на плане означено; земли же пашенной и сенокосной отведенной не имеется, а положено по штату в год священнику из Комисариатской суммы денежного жалованья 100 рублей на всегда; просимое диаконом Кошевским священническое место состоит точно праздно, потому что в той крепости Кирилловской бывший священник Иаков Грабовский умре, а мне одному, по далекому расстоянию от церкви, управиться крайне нельзя». В реестре означено, что крепость Кирилловская (ныне Семеновка), с 396 прихожанами, от Георгиевской церкви Петровской крепости отстоит в 98 верстах; а слобода воинская Конская, с 100 дворами и 451 душею прихожан, в 88 верстах. По сему делу 4-го апреля 1781 года, диакон Кошевский рукоположен во священника в крепость Кирилловскую и слободу Конскую.
Генерал-майор, обер-комендант и Днепровской Линии командир Николай Яковлевич Ланов, от 28-го июля 1782 г. писал к преосвяшенному Никифору, что "как на здешней линии в Кирилловской крепости и слободе Конской, воинских команд и каторжных колодников состоит довольное число, по не построению местной Божией церкви в слушании литургий и в прочих духовных требах претерпевают они крайнюю нужду; при оной же крепости имеется рукоположенный от Вашего Высокопреосвященства иерей Феодор Кошевской; известно же: что в слободе Матвеевке, ныне именуемой Луганке, (ныне Павлоград) по построении местной церкви, до ныне имевшаяся там походная церковь остается праздною; в рассуждении вышепрописанных обстоятельств, до построения местной церкви в реченной Кирилловской крепости, оная походная изторгована: того ради Вашего Высокопреосвященства покорно прошу для переносу и поставки оной церкви в Кирилловской крепости дать Ваше архипастырское благословение». По сему доношению разрешение дано; церковь перенесена, поставлена, и 3-го августа 1782 года открыто в ней богослужение.
Репортом от 30-го июля 1791 года Мариупольского духовного Правления присутствующий, протопоп Стефан Разорецкий, представлял преосвященому Амвросию Екатеринославскому: «В проезде моем в крепости Петровскую н Кирилловскую по указным делам, заехал я Мариупольского уезда в слободу Конскую, которой, увидя часовню построенную вновь деревянную, спросил той слободы жителей, в котором году оная часовня пост–роена, с дозволения ли епархиального архиерея, или другого кого, и кто в ней отправляет богослужение? на что оные жители объявили, что оную часовню построили они в 787 году сами собой, без ведома и дозволения епархиального архиерея, якобы они в том порядка не знали, отправляет же во оной богослужение иногда Кирилловской крепости, к которой они приходом принадлежат, священник, а без бытности его тамошний писарь, и как оная часовня в противность Синодального указа 1734 года июля 10-го дня состоявшегося, и благочинного инструкции 8-го пункта, построена вновь без повеления и благословения Вашего Высокопреосвященства, для того оная часовня, впредь до резолюции Вашего Высокопреосвященства, мною запечатана; при том же в оной часовне усмотрены иконы медные литые складные, больших две, меньших две, да маленькая одна, о коих я сомнение имея, не запрещал указами таковые держать в церквах и часовнях, оные впредь до резолюции Вашего Высокопреосвященства в Правление взял, о чем Вашему Высокопреосвященству на благорассмотрение представляя, что повелено будет с оною часовнею и медными иконами учинить, всенижайше испрашиваю на то Вашего Высокопреосвященства архипастырской резолюции; каковые ж в оной часовне вещи имеются, прилагается при сем опись». По сему делу резолюцией от 9-го августа 1791 года преосвященный Амвросий предписал: «требовать от куда подлежит, дабы часовня была упразднена и снята с места, а иконы хранить в Правлении».
Репортом от 9-го июня 1792 года Мариупольское духовное, в Таганроге Правление представляло преосвященному Амвросию Екатеринославскому: "Присланным в Мариупольское духовное Правление минувшего апреля 19-го числа. Мариупольского уезда солдатской слободы Конской поселенные солдаты прошением представили, что прошедших 1790 февраля 15, 1791 мая 27-го сего 1792 гг. января 25 чисел. посланными они от себя в Екатеринославскую духовную Консисторию, тремя прошениями просили об определении в ту их слободу Конскую священника и о заложении в оной церкви Божией, по которым их двум прошениям и по резолюции Вашего Высокопреосвященства в оную слободу Конскую Екатеринославская Консистория священника Иоанна Ставровиецкаго указом определила, а третье прошение, о дозволении в той слободе заложить церковь Божию, при докладе своем Консистория к Вашему Высокопреосвященству представила, но и по сие время никакой резолюции на то не получили; для построения же церкви Божией дерева заготовлено у них довольное число, камня дикого на фундамент 200 возов, книги божественного писания и утвари церковные имеются; церковной суммы 200 рублей., а что еще не достающее принадлежать будет к церкви Божией, оное общество обязуется все выполнить; об отмежевании же подцерковной земли в Екатеринославскую Межевую экспедицию прошлого 791 года сентября 4-го дня, от оных поселенных солдат, просьба послана; и тем прошением оные солдаты просили, о дозволении им в той слободе Конской, построить церковь во именование Рождества Пресвятой Богородицы, куда следует, представить; по которому их прошению посланным из сего духовного Правления, крепости Кирилловской священнику Иоанну Слоновскому указом велено: съехать в слободу солдатскую Конскую, освидетельствовать там лес заготовленный на построение церкви и камень и прочие прописанные вещи, и сколько чего имеется, прислать о том в Правление репорт; на которой указ, вышепомянутой священник Слоновский присланным в сие Правление сего июня 7-го дня репортом донес, что по освидетельствовании его, Слоновскаго, оказалось, в готовности бревен 50, камня дикого на фундамент довольное число, книг божественных достаточно; церковной суммы 200 руб,, да еще сверх прописанного лесу. бревен приготовлено в крепости Кирилловской довольное число, с тем договором, что ежели о построении церкви указ в получении будет то в то время и лес в слободу Конскую привезен будет; что ж принадлежит в показанных не имеющихся у них вещах, да и прочего какого б недостатка, в томе сомнения никакова не предвидится, ибо они и более сказанных наличных денег 200 руб., в надежде имеют в скорости быть еще 200 руб. Того ради Вашему Высокопреосвященству Мариупольское духовное Правление о всем вышеписанном на архипастырское благорассмотрение представляя, нижайше просит о дозволении в солдатской слободе Конской построить во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь учинить резолюцию и снабдить указом».
6-го мая 1793 года государственной воинской слободы Конской староста Афиноген Ларионов, капралы Илья Карзов и Зиновий Калитенко, от лица всего общества, вновь представили преосвященному Иову, временно управлявшему епархиею, прошение, в коем писали: «Мы все слободы Конской поселяне, не исключая никого из нас, признаем с желанием нашим за нужное иметь у себя во именование Рождества Пресвятой Богородицы церковь, и при ней священно и церковнослужителей, священника, дьячка и пономаря, которые должны пользоваться в вечное владение отведенною и на плане назначенною по правую сторону течения реки Конской под церковь землею, а сверх того и добровольным от нас подаянием безнужно, потому что мы лишаясь всегда по христианскому закону в нечаянных случаях преподаяния треб, без оных обойтись не можем; ибо в здешней слободе Конской, выключая околичных помещичьих селений в близу оной состоящих, которые прихожанами быть к ней не отрекутся, ныне населенных дворов 61, и в каждом по два дома; в них людей; муж. 371, жен. 175; а обоего пола 547 душ; которая слобода Конская по необходимости хотя и принадлежит приходом к походной св. апостола и евангелиста Матфеё церкве, что в крепости Кирилловской, расстоянием от сей слободы Конской в 12-ти верстах сущей: но как тамошний священник Иоанн Сергеев сын Слоновской один, и более зависит определенным по штату Днепровской Линии, для тамошних жителей; а бывает иногда внезапным случаем, и в одно время здесь требуется я в крепости; а паче для исповеди, и приобщения больных и погребения умерших тел, по обязанности быть не может; от чего многие здесь умерли без покаяния и лишены христианского погребения, а также и младенцы новорожденные, будучи везены к нему для крещения, не получив того, на дороге скончались. Кроме же того ежегодно во время святой четыредесятницы для говения, принужденными бываем все без изъятия по долгу христианскому, отлучаться из домов своих с женами и детьми, на целую неделю, во означенную крепость, и квартировать на стуже, в обозе, около церкви, по причине, что во оной крепости жилья кроме выстроенных для военнослужителей казенных казарм, другого никакого нет; в здешней же слободе также не без бедных людей, у коих недовольно скота на чем бы съехать, и они ж довольного платья, во что и одеться, у себя не имеют; и другие престарелые по слабости своего здоровья, исполнить оного немогущия; выключая же всего того за всякою требою должно всякому туда идти пешком, или ехать, или для того нарочно священника сюда позвать, или подводу за ним посылать, что не без трудности, поелику иногда за ним и посылка напрасно бывает, для того, что и священнику за нужными обстоятельствами при крепости, отлучиться сюда никак не можно; в таком случае мы за долговременную и беспорочную службу, которую препровождали в войске Её Императорскаго Величества, от коей по Высочайшему Монаршему соизволению, будучи уволены, поселены казенным иждивением, по старости наших лет, принуждены лишаться не токмо церковного славословия и душеспасительного христианского поучения, но случаем и самого нужного по закону долга: от чего по общему нашему согласию, на построение здесь деревянной церкви, с её принадлежностию, на первый случай собранной с общества суммы наличными деньгами 400 руб., а к тому же и леса потребное количество в готовности имеем. Того ради Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря нашего всепокорнейше просим, о выдаче на построение в здешней слободе Конской, вновь намереваемой нами во именование Рождества Пресвятой Богородицы деревянной церкви, по возможности нашей собственным нашим коштом, благословительной грамоты, а равно ж и о определении к нам приходского на всегда священника, с причетниками, как для исправления нам христианских треб, так и к лучшему распоряжению строения церкви и к скорейшему оной окончанию, милостивейшею резолюциею не оставить».
В это время в Крыму происходил большой переполох татарва волновалась и беспокоила южные границы Новороссийского края; а потому и все хлопоты жителей слободы Конской о постройке церкви не имели успеха.
Наконец, в спокойное время, в этом деле принял участие Екатеринославского Наместничества правитель В. В. Каховский; в промемории от 8-го октября 1793 года он писал к преосвященному Гавриилу Екатеринославскому: «Мариупольского уезда казенкой слободы Конской, общество поселенных солдат в поданном ко мне прошении изъявили желание свое выстроить в оной слободе собственным своим коштом деревянную церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, ради должного исполнения христианских обрядов, приуготовили уже все принадлежащие к тому материалы и церковную утварь, просят о исходатайствовании на то от духовной власти позволения, обязываясь при том содержать церковь в должном благолепии, Я, препровождая при сем оригиналом прошение помянутых поселенных солдат и план церковной земле, отмежеванной из округи слободы Конской, Вашего Высокопреосвященства всепокорнейше прошу на построение оной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы преподать Ваше архипастырское благословение».
По сему сообщению преосвященный Гавриил, митрополит Екатеринославский, резолюциею от 20-го января 1794 года, благословил в казенной слободе Конской, устроить деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 24-го января 1794 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Мариупольское (в Таганроге) духовное Правление указ об этом; а 15-го июня 1794 года благочинный, Таганрогский священник Роман Протасевич соборне по надлежащему церковному чиноположению, в слободе Конской освятил место под церковь и положил закладку на сооружение оной.
И8-го мая 1794 года стихарный, рукоположенный дьячок крепости св. Димитрия, батальонной святого Николая чудотворца церкви Василий Малинский, сын Стефана Малинского, священника Никитинской крепости, рукоположен во священника в слободу Конскую к строящейся Рождество–Богородичной церкви.
Доношением от 18-го июля 1796 года Мариупольское духовное Правление представляло преосвященному Гавриилу, что заложенная к сооружению в слободе Конской Рождество-Богородичная церковь, постройками и производством работ ныне совершенно окончена, церковными утварьми и священными облачениями, иконами, книгами церковного круга и колоколами снабжена достаточно и всеми потребностями к освящению вполне приготовлена; а потому Правление просило преосвященного преподать благословение на освящение новоустроенной в слободе Конской Рождество–Богородичной церкви и для этого выдать новый освященный антиминс. На основании сего доношения преосвященный Гавриил, резолюциею от 27-го августа 1796 года, благословил освятить новосооруженную в слободе Конской церковь и дозволил выдать для этого освященный антиминс. 9-го сентября 1796 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Мариупольское духовное Правление указ об этом; а 24-го октября 1796 года, Таганрогский протоиерей Иоанн Андреев соборне, по надлежащему церковному чиноположению, в солдатской слободе Конской освятил новоустроенную Рождество-Богородичную церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.