1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"
БОРЗНА[1]
Уездный город, лежит на большой дороге из Москвы в Киев,– между Батурином и Нежином, в расстояние от первого в 30 в., а от второго в 50 вестах; от Чернигова в 96 вер. и от Киева в 192 вестах.
Речка Борзна, давшая свое имя городу, протекая с юго-восточной стороны его—дугою помимо древней, едва заметной крепости, разделяет город на две неравные части. Старый город состоял из двух отделений: из замка, обнесённого валом, и из окружающего замок отделение, которое также обнесено было валом. Здесь помещались и доселе помещаются все приходские храмы. За валом были предместья, всего до 6—и первое из них майдан, так названное от того, что здесь исстари торговая площадь или майдан[2].
Борза, занимая местность ровную и возвышенную, окружается с двух сторон, восточной и западной,– ровными нолями; на юго-востоке примыкает к ней Часниковка[3], а на севере, вблизи ея, село Кунашевка с своими дубовыми рощами.
Надобно положить, что местность, занимаемая Борз- ною, была заселена и в XII в., и что здесь славили тогда истинного Бога. К этой мысли приводит и близость Борзны к Сиволожу, Прохорам и Белой Веже.– В полуверсте за Частиковою есть хутор Селище,— памятник поселения, бывшего до погрома татарского, замененного потом Бор зною. Сильное заселение местности ея принадлежат времени Батория. Основатель Батурина, при восшествии своем па престол, в Кракове, дал торжественное обязательство оградить свое государство крепостями. С этою целью построен Батурин. Для большей безопасности, надлежало, иметь укрепленные поселения близь Батурина, особенно на дороге к Киеву, которого тогда домогался царь московский Иоанн Грозный[4], а в числе таких поселений первым была Борзна. В 1620 году Борзна была уже значительным городом[5]. В 1634 году они была занимаема Шеиным[6]; но с 1635 г. находилась во владении Каштеляна Цехановского Франциска Вышля[7]. При гетманщине, Борзна была средоточием двух сотенных правлений пежинского полка, первой и второй сотни борзенской, и в 1662 г, видела печальную смерть невинных жертв злости свирепого Брюховецкого[8]. Здесь же было и протопопское управление[9].
В настоящее время, всех церквей в г. Борзне пять: I) собор св. живоначальной Троицы, II) церковь рождества Христова, III) церковь св. Николая чудотворца, IV) церковь Благовещенья пресвятой Богородицы, и V) к ней приписанная кладбищная — Bocкресения Христова. Bсе 5 церквей г. Борзны каменные.
I. СОБОР СВ. ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ.
В 1658 году уже была борзенская протопопия, — и Троицкий храм был соборным храмом[10]. Троицкий храм каменный, самый древний из церквей, ныне существующих в города. По надписи на. евангелии в 1693 г. Троицкий храм сгорел[11], и это был уже каменный храм, которому без сомнения предшествовал деревянный. В 1733 г. каменный Троицкий храм развалился[12], конечно от того, что, обгоревший прежде, он не был прочно восстановлен.
В 1755 г. настоятель Успенской церкви[13] придельной собора Троицкого, Михаил Бутовский и прихожане решились восстановить храм. Митрополит в грамоте своей, мая 6 дня 1755 г. писал: «мы пастырь помяну тую разваленную каменную Свято-Троицкую церковь, доколе она весьма покололась, разобрать и от тех мест строением репаровать и в совершенное окончание приводить apxиерейским благословляем[14]. Так как не было готовых средств к возобновлению церкви, а в придельной Успенской не оставалось даже трех полтин[15], то, одновременно с получением архипастырского благословения на возобновление, получена была просительная книга для сбора подаяний па построение ея. О. Михаил Бутович в продолжении двухъ лет готовил нужное для возобновления храма, сам и на своей лошади ездил по малой Poccии, собрал около трехсот рублей, к за. готовив железа и до ста тысяч нового кирпича и извести, разобрал церковь до того места, где оканчивались трещины и начал возобновление. В 1757 г. он получил вторично просительную книгу на два года, отправлялся с нею в Запорожье и но украинским полкам, ездил в Москву, и в течении двух лет собрал более четырех сот рублей; взяв еще на вексель 150 п. железа[16] и несколько пудов извести на свой собственный счет[17], старался привести к концу начатую им постройку церкви. В 1764 г, она была ужо окончена постройкою, но, кажется, не успели освятить ее[18] как обрушился купол ея; храм находился под соломенною крышею[19] до нового возобновления. Это возобновление окончено было при священнике Николае Бутовиче и храм освящен в 1790 г. На иконе, хранящейся в этой церкви, сделана тогда следующая надпись: сия св. живонач. Троица, во граде Борзне состоящая на троицком цвинтаре муравленная, от давних времён в обветшалости находящаяся, а ныне по благодати Божьей доброхотных дателей так же и старшем свящ. Никол. Бутовского и прихожан купцов Изота Иллеча и Иосифа и Василия Яковлевичей уже в совершенное окончание произведена 1789 г. июля 30 дня. Освящена 1790 г. мая 5 дня, по благосл. еписк. Черниговского Иерофея».
Церковь св. живоначальной Троицы, построена, вероятно, без плана и Фасада, потому что глава, венчающая единственный купол ея, своею высотою и толщиною ни сколько не гармонирует целому зданию. При очень не большой высоте стен, длина храма от западных дверей до горного места 9 саж., ширина 7 саж., высота до оконечности креста 11 саж. Престол в ней один— во имя св. живоначальной Троицы. Местные иконы: Спасителя, Богоматери, живоначальной Троицы и св. Николая в серебряных ризах.
В 1811 г. храм обгорел: тогда же сгорела и школа, где находились все книги и бумаги Троицкой церкви, который держал у себя священник Павел Бутовский. Церковь Троицкая бедна утварью. Более других вещей стоят внимания[20]:
1) Евангелие к. п. 1707 г., на нижней доске изображен Василий великий, а под ним вырезана надпись: «1723 года мая 5 дня старанием (т. е. обделано в настоящую оправу медную) протопопа борзенского Василия Величковского». Это евангелие начинается первым днем пасхи, продолжается по всем неделям пятидесятницы и по пятидесятнице, а также во все недели великого поста до великой субботы включит. За тем сборник 12 месяцев, и евангелия следуют но дням праздников не преходящих (с 1 сентября до 31 августа) и проч. Такие евангелие называются: Апракос. Такой состав евангелие принесен из Афонской горы одним архимандритом гетману Мазепе и напечатан в первый раз по благословению митрополита Киевского Валаама. На первом листе, внизу, следующая надпись: «я Степан Забела даю cиe евангелие до. церкви Воскресения Христова».
2) Евангелие в лист, я. п. 1688 г., в медной оправе по темно-зеленому бархату; надпись по листам: «cиe евангелие надал черниговский полковник его милость пан Яков Лизогуб до храму рождества пресвят. Богородицы, от его в месте Седневе новоизданном даруючи... а кто от именованного храму отдалять будет тот будет под неблагословением Божьим и проклятием—анафема. Року от Рожд. Христова 1690 сент. 21 по сем паденье выраженном подписи, попущением Божьим в нынешнем року 1693 место Борзна выгорелас церквами Божьими; а в Седневе до именованного храму моим коштом сооруженного инше две евангелие свяла надане. Для намеренного пожарного в Борзне припадку и в тамошней церкви храму св. Живоначальной Троицы все книги погорели; cиe св. евангелие до оного надаю храму, а для ведомости потомственной, часть же в доле моей переменилась—сие повторяя чиню надпись року 1693 авг. 7 дня в Чернигове, подписал черниговский полковиик Яков Лизогуб».
3)Евхологион—требник, к. п. 1681 года.
4)Анфологион—цветослов, м. п. 1706 года.
5)12 книг служеб. миней, м. п. 1741 года.
6)Трипеснец, печ. в черниговском троицко-ильинском монастыре 1685 г. с предмовою до читателя.
При соборной церкви построен был каменный Успенский храм в том году, в котором развалилась Троицкая церковь[21]. Бывший тогда настоятелем Троицкой церкви, протоиерей Феодор Величковский с ктитором и прихожанами, не имея средств к возобновлению развалившейся своей церкви, которую предварительно нужно было разобрать, построили очень небольшую каменную церковь и освятили ее во славу Успения пресв. Богородицы; она была и приходскою церковью до возобновления Троицкой церкви. С 1790 г. в ней служили только в Богородичные праздники; а во время квартирования полков в городе она всегда была полковою церковию. Так было до 1832 года. Так как Успенская церковь строена была с поспешностью, потому и не могла быть прочною. В 1778 г. западная стена ея расселась, так что одна половина значительно вошла в землю; поэтому западная стена была разобрана и вновь сделана[22]. В 1832 г. образовались в стенах и вверху оной новые трещины, угрожавшие разрушением всей церкви; посему высоко просвещеннейший Владимир, во время посещения своего церквей города Борзны в 1832 г., запретил отправлять в ней богослужение. Не считая нужным делать поправку оной церкви, причт и прихожане просили благословения у apхиепископа Павла разобрать ее, как совершенно неудобную к священнослужению, которая в 1853 г. и разобрана. Часть кирпича разобранной церкви употреблена на построение колокольни, а другая часть куплена бывшим тогда настоятелем Троицкой церкви и благочинным священником Иоанном Ивашутичем. На том месте;. где был престол Успенской церкви, поставлен небольшой кирпичный памятник. Под левым клиросом упраздненной церкви, саженях в трех от северной стены нынешней Свято Троицкой церкви, погребен князь Лопухин. Возвращаясь в 1738 г. с турецкой войны в Poccию, он заболел в дороге и скончался в Борзне. Над могилою его нет никакого памятника; но в церкви Троицкой доселе хранится медная вызолоченная доска, 1 аршин высоты и 3/4 арш. ширины, вверху оной Фамильный герб Лопухиных, а под ним чеканная надпись следующая: «здесь погребен Ея Императорского Величества действительного камергера и кавалера Стефана Васильевича Лопухина сын Николай Стефанович, который в 1727 году взят был ко двору Его Императорского Величества Петра второго и по именному Его Императорского Величества указу определен был год юнкером при Ея Высочестве Великой Государыне Княжне Наталье Алексеевне; а по кончине Ея Высочества в 1729 году, но именному указу, пожалован лейб-гвардии в семеновский полк капитаном-поручиком, а из гвардии в 1733 г. определен во второй кирасирский полк и служил премьер-майором по 1738 г.; а в 1738 году определен в рижский драгунский полк полу-полковником и в оном полку, во время войны с турецкими войсками, служил до возвращения российской армии, а в интер-квартире и в оном марше заболел и скончался в г. Борзне авг. 16 д. 1738 г.; жития его от рождения было 26 л. 3 мес. и 8 дней.
С начала 18 века делаются известными следующие настоятели церкви соборной Троицкой:
1.)Василий Величковский, протопоп борзенский, дворянской фамилии. Имя его известно по чеканной надписи на большом евангелие Троицкой церкви, печ. в Киевопеч. лавре 1707 г.: «старанием протопопа борзенского Baсилия Величковского». Мы в праве думать, что при нем сгорела в 1693 г. деревянная Троицкая церковь и строилась ныне существующая Каменная,—что он в новосооруженную свою церковь взял большое евангелие из Воскресенской церкви, пожертвованное в оную г. Забелою,—взял как протопоп, потому что в ею церкви было тогда одно только евангелие пожертвованное полк. черн. Яковом Дизогубом. и что большому евангелие находил приличнее быть в своей соборной-Троицкой церкви.
2.)Феодор Величковский, протопоп борзенский, сын протопопа Василия Величковского и брат по матери полковника Якова Лизогуба, известен по своим подписям на некоторых делах благовещ. церкви с 1733 г. При нем,—должно быть, развалилась Троицкая церковь и строилась придельная каменная успенияl Пресвят. Богородицы. В 1744 г. за корыстолюбие лишился он доверия митрополита, уволен от звания правителя духовных дел и подчинен протопопу борзенскому Иоанну Дубянскому[23], брату духовника императрицы*.
3.)Крестовый наместник Михаил Бутовский, зять Феодора Величковского, священнический сын, родом из Борзны, обучался в киевской академии и слушал два года богословие у префекта Варлаама Лящевского. По окончании учения, с 1746 г. по 1748 г. служил в канцелярии Kиев. мигр. Рафаила; в 1748 г. перешёл в генеральную войсковую канцелярию и там находился в звании войскового канцеляриста по 1 марта 1751 г.; а в этом году 10 марта, по прошению, рукоположён во священника на половинную часть к Успенской борзенской церкви, в помощь настоятелю оной—тестю его ФеодоруВеличковскому[24]. О. Михаил Бутовский первый начал в 1755 г. возобновление развалившейся Троицкой церкви; его старанием собор был окончен постройкою в 1764 году[25].
В 1760 г. 2 декабря пожалован он, вероятно, за старание о церкви, крестовым наместником—с грамотою, на помощь протопопу борзенскому Иоанну Дубянскому.
4.)Священник Николай Бутовский, священнический сын, протопопий прилуцкий из с. Юрковец. Обучался в Киевской академии, в школе риторики. В 1768 г. рукоположен к березенской Успен. церкви на половинную часть, в помощь тестю его Мих. Бутовскому, по согласию их. За его бытность совершенно окончена постройка церкви Свято-Троицкой и он имел счастье участвовать при освящении оной в 1790 г. и совершал в ней божественный службы по 1799 год.
5)Священник Тимофей Мизко, переведенный из воскресенской церкви Борз. в Соборно-Троицкую в 1795 году, был по 1798 год.
6.)Протоиерей Никита Струков, из полковых свящ. с 1798 г. и был один только год. Из Борзны он переведён в Новые-Млины.
7.)Священник Павел Бутовский, сын свящ. Ник. Бутовского, зять протоиерея Никиты Струкова, был дьячком при отце своём, потом диаконом, а в 1799 г. 22 декабря рукоположен во священника целопарохиального к Троицкой церкви на место отца своего. В 1838 г. мая 16 дня, по старости лет и слабости зрения, уволен заштат.
8.) Священник Иоанн Ивашутич Священнический сын, окончивший курс черниговской д. семинарий, рукоположен во священника к Троицкой церкви apхиепископом Павлом в 1838 г. октября 6 дня. В 1846 г. награждён был набедренником, 1855 г. апреля 16 д. скуфьею, 1856 г. определен благочинным г. Борзны. С 1839 г., по прошению его и прихожан, церковь Троицкая сделана одпоклирною. При нем разобрана каменная придельная Успенская церковь и построена каменная колокольня. Он скончался 1857 г. июня 30 дня.
9) Священник Михаил Матвиенко. дьяконский сын, окончивший курс наук в полтавской семинарий. Рукоположён во священника к Соборно-Троицкой церкви архиепископом Павлом в 1858 г. ноября 16 дня.
II. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Самая ближайшая к Троицкой церкви—это каменная церковь Рождества Христова. Таль, где стоит ныне эта церковь, в 17 веке существовала деревянная церковь Рождества Богородицы, сделавшаяся жертвою пожара, истребившего в 1693 г. лучшую часть городка[26]. После того, на месте сгоревшей, построена была деревянная же церковь—Рождества Богоматери[27]; она уничтожена пожаром 1755 г., тогда же сгорел строившийся храм во имя св. великомученицы Варвары[28]. Это бедствие, постигшее церкви, ни мало не ослабило усердия прихожан их. Без храма молитвы трудно молиться, особенно людям занятым житейскими попечениями—и вот на месте сгоревших церквей вновь —хотя и не скоро—сооружена деревянная церковь Рождества Богородицы—трех престольная, которая и освящена в 1773 г. октября 23 дня[29]. Печальная история церквей до того времени существовавших, частые пожары, в замковой части города, где теснились жилища обитателей онаго, а более всего благочестивое ycepдиe прихожан были главною причиною того, что при деревянной трёх-престольной церкви Рождества пресвятой Богородицы, спустя 11 лет по освящении оной именно в 1785 г. сентября 20 дня, на свято-пречиском цвинтарь. заложена была каменная церковь во славу Рождества Христова. Храм освящён сентября 26 дня 1788 г. Протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским, по благословению преосвященного Феофила[30]. В 1811 г., во время пожара бывшего в городе, она обгорела, а деревянная—Рождества пресвятой Богородицы сгорела до основания. Так как каменный храм был тесен[31]: то в 1825 г. он распространён и в нем устроен пpидел во имя всех святых, а за тем устроен другой иридел, в честь Рождества Богородицы. Последний освящён в 1830 году. Главный иконостасе этой церкви не велик, но хорошей резьбы и отлично позолоченный. В верхнем ярусе его иконы св. апостолов; в среднем - не большые иконы двунадесятых праздников; а ниже—иконы мастные. На трех местных иконах сереб. вызлащ. ризы, каждая в 350 р., сер. Над царскими вратами изображение тайной вечери—тоже в сереб. вызолоченной ризе, ценою в 150 р. сереб. Вое это сделано при cтарании священника Павла Марковского усердием прихожан его. В южном приделе вех святых местные образа Спасителя и Божьей Матери—тоже в сереб. ризах с сереб. вызолоченными венцами. В приделе всех святых, около южной стены, в киоте под сению, утвержденною на 7 вызолоченных столпах, в серебренной вызолоченной ризе, находится небольшая икона Божьей Матери. Икона эта пользуется особенными уважением в народе, и молящихся пред нею с верою и благоговением награждает дараин благодати. В 10 пятницу по св. пасхе, ежегодно, делается, празднество в честь сего образа Богоматери. В этот день из окрестных селений стекается довольно много молящихся, из которых многие говеют здесь и причащаются св. тайн. На древней иконе сделана такая надпись: «изображение чудотворной иконы пресвятой Богородицы 1702 г. августа 7 дня,—записал cиe про память здесь сея церкви Иерей Иоанн Антониев Богдановский и присутствующий десятоначальник священник Прохорский Феодор Михайловский-Слонецкий, подписали 1792 г. апреля 20 дня».
Из вещей это церкви, стоит внимания:
1.)Небольшой крестик, величин. 1 верш. весy 7 золотников, сребр.—вызолоченный, в котором хранятся частицы мощей Печерских преподобных.
2.)Дарохранительница, серебренная, с вырезанными на ней словами: «року 1733 декабря 2 дня, сия гробница справлена до храму Рождества пресвятой Богородицы Василием Кондратовичем войтом Борзенским».
3.)Крест напрестольный, серебр.—вызолоченный с подножием, величиною 13 верш., весу в нем 1 3/4 ф , добытый старанием протоиерея Стефана Марковского.
4.) Потир серебр. - вызолоченный, веcy 2 ф. 40 золотников, с вырезанными словами: «приношение Ст-Сов-Григория Мизко».
5.)Евангелие, в большой лист мос. печати 1748 г., оправленное в сребренные вызолоченные доски с чеканными изображениями.
6) Евангелие, в лист, обтянутое малиновым бархатом, печ. во Львове1670 года.
7.)Евангелие, в медной оправе, печ. в Kиев. 1693года.
8.)Евангелие, в черном бархате в л., печ. в Львове 1644 г. мая 25, при польском кopoле Владиславе, при архимандрите печер. Лавры Петре Могиле и епископе Львовском Apсении.
9.)Благовестник—евангелие, в кожан, переплете мос. печ. 1748 г., по листам его надпись: «евангелие повседневное толкованное дано в церковь Рождества пресвятой Богородицы борзенскую сея же церкви настоятелем Антонием Петровым Богдановским и швагром его жителем Борзенским Никитою Зиновиевым за спаceниe всех и оставление грехов чтущих и слушавших 1752 г.»
10.)Трифологий, или анфологий службам праздничным, по чину предания церковного. В предисловии—сказано между прочим о многолетнем здравии наияснейшего господаря великого короля Иоанна 3-го; печатан в Львове, потому что упоминается о епископах Львовских. Надпись по листам: «трофолог, книга Рождественской пречиской борзенской церкви».
11.)Анфологион—цвтослов, печ. в Троицкой Ильнской черниг. обители, при архимандрите Сильвестр 1753 г.
12.)Триодь постная, печ. в Kиев 1727 г., по листам оной надпись: «надана до храму Рождества пресвятой Богородицы в Борзне войсковым генеральным судьею Михаилом Забелою, року 1732 декабря 9 дня».
13.)Требник. печ. в Львове 1698 г. Друкарни братской[32], с надписью по листам: «сия книга требник церкви Рождества пресвятой Богородицы».
При церкви Рождества Христова, по указу сунода 1722 г. 11 августа, положено быть священнику, диакону, дьячку и пономарю, каковой стать состоит при сей церкви и но настоящее время. Земель при сей церкви усадебной 1/3 десятины и пахотной 11 десятин. Достались церкви по духовному завещанию дворянки Столжковой; доход с сих земель поступает в пользу церкви[33]. В церкви есть два билета—каждый в 400 руб., сереб.; с одного из этих билетов проценты поступают в пользу причта. При церкви—въ самой oгpaде находится деревянный дом с тремя комнатами, в котором живут пономарь и церковный сторож.
III. Каменная церковь св. Николая чудотворца в 50 саженях от собора,—ближе прочих церквей к торговой площади.
Там, где стоит эта церковь, в 1755 г. существовали две деревянные церкви: святителя Николая—холодная, и близь нея, называемая придельною к ней, теплая Введения во храм пресвятой Богородицы[34]. В 1757 г. об церкви сгорели: «сего 1757 г. октября против 25 дня, писали члены причта, с вечера как бы в четвертом часу ночи, церковь наша приходская святителя Христова Николая борзенская, не ведомо, с какого случая, снутри загоралась и до самого основания со всеми церковными сосудами, книгами, одеяниями и прочими утварями церковными до остатка погорела, да при той же церкви и придел в отличности Воведения пресвятой Богоматери и колокольня со всеми колоколами погорелаж» и проч.[35]. В том же 1757 г., на месте Введенской церкви, ижди- вешем г. майopa Гeoргия Скерлета[36], построена была небольшая деревянная теплая церковь св. великомученика Георгия, которая и была освящена того ж года протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским[37]. Церковь св. великомученика Георгия существовала не долго. В 1764 г. в Mесяце октябрe, неизвестно от чего, сгорела вместе с избою дух. правления борзенского, в которой сго рела тогда большая часть архива[38]. На месте cгоревшей церкви св. Николая, согласием Иереев Емельяна Квитницкого и Симеона Ковалевского с прихожанами, положено было строить большую деревянную же церковь[39]— во имя святителя Николая, «А как церковной суммы мало имелось, да к тому ж и прихожане за последовавшими в мимошедших годах пожары находились не без разорения»[40] испрошена была у высокопреосвященнейшего Apcения книга для сбора но епархии Киевской доброхотного подаяния. Собрав в течении трехъ лет значительную сумму, о. Симеон Ковалевский увидел себя в состоянии заложить новую, большую церковь св. Николая,—при том не деревянную, а каменную. Заготовив материал на постройку, как то: «кирпичу до пяти сот тысяч, извести два байдака, дикого камня Байдак, железа связного и штабного триста пудов—и уконтрактовав мастера», он прошением своим от 20 апреля 1763 г.[41] испрашивал благословения архипастырского, построить новую каменную церковь во имя святителя Николая. В грамоте 1763 г. мая 8 дня[42] высокопресвященнейший Арсений протопопу борзенскому Иоанну Дубянскому писал: «мы пречестности твоей с присутствующими в правлении иe реяли, в месточке Борзне, на местo сгоравшей вновь на том же месте в прежнее святителя Николая имянованиe каменную с приделом на хорах, или где пристойнее покажется, введение пресвятой Богородицы церковь, по примеру прочих церквей Божьих, величиною и пространством надлежащим, но чиноположению церковному, с потребным священнослужителей числом, заложить и с поспешением строить дозволить архиерейско благословил»; при чем предписывалось, чтобы престол был в указную меру, т. е. в вышину 1 арш. 6 вершков со доскою, в длину 1 арш. 8 верш., в ширину 1 арш. 4 вершка. Мая дня 1763 г. церковь св. Николая была заложена.
В 1765 г. оскудели средства заготовленный—и прекращена была постройка храма, до половины уже сделанного[43]. Прихожане к все вообще жители г. Борзны, «за крайнею скудостью от частых пожаров и за недородом хлеба», не в состоянии были делать никаких пособий. О. Симеон получил новую грамоту и книгу для сбора подаяний, сам поехал в сечь запорожскую и собрал там более 400 рублей[44]. Ноября 25 д. 1768 г. храм святителя Николая был совершенно окончен постройкою. Архипастырь в грамате 5 декабря 1768 г. писал протопопу: «мы причастности твоей в .местечке Борзне новеустроенную каменную святителя Николая церковь, посылаемом при сем чрез Иepeя Симеона Ковалевского новом святом антиминсе, с потребным священнослужителей числом, в которой прилично лень, но чиноположению церковному освятить и в той церкви священно-служение совершать начать apxиерейской благословыле»[45]. Таким образом ныне существующая в г. Борзне каменная церковь св. Николая освящена была в 1769 г. месяца января, протоиереем Борзенским Иоанном Дубянским. Чрез год но освящении храма, освящён был и придел на хорах—Введения пресвятой Богородицы, но благословению митрополита Киевского Арсения[46]. В 1775 г. сооружён в храме св. Николая новый иконостас, который и освящён того же года месяца октября, по благословению митрополита Киевского Гавриила[47].
Иконостас в три яруса, деревянный—с резьбою и позолотою,—возобновлен в 1852 году. Возобновлениe стоило 2500 руб. серебром. местные образа в нижнем ярусе—Спасителя, Богоматери, святителя Николая (храмовой образ), Иоанна богослова, св. великомученика Георгия и преподобного Иоанна—Списателя ластовицы, в серебряных ризах с сребро-позлащёнными венцами. На левой стороне иконостаса, в киоте и в разных вызолоченных рамах, находится небольшой образ ахтырской Богоматери в серебренной ризе и свенцем, украшенным простыми разноцветными камнями. На правой стороне храма, близь клироса правого, в небольшом киоте красного дерева, находится образ святителя Николая в серебренной ризе и с таким же венцем, с вырезанными внизу на ризе словами: «сделан образ с произволу и желанию рижского полка пехотного музыкантской команды в' бытность при полку полковником графа Феодора Апраксина 1795 года». Bеcy в ризе 2 1\4 фунта.
Из утвари церковной, особенного внимания достойны:
1) Стоящий на престоле, серебренный 84 пробы, вызолоченный крест. На одной стороне его, отличной работы, под чернь следующие изображения: в верху—Бог Отец, по концам креста—Богоматерь и Иоанн богослов;—в низу на подножии— лобзание иудино, распятие Господа Иисуса Христа, снятие Его со креста и положение во гроб. В средине креста сделан крестообразно ящичек, в котором хранится маленький, величиною и вершка, золотой крестик с частицею в нём древа животворящего креста Господня. На другой cтороне креста сделана под чернь надпись: «хранимым в этом большом кресте малым золотым крестом, содержащим в себе частицу древа из животворящего креста Господа нашего, Иерусалимский патриарх Поликарп благословил Екатеринославского apxиепископa Иова Потемкина, а архиепископ Иов благословил им статского советника Григория Мизко, от которого и прислан в дар Свято-Николаевской в Борзне церкви 19 декабря 1847 г., на пользу всех притекающих с верою и любовью». В подножии этого креста есть ящик, в котором хранится русский перевод греческой грамоты патриарха Иерусалимского Поликарпа apxиепископy Иову и письмо apхиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко. Копия грамоты патриаршей: «по благодати данной нам от Иисуса Христа, благословляю ваше высокопреосвященство в знак нашей к вам любви и благорасположения, яко сослужителю престола, золотим крестом, к котором обретается древо животворящего креста Господа нашего. В уверение чего утверждаем мы нашею печатью и подписом. На подлинном подписано: Иерусалимский патpиаpx Поликарп. Мая 10 дня 1816 г. Константинополь. При сем, на особенном лоскутке бумаги, находится красного сургуча печать Иерусалимского патриарxa Поликарпа; в близи печати слова:«». Письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко: «высокоблагородий господин, милостивый государь, Григорий Тимофеевич! Во время служения нашего в храмах Божьих, заметили мы, с каким вы благoгoвением предстоите в оных и приносите молении в знак нашей к вам любви и благорасположена, благословляем вас золотым крестом, в коем обретается древо животворящего креста Господа нашего. Сим крестом благословил меня в знак любви своей ко мне о Господе святейший патриарх иерусалимский Поликарп. В удостоверение чего утверждаем мы нашею печатью как cиe, так и свидетельство | перевода грамоты, от святейшего патриарxa присланной. В прочем с отличным моим к вам почтением (написано рукою архиепископа) есмь всеусердейшийКак и когда досталась эта икона церкви, где и кем сделана на ней надпись греческая,—совершенно неизвестно. Икона эта находится в алтаре, на жертвеннике.
Из богослужебных книг, по своей древности, стоят внимания:
1.Евангелие, в лист, печ. Киев. 1746 г.
2.Апостол, львов, печ. 1666 г., с заглавием:
«таблица невидимая сердца человеческого, на которой не пером, але пальцем Божьим и языком апостольским, не чернилом, але духом и слезами апостольскими написаны суть послания албо листы апостольские». После заглавия: «предмова до чительника» о важности книги. По листам надпись: «сия книга апостол рождественской греческой церкви борзенской». Еще апостол, моск. печ. 1758 г. с надписью: «куплена книга сия до храму св. великомученика Георгия борзенского, жителем борзенским козакомъ Михаилом Руденком».
3.Служебник, в лист, Киев печати 1629 г. По листам книги надпись: «року Божья 1631 Февраля 7 дня я раб Божий на имя Максим з Мариею Тарасовою купили ми сию книгу служебник обополно за семь золотых дня честь и похвалу Господу Богу за свое отпущение грехов и за телесное здравие и на вечную памятку родичов наших сошлых с того света и придали до церкви святой вечными часы на першию заложия святой живоначальной Троицы в селе Селиках маетности ясновельможного его милости пана Томаша Захосоцкого подканцлера короного; деялось тое за священника господина отца Феодора на тот час будучого в Селиках. Господу нашему слава во веки веков аминь». Далее писано другою рукою: при епископе кир Мефодии и Керла (должно быть Кирилла) Терлецкого,—епископом холиским и белз- кии. Еще служебник, к. п. 1746 г., третий черн. н. 1747 а.
4.Октоих Киев. п. 1699. г. с надписью: «принад-лежит свято-николаевской церкви».
5.Акафист великомученице Варваре, в четверть л. черн. п. 1749 г.
6.Требник Петра Могилы митр, Киев., п. 1646 г.
Причт Николаевской церкви издавна состоял из одного священника, дьякона, дьячка и пономаря; тот же остается и по ныне. Причт пользуется процентами с капитала в 200 р. с., внесённого в 1848 г. 30 июня в черниговский приказ девицею—дочери подпоручика Maриею Лукашевичевою, и процентами с другого капитала в 400 р. с., внесённого в 1849 г. января 19 д. для причта статским советником Григорием Мизко.
Из настоятелей церкви св. Николая известны:
1. Священник Григорий Волосевича; в 1736 г. он удалён от места за растрату церковного имущества.
132 Протоиерей и благочинный г. Борзны Евфимий Ковалевский, сын священнический: окончивши курс в черниговской семинарии, в 1795 г. декабря 9 дня рукоположен епископом Иероееем во священника к Николаевской церкви, на место отца своего. За обращение 14 душ еврейского закона к исповеданию православной веры, архиепископом Михаилом произведён в протоиерея, и. за усердную службу 1817 г. награждён был Филетовою скуфьею. Скончался в Борзне в 1844 году.
* Описание составлено свящ. В. Комаровским, просмотрено и дополнено преосвященнейшим архиеп. Филаретом.
[2] Шафонского наместничество стр. 416, 417.
[3] Часникновка населена особенно с 1712 года охочекомонным полковником Карпом Часником, сотником Палия в Хвастовском полку. Билет Шереметьева от 14 дек. 1711 г. Чесноку: «иметь путь с казаками своей сотни и з женами и з детьми и работниками и со всеми пожитками с сей стороны за Днепр в малороссийские города, где прежде сего отцы их и они сами жили. Универсал ему же от 6 июня 1712 г.: «перейшовши на cия стороны этого боку Днепра на мешканье до Борзны и искупивши некие там отцовские грунта презентовал купчие»
[4] 1578 года Бояре pyccкиe требовали у послов Батория .Мазовского и Минского бывших в Москва, чтоб король их Баторий отдал Poccии Канев, Витебск и Киев (Ист. Карамз. т. 9 стр. 166).
[5] Маркевич I, 115. Универсал гетмана янв. 14 1718 г. «презентовал нам п. Тимофей Константинович Забила, бывший сотник Прохоровский, пана полковника своего универсал на грунта в самом г. Борзне и на подворках тамошних, прозываемых Часниковка и Майдан, будучи от килка десять лет покойними дедом и отцом его куплею набытое и на подсудки на оных же для послушенства мешканым найдуючиеся». Дед П. Тимофея, Михаил Забила, отец Петра и Константина Забел, родоначальник украинских Забел.— В Борзне в настоящее время есть фамилии Литовской Руси: Забелы, Свирские, Говорецкие, Семироды, Силичи. Средбольскиe и проч. О Забелах см. ниже пр. 50 и еще Лучничи и Обтов.
[6] Маркевич 1. 130. Разряд, кн. 11, 615. Величко IV, 136.
[7] Шафонский 1, 418. Маркевич 1, 135. См. о Обтове.
[8] Величко 11, 38. Разрядн. кн. 11, 940. 1032—1038.
[9] По указу Государя «отданы на войсковой суд по стародавнему войсковому праву и по суду казнены смертию в г. Борзне сент. 18 ч. (1662 г.) Яким Сомко, Василий Золотаренко, Афанасий Щуровский (переяслав. полка), Аникей Силин, (черниг. полка), Степан Шамрицкий (лубен. полка), Павел Киндей, Анания Семёнов (бунчужный), Кирилл Ширяй. Посланы в Сибирь: к1ев. полк. Семён Третьяк, прклиев. полк. Матвей Папкеев (Панкеевич), прилуц. полк. Дмитрий Чернявский, писарь Самуил Радич (ин. Савицкий), генеральный писарь Михаил Вуяхевич, писарь Фома Тризнич, есаул Семён Кулженко, Прокопий Кулженко. Иван Воробей, эсаул Лев Бут. В следствии ходатайства гетмана Демьяна Игнатовича, велено было сосланных возвратить в Украину. Дополи. к ист. акт. VI, 74.
* По делу 1742 г. борзенская протопопия заведовала церквами, кроме 5 борзенских, 7 церквами г. Коропа, 2 Бахмача,[9]Новых Млинов, Тростянки, Населовки, Кунашевки, Ша- поваловки, Прачов, Сидоровки, Холмов, Ядут, Высокого,Устья, Нехаевки, Рыботина, Царевки, Кнутов, Шабалинова,Головеньки, Кербутовки, Пекарова, Николаевки, Стрельников, Вел. Загоровки, Плисок, Куреня, Городища, Красиловки, а всего 43 церквами.
[10] Шафоновский стр. 419. Указ от 5 мар. 1726 г. в арх. консистории. Священник Михаил Бутовский доносил правлению, что «он начал 1755 г. о строении издревле соборной троицкой церкви, каменной разваленной, трудиться».
[11] Еванг. Моск, печ. 1688 года надпись такая: «попущением Божьим року 1693 места Борзна выгорела с церквами Божьими... для наменянного пожарного в Борзне припадку и в тамошней церкви храму св. живоначальной Троицы все книги погорели; сие св. евангелие до онаго храму надаю и для ведомости потомственной, часть же в доле моей переменилась. Се повторе чиню надпись року 1693. 7 августа в Чернигове Яков Лизогуб полковник черниговский».
[12] Г. Шафонский в опис. черниг. намест., перечисляя церкви тогда в г. Борзне существовавшая, говорит, что Успенская церковь, придельная к Троицкой, построена в 1733 г., а из дел архива Благовещ. церкви видно, что Успенская церковь построена в том году, как развалилась церковь Троицкая; следовательно Троицкая церковь обрушилась 1733 г. В указе же от 1755 г. 4 мая за № 747, прислан, к настоятелю придельной Успенской церкви борз, Михаилу Бутовскому между прочим сказано: церковь де честности твоей соборно-троицкая каменная борзенская до двадцати лет будет как развалилась» и проч., по этому она развалилась в 1735 г. В другом деле того же архива Благовещ. церкви 1764 г., тот же настоятель Успенской церкви Михаил Бутовский в д. правл. протоп. борз, между прочим писал: «за благословеньем, в 1755 г. мая 6 дня, митр. Киев. и галиц. Тимофея, начал он Бутовский о строении от давних лет, а именно: будет тому до сорока, приходской его издревле соборной свято-троицкой каменной разваленной церкви трудиться»... и проч., следов, церковь троицкая развалилась в 1715 г. Первое кажется вероятнее потому, что в 1755 г., когда он писал к митроп. о своём намерении возобновить разв, церковь, сведенья о той церкви были и живее и вернее, Притом же в 1764 г. он . защищался против доносовна него викария его священника Даниила Дмитровского об утрате им некоторых церковных вещей и мог сказать, что начал он о строении от давних лет «а именно будет тому до сорока, каменной разваленной церкви трудиться»,— с своею целью.
[13] Об Успенской церкви, бывшей придел. к Троицкой, будет сказано.
[14] Дело 1764 года архива борзенской благовещенской церкви.
[15] Дело того же архива.
[16] В арх. благовещ. цер. борз, найдена копия с векселя данного в 1759 г. июня 4 д. Мих. Бут. настоят. Троицкой ц. и ктитором Иваном Шевченко брянскому купцу Архипу Андреевичу Накулину в принятии ими от Накулина 150 п. железа на строящуюся в Борзне каменную церковь.
[17] Арх. благов. борз. ц. запись расхода о постр. троиц, цер. за вапну лошадь белую собственную наместника Бутовича в цене 15 руб., дукач соб. его жены в 10 р. и деньгами 30 руб.
[18] На делах арх. протоп. борз Иоанна Дубянского, хранящ. в бор. благовещ. ц., настоятели троицкой церкви подписывались: такой-то настоятель свято-успенской церкви,— а не троицкой. Так подписывались до 1790 г.; а с сего года начали подписываться: такой-то настоятель свято-троицкой церкви.
[19] Находящейся (1862.) в борзенской богадельне старик 86 лет Михайло Воскобойник,—грамотный, говорит, что он будучи еще мальчиком лет 14-ти, когда учился в школе при предельной успенской церкви, хорошо помнит, как троицкая церковь была под соломенною крышею,—в ней и около нея было много кирпича, чрез который и он бегал с другими детьми—учениками; а когда именно упал купол Опис. Черниг. Епарх,—Книга VI. этой церкви, он того не помнит. Предание еще говорит, что падение купола произошло в самый первый день пасхи, по окончании божественной службы, и гул от падения купола слышен был шедшими из церквей своих домой с освященными пасхами.
[20] Книги виленской и львовской печати вытребованы были из борзениских церквей указом от 1 сентября 1735 . года.
[21] Арх. благовещ. церкви борз, дело 1764 г. октября 26 д. 6 стр.
[22] Видно из арх. борз. благовещ. церкви,
[23] Арх. благовещ. цер. указ из Kиев. митр. 1746 г. 27 июля.
* Н. Д. Ханенко в своём дневнике под 11 авгу. 1747 г. протопоп борзенский, отда духовника брат, а при нем и мещанин воронежский Кадигроб отъехали 13 ч. до Малороссии.» Духовнцк—Феодор Яковлевич Дубянский.
[24] Арх. благов. цер. грамота митр. Тимофея 1751 г. 20 марта № 302.
[25] В арх. благов. цер. в записи расхода на строющую. ся церковь за 1764 г. значится: «уплочено за ванну собственною белою лошадью Бутовского в цен. 15 р. Взял купец, по протесте векселя, лошадь собств. Бутовского гнедую в цене 12 р. и тому же купцу доплатил он Бутовский своих денег 5 р.; издержано на работников, каменщиков и помощников их, коих он содержал на свой счет чрез всю работу,—всего 45 р.; во все время постр. церк. своими подводами возил воду и песок»
[26] Запись на еванг. 1688 г. т. печ. Троицкой церкви.
[27] В 1701 г. вдова Есаула Бережницкая передала «пану Тимофею Константиновичу Забеле сотникове Прохоровскому— двор в самом ринку борзенском, против храму Рождества Богородицы.
[28] Арх. Благов, церкви. Указ 1755 г. июля 22 дня, № 1281.
[29] Запись на еванг. м. п. 1774 г., находящемся в церкви Рождества Христова и запись на иконе пресвятой Богородицы, сделанная рукою свящ. Иоанна Богдановского в1793 году.
[30] Запись на вышеозначенном евангелия.
[31] Ширина онаго была не более 9 арш.
[32] У Каратаева нет.
[33] По ведомости доставленной в консисторию, в 1752 г. было дохода в борзенских церквах: в Воскресенской 4 р 32 к. в Пречиской 6 р. 93 к. в Николаевской 9 р. 20 к.вт Чесноковской борзенской св. Василия 3 руб. 87 коп.
[34] Дело арх.. Благовещ. цер. 1755 г. июля 22 дня, № 1281.
[35] Донош. в духов, борз, протоп. правление 1757 г. октября 27 дня, в АРМ. Благов церкви.
[36] В доношении иереев крестового Емельяна Квитницкаго и Симеона Ковалевского от 27 октября 1757 г. в бора, духовн. правл. между прочим сказано: «его высокородие господин майор Георгий Скерлет, яко первейший наш прихожанин объявил то, что ежели его ясне к Богу преосвященства будет воля и благословение, на месте Воведенском храме в память ангела его св. великомученика Георгия заложить, то он своим коштом не отлагательно такую церковь с охотою сооружить имеет, на что де у его и светлиця большая и деревья для потребной пристройки у готовности имеется» .. В арх. борз. Благовещ. церкви.
[37] Грамота за митр, подписом и печатью кафедры митр. Kиев. 1757 г. нояб. 11 д., за № 1255. В арх. борз. Благов, церкви.
[38] Видно из дела колеж. асес. Ильи Георгиева сына Скер- лета 1793 г. В арх. борз. Благовещ. церкви.
[39] Доношение борз. дух. прав, митроп. Kиев. Apceнию 1759 г. апреля 20 дня. В арх. борз. Благовещ. церкви.
[40] Доношение в борз. дух. правление 1759 г. апр, 18 д. В арх борз. Благовещ. церкви.
[41] В арх. борз. Благовещ. церкви.
[42] В арх. борз. Благовщ. ц. Грамота за № 238.
[43] Доношение в правл. протоп. борз. 1766 г. Февр. 8 д. В арх. борз. Благов, ц.
[44] Духов, борз, правл. донош. митр. Киев. Арсению 1767 г. мая 10 д. В арх. бора. Благов, ц.
Опис. Черниг. Епарх.—Книга VI.
[45] Грамота 1768 г. декабря 5 д. за № 832. В арх. борз. Благов. ц.
[46] Грамота 1770 г. января 15 дня, за № 16. В том же архиве.
[47] Грамота 1775 г. окт. 4 д., за № 239. В арх, борз. Благов, ц.