Глуховский уезд

Локотки

На р. Шостке и на дороге из Новгорода в Глухов, в 30 верст. от последнего – и в 26 от первого.

По всей вероятности здесь было поселение и до татар. Так говорит и местное предание, которое представим ниже.

В 1689 г. выдан был архиепископом Лазарем антиминс для Вознесенского храма в село Локотки. И в 1669 г. известно было «село Локотки»[1]. В архиве церковном есть следующая грамота архипастыря от 24 марта 1733 года: всечестному о. протопресвитеру глуховскому Алексию Голяховскому Божие благословение и наше архипастырское препославше, предлагаем. Сего 1733 г. марта 22 дня так всечестность твоя, как и жители села Локоток, которая более сто тридцать лет состроена». Благословение преподано. След. храм починявшийся в 1733 г. построен был еще в 1603 г.

Из старых книг сохранились: служебник, писанный в 1616 г. синодик списася до храму Вознесения Господа Спаса в селе Локотках при священноиерее Иоанне Марковичу в року 1704. Венец Христов киев. П. 1688 г., евангелие м. 1698 г., минеи служебные, с надписью на каждой: «книгу сию минию и прочые минии на целой год вечно в церковь Вознесения Господня, что в селе Локотках, для поминовения моих родителей; во верности сего подписуясь своеручно московскаго Архангельскаго собора протопресвитер Иоанн Комаровский, 1748 г. авгус. 17 д.»

В храме хранятся еще предписание от 18 февр. 1726 г. об искоренении пьянства в народе; предписание 1748 г. с объяснением гнусности пьянства и пользы трезвости; архипастырскою грамотою от 24 янв. 1747 г. предписано, дабы миряне начинали говеть в начале седмицы постной, а не с половины.

В 1736 г. в Локотках 69 казаков и 20 посполитых; в 1770 г. 93 выборных, 196 подсуседков, 196 владельческих поселенцев. Ныне в Локотах казаков 460 м. д. казенных крестьян, бывших подданных Гамалеевской обители, в Локотках и трех деревнях 463 м. д.

По церковным записям число прихожан: Локотской церкви: в 1770 г. 648 м. 650 ж., в 1790 г. 691 м. 730 ж., в 1810 г. 758 м. 800 ж., в 1830 г. 770 м. 821 ж., в 1850 г. 1027 м. 1127 ж., в 1860 г. 1116 м. 1240 ж.

Старик 87 лет так передавал местную историю: «покойный дид розказував моему батьку, а батько на свете Божом жив годов сто, – дак я еще тоде був хлопцем; дак батько мый гомонев, що давно колысть нашу землю розорялы нехрещеные люде, кажуть, их звалы татары, – да и еще полякы; дак сыи нехристы крепко мучалы людей; казав, що пеклы их огнем, пробивалы кольем насквозь, ломылы рукы, жарилы детей на сковородах, церкви оббиралы и церковну утварь жидам продавалы и всякы напасти чинилы; дак люде ховались, хто де попав, а наболш по лесам».



[1] См. о Ображеевке.