1911 год. Паломничество в монастырь
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Арсению, Архиепископу Харьковскому и Ахтырскому
Священника Андреевской церкви, села Млинков, Ахтырского уезда, Харьковской епархии, Михаила Торанского
Честь имею довести до сведения Вашего Высокопреосвященства следующее: Находя в посещении русско-православных монастырей великое для своего религиозно-нравственного чувства удовлетворение, я решил – прошедшей весной текущего 1911 года, посетить известный мне дотоле только по слухам женский Велико-Будищенский монастырь Полтавской епархии.
Так как расстояние между означенным монастырем и вверенным мне приходом –селом Млинками – невелико (всего лиши 20-25 верст), то посещение данной обители я решил совершить пешком.
Узнав о таковом моем намерении, многие из моих прихожан, люди – глубоко-религиозные, любящие святое паломничество, обратились ко мне с просьбой разрешить п им сопутствовать мне в предполагавшемся моем благом путешествии. С радостью встретив такое доброе желание своих пасомых, я объявил им, что если им, как пасомым, приятно творить доброе дело со своим пастырем, то я лично, как их пастырь, нахожу в этом великое духовно-пастырское утешение и потому, чем больше найдется желающих совершить святое путешествие, тем более я буду душевно радоваться. Желающих оказывалось все больше и больше.
Прекрасно сознавая, как часто крестьяне проводят праздничные дни не по-христиански в разгулах, пьянстве и т. п., я – с целью отвлечения своих пасомых от такого неблаговидного времяпрепровождения праздничных дней – днем нашего небольшого паломничества назначил третий день Св. Пасхи 12 апреля сего 1911 года.
В этот назначенный день после Божественной Литургии и напутственного молебствия, благословив молящихся, я двинулся в путь.
Только выйдя из храма, уже в начале самого пути, я увидал, как, совершенно неожиданно для меня самого число желающих посетить в моем сопровождении св. обитель оказалось велико! По подсчету оказалось, что мне сопутствует толпа в пятьсот слишком человек, мужчин и женщин, стариков и молодых.
Только теперь я увидал непроизвольно допущенную мною ошибку, а именно: не предусмотрев заблаговременно возможности такого огромного числа сопутствовавших мне паломников и поэтому самому не испросив на это паломничество Вашего Архипастырского разрешения п благословения, я этим самым был лишен возможности поставить это краткое, но отрадное для меня и моих прихожан путешествие на официальную почву; и прежде всего я был лишен возможности придать этому паломничеству тот торжественно религиозный, величественно-церковный характер, который, как я увидал уже впоследствии, имел-бы для религиозно нравственного состояния народа огромнейшее воспитательное значение и о котором сами сопутствовавшие мне такт, усиленно меня упрашивали; говоря кратко, не имея Вашего Архипастырского благословения, я, к великому сожалению, не имел возможности совершить данное мое паломничество торжественным крестным ходом, со всеми приличествующими при сем святостями, Св. Евангелием, Крестом, хоругвями, иконами, кропилом и т. д., о чем так упрашивали меня мои прихожане.
Тем не менее, н совершенное в весьма скромных размерах наше паломничество оставило, как в душе и сердце сопутствовавших мне лиц, так и в моих пастырских думах и чувствах, неизгладимое отрадное религиозно нравственное впечатление.
В течение всего нашего путешествия, в обитель и обратно, все участвовавшие в этом паломничестве совершали свое доброе дело в удивительно благоговейном настроении! По всему видно было, что каждый был проникнут сознанием важности и великого значения для своей души совершаемого религиозно-церковного акта.
По пути туда и обратно, по желанию самого народа, самими-же сопутствовавшими мне с некоторыми перерывами были исполнены церковные пасхальные песнопения, что сравнительно выполнялось без особых затруднений, так как в числе богомольцев был почти весь хор вверенной мне церкви во главе с регентом псаломщиком.
Прохождение чрез встречающиеся на пашем пути села носило весьма трогательный религиозный характер; святой обычай русского православного христианина совершать при прохождении мимо христианских храмов крестное знамение вылился в нашем путешествии в дивную величественную картину: вся толпа богомольцев останавливалась пред св. храмом и, совершая крестное знамение, торжественно пела пасхальный тропарь – «Христос воскресе».
Видя такое трогательное шествие, многие из прихожан других приходов не могли удержаться от того, чтобы не примкнуть к этому религиозному нашему шествию.
Наивысшей же степени религиозно-умилительное состояние богомольцев-паломников достигло уже в самой св. обители, в месте, составлявшем цель нашего путешествия.
Не смотря на наш неожиданный приход в таком большом числе молящихся во св. обитель, нам был оказан со стороны насельников и насельниц этого монастыря самый радушный прием: по распоряжению матушки игуменьи нам было бесплатно отведено помещение для отдыха, была выдана бесплатно в некотором количестве, пища и т. д.
За время нашего пребывания во св. обители мною, с разрешения игуменьи монастыря и священнослужителей этого последнего, были совершены в монастырском храме в присутствии сестёр-монахинь и богомольцев-паломников всенощное бдение и Божественная литургия, на которых пели два хора – женский-монастырский и хор вверенной мне церкви; за это же время в сопровождении священнослужителей и сестер-монахинь монастыря всеми нами осмотрена вся св. обитель с её скитом, отстоящим от монастыря в трех верстах; были совершены заздравные молебные пения; свободное от молитвы время богомольцы паломники проводили в религиозно благочестивой беседе с сестрами-монахинями и т. п.
Трогателен был и наш выход из обители: сестры-монахини с пением церковных песнопений проводили нас за ворота своей обители и в момент, когда мы покидали св. обитель, пропели посетившим их богомольцам «Многая лета». В ответ на такое доброе нам пожелание мы также торжественно воспели оставляемой нами обители с её обитателями «Многая лета»...
Возвратившись благополучно в свою весь, мы разошлись по домам с самыми благочестивыми мыслями и настроением...
То религиозное воодушевление, те святые чувства и мысли, которые все мы переживали за время нашего короткого, знаменательного для всех нас паломничества, длившегося всего лишь около двух суток, и прежде всего за время нашего пребывания в самой обители, не поддаются описанию!
Каждый из нас за все это время жил только одним, только мыслию о Боге, только мыслию о спасении души, вообще мыслями святыми и благочестивыми...
О таком душеспасительном впечатлении, о таком религиозно-нравственном состоянии всех сопутствовавших мне можно судить хотя-бы по тем трогательным благодарностям, которые мне пришлось получить после совершения нашего путешествия за мое разрешение всем желающим принять участие в моем непродолжительном паломничестве, а также за мои наставления, указания и руководительство в этом путешествии!..
29 июня сего 1911 года, по просьбе некоторых прихожан, не имевших возможности посетить св. обитель в апреле месяце, я паломнически вновь посетил Велико-Будищенский монастырь, в сопровождении богомольцев паломников в числе около ста человек.
На сей докладной записке резолюция Его Высокопреосвященства последовала таковая: 1911. Июля 26. Доброе дело совершили паломники со своим пастырем! Дай Бог побольше таких проявлений религиозного чувства! А. Арсений.