Глуховский уезд

Есмань

Лежит на большой киево-московской дороге, в 15 вер. от гор. Глухова и в таком же расстоянии от границы орловской губернии. Селение расположено в долине, между двумя возвышенностями; речка Есмань, вытекающая из болот в версте от селения, разделяет село на две половины; речка имеет ширины, в метах глубоких до сажени, а в мелких, не более аршина, – мелка и топка; по берегу речки в селении много ключевых источников, со вкусною и здоровою водою. В местности преимущественно, лесной, полоса от Глухова до границы орловской губернии, на которой, по обе стороны большой дороги, расположены селения: Есмань, Пустогород, Полковничья Слобода. Бачевск, Сопичь, Суходол и Уланов, ныне только кое-где – на берегу речки, по скатам глубоких яров, виднеется малая кудрявая заросль, или рисуется заветная роща хозяина – пасечника.

По акту 1647 г. Есмань «деревня пана Андрея Огинскаго»[1]; в 1654 г. в Есмани считали 25 дворов жителей[2]. По другим актам, «село Есмань» до перехода в польское управление, до 1608 г., принадлежало молчанскому путивльскому монастырю[3].

Последнее обстоятельство дает полное право полагать, что храм св. Николая существовал в Есмани по крайней мере в XV стол. если только и не прежде того, хотя ясное известие о нем относится к 1691 г.[4]

Сохранившийся в церковном архиве заглавный лист просительной книги, 1738 г. говорит: по данному от ясне в Богу преосвященнейшаго архипастыря нашего киевского кур Рафаила Заборовскаго письменном благословении имеет в селе Есмани вновь (на место погорелой) строитися церковь о двоих престолах – во имя стретения Господня и святителя Христова чудотворца Николая… на которое строение за необходимую от пожару случившуюся нынешнюю скудость и нужду, требуется от православных христиан доброхотнаго подаяния; и для того книга сия учинена: да аще кто от щедрости своей доброхотно что даст, в ней тое подаяние свое, а притом по произволению своему (кто пожелает) себе самаго и род свой в живых имеючийся и умерший для приносимаго о их в памянутой (егда в совершенное сооружение прийдет) церкви при безкровной Христовой жертве поминовения, уписати до соизволит». В синодик, писанный 1748 г. 1 генваря, при священнике Иоанне Левицком, внесены роды не одних местных жителей, но и сторонних – г. Лубен, Глухова и Стародуба; в синодике записаны и два малороссийские гетмана: Иоанн Скоропадский и Даниил Апостол. Синодик, если он – исполнение обещания заглавного листа, даст знать, что церковь соорудилась из доброхотного подания. Но, по скудости ли средств, или более по настоятельной  нужде в церкви, церковь, вероятно, куплена старая: потому что 1764 г. Июня 6 дня духовное Правление Глуховской протопопии ордером предписывает священнику села Чуйковки Ананию Перехожинскому: «обветшалую Чуйковскую церковь (вместо которой новая устроена уже совершенно и освящена) разобрав, церковное дерево все без остатка на починку обветшалой есманской церкви отпустить». В 1770 г. в мае месяце заключен контракт на починку Есманской церкви; из контракта видно, что церковь была о трех главах. По контракту, работа значится следующая: «три верхния бани худыя шелевкою покрыть», по бокам всюду ошелевать, прихожий бабинец достроить и другие два бабинца, с надлежащим числом дверей и окошек и потолком внутрь, пошелевывая построить, на верх оных бабинцев, против дверей верхней церкви, по примеру поделанных близ Преображенской  Глуховской церкви, с окошками и дверьми балдахинчики, где двери олтарние обоих престолов, там пристроить пристойные с рундучками балдахинчики, в прихожем бабинце двое сходов к верхней церкви, во круг церкви дать с покрытием призьбу, в верхней бане вместо испортившагося штомбера сделать новый, и ради показания твердости штомбера должны сами (плотники) крест снести и на оном поставить, на всех трех банях конту чем лучше поновить. «За означенную работу положено»: денег 60 рублей, харчей: муки житной 7 четвертей, гречаной 4 четверти, круп 1 четверть, муки пшеничной 4 мерки, тарани пять сот, пшена 4 мерки, мяса пуд, горелки 10 ведер». Сгоревшая церковь, предание и самое место указывают, стояла по левую сторону р. Есмани, недалее 80саж. от настоящей церкви; двух престольная церковь стояла на нынешнем погосте, памятник престольного места оной и теперь существует.

Нынешний храм свят. Николая построен в 1796 г. дворянином Войсковым Товарищем Лукьяном Дорошенком. Прихожане положили построить каменный храм и собирают средства.

Предметы достойные замечания:

1-е. Частицы св. мощей св. великомученика Феодора Тирона и преподобномученицы Пелагии. Св. мощи хранятся в кипарисной иконе, с изображением сих святых; в персях изображений сделаны углубления, куда и вложены св. мощи. Икона с св. мощами хранится в киотчике за стеклом и стоит на жертвеннике. В пяток первой седмицы великого поста, в память великомученика Феодора Тирона, и в дни святых, икона с св. мощами выносится и полагается на аналогии. От кого и когда поступила икона с св. мощами – не известно.

2-е. Образ Ахтырской Божией Матери. Образ имеет меры 6 верш. Длины и ширины, покрыт сереб. вызлащенною ризою, чеканной работы, имеющаго весу 1 ф. 57 золот. безпробнаго серебра; внизу ризы вырезана надпись: «истинное изображение и мера чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Ахтырской, которая явилась 1739 г. июля 2 дня… Сия шата сделана старанием и коштом священника Есманскаго Иоанна Левицкаго, да жены казака Есманскаго Григория Сметаны Евфимии Ивановны 1767 г. июня 9 дня». Потомство священника Левицкого, живущее и теперь в Есмани, передает, что самя икона поступила от их дома. Киот обновлен живописью и позолотою в 1861 г. на сумму 150 руб. сереб., – жертву прихожан. К образу Ахтырской Божией Матери с видимою сердечною верою прибегают местные жители, и, не редко с окрестных мест.

3-е. Образ святителя Николая – длины 1 аршин 3 верш., шир. 3 четвер. 1 верш.4; – покрыт серебр. ризою 84 пр., имеющаго весу 6 фунт. 67 ½ золот., с вызолоченным венцом, в приличных местах украшенною 372 камнями стразов; финифтовою панагиею и двумя финифтовыми надписями, риза сделана в 1851 г. в Москве и стоит 240 руб.,  для ризы прихожане жертвовали: одни – разныя серебряныя вещи, другие – деньги. Образ свят. Николая стоит в киоте, сделанном прихожанами в 1852 г. за 150 руб. сереб. По живописи образ св. Николая – одной руки с образами иконостаса двух-престольной церкви, и, вероятно, был храмовый образ. Местные жители – всегда, а в храмовые дни, окружных селений поклонники прибегают к нему с особенным усердием о видимою верою в помощь святителя.

4-е. Евангелие в полулисте печатанное в Москве в 1685 г., внизу по листам евангелия надпись: «сия благовестия четырех евангелистов отменил до храму святителя Христова Николая в село Есмань раб Божий Василий Федорович и с женою своею за отпущение грехов в року идучом 1691 июня 25 дня».

По древности пеати замечательны: житие и чудеса святителя Николая, м. п. 1679 г., октоих, печатанный в Львове в 1686 г. и триодь постная, печатанная в Москве в 1693 году.

Причта при сей церкви состояло, до 1755 г., священник, дьячок и пономарь, с 1755 г. по 1784 год два священника, из коих один был викарий, по штату 1797 г. – священников два, диакон один, дьячков два и пономарей два, с 1820 по 1832 год приходов было два, по штату 1844 г., 5 класса, положено: священник, дьячок, пономарь и просфирня.

Для содержания причта, по штату 1844 г., определено 202 руб. серебр., сверх сего от прихожан положено: священнику мерка ржи с двора, дьячку и пономарю по полмерки, какой жертвы не собирают и половины, и то с трудом и позором; земли при церкви имеется только селидебной, примерно, до полдесятины, с двух лоскутах, на которой земле поселены дьячок и пономарь; земля пожертвована помещиками: Карпенкою и Бояринцовою.

Сравнительное сведение о свечном доходе и кошельковом сборе.

 

Свечный доход

Кошельковый сбор

Прибыль

Руб.

Коп.

Руб.

Коп.

Руб.

Коп.

В 1809 году

180

27

179

26 1/2

15

37

1819

397

75

228

32

53

75

1829

190

60

209

4

36

30

1839

252

50

443

28

94

10

1849 серебром

86

63

83

95

29

63

1859

87

52

300

30 1/2

30

27

1861

110

17

237

65

34

60

Сравнительное сведение о народонаселении:

 

Мужеска.

Женска.

В 1728 году

520

448

1740

808

749

1750

904

734

1760

710

665

1770

738

696

1780

773

720

1790

1074

998

1800

1095

1063

1810

996

1006

1820 – 1-го прихода

472

458

2-го прихода

400

431

1830 – 1-го прихода

458

513

2-го прихода

463

542

1840

871

943

1850

811

896

1860

900

991

По гражданской ведомости 1736 г. в Есмани казаков 34 и посполитых Глуховской ратуши 128, известие неполное.



[1] Акт. югозапад. Росс. III, 97. Спб. 1862 г.

[2] Декрет 1654 г. на имя предка г. Коробки, настоящего владельца х. Веремеевки.

[3] Я. Маркевича записки 2, 119.

[4]