Из Материалов для историко-статистического описания Екатеринославской епархии (Ф. Макаревский)

СЛОБОДА МАТВЕЕВКА. УЕЗДНЫЙ ГОРОД ПАВЛОГРАД

Павлоград, при реках Волчей и Самаре, по многолюдству и промышленности, по развитию торговли, по богатству и довольству жителей, – один из лучших уездных городов Екатеринославской губернии.

В местных старинных документах о первоначальном происхождении Павлограда и о некоторых переменах в судьбах его мы находим несколько интересных и довольно обстоятельных, верных исторических сведений. Излагаем их здесь в порядке, сообразно ходу самого дела.

В восточной части Запорожья богатая и привольная, ровная и живописная местность нынешнего Павлограда давно уже, во всей подробности, известна была запорожскому товариству. Тут лежал из Сечи запорожской секретный казацкий шлях на Калмиус и Кагальник, на славные степи Бритайские и на дачи Терновские. По распоряжению Коша, около 1660 года ЗДЄСЬ официально учреждена была Кошем от Самарчика, от Новоселицы, как бы первая главная попутная станция с перевозом чрез Волчую для всех проезжающих и проходящих: сидевшие тут зимовником и хутором, в землянках и мазанках, запорожцы обязаны были всех путешественников принимать и довольствовать путевым содержанием. Около сторожевой и станционной линии всегда было множество частных зимовников и хуторов запорожского казачества. В мирное и спокойное время, скотоводство, пчеловодство и рыболовство были здесь в цветущем состоянии. Рынки и базары Новоселицы обогащались ими достаточно. После лихолетья, после тяжкого агарянского нападения на Запорожье (1768 и 1769 гг.), в начале 1770 года на этой местности поселился абшитованный, отставной запорожец, войсковой старшина Матвей Хижняковский, завел здесь огромнейший зимовник со множеством землянок и мазанок, свободно принимал к себе всех приходящих и с своими хлопцами и мальцами, со своею челядью и наймитами усердно занимался хлебопашеством и скотоводством. В феврале 1771 года на зимовник Матвея Хижняковского пришло несколько семейств малороссийского народа, для весенних и летних, сельских огородных и полевых работ; но по окончании хозяйственных работ, все пришедшие семейства остались здесь навсегда, в качестве челяди Хижняковского. В 1774 году зимовник Матвея Хижняковского многолюдством своих обывателей и довольством их, промышленное и добрыми порядками между ними далеко уже был известен многим в Запорожье. При открытии Азовской губернии, первый Азовский губернатор Чертков, обозревая свою ново учрежденную губернию, из Белевской крепости, чрез Новоселицу (Новомосковск), в сентябре 1775 года посетив зимовник Матвея Хижняковского, ясно увидел здесь, что по географическому расположению Азовской губернии, зимовник этот составляет одну из лучших станционных линий на прямом пути по губернии; а потому зимовник Хижняковского Чертков назвал государственною воинскою слободою, дав ей имя Матвеевки, в честь и память основателя её, самого Хижняковского почтил титулом Осадчего слободы и определил земским смотрителем её. Уяснив Хижняковскому и насельникам новой государственной слободы Матвеевки все виды и желания Правительства, Чертков поручил Хижняковскому всеми мерами заботиться о заселении безлюдного края, о развит в нем хлебопашества и скотоводства, промышленности и торговли. Оказалось, что Хижняковский хорошо понял инструкцию Черткова. По отъезде его, приступив немедленно к благоустройству своей слободы Матвеевки, Хижняковский распланировал слободу, указал в ней место для церкви с колокольнею, со школою и шпиталем, назначил улицы и места для постройки жилищ и домов слобожанам и пригласил семейный и оседлый народ селиться в слободе и обзаводиться домами и усадьбами. Сделавши все необходимое для блага обывателей слободы Матвеевки, для спокойствия и довольства их, Хижняковский в 1776 году начал хлопотать о постройке в слободе церкви, при содействии Азовской губернской Канцелярии и Межевой экспедиции, указал указному землемеру отмежевать для причта будущей церкви 120 десятин удобной земли и просил губернатора Черткова исходатайствовать ему у преосвященного Евгения, Славенского и Херсонского, разрешение и благословение на постройку в слободе Матвеевке новой церкви. На основании сей просьбы Хижняковского, бумагою от 26-го генваря 1777 года Азовский губернатор генерал Чертков доносил преосвященному Евгению, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что "в славных дачах Азовской губернии, между рек – Волчей и Самары – поселена государственная воинская слобода Матвеевка, в коей уже устроенных дворов 60 имеется, а не успевших за зимою обстроится 80, в них обывателей муж. 217, жен. 387, а обоего пола 604 души; что для жителей этой слободы необходимо устроить церковь и он желает – каменную во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на каковую постройку готовый камень и жженный кирпич имеют поступить от казны, а главным вкладчиком и фундатором при постройке церкви желает быть Троицкой Новоселицкой, при Самаре, церкви диакон Василий Колотнеча, отец коего, казак Феодор Колотнеча, жертвует на постройку оной церкви тысячу рублей денег». А потому губернатор Чертков просил преосвященного Евгения выдать грамоту на заложение Покровской церкви в слободе Матвеевке и рукоположить к этой церкви во священника означенного Новоселицкого диакона Василия Колотнечу. Самарское духовное Правление, в доношении своем излагая теже обстоятельства дела и добавляя, что из 80-ти тысяч десятин земли, отведенной под слободу Матвеевку, для духовенства предполагаемого в Матвеевке прихода будет отмежевано указное количество (120 десятин) земли, со своей стороны просило преосвященного Евгения о том же. На основании сих бумагъ диакон Колотнеча 16-го февраля 1777 года, рукоположен во священника в государственную слободу Матвеевку, и началась переписка о построении церкви в означенной слободе. По представлению епархиального Начальства, Св. Синод указом от 20-го марта того же 1777 года даль благословение на основание слободы Матвеевки и на постройку в ней церкви. Отношением от 7-го апреля 1777 года Чертков сообщал преосвященному Евгению, что полковой старшина Матвей Хижняковский неотступно просит его, Черткова, жителей ново населяемых им слобод Матвеевки и Дмитриевки снабдить, на первый случай, хоть походными церквами, так как обыватели оных слобод, во удовлетворение своих духовных нужд и религиозных потребностей, крайне нуждаются в совершении богослужений и в исправлении христианских треб. Приняв во уважение неотступную просьбу Хижняковского и духовные нужды жителей Матвеевки и Дмитриевки, Чертков убедительно просил преосвященного Евгения «дозволить ему сделать на первый раз две походные церкви, одну во имя Св. апостола и евангелиста Матфея для слободы Матвеевки и другую во имя Св. Димитрия Ростовского в слободу Дмитриевку, с тем, чтобы, когда в означенных слободах построятся постоянные и обыкновенные храмы, эти временные, походные церкви дозволено было употреблять в других ново заселяемых слободах, и при сооружены города, который нынешним летом (т. е. 1777 г.) частью уже начнется». По получении разрешения, походная церковь для слободы Матвеевки во имя Св. апостола и евангелиста Матфея скоро была сделана, поставлена в особом, нарочито устроенном зданий и на готовом антиминсе 10 марта 1778 года Павловским протопопом Феодором Тисаревским соборно освящена.

Между тем бумагою от 6-го мая 1779 г. № 43 Павловское духовное Правление (Павловский протопоп Тисаревский) доносило преосвященному Евгению, что 19 апреля того же 1779 года Мариупольского уезда государственной слободы Матвеевки, походной церкви Св. апостола и евангелиста Матфея священники Василий Колотнеча и 21-го ноября 1777 года из Лычковских диаконов рукоположенный Максим Сирица с прихожанами просили оное Правление представить Его Высокопреосвященству просьбу их о выдаче им храмозданной благословительной грамоты на заложение в той слободе Матвеевке неподвижной церкви во имя Покрова Богоматери деревянным зданием; Правление при семь свидетельствовало, что слобода Матвеевка от околичных церквей состоит въ 70-ти верстах, населена бывшими запорожцами, дворов в слободе на лицо 194, в них муж. 872, жен. 692, обоего пола 1564 души; материалов для постройки церкви заготовлено достаточно, денег имеется 700 рублей, мастер уконтрактован, церковные книги, утварь облачения и прочее все имеется на лицо; земли под церковь, под кладбище и на селидьбу священно и церковнослужителей восемьдесят саженей длиннину и столько же поперечику, а для довольства и пахатной, сенокосной и лесных угодий отведено указное число (120) десятин; за себя и за наследников своих письменно, надлежащим – ментом обыватели слободы Матвеевки обязались ежегодно, от общества, выдать на церковь – воску по 5 пудов, ладану по одному пуду, вина церковного на служение по два ведра, на просфоры и благословение хлебов муки пшеничной чистой по три четверти, масла деревянного по 5 ф., на кутью по одному четверику и меду по 5 фунтов. Отношением от 3 декабря 1779 года, из г. Екатеринослава 1-го, о заложении Свято-Покровской церкви Луганского пикинерного полка в воинской слободе Матвеевке просил преосвященного Никифора и Чертков, в новом отношении от 3-го апреля 1780 г. дополнив, что каменную церковь устроит он, Чертков, в Матвеевке со временем, а теперь просил благословения на закладку деревянной. По полу- чтении благословительной храмозданной грамоты, деревянная церковь в слободе Матвеевке во имя Покрова Божией Матери 21-го мая 1780 года заложена к постройке; а рапортом от 25 августа 1782 г. Павловское духовное Правление (протопоп Тисаревский и протопоп Роман Кошевский) донесло преосвященному Никифору, что Павлоградского уезда в воинской слободе Луганской ново устроенная деревянная церковь во имя Покрова Богоматери, по благословительной грамоте Его Преосвященства 21-го того же августа 1782 года соборно освящена, по надлежащему церковному чиноположению, и открыта к богослужению и священнодействию.

Со времени вступления своего в управление новооткрытою Азовской губернией, Чертков озабочен был мыслью устроить в новой своей губернии город Павловск, в честь и в память наследника престола, Павла Петровича. Изыскивая лучшее и удобнейшее для этого место, Чертков остановился первоначально мысль на старинной запорожской Паланке – на Калмиусе и в этой Паланке, при впадении реки Калмиуса в Азовское море, решился устроить новый город Павловск. Сделав по сему надлежащие распоряжения, Чертков все меры употреблял к осуществлению своего желания. Согласно его видам и намерению, возвращена в Калмиус походная Свято-Николаевская церковь со всеми её принадлежностями, временно состоявшая в слободе Камянке, при Днепре; в Калмиус к Свято-Николаевской церкви назначен постоянным священником 1оаннъ Филиппов, а по смерти его, 3-го декабря 1779 года определен туда к той же Николаевской, уже соборной Павловской церкви протоиерей Роман Кошевский, из Александровской крепости, согласно его собственному желанию и прошению. Но 26 июля 1780 года, по распоряжению Потемкина, эту местность на Калмиусе заняли пришедшие из Крыма греки, основали ЗДЄСЬ город Мариуполь и отобрали у Кошевского церковь его. Существование города Павловска, ПОСЛЄ этого, назначено Чертковым в другом МЄСГЄ ВЪ слободе Павловке. По оценке, за деньги, греки не пожелали оставить за собою Калмиускую подвижную Свято-Николаевскую церковь и как судьи греческого суда, так и митрополит Игнатий объявили при этом, что у них собственных своих есть 14 иконостасов и достаточное количество всякого рода церковных утварей. По просьбе Черткова, преосвященный Никифор дозволишь Калмиусскую подвижную Свято-Николаевскую церковь перенести в новоназначенное для г. Павловска место, – в Павловку, так как гуда перешли из Калмиуса все жители; в феврале 1781 года, под личным наблюдением Павловского протоиерея Феодора Тисаревского, церковь со всеми утварьми и принадлежностями, перенесена в новый город Павловск, поставлена в нарочно приготовленном доме и открыта к богослужению. Бумагою от 30-го июля 1781 года Чертков просил у преосвященного разрешения устроить в новом Павлограде не подвижную Петропавловскую церковь на казенный счет, из казенных материалов и казенными людьми. Согласно сей просьбБ, 4-го августа 1781 года выдана святительская благословительная храмозданная грамота на закладку и сооружение церкви. 23-го апреля 1782 года, соборно, по церковному чиноположению, проторей Тисаревскій заложил церковь в новом Павлограде. Но в репорте от 28 июля 1784 года Павловское духовное Правление писало преосвященному Никифору: «Бывший Павлоград переименован ныне слободою Павловкою, которой слободы все казенные строения, в том числе и церковь, по благословению Вашего Преосвященства неподвижная, на место там стоявшей походной, прошедшего 1782 г. апреля 23 заложенная, по указу Азовской губернской канцелярии, сего 1784 года апреля 19 дня, отданы колонистам корсиканцам, кои все римско-католического исповедания состоят, а жителям тамошним греко-российского исповедания тем же указом велено в другое место переселяться; которые корсиканцы сего июля 19-го и прибыли в оную Павловку. И так тамо состоящая церковь походная Николая чудотворца, поставленная по благословению Вашего Преосвященства 8 мая 1781 года, без прихода остается, и священник Павел Алексеев, к тому приходу определенный с двумя церковниками, безместными находятся, которые на милостивое Вашего Преосвященства благорассмотрение при семь представляются. А о той походной Николаевской церкви от Вашего Преосвященства благословения покорнейше просит Павловское духовное Правление о перенесении оныя в крепость Никитинскую, где церкви нет, а священник имеется Стефан Малинский, а в той Никитинской крепости и в двоих слободах поселенных отставных солдат, – в Жеребце и Камышевах, состоит дворов 117, и оные жители, по причине неимения церкви, претерпевают не малую нужду, по причине дальнего расстояния от околичных церквей, ибо самые ближайшие церкви состоять от оных в 25 верстах".

11-го июля 1784 года, в Кременчуге торжественно открыто Екатеринославское наместничество со всеми присутственными местами и учреждениями. А в отношении от 26-го ноября 1784 года, Екатеринославского наместничества правитель Синельников писал к преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому: "На сообщение Вашего Высокопреосвященства от 30-го октября уведомить честь имею, что в Екатеринославском наместничестве вновь устроены города: Александрийск из шанца Усиковского, Донецк из села Подгорного, Павлоград из села Лугани, прежний же Павлоград остался селом, Алексопольск из местечка Нехфорощи; переименованы – Константиноград из Белевской крепости, Славянск из города Тору, Новомосковск, что прежде был Екатеринослав».

Так славная государственная воинская слобода Матвеевка, названная потом Луганкой, по случаю помещения в ней главной штаб-квартиры Луганского пикинерного полка, в половине 1784 года возведена на степень уездного города и наименована – Павлоградом, каковое наименование и достоинство с честью и славою удерживает и доселе!